Физкультура для всех: для детей и взрослых

Физкультура для всех:
для детей и взрослых


гимнастические упражнения, оздоровительная и лечебная физкультура
Физкультура для всех: для детей и взрослых

Малые игры и игры на свежем воздухе

Рубрика: Упражнения и игры для детей

Игра оказывает большое влияние на социальное развитие человека и формирование его личности. Мотивация игры, выбор игровых форм соответ­ствуют физическому и психическому развитию участников игры. Моторные игры в самом раннем возрасте сменяются на второй возрастной ступени играми на конструирование и изображение, ко­торые в свою очередь подразделяются на игры с подражанием и на групповые игры с распределе­нием ролей. Здесь речь идет о взаимоотношениях с окружающей средой посредством игры, об игро­вом ее представлении и подражании. Созданная Гутс-Мутсом система разделения игр на под­вижные, спокойные и настольные действенна и на сегодняшний день.

К первой группе Гутс-Мутс причисляет игры на внимание и наблюдательность, развивающие фан­тазию и мышление, загадки и т.д.

Подвижные игры также подразделяются на не­сколько групп: игры на улице, зависящие от вре­мени года, игры, воплощающие народные тради­ции, малые игры (игры на площадке, гимнастиче­ские игры) и, наконец, единые по международной классификации спортивные игры (игры с соревнова­тельным характером, большие командные игры).

В литературе встречаются различные названия подвижных игр: народные игры, игры для юноше­ства, гимнастические игры, школьные игры, игры на площадке, малые игры. Последнее название на­иболее употребительно в настоящее время.

Малые игры-это смена разнообразных и веселых по характеру действий по определенным правилам, которые способствуют развитию и совершенствова­нию физических и умственных данных. Малые игры носят, как правило, соревновательный характер. Однако в отличие от спортивных игр не имеют официальных правил соревнований, принятых на международном и национальном уровне, в понятие которых входят время игры, количество игроков, размеры игрового поля, а также размер и объем игрового предмета. Более того, правила и ход игры могут изменяться в соответствии с обстоятельства­ми или подчиняться определенным педагогическим целям. Зачастую правила игры самостоятельно вы­бираются Играющими.

В зависимости от характера, вида игры и ее за­дач составы команд могут быть равными или не­равными. Иногда один игрок соревнуется со всеми остальными.

Существенным признаком малых игр является то обстоятельство, что они не требуют длительной подготовки и могут быть начаты сразу после ко­ротких разъяснений и повторены по желанию играющих.

Трудным моментом является разграничение малых игр от используемых в них специальных упражнений соревновательного характера, которые служат в многочисленных видах спорта для совер­шенствования определенных умений и навыков или развития желаемых качеств (например, спортивные формы в гимнастике с препятствиями, позиционные броски, носящие соревновательный характер в бас­кетболе, бросок на дальность и целевые упражне­ния).

Целесообразно выделять в самостоятельные группы игры на улице, обусловленные временем го­да (например, игра в бабки, игра с обручем, класси­ки), а также игры, связанные с народными тради­циями и обычаями. То же относится и к своео­бразным местным играм.

В целом для малых игр существует довольно по­верхностная классификация, при которой названия игровых групп характеризуют основные формы движения тела и вид игровой деятельности: а) пе­сенные игры-пение, танцы, представление; б) по­движные игры-бег наперегонки, салки; в) игры с мячом-ловля, прием, броски и попадания в цель; г) силовые игры и игры на ловкость-борьба и по­тасовка; д) игры для тренировки восприятия (хоро­шая наблюдательность, быстрая реакция, точное ориентирование); е) малые игры на воде-игроки ныряют, плавают, плескаются; ж) малые игры в зимнее время-лыжи, коньки, катание на санках. Значение и распространение. Физическое воспитание в дошкольном возрасте характеризуется в основ­ном игровыми формами. Сюда относятся простые малые игры, особенно такие, которые предусматри­вают преодоление в игровой форме естественных препятствий, канав, ям с песком, пней и т.д. Здесь же возможно использование игровых песен, игр, носящих подражательный характер, массовых игр с бегом наперегонки, некоторых простых и вырази­тельных форм игры в салки, а также легкие формы игры с мячом. На уроках физкультуры почти все игры носят подготовительный характер к спор­тивным играм.

