Физкультура для всех: для детей и взрослых

Физкультура для всех:
для детей и взрослых


гимнастические упражнения, оздоровительная и лечебная физкультура
Физкультура для всех: для детей и взрослых

МЕТОДИКА СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛЫХ

Рубрика: Методики спортивной деятельности

Методика спортивной подготовки в организованных тренировочных группах. Цели и задачи. Спортивная тренировка взрослых граждан служит для сохране­ния и улучшения здоровья и физической работоспо­собности. Соответственно этому физические упраж­нения представляют собой основное средство эф­фективного воспроизводства энергии человека. Вы­сокая социальная значимость организованной спор­тивной деятельности обусловлена не только физи­ческим влиянием упражнений на организм, но прежде всего тем положительным воздействием, которое оказывает коллективная спортивная дея­тельность в спортивных группах и секциях на фор­мирование личности.

Организованная спортивная деятельность ох­ватывает различные виды мотивации: здесь пред­ставлены и участие в тренировочно-соревнователь­ном процессе с целью совершенствования спортив­ного результата (рекорды, победы на чемпионатах, выполнение норм спортивной классификации и т. д.), и планомерная оздоровительная трениров­ка, и спортивная активность, направленная на со­хранение работоспособности, и занятия спортом как форма активного отдыха. Основной задачей пе­дагогического воздействия в группах и секциях, а также критерием хорошей организации работы является регулярное участие членов группы в тре­нировочных занятиях; этим достигается макси­мальный тренировочный эффект и прочная связь личности с коллективом.

Долг инструктора и преподавателя спорта со­стоит в том, чтобы обеспечить квалифицированную спортивную подготовку и воспитание членов вве­ренной ему группы и вместе с ними привлекать к спортивной деятельности все новых и новых гра­ждан. Некоторые из членов организованных групп и команд сами впоследствии становятся инструкто­рами и организаторами спорта.

Методические особенности организованной спортив­ной деятельности взрослых. По структуре и после­довательности тренировка в организованных груп­пах имеет много общего со школьными уроками физкультуры. Постепенно все большее распростра­нение получают методические формы, заимство­ванные из спорта высоких достижений и приме­няемые в соответствии со спецификой занятий в этих группах. Характерным признаком организо­ванной тренировки является руководство процес­сом подготовки со стороны преподавателя. Как правило, эта деятельность осуществляется квалифи­цированным инструктором или преподавате­лем спорта. Качество педагогического и спортивно­методического аспектов в значительной степени зависит от квалификации и профессионального опыта преподавательских кадров, от активности членов тренировочной группы, а также от видов и качества тренировочных сооружений и снарядов. Для организованных форм спортивной деятельно­сти характерны следующие особенности: а) занятия преимущественно одним видом спорта в рамках общефизической подготовки; б) организация трени­ровочных занятий, максимально соответствующая местным условиям, традициям, интересам зани­мающихся и способностям инструктора; в) исполь­зование форм, способствующих сплочению кол­лектива, каким, например, является совместное участие в соревнованиях и культурных мероприя­тиях.

Организованные занятия спортом в группах и командах заключают в себе большие возможности, чем индивидуальная спортивная деятельность. Это проявляется в более интенсивном воздействии на морально-полшический облик занимающихся, на поведение в коллективе, а также на отношения и структуру интересов в группе, которые могут ме­няться в положительную сторону под влиянием от­ношений между преподавателем и группой и взаи­моотношений между членами группы. Воспита­тельное воздействие коллектива выражается также и в большей регулярности спортивной деятель­ности.

Организационные структуры.

В организации соревновательного процесса доми­нирующую роль играет необходимость и возмож­ность участия в соревнованиях. На базах активного отдыха предпочтение отдается обычно тем видам спорта, которые оказывают целенаправленное (и желаемое) воздействие и нагрузки в которых хо­рошо поддаются дозированию; к таким видам спорта относятся, например, плавание, бег, гимна­стические упражнения и т. д.

Содержание и формы спортивной подготовки. Спор­тивная подготовка в организованных трениро­вочных группах осуществляется как тренировочный процесс, в рамках которого планомерно и система­тически применяются физические упражнения с целью физического совершенствования.

Существенной предпосылкой работоспособности организма и основой спортивного результата является общая выносливость. Другими важными компонентами являются мышечная сила, а также достаточный уровень быстроты, ловкости, подвиж­ности и быстроты реакции.

В процессе общефизической подготовки должны быть освоены также некоторые элементы спортив­ной техники и накоплен определенный двига­тельный опыт. Овладение спортивными движения­ми может стать одной из предпосылок рациональ­ного выполнения двигательных задач на произ­водстве и в быту. Воспитательное воздействие в рамках организованной спортивной деятельности направлено на воспитание готовности участвовать в решении задач спортивной организации и выпол­нять задания, которые ставит преподаватель в про­цессе обучения. Социальная активность и здоровый образ жизни предполагают, что самовоспитание играет чрезвычайно важную роль. Поскольку про­цесс спортивной подготовки в организованных тре­нировочных группах осуществляется в первую оче­редь на регулярных тренировочных занятиях, ко­торые являются главной организационной формой учебно-тренировочного процесса, соблюдение дого­воренности о времени и месте занятий является важным стабилизирующим элементом обществен­ной организационной структуры в рамках физиче­ской культуры.

Отдельные тренировочные занятия представляют собой составную часть годичного или многолетне­го цикла спортивной подготовки. Тренировочные нагрузки меняются от занятия к занятию, причем в методическом отношении их формы согласуются друг с другом. Отдельные тренировочные занятия или части одного тренировочного занятия могут иметь целью выполнение определенных задач обу­чения, они могут быть направлены преимуществен­но на отработку отдельных компонентов. При пла­номерной организации каждое из занятий выпол­няет частную функцию в общем процессе подго­товки.

Обучение и усвоение знаний являются опреде­ляющими элементами тренировочного занятия. Важная функция в процессе спортивной подготовки принадлежит контролю за результатами в форме тестов и контрольных соревнований. Они служат для проверки развития отдельных компонентов фи­зической работоспособности в целом или же в ка­кой-либо одной дисциплине или виде спорта. Кон­трольные задания и тесты органично входят в процесс тренировки; проводятся они регулярно.

Средством контроля и стимуляции развития спортивных результатов являются также соревнова­ния, игры по круговой системе и другие спор­тивные мероприятия. Они призваны выполнять спе­цифические педагогические задачи. Организационные принципы процесса спортивной под­готовки. Для структуры и организации трениро­вочных занятий, проводимых один или несколько раз в неделю, характерны определенные педагоги­ческие и методические принципы. Общий принцип деления занятия (введение, основная часть и заклю­чительная часть) остается неизменным. В большин­стве случаев такое деление все же приводится в со­ответствие с особенностями вида спорта или же с определенными традициями. Для спортивных игр типичным признаком является большая доля тре­нировочных занятий, которые отводятся на трени­ровочные игры. Как правило, тренировочное заня­тие продолжается 60 мин, но нередко его длитель­ность составляет более 90 мин.

Чтобы обеспечить повышение эффективности ме­тодики и содержания занятий, выражающейся в развитии спортивных результатов и улучшении здоровья, осуществляются долгосрочное планиро­вание процесса подготовки и рациональное приме­нение методов, которые используются в тренировке спортсменов высокой квалификации. Годичными тренировочными планами и программами опреде­ляется система развития двигательных качеств и обучения основам спортивной техники. Развитие силы и общефизическая подготовка, например, осу­ществляются путем точного дозирования основных упражнений или же регулируются с помощью серий тестов.

В области активного отдыха и оздоровительного спорта (спортивные группы и курсы на базах актив­ного отдыха, при медицинских учреждениях) прак­тикуются специально подобранные и чрезвычайно эффективные формы оздоровительной тренировки. Характерным элементом организации тренировки здесь является метод длительной работы и круго­вая тренировка. Большое место занимают такие циклические виды спорта и дисциплины, как бег и плавание, а также другие целесообразные формы упражнений (в частности, спортивные игры). Учебный материал, используемый в спортивной подготовке групп, определяется в первую очередь специфическими задачами обучения. Общеразви­вающие и силовые упражнения заимствуются из спорта высших достижений, корригирующие упражнения и упражнения, способствующие выздо­ровлению,-из области физиотерапии или ортопе­дии.

Легко заметить, что для работы с группами, ре­гулярно участвующими в соревнованиях, и с груп­пами и командами, которые не выступают в соревнованиях, характерны различные акценты. Спортсмены, регулярно принимающие участие в соревнованиях, нуждаются в интенсивной техни­ческой и тактической подготовке в своем виде спор­та или спортивной дисциплине. Планирование учеб­ного материала и распределение времени в рамках тренировочных занятий должны соответствовать этим специфическим требованиям. В противопо­ложность этому для занятий с менее подгото­вленными людьми, со спортивными группами в жилых районах, при предприятиях и на базах ак­тивного отдыха большее значение имеет степень эмоционального воздействия. Существенную роль в этом играет ощущение успеха, сопровождающее улучшение спортивного результата. Кроме того, следует подчеркнуть необходимость атмосферы ра­дости, которая создается путем квалифицированно­го чередования учебного материала и форм трени­ровки, путем организации соревнований, стимули­рующих интерес к занятиям, и использования малых игровых форм. Для формирования коллек­тива важное значение имеет совместная организа­ция содержательного и веселого досуга. Значи­тельные различия в возрасте, а иногда и в уровне подготовленности между отдельными членами группы или команды предъявляют высокие требо­вания к инструктору. Руководствуясь общими пла­нами учебного