Малые игры и игры на свежем воздухе
Рубрика: Упражнения и игры для детейИгра оказывает большое влияние на социальное развитие человека и формирование его личности. Мотивация игры, выбор игровых форм соответствуют физическому и психическому развитию участников игры. Моторные игры в самом раннем возрасте сменяются на второй возрастной ступени играми на конструирование и изображение, которые в свою очередь подразделяются на игры с подражанием и на групповые игры с распределением ролей. Здесь речь идет о взаимоотношениях с окружающей средой посредством игры, об игровом ее представлении и подражании. Созданная Гутс-Мутсом система разделения игр на подвижные, спокойные и настольные действенна и на сегодняшний день.
К первой группе Гутс-Мутс причисляет игры на внимание и наблюдательность, развивающие фантазию и мышление, загадки и т.д.
Подвижные игры также подразделяются на несколько групп: игры на улице, зависящие от времени года, игры, воплощающие народные традиции, малые игры (игры на площадке, гимнастические игры) и, наконец, единые по международной классификации спортивные игры (игры с соревновательным характером, большие командные игры).
В литературе встречаются различные названия подвижных игр: народные игры, игры для юношества, гимнастические игры, школьные игры, игры на площадке, малые игры. Последнее название наиболее употребительно в настоящее время.
Малые игры-это смена разнообразных и веселых по характеру действий по определенным правилам, которые способствуют развитию и совершенствованию физических и умственных данных. Малые игры носят, как правило, соревновательный характер. Однако в отличие от спортивных игр не имеют официальных правил соревнований, принятых на международном и национальном уровне, в понятие которых входят время игры, количество игроков, размеры игрового поля, а также размер и объем игрового предмета. Более того, правила и ход игры могут изменяться в соответствии с обстоятельствами или подчиняться определенным педагогическим целям. Зачастую правила игры самостоятельно выбираются Играющими.
В зависимости от характера, вида игры и ее задач составы команд могут быть равными или неравными. Иногда один игрок соревнуется со всеми остальными.
Существенным признаком малых игр является то обстоятельство, что они не требуют длительной подготовки и могут быть начаты сразу после коротких разъяснений и повторены по желанию играющих.
Трудным моментом является разграничение малых игр от используемых в них специальных упражнений соревновательного характера, которые служат в многочисленных видах спорта для совершенствования определенных умений и навыков или развития желаемых качеств (например, спортивные формы в гимнастике с препятствиями, позиционные броски, носящие соревновательный характер в баскетболе, бросок на дальность и целевые упражнения).
Целесообразно выделять в самостоятельные группы игры на улице, обусловленные временем года (например, игра в бабки, игра с обручем, классики), а также игры, связанные с народными традициями и обычаями. То же относится и к своеобразным местным играм.
В целом для малых игр существует довольно поверхностная классификация, при которой названия игровых групп характеризуют основные формы движения тела и вид игровой деятельности: а) песенные игры-пение, танцы, представление; б) подвижные игры-бег наперегонки, салки; в) игры с мячом-ловля, прием, броски и попадания в цель; г) силовые игры и игры на ловкость-борьба и потасовка; д) игры для тренировки восприятия (хорошая наблюдательность, быстрая реакция, точное ориентирование); е) малые игры на воде-игроки ныряют, плавают, плескаются; ж) малые игры в зимнее время-лыжи, коньки, катание на санках. Значение и распространение. Физическое воспитание в дошкольном возрасте характеризуется в основном игровыми формами. Сюда относятся простые малые игры, особенно такие, которые предусматривают преодоление в игровой форме естественных препятствий, канав, ям с песком, пней и т.д. Здесь же возможно использование игровых песен, игр, носящих подражательный характер, массовых игр с бегом наперегонки, некоторых простых и выразительных форм игры в салки, а также легкие формы игры с мячом. На уроках физкультуры почти все игры носят подготовительный характер к спортивным играм.
Вне школы, на детских утренниках и народных гуляниях, во время каникул и в походах, на пляжах и спортивных вечерах взрослых малые игры являются средством разнообразного, насыщенного впечатлениями и все же целенаправленного физического воспитания.
Применительно к большому спорту малые игры могут служить средством ослабления тренировки, а также в измененном виде являются средством интенсификации тренировки. Это относится как к разностороннему общефизическому развитию, так и к подготовке и развитию определенных специфических для данного вида спорта навыков и умений. Ценность для воспитания. Подвижные игры и игры, требующие самостоятельных действий, оказывают при соответствующем педагогическом руководстве влияние на развитие личности. В играх выполняются такие нравственные задачи, как готовность прийти на помощь, уважение, способность к коллективным действиям, дисциплине, постоянство и стремление к творчеству. Первостепенной задачей является согласованность индивидуальных действий с общей целью и умение подчинить себя установленным принципам. Дисциплинированная, честная и справедливая игра требует также соответствующих педагогических и методических мер, таких, как строгое руководство, корректное решение судей, поддержание порядка, ясность игровых правил, хорошая подготовка игрового поля. Эти меры преследуют одну-единственную цель: поддерживать жизнерадостность в игре, что является мотором игровых действий.
В песенных играх (тематика, которых заимствована из сказок, рассказов о животных, общественной жизни) расширяется мировоззрение детей, творческое мышление и благодаря музыкальному сопровождению развивается чувство ритма, участники учатся понимать музыкальное произведение. В играх, основанных на беге и игре с мячом, развивается внимательность и способность сконцентрироваться, причем здесь Происходит смена напряжения и расслабления. Разностороннее физическое развитие, т.е. развитие всех групп мышц, достигается в малых играх путем разнообразных движений (бег, наклоны, повороты, прыжки, ползание, броски, ловля и т.д.). Непродолжительное возбуждение сменяется спокойными паузами, что способствует благоприятной смене нагрузок для дыхания и кровообращения. Координация различных основных движений, постепенный переход к различным комбинациям движений и действиям, требующим быстрой реакции, способствует общему двигательному развитию. Большая подвижность, развитие способности быстро принимать решения создают предпосылки для тактически верного поведения в спортивных играх.
Материальное обеспечение. Одежда, спортивные снаряды и игровые предметы. Главное в том, чтобы участвующие команды заметно отличались друг от друга. Участники обычно надевают различные по цвету жилеты или используют разнообразные повязки. Необходимые спортивные снаряды легко приобрести, их всегда можно отремонтировать. К ним относятся: мячи больших и малых размеров (мяч для игры в лапту, набивной мяч, мяч с камерой внутри), флажки, трос, длинная веревка, гимнастические шесты, ящики, штанги для прыжков в высоту, коробки для мячей, гимнастические скамейки, булавы, 2-3 теннисных мяча. Игровые площадки. Вначале следует освободить площадку от предметов, способных травмировать участников игры (камни, черепки, пни), а также устранить неровности поверхности площадки. Игровые площадки обычно сооружаются в стороне от заборов, барьеров, штанг ворот.
Существенно также и то, насколько целесообразно используется имеющаяся в распоряжении игровая площадь. Игровое поле следует поделить таким образом, чтобы различные игровые группы не мешали друг другу. Поле должно быть отчетливо размечено, что является существенной предпосылкой дисциплинированной и честной игры. В зале игровое поле и стартовые линии размечаются мелом. На открытых площадках для этой цели используют опилки или известь. В крайнем случае можно просто разметить на земле линии острым предметом. Боковые штанги и флажки улучшают общий вид.
Выбор игр. Какую игру выбрать? Простую или сложную, подвижную или менее напряженную, с большим или малым количеством игроков, требующую силы или ловкости? Все это зависит от многочисленных обстоятельств: уровень развития игроков, пол, методическая точка зрения учителя, особенности класса или игровой группы (количество, уровень развития), образовательные и воспитательные цели, характер урока физкультуры (тренировочный урок, общая физическая подготовка, игровой урок), условия игровой площадки (на воздухе, в гимнастическом зале, игровой комнате).
О правильном подходе к началу игры. На это нужно обратить особое внимание независимо от того, дети или взрослые начинают игру. Вначале достаточно пояснить основной замысел игры и ее основные правила. Если игра понятна, то по ходу последовательно дополняются остальные положения правил, вводятся определенные трудности или ограничения.
Повторение и изменение. Только хорошо освоенная игра доставляет удовольствие, следовательно, необходимы повторения. С другой стороны, должна быть сохранена прелесть игры и необходимость каждый раз переживать что-либо новое. А это происходит в том случае, если изменяется основная форма игры, к примеру: изменение мест игровых групп, смена исходной позиции, изменение вида передвижения вперед, смена места одного или нескольких партнеров, изменение ритма бега или движения мяча, включение дополнительных игровых предметов, препятствий или введение дополнительных заданий, изменение способа броска.
Кроме того, педагогические и методические задачи при изменениях могут быть следующими: разнообразное оформление игры, приспособление к особенностям игрового помещения, увеличение степени трудности и нагрузки, развитие специальных и функциональных навыков, согласованность движений, учет возрастных особенностей и физических данных.
Руководство при проведении малых игр. Даже в самых простых игровых формах необходимы быстрые и ясные решения. Объективные оценки поддерживают радость, доставляемую игрой. Хорошее руководство и методическое оформление разнообразных игр отличается тем, чтобы игроки по возможности не выбывали из игры. Поэтому предпочтительна все-таки система подсчета очков.
Степень интенсивности в играх на уроках физкультуры зависит от целенаправленности урока и того, как подходит к этому вопросу сам учитель. Хорошее использование игровой площадки, образование большого количества игровых групп, их результативное размещение повышают интенсивность игры.
Избранные игровые формы в систематизации. Игры с песнями. Сюда относятся игровые формы, в которых, используя простые мелодии, в соответствии с текстом совершаются определенные движения. Игроки напевают истории про животных, сказки и совершают при этом характерные движения. Игровые песни. В этих играх песни сопровождаются определенными движениями (хоровод, цепочка, ряды, круги и т.д.).
Танцевальные игры. Это игры, сопровождаемые песнями и простыми танцевальными шагами. Движения в сравнении с двумя вышеописанными видами более ритмичны. Эти игры определяет уже не только содержание, но и музыка, которую дети воспринимают более осознанно. Танцевальные игры представляют собой непосредственный переход к народным танцам.
Подвижные игры. Игры с соревновательным характером. В массовых играх с соревновательным характером все участники стартуют одновременно и стремятся достичь определенной цели.
Примеры. Кто первым придет к финишу? Кто первым сядет на скамейку? Кто первым окажется на исходной позиции после того, как обежал дерево?
Групповые игры с соревновательным характером.
Идея игры совпадает с массовой игрой соревновательного характера. Однако побеждает здесь не один игрок, а вся команда (группа). Возможны построения в линию, ряд или круг.
Примеры. Смена положения или занимаемой стороны, бег наперегонки.
Игры с номерами. Игроки разделяются на группы, каждый из них получает определенный номер. После вызова соответствующего игроку номера он должен обежать вокруг группы игроков и снова вернуться на свое место.
Примеры. Бег наперегонки игроков, имеющих определенный номер (в соревнованиях принимают участие отдельные игроки, группы игроков).
Эстафеты. Игроки одной команды должны один за другим в короткий отрезок времени пробежать определенное расстояние. После того как игрок пробежал свой отрезок пути, он касается следующего игрока своей команды и тот пробегает свой отрезок пути. При этом они могут преодолевать препятствия, нести в руках предметы или выполнять какие-либо иные специальные задания. Распределение игроков зависит от отрезков пути или поставленных в игре задач.
Примеры. Обратные эстафеты (бег в обратном направлении), круговая эстафета (бег по кругу или четырехугольнику), челночная эстафета, эстафеты со сменой мест, эстафеты с предметами или мячами, веселые эстафеты (с включением заданий на ловкость).
Игры с заданием на поиск места. В этих играх двое или все игроки меняются местами, все игроки по сигналу пытаются достичь определенного места или по заранее намеченному пути (по кругу) прийти на свое место. Поскольку всегда оказывается на одно или несколько мест меньше, то самый нерасторопный игрок остается без места. Игрок, ищущий место, может быть заменен.
Примеры. «Поменяй деревце», «У кого нет дома?». Игры в салки. Простая игра в салки со свободным расположением игроков. Один или несколько игроков пытаются на ограниченном участке площадки поймать бегающих вокруг участников игры или коснуться их до того, как они пересекут границу или исходную линию. Игры в салки бывают очень оживленными как командные и круговые игры. Игры в салки с определенным расположением игроков.
Примеры. Кошки-мышки, третий-лишний. Командные игры в салки.
Игры с мячом. Игры с мячом на тренировку броска и ловли. Тренировка броска мяча и точной ловли с помощью простых форм, сначала на месте, затем в движении, открывает эту группу игр. В соответствии с умением детей пользоваться мячом ставятся двигательные задачи: «Кто может подкинуть мяч?», «Кто бросит выше всех?».
Примеры. Всевозможные упражнения на бросок и ловлю мяча.
Соревнования с броском мяча внутри одной группы игроков. С помощью соревновательных форм игры с мячом можно тренировать точную ловлю и быструю и хорошую передачу мяча. Игры с броском мяча группе соперников требуют дополнительно хорошей техники броска, точного наблюдения, быстрой ориентации в пространстве. Мяч нужно так бросить на поле соперника, чтобы тот его не поймал.
Игры с перехватом требуют высокого внимания и подвижности. Задача состоит в том, чтобы отнять мяч у соперников. Наряду с формами игры в кругу используются игры на команды, которые на свободной площадке требуют переменного бега, свободного бега и личной защиты.
Игры с мячом для тренировки меткости и увертывания. Сначала необходимо проводить игры с попаданием в неподвижные предметы, с тем чтобы научить детей оценивать расстояние и необходимые силовые затраты. Наряду с простыми формами соревнований на попадание в цель часто используются игры с булавой, в которые играют сначала просто, а затем с отбивающим атаки сторожем. Попадающий получает очки, или происходит замена сторожа. Как командные соревнования эти игры доставляют много радости.
Игры с мячом с выбыванием соперника из игры.
В играх этой группы так называемые «цели» могут перемещаться в пространстве (по кругу, по всему игровому полю или на поле противника). Посредством быстрого паса, а в командных играх посредством и обводного бега, нужно выбить противника из игры. Эти игры проходят очень оживленно и характеризуются высокой подвижностью (бег, увертывание, быстрая реакция).
Игры с мячом, с использованием пограничной черты или ворот. Эта форма игры приближается к спортивным играм. Первая подгруппа имеет характер игр с возвратом мяча. Игровое поле поделено на две части с помощью черты, натянутой веревки, палки, скамейки или сетки. Мяч по особым правилам следует перебросить через границу поля соперника, который пытается, используя особое построение, помешать броску.
Примеры. Мяч под шнур; бросок рукой через веревку (сетку).
Игры с использованием непосредственного единоборства с соперником. Их можно назвать малыми спортивными играми, в их основе соревновательный характер, они подготавливают игроков в техническом и тактическом планах к большим спортивным играм. Здесь в качестве ворот используется вся основная линия поля или ворота помечаются флажками, шестами, частями от ящиков. Правила игры очень схожи с большими спортивными играми. Силовые игры и игры на ловкость. Игры с перетягиванием. Замысел для всех форм этих игр примерно одинаков. Здесь речь идет о том, чтобы перетянуть или перетолкнуть одного соперника или команду через определенную границу, преодолеть сопротивление соперника или вывести его из равновесия (из полуседа, из положения на одной ноге, с небольшой площадки и т. д.).
Примеры. Перетягивания в положении стоя; перетягивания в положении лежа; борьба за палку; перетягивание каната; вытягивание из круга; борющийся круг.
Игры на равновесие. Замысел игры соответствует вышеописанным играм с перетягиванием.
Примеры. Борьба у ямы; бой петухов; борьба сидя на корточках; опрокидывание.
Разнообразные формы. Почти каждая игра ставит разнообразные двигательные задачи (прыжки, броски, перенос и т.д.). Это чисто силовые упражнения.
Игры на внимание. Название игр, данное Гутс-Мут- сом, представляется правомерным, т. к. описанные здесь игры в веселой форме, без нагрузки тренируют внимание. Поэтому их применяют к концу урока. От участника игры требуется: внимательное наблюдение за движениями партнера, быстрая реакция.
Ориентирование с закрытыми глазами. С помощью этих игр развиваются слух, чувство равновесия и умение ориентироваться в помещении. Участники должны с закрытыми глазами разыскивать определенные места, предметы, стеречь предметы или ловить партнеров.
Примеры. Отгадай, у кого мяч! Найди предметы! Найди место! Жмурки.
Малые игры в воде происходят на значительной и незначительной глубине в зависимости от того, умеют ли участники игры плавать или нет. В глубоком и неглубоком бассейне проводятся игры на скорость (в глубоком бассейне-эстафетные игры и игры, цель которых-поймать соперника), игры с мячом, а также игры на силу и ловкость. Сюда же можно добавить и игры с погружением в воду.
а) «Крепость». Нужно сбить мячом охраняемые булавы («крепость»).
б) «Собачки». «Собачка» поймала мяч, и ее место занимает другой игрок.
в) «Перетягивание».
г) «Охота на лисицу». Играющие стоят в два ряда друг против друга, взявшись за руки попарно; «лису» подбрасывают на руках и «гонят» через коридор до тех пор, пока она не будет сброшена в воду с поддержкой или без поддержки.
д) «Лягушки». Эта игра требует согласованности движений и скоростной силы.
Во всех этих играх речь идет об умелом использовании или изменении вышеприведенных форм игр на суше. Игровые формы являются прекрасным способом приучения детей к воде.
Примеры. Погружение за предметами, носящее соревновательный характер; ныряющий круг, ныряющая эстафета; ловля с использованием различных стилей плавания; ловля с погружением; водное поло.
Игры с лодками. Кроме соревнований по гребле и катания на водных лыжах, можно также проводить состязания с использованием надувных матрацев и лодок. В большинстве случаев это игры, где партнеры пытаются занять место в лодке или столкнуть соперника в воду.
Примеры. Смена лодок, толчковые и тяговые соревнования в лодке.
Малые игры зимой. Игры на снегу. Многие уже упомянутые игры-беговые, с мячом, на силу и ловкость-можно проводить также и на снегу. Кроме того, существуют игровые формы, которые проводятся только на снегу или на льду, например: салки на снежных дорожках, броски снежков в цель, снежные сражения, а также лепка снежных фигур.
Игры на санях могут проводиться с горы и на равнине. Большую радость детям доставляют гонки, эстафетные соревнования, катание на санях со специальными заданиями.
Игры на лыжах. Правила этих игр намного сложнее, требуют устойчивости и особой ловкости. Поэтому игры начинают на равнине с использованием простых упражнений, вырабатывающих умение и ловкость (упражнения носят соревновательный характер).
Примеры. Кто пройдет самое большое расстояние (также и на одной ноге)? Эстафета-слалом; салки; проехать в ворота; групповые гонки; в быстрой гонке поднять предметы.
Игры на льду. При определенном навыке игроков можно проводить почти все беговые игры на коньках. В качестве подготовки могут служить пробы на испытание ловкости (езда на корточках, скольжение на одной ноге, повороты, прыжки и т.д.). Здесь же можно организовывать командные соревнования с использованием клюшки, мяча или шайбы. И наконец, можно проводить игры: хоккей с мячом и с шайбой.
Примеры. Соревнования на ловкость; разнообразные гонки; хоккей с мячом; хоккей с шайбой; прострелы мяча или шайбы самодельными клюшками.
Игры в свободное время требуют от участников незначительных спортивных показателей и физических нагрузок. Для их организации требуются минимальные материальные затраты. Все необходимое для этих игр имеется в центрах для активного отдыха, культурных и спортивных парках и в зонах отдыха. Для этих игр используются многочисленные формы малых игр. На наш взгляд, целесообразно описать также некоторые широко известные игры для свободного времени.
Дартс (игра с метанием стрел). Родиной этой игры является Англия, игра обучает меткости и точности движений.
Мишень для метания стрелы (игра «дартс»).
Материальное обеспечение. Мишень толщиной от 2 до 3 см изготовлена из папье-маше. Диаметр мишени составляет от 28 до 50 см. Она разделена с помощью проволок или пластмассовых перегородок на черные, желтые или белые оценочные поля. Центр мишени должен находиться на высоте 1,70 м. Дистанция броска зависит от величины мишени и составляет от 3 до 4 м. Стрела длиной от 14 до 15 см и весит около 25 г. Передняя часть ее имеет стальной наконечник длиной 3,5 см и заключена в медный корпус длиной 4 см, к которому прикреплено четырехгранное крыло, изготовленное из пластика, длиной от 6 до 7 см.
Речь идет здесь об основных формах с упрощенными правилами игры.
Игра происходит до тех пор, пока не наберется определенное количество очков. Отдельные игроки или соревнующиеся команды пытаются набрать определенное количество очков и обойти соперника (например, 201 или 301). При этом набранное количество очков суммируется с результатом последнего броска.
Крикет. Игрок (или команда) должны попасть в центр (2 очка) или во внутренние кольца (1 очко). Соперник пытается попасть в цель, которая приносит большее количество очков. Как только первый игрок с помощью бросков по центру и по внутренним кругам набирает 5 очков, то ему прибавляется количество очков, набранных соперником. Затем соперники меняются ролями. Игрок, или команда, набравшая большее количество очков, выигрывает. Стрельба по часам. В этом виде игры соревнующиеся пытаются, производя как можно меньшее количество бросков, один раз попасть в каждое поле с тем, чтобы первым «прострелить» все 20 полей и закончить игру попаданием в 25 или в центр. Если игроку не удается попасть в очередное поле и он совершил уже 3 выстрела, то его сменяет другой игрок.
Правила игры. Каждому игроку по описанным выше правилам разрешается производить по 3 броска один за другим, результаты которых суммируются. Если стрела попадает в проволоку, то засчитывается выстрел; если стрела перед подсчетом очков выпадает, то бросок засчитывается, а очки не подсчитываются; бросок за пределы мишени засчитывается, но приносит 0 очков. В командном зачете суммируются результаты членов команды. Футбольный теннис. Замысел игры соответствует обычному теннису. Игроки (от 2 до 5 в одной команде) пытаются ногой или головой отправить мяч на поле соперника по возможности так, чтобы соперник не смог отразить этот удар.
Материальное обеспечение. Размеры игрового поля составляют 10×20 м (или меньше в зависимости от количества участвующих игроков). Оно поделено на 2 части веревкой на высоте от 0,5 до 1 м, двумя составленными друг на друга гимнастическими скамейками, легкой балкой или волейбольной, теннисной, футбольной сетками.
Игроки пользуются футбольным или резиновым мячом.
По мячу могут ударить 3 игрока, прежде чем он перейдет к сопернику, при этом между ударами двух игроков мяч касается пола не более одного раза. Разрешено, однако, многочисленное касание мяча одним игроком (жонглирование головой или ногой). Разрешается также прямой прием или передача получаемого от соперника мяча. Удар мяча ногой происходит вначале вне поля. При соответствующем мастерстве подача может производиться из-за основной линии. Подачу производит та команда, которая допустила ошибку.
Касание шнура, скамьи или сетки мячом или игроком считается ошибкой и приносит одно очко команде соперников. Кроме того, одно очко в пользу команды соперников засчитывается: если происходит касание мяча руками, удар мимо мяча, многочисленное подскакивание мяча между ударами рукой или головой двух игроков, неправильная подача и если мяч пасуется более 3 раз. Побеждает команда, набравшая 15 очков.
Игра требует от игрока большой подвижности. Развиваются необходимые для футбола данные: ловкость и «чувство мяча». Для начинающих эта игра представляет определенные трудности, т. к. они не владеют ударом головой. Поэтому на первых порах разрешается двойное касание мячом пола между ударами двух игроков.
Городки. Это русская игра битами (броски деревянных палок по цели). Сооружаются определенные фигуры («звезда», «колодец», «серп» и т. д.), и с размеченного квадрата как можно меньшим количеством ударов эти фигуры разрушаются. Материальное обеспечение. Для игры требуются 2 квадратные площадки размером 1,5 х 1,5 м или 2 х 2 м (город). На каждой площадке выставляются 5 цилиндрических деревянных палок 50-80 см высотой и 3-4 см в диаметре. Каждый участник имеет 2 цилиндрические деревянные биты 50-80 см высотой и 4-7 см в диаметре.
Игроки или команды совершают броски по очереди. Линия броска находится в 8-12 м от цели. Если команда попала в фигуру, то ей разрешается приблизить линию броска к цели на 2 м. Команда, которая первой разрушила все фигуры, получает количество очков, равное количеству несбитых целевых дубинок у соперника на поле. После повала всех фигур игрок или команда набирает наибольшее количество очков и становится победителем. Мям-маятник. В этой игре прежде всего требуется ловкость и сноровка, в ней участвуют 2 игрока. Игроки пытаются попеременно ударить по мячу, укрепленному на маятнике таким образом, чтобы шнур наматывался на стоящую посередине поля штангу, и не дать возможности сопернику ударить по мячу.
Материальное обеспечение. Игровое поле представляет собой круг диаметром 6 м. В центре его находится шест высотой 3 м, на котором подвешен мяч с маятником. Расстояние укрепленного на шнуре мяча от пола составляет 60 см. Для броска игроки используют 2 теннисных мяча или простые деревянные ракетки.
Игрок ударяет по мячу таким образом, что шнур наматывается на шест. Его соперник пытается своими ударами направить движения шнура в другую сторону и в свою очередь попасть по цели, чтобы получить 1 очко.
Начинающий игрок определяет направление, он должен сохранить его в течение всего хода игры. Ошибками считаются: удар в шнур или в шест, касание партнера и переход границы игрового поля. Когда один игрок допускает ошибку (очко засчитывается в пользу соперника), происходит смена начинающего. Время игры и количество партий не ограничено. Побеждает тот игрок, который набирает большее количество очков.
Кольцовый теннис относится к играм, развивающим ловкость. Игра проводится по парам (простой бросок и ловля), а также с участием команд (от 2 до 5 игроков в каждой команде). Игроки пытаются бросить кольцо через веревку на поле соперников таким образом, чтобы те не сумели поймать его. Материальное обеспечение. Размеры игрового поля зависят от числа участвующих игроков ,и составляют от 4×10 м до 6×20 м. Поле поделено на 2 части веревкой или сеткой на высоте 2 м. На расстоянии 1 м от центральной линии располагаются линии броска. Игроки пользуются теннисным кольцом (резиновое полое кольцо).
Теннисное кольцо игроки ловят одной или двумя руками или дают проскользнуть ему на вытянутую руку. Можно производить бросок с места ловли, разрешается также пробежать до линии броска. Определяется игровое время (например, 2×5 мин или 2×10 мин). Побеждает та команда, которая первой набрала определенную заранее игроками сумму очков (например, 20).
Команде-сопернице начисляется одно очко, если: а) кольцо упало на пол; б) бросок кольца приходится под веревку, если кольцо коснулось веревки; в) при броске переступается линия броска; г) при броске кольцо уходит за пределы поля (линии, ограничивающие поле, относятся к игровому полю); д) касание кольца, уходящего за пределы поля; е) при ловле кольца игрок выходит за пределы поля; ж) игрок производит обратный бросок кольца, которого он до этого не поймал (т.е. внутри каждой команды не разрешается передача кольца, т.к. сильнейшие игроки «возьмут игру на себя»).
Ошибка не засчитывается, когда в ловле кольца принимают участие 2 или 3 игрока. Тот игрок, которому удалось точно поймать кольцо, бросает его назад через веревку.
Шаффельборд. Эта игра родилась в Англии и первоначально была очень популярна как игра на палубах пассажирских судов. Смысл игры заключается в том, чтобы с помощью деревянной клюшки поместить шайбу в цель, на которой имеются цифровые обозначения.
Материальное обеспечение. Игровое поле имеет размеры 10 м в длину и 2-3 м в ширину. Для этой игры лучше всего годится поле с гладким деревянным покрытием, однако можно играть и на бетонных и асфальтовых площадках. Разделительные линии наносятся устойчивой для любых погодных условий краской шириной 3 см. Игровыми снарядами являются 12 цветных деревянных шайб (6 красных и 6 синих) диаметром 15 см и высотой 2 см и от 2 до 12 деревянных клюшек.
Площадка для игры в шаффельдборд и деревянная клюшка.
Правила игры. В эту игру можно играть поодиночке или в составе команды, причем в команде не должно быть более 6 играющих. Игра продолжается, пока одна из сторон не наберет согласованную сумму очков (5 или 10). Команды выстраиваются друг против друга по узким сторонам поля и поочередно бьют шайбу со своего поля на противоположное, стараясь попасть в цель. При этом шайбы соперника можно загонять в цель своими шайбами. Шайбы, остановившиеся на полях, оцениваются минимальным количеством очков. За шайбы, которые не пересекли собственную линию поля, вычитается 10 очков. После введения всех шайб в игру очки суммируются. Команда, набравшая больше очков, получает оценочное очко. Затем команды меняются местами.
Техника. Играющие правой рукой становятся в положение ноги врозь несколько левее от шайбы. Клюшку держат за верхнюю часть двумя руками. Нижний конец клюшки непосредственно касается шайбы, и спортсмен должен, не размахиваясь, толкнуть ее, но не ударять.