Вне школы, на детских утренниках и народных гуляниях, во время каникул и в походах, на пляжах и спортивных вечерах взрослых малые игры являются средством разнообразного, насыщенного впечатлениями и все же целенаправленного физиче­ского воспитания.

Применительно к большому спорту малые игры могут служить средством ослабления тренировки, а также в измененном виде являются средством ин­тенсификации тренировки. Это относится как к раз­ностороннему общефизическому развитию, так и к подготовке и развитию определенных специфиче­ских для данного вида спорта навыков и умений. Ценность для воспитания. Подвижные игры и игры, требующие самостоятельных действий, оказывают при соответствующем педагогическом руководстве влияние на развитие личности. В играх выполняют­ся такие нравственные задачи, как готовность прий­ти на помощь, уважение, способность к коллек­тивным действиям, дисциплине, постоянство и стремление к творчеству. Первостепенной задачей является согласованность индивидуальных дей­ствий с общей целью и умение подчинить себя установленным принципам. Дисциплинированная, честная и справедливая игра требует также соответ­ствующих педагогических и методических мер, та­ких, как строгое руководство, корректное решение судей, поддержание порядка, ясность игровых пра­вил, хорошая подготовка игрового поля. Эти меры преследуют одну-единственную цель: поддерживать жизнерадостность в игре, что является мотором игровых действий.

В песенных играх (тематика, которых заимствова­на из сказок, рассказов о животных, общественной жизни) расширяется мировоззрение детей, творче­ское мышление и благодаря музыкальному сопро­вождению развивается чувство ритма, участники учатся понимать музыкальное произведение. В играх, основанных на беге и игре с мячом, разви­вается внимательность и способность сконцентри­роваться, причем здесь Происходит смена напряже­ния и расслабления. Разностороннее физическое развитие, т.е. развитие всех групп мышц, достигается в малых играх путем разнообразных движе­ний (бег, наклоны, повороты, прыжки, ползание, броски, ловля и т.д.). Непродолжительное возбу­ждение сменяется спокойными паузами, что способ­ствует благоприятной смене нагрузок для дыхания и кровообращения. Координация различных ос­новных движений, постепенный переход к раз­личным комбинациям движений и действиям, тре­бующим быстрой реакции, способствует общему двигательному развитию. Большая подвижность, развитие способности быстро принимать решения создают предпосылки для тактически верного пове­дения в спортивных играх.

Материальное обеспечение. Одежда, спортивные снаряды и игровые предметы. Главное в том, чтобы участвующие команды заметно отличались друг от друга. Участники обычно надевают раз­личные по цвету жилеты или используют разно­образные повязки. Необходимые спортивные сна­ряды легко приобрести, их всегда можно отремон­тировать. К ним относятся: мячи больших и малых размеров (мяч для игры в лапту, набивной мяч, мяч с камерой внутри), флажки, трос, длинная ве­ревка, гимнастические шесты, ящики, штанги для прыжков в высоту, коробки для мячей, гимнастиче­ские скамейки, булавы, 2-3 теннисных мяча. Игровые площадки. Вначале следует освободить площадку от предметов, способных травмировать участников игры (камни, черепки, пни), а также устранить неровности поверхности площадки. Игровые площадки обычно сооружаются в стороне от заборов, барьеров, штанг ворот.

Существенно также и то, насколько целесообраз­но используется имеющаяся в распоряжении игро­вая площадь. Игровое поле следует поделить таким образом, чтобы различные игровые группы не ме­шали друг другу. Поле должно быть отчетливо размечено, что является существенной предпосыл­кой дисциплинированной и честной игры. В зале игровое поле и стартовые линии размечаются ме­лом. На открытых площадках для этой цели ис­пользуют опилки или известь. В крайнем случае можно просто разметить на земле линии острым предметом. Боковые штанги и флажки улучшают общий вид.

Выбор игр. Какую игру выбрать? Простую или сложную, подвижную или менее напряженную, с большим или малым количеством игроков, тре­бующую силы или ловкости? Все это зависит от многочисленных обстоятельств: уровень развития игроков, пол, методическая точка зрения учителя, особенности класса или игровой группы (количе­ство, уровень развития), образовательные и воспи­тательные цели, характер урока физкультуры (тре­нировочный урок, общая физическая подготовка, игровой урок), условия игровой площадки (на воз­духе, в гимнастическом зале, игровой комнате).

О            правильном подходе к началу игры. На это нужно обратить особое внимание независимо от того, де­ти или взрослые начинают игру. Вначале достаточ­но пояснить основной замысел игры и ее основные правила. Если игра понятна, то по ходу последова­тельно дополняются остальные положения пра­вил, вводятся определенные трудности или ограни­чения.

Повторение и изменение. Только хорошо освоенная игра доставляет удовольствие, следовательно, необ­ходимы повторения. С другой стороны, должна быть сохранена прелесть игры и необходимость каждый раз переживать что-либо новое. А это про­исходит в том случае, если изменяется основная форма игры, к примеру: изменение мест игровых групп, смена исходной позиции, изменение вида передвижения вперед, смена места одного или не­скольких партнеров, изменение ритма бега или дви­жения мяча, включение дополнительных игровых предметов, препятствий или введение дополни­тельных заданий, изменение способа броска.

Кроме того, педагогические и методические зада­чи при изменениях могут быть следующими: раз­нообразное оформление игры, приспособление к особенностям игрового помещения, увеличение степени трудности и нагрузки, развитие спе­циальных и функциональных навыков, согласован­ность движений, учет возрастных особенностей и физических данных.

Руководство при проведении малых игр. Даже в самых простых игровых формах необходимы бы­стрые и ясные решения. Объективные оценки под­держивают радость, доставляемую игрой. Хорошее руководство и методическое оформление разно­образных игр отличается тем, чтобы игроки по воз­можности не выбывали из игры. Поэтому предпоч­тительна все-таки система подсчета очков.

Степень интенсивности в играх на уроках физ­культуры зависит от целенаправленности урока и того, как подходит к этому вопросу сам учитель. Хорошее использование игровой площадки, обра­зование большого количества игровых групп, их ре­зультативное размещение повышают интенсивность игры.

Избранные игровые формы в систематизации. Игры с песнями. Сюда относятся игровые формы, в ко­торых, используя простые мелодии, в соответствии с текстом совершаются определенные движения. Игроки напевают истории про животных, сказки и совершают при этом характерные движения. Игровые песни. В этих играх песни сопровождаются определенными движениями (хоровод, цепочка, ряды, круги и т.д.).

Танцевальные игры. Это игры, сопровождаемые песнями и простыми танцевальными шагами. Дви­жения в сравнении с двумя вышеописанными вида­ми более ритмичны. Эти игры определяет уже не только содержание, но и музыка, которую дети воспринимают более осознанно. Танцевальные игры представляют собой непосредственный пере­ход к народным танцам.

Подвижные игры. Игры с соревновательным харак­тером. В массовых играх с соревновательным ха­рактером все участники стартуют одновременно и стремятся достичь определенной цели.

Примеры. Кто первым придет к финишу? Кто первым сядет на скамейку? Кто первым окажется на исходной позиции после того, как обежал дере­во?

Групповые игры с соревновательным характером.

Идея игры совпадает с массовой игрой соревнова­тельного характера. Однако побеждает здесь не один игрок, а вся команда (группа). Возможны по­строения в линию, ряд или круг.

Примеры. Смена положения или занимаемой сто­роны, бег наперегонки.

Игры с номерами. Игроки разделяются на группы, каждый из них получает определенный номер. Пос­ле вызова соответствующего игроку номера он должен обежать вокруг группы игроков и снова вернуться на свое место.

Примеры. Бег наперегонки игроков, имеющих опре­деленный номер (в соревнованиях принимают уча­стие отдельные игроки, группы игроков).

Эстафеты. Игроки одной команды должны один за другим в короткий отрезок времени пробежать определенное расстояние. После того как игрок пробежал свой отрезок пути, он касается следую­щего игрока своей команды и тот пробегает свой отрезок пути. При этом они могут преодолевать препятствия, нести в руках предметы или выпол­нять какие-либо иные специальные задания. Распре­деление игроков зависит от отрезков пути или пос­тавленных в игре задач.

Примеры. Обратные эстафеты (бег в обратном на­правлении), круговая эстафета (бег по кругу или четырехугольнику), челночная эстафета, эстафеты со сменой мест, эстафеты с предметами или мяча­ми, веселые эстафеты (с включением заданий на ловкость).

Игры с заданием на поиск места. В этих играх двое или все игроки меняются местами, все игроки по сигналу пытаются достичь определенного места или по заранее намеченному пути (по кругу) прийти на свое место. Поскольку всегда оказывается на одно или несколько мест меньше, то самый нера­сторопный игрок остается без места. Игрок, ищу­щий место, может быть заменен.

Примеры. «Поменяй деревце», «У кого нет дома?». Игры в салки. Простая игра в салки со свободным расположением игроков. Один или несколько игро­ков пытаются на ограниченном участке площадки поймать бегающих вокруг участников игры или коснуться их до того, как они пересекут границу или исходную линию. Игры в салки бывают очень оживленными как командные и круговые игры. Игры в салки с определенным расположением игро­ков.

Примеры. Кошки-мышки, третий-лишний. Командные игры в салки.

Игры с мячом. Игры с мячом на тренировку броска и ловли. Тренировка броска мяча и точной ловли с помощью простых форм, сначала на месте, затем в движении, открывает эту группу игр. В соответ­ствии с умением детей пользоваться мячом ставят­ся двигательные задачи: «Кто может подкинуть мяч?», «Кто бросит выше всех?».

Примеры. Всевозможные упражнения на бросок и ловлю мяча.

Соревнования с броском мяча внутри одной группы игроков. С помощью соревновательных форм игры с мячом можно тренировать точную ловлю и бы­струю и хорошую передачу мяча. Игры с броском мяча группе соперников требуют дополнительно хо­рошей техники броска, точного наблюдения, быс­трой ориентации в пространстве. Мяч нужно так бросить на поле соперника, чтобы тот его не поймал.

Игры с перехватом требуют высокого внимания и подвижности. Задача состоит в том, чтобы от­нять мяч у соперников. Наряду с формами игры в кругу используются игры на команды, которые на свободной площадке требуют переменного бега, свободного бега и личной защиты.

Игры с мячом для тренировки меткости и увертыва­ния. Сначала необходимо проводить игры с попада­нием в неподвижные предметы, с тем чтобы научить детей оценивать расстояние и необходимые силовые затраты. Наряду с простыми формами со­ревнований на попадание в цель часто используют­ся игры с булавой, в которые играют сначала про­сто, а затем с отбивающим атаки сторожем. Попадающий получает очки, или происходит заме­на сторожа. Как командные соревнования эти игры доставляют много радости.

Игры с мячом с выбыванием соперника из игры.

В играх этой группы так называемые «цели» могут перемещаться в пространстве (по кругу, по всему игровому полю или на поле противника). Посред­ством быстрого паса, а в командных играх посред­ством и обводного бега, нужно выбить противника из игры. Эти игры проходят очень оживленно и ха­рактеризуются высокой подвижностью (бег, увертывание, быстрая реакция).

Игры с мячом, с использованием пограничной черты или ворот. Эта форма игры приближается к спор­тивным играм. Первая подгруппа имеет характер игр с возвратом мяча. Игровое поле поделено на две части с помощью черты, натянутой веревки, палки, скамейки или сетки. Мяч по особым прави­лам следует перебросить через границу поля сопер­ника, который пытается, используя особое построе­ние, помешать броску.

Примеры. Мяч под шнур; бросок рукой через верев­ку (сетку).

Игры с использованием непосредственного единобор­ства с соперником. Их можно назвать малыми спор­тивными играми, в их основе соревновательный ха­рактер, они подготавливают игроков в техническом и тактическом планах к большим спортивным играм. Здесь в качестве ворот используется вся ос­новная линия поля или ворота помечаются флажка­ми, шестами, частями от ящиков. Правила игры очень схожи с большими спортивными играми. Силовые игры и игры на ловкость. Игры с перетяги­ванием. Замысел для всех форм этих игр примерно одинаков. Здесь речь идет о том, чтобы перетянуть или перетолкнуть одного соперника или команду через определенную границу, преодолеть сопротив­ление соперника или вывести его из равновесия (из полуседа, из положения на одной ноге, с неболь­шой площадки и т. д.).

Примеры. Перетягивания в положении стоя; перетя­гивания в положении лежа; борьба за палку; пере­тягивание каната; вытягивание из круга; борющий­ся круг.

Игры на равновесие. Замысел игры соответствует вышеописанным играм с перетягиванием.

Примеры. Борьба у ямы; бой петухов; борьба сидя на корточках; опрокидывание.

Разнообразные формы. Почти каждая игра ставит разнообразные двигательные задачи (прыжки, бро­ски, перенос и т.д.). Это чисто силовые упражне­ния.

Игры на внимание. Название игр, данное Гутс-Мут- сом, представляется правомерным, т. к. описанные здесь игры в веселой форме, без нагрузки трени­руют внимание. Поэтому их применяют к концу урока. От участника игры требуется: внимательное наблюдение за движениями партнера, быстрая ре­акция.

Ориентирование с закрытыми глазами. С помощью этих игр развиваются слух, чувство равновесия и умение ориентироваться в помещении. Участники должны с закрытыми глазами разыскивать опреде­ленные места, предметы, стеречь предметы или ло­вить партнеров.

Примеры. Отгадай, у кого мяч! Найди предметы! Найди место! Жмурки.

Малые игры в воде происходят на значительной и незначительной глубине в зависимости от того, умеют ли участники игры плавать или нет. В глу­боком и неглубоком бассейне проводятся игры на скорость (в глубоком бассейне-эстафетные игры и игры, цель которых-поймать соперника), игры с мячом, а также игры на силу и ловкость. Сюда же можно добавить и игры с погружением в воду.

а)            «Крепость». Нужно сбить мячом охраняемые булавы («крепость»).

б)           «Собачки». «Собачка» поймала мяч, и ее место занимает другой игрок.

в)           «Перетягивание».

г)            «Охота на лисицу». Играющие стоят в два ряда друг против друга, взявшись за руки попарно; «лису» подбрасывают на руках и «гонят» через коридор до тех пор, пока она не будет сброшена в воду с поддержкой или без поддержки.

д)           «Лягушки». Эта игра требует согласованности движений и скоростной силы.

Малые игры и игры на свежем воздухе

Во всех этих играх речь идет об умелом использо­вании или изменении вышеприведенных форм игр на суше. Игровые формы являются прекрасным способом приучения детей к воде.

Примеры. Погружение за предметами, носящее со­ревновательный характер; ныряющий круг, ныряю­щая эстафета; ловля с использованием различных стилей плавания; ловля с погружением; водное поло.

Игры с лодками. Кроме соревнований по гребле и катания на водных лыжах, можно также прово­дить состязания с использованием надувных матра­цев и лодок. В большинстве случаев это игры, где партнеры пытаются занять место в лодке или столкнуть соперника в воду.

Примеры. Смена лодок, толчковые и тяговые сорев­нования в лодке.

Малые игры зимой. Игры на снегу. Многие уже упо­мянутые игры-беговые, с мячом, на силу и лов­кость-можно проводить также и на снегу. Кроме того, существуют игровые формы, которые про­водятся только на снегу или на льду, например: салки на снежных дорожках, броски снежков в цель, снежные сражения, а также лепка снежных фигур.

Игры на санях могут проводиться с горы и на рав­нине. Большую радость детям доставляют гонки, эстафетные соревнования, катание на санях со спе­циальными заданиями.

Игры на лыжах. Правила этих игр намного слож­нее, требуют устойчивости и особой ловкости. По­этому игры начинают на равнине с использованием простых упражнений, вырабатывающих умение и ловкость (упражнения носят соревновательный характер).

Примеры. Кто пройдет самое большое расстояние (также и на одной ноге)? Эстафета-слалом; салки; проехать в ворота; групповые гонки; в быстрой гонке поднять предметы.

Игры на льду. При определенном навыке игроков можно проводить почти все беговые игры на конь­ках. В качестве подготовки могут служить пробы на испытание ловкости (езда на корточках, сколь­жение на одной ноге, повороты, прыжки и т.д.). Здесь же можно организовывать командные сорев­нования с использованием клюшки, мяча или шайбы. И наконец, можно проводить игры: хоккей с мячом и с шайбой.

Примеры. Соревнования на ловкость; разно­образные гонки; хоккей с мячом; хоккей с шайбой; прострелы мяча или шайбы самодельными клюш­ками.

Игры в свободное время требуют от участников не­значительных спортивных показателей и физиче­ских нагрузок. Для их организации требуются ми­нимальные материальные затраты. Все необходи­мое для этих игр имеется в центрах для активного отдыха, культурных и спортивных парках и в зонах отдыха. Для этих игр используются многочис­ленные формы малых игр. На наш взгляд, целесо­образно описать также некоторые широко из­вестные игры для свободного времени.

Дартс (игра с метанием стрел). Родиной этой игры является Англия, игра обучает меткости и точности движений.

igri01

Мишень для метания стрелы (игра «дартс»).

Материальное обеспечение. Мишень толщиной от 2 до 3 см изготовлена из папье-маше. Диаметр мишени составляет от 28 до 50 см. Она разделена с помощью проволок или пластмассовых перегоро­док на черные, желтые или белые оценочные поля. Центр мишени должен находиться на высоте 1,70 м. Дистанция броска зависит от величины мишени и составляет от 3 до 4 м. Стрела длиной от 14 до 15 см и весит около 25 г. Передняя часть ее имеет стальной наконечник длиной 3,5 см и за­ключена в медный корпус длиной 4 см, к которому прикреплено четырехгранное крыло, изготовленное из пластика, длиной от 6 до 7 см.

Речь идет здесь об основных формах с упро­щенными правилами игры.

Игра происходит до тех пор, пока не наберется определенное количество очков. Отдельные игроки или соревнующиеся команды пытаются набрать определенное количество очков и обойти соперника (например, 201 или 301). При этом набранное коли­чество очков суммируется с результатом последне­го броска.

Крикет. Игрок (или команда) должны попасть в центр (2 очка) или во внутренние кольца (1 очко). Соперник пытается попасть в цель, которая прино­сит большее количество очков. Как только первый игрок с помощью бросков по центру и по внутрен­ним кругам набирает 5 очков, то ему прибавляется количество очков, набранных соперником. Затем соперники меняются ролями. Игрок, или команда, набравшая большее количество очков, выигрывает. Стрельба по часам. В этом виде игры соревнующие­ся пытаются, производя как можно меньшее коли­чество бросков, один раз попасть в каждое поле с тем, чтобы первым «прострелить» все 20 полей и закончить игру попаданием в 25 или в центр. Ес­ли игроку не удается попасть в очередное поле и он совершил уже 3 выстрела, то его сменяет другой игрок.

Правила игры. Каждому игроку по описанным вы­ше правилам разрешается производить по 3 броска один за другим, результаты которых суммируются. Если стрела попадает в проволоку, то засчитывает­ся выстрел; если стрела перед подсчетом очков вы­падает, то бросок засчитывается, а очки не под­считываются; бросок за пределы мишени засчиты­вается, но приносит 0 очков. В командном зачете суммируются результаты членов команды. Футбольный теннис. Замысел игры соответствует обычному теннису. Игроки (от 2 до 5 в одной ко­манде) пытаются ногой или головой отправить мяч на поле соперника по возможности так, чтобы со­перник не смог отразить этот удар.

Материальное обеспечение. Размеры игрового поля составляют 10×20 м (или меньше в зависимости от количества участвующих игроков). Оно поделе­но на 2 части веревкой на высоте от 0,5 до 1 м, двумя составленными друг на друга гимнастически­ми скамейками, легкой балкой или волейбольной, теннисной, футбольной сетками.

Игроки пользуются футбольным или резиновым мячом.

По мячу могут ударить 3 игрока, прежде чем он перейдет к сопернику, при этом между ударами двух игроков мяч касается пола не более одного раза. Разрешено, однако, многочисленное касание мяча одним игроком (жонглирование головой или ногой). Разрешается также прямой прием или пере­дача получаемого от соперника мяча. Удар мяча ногой происходит вначале вне поля. При соответ­ствующем мастерстве подача может производиться из-за основной линии. Подачу производит та ко­манда, которая допустила ошибку.

Касание шнура, скамьи или сетки мячом или игроком считается ошибкой и приносит одно очко команде соперников. Кроме того, одно очко в пользу команды соперников засчитывается: если происходит касание мяча руками, удар мимо мяча, многочисленное подскакивание мяча между удара­ми рукой или головой двух игроков, неправильная подача и если мяч пасуется более 3 раз. Побеждает команда, набравшая 15 очков.

Игра требует от игрока большой подвижности. Развиваются необходимые для футбола данные: ловкость и «чувство мяча». Для начинающих эта игра представляет определенные трудности, т. к. они не владеют ударом головой. Поэтому на первых порах разрешается двойное касание мячом пола между ударами двух игроков.

Городки. Это русская игра битами (броски дере­вянных палок по цели). Сооружаются определенные фигуры («звезда», «колодец», «серп» и т. д.), и с размеченного квадрата как можно меньшим коли­чеством ударов эти фигуры разрушаются. Материальное обеспечение. Для игры требуются 2 квадратные площадки размером 1,5 х 1,5 м или 2 х 2 м (город). На каждой площадке выставляются 5 цилиндрических деревянных палок 50-80 см высо­той и 3-4 см в диаметре. Каждый участник имеет 2 цилиндрические деревянные биты 50-80 см высо­той и 4-7 см в диаметре.

Игроки или команды совершают броски по оче­реди. Линия броска находится в 8-12 м от цели. Если команда попала в фигуру, то ей разрешается приблизить линию броска к цели на 2 м. Команда, которая первой разрушила все фигуры, получает количество очков, равное количеству несбитых це­левых дубинок у соперника на поле. После повала всех фигур игрок или команда набирает наиболь­шее количество очков и становится победителем. Мям-маятник. В этой игре прежде всего требуется ловкость и сноровка, в ней участвуют 2 игрока. Игроки пытаются попеременно ударить по мячу, укрепленному на маятнике таким образом, чтобы шнур наматывался на стоящую посередине поля штангу, и не дать возможности сопернику ударить по мячу.

Материальное обеспечение. Игровое поле представ­ляет собой круг диаметром 6 м. В центре его на­ходится шест высотой 3 м, на котором подвешен мяч с маятником. Расстояние укрепленного на шну­ре мяча от пола составляет 60 см. Для броска игро­ки используют 2 теннисных мяча или простые дере­вянные ракетки.

Игрок ударяет по мячу таким образом, что шнур наматывается на шест. Его соперник пытается своими ударами направить движения шнура в дру­гую сторону и в свою очередь попасть по цели, чтобы получить 1 очко.

Начинающий игрок определяет направление, он должен сохранить его в течение всего хода игры. Ошибками считаются: удар в шнур или в шест, ка­сание партнера и переход границы игрового поля. Когда один игрок допускает ошибку (очко засчиты­вается в пользу соперника), происходит смена на­чинающего. Время игры и количество партий не ограничено. Побеждает тот игрок, который наби­рает большее количество очков.

Кольцовый теннис относится к играм, развивающим ловкость. Игра проводится по парам (простой бро­сок и ловля), а также с участием команд (от 2 до 5 игроков в каждой команде). Игроки пытаются бросить кольцо через веревку на поле соперников таким образом, чтобы те не сумели поймать его. Материальное обеспечение. Размеры игрового поля зависят от числа участвующих игроков ,и состав­ляют от 4×10 м до 6×20 м. Поле поделено на 2 части веревкой или сеткой на высоте 2 м. На рас­стоянии 1 м от центральной линии располагаются линии броска. Игроки пользуются теннисным коль­цом (резиновое полое кольцо).

Теннисное кольцо игроки ловят одной или двумя руками или дают проскользнуть ему на вытянутую руку. Можно производить бросок с места ловли, разрешается также пробежать до линии броска. Определяется игровое время (например, 2×5 мин или 2×10 мин). Побеждает та команда, которая первой набрала определенную заранее игроками сумму очков (например, 20).

Команде-сопернице начисляется одно очко, ес­ли: а) кольцо упало на пол; б) бросок кольца при­ходится под веревку, если кольцо коснулось верев­ки; в) при броске переступается линия броска; г) при броске кольцо уходит за пределы поля (ли­нии, ограничивающие поле, относятся к игровому полю); д) касание кольца, уходящего за пределы поля; е) при ловле кольца игрок выходит за преде­лы поля; ж) игрок производит обратный бросок кольца, которого он до этого не поймал (т.е. внут­ри каждой команды не разрешается передача коль­ца, т.к. сильнейшие игроки «возьмут игру на себя»).

Ошибка не засчитывается, когда в ловле кольца принимают участие 2 или 3 игрока. Тот игрок, ко­торому удалось точно поймать кольцо, бросает его назад через веревку.

Шаффельборд. Эта игра родилась в Англии и пер­воначально была очень популярна как игра на па­лубах пассажирских судов. Смысл игры заключает­ся в том, чтобы с помощью деревянной клюшки поместить шайбу в цель, на которой имеются циф­ровые обозначения.

Материальное обеспечение. Игровое поле имеет раз­меры 10 м в длину и 2-3 м в ширину. Для этой игры лучше всего годится поле с гладким дере­вянным покрытием, однако можно играть и на бе­тонных и асфальтовых площадках. Разделительные линии наносятся устойчивой для любых погодных условий краской шириной 3 см. Игровыми снаря­дами являются 12 цветных деревянных шайб (6 красных и 6 синих) диаметром 15 см и высотой 2 см и от 2 до 12 деревянных клюшек.

Площадка для игры в шаффельдборд и деревянная клюшка.

saffeldboard

Правила игры. В эту игру можно играть поодиноч­ке или в составе команды, причем в команде не должно быть более 6 играющих. Игра продолжает­ся, пока одна из сторон не наберет согласованную сумму очков (5 или 10). Команды выстраиваются друг против друга по узким сторонам поля и по­очередно бьют шайбу со своего поля на противопо­ложное, стараясь попасть в цель. При этом шайбы соперника можно загонять в цель своими шайбами. Шайбы, остановившиеся на полях, оцениваются ми­нимальным количеством очков. За шайбы, которые не пересекли собственную линию поля, вычитается 10 очков. После введения всех шайб в игру очки суммируются. Команда, набравшая больше очков, получает оценочное очко. Затем команды меняются местами.

Техника. Играющие правой рукой становятся в по­ложение ноги врозь несколько левее от шайбы. Клюшку держат за верхнюю часть двумя руками. Нижний конец клюшки непосредственно касается шайбы, и спортсмен должен, не размахиваясь, толкнуть ее, но не ударять.


Leave a Reply

You must be logged in to post a comment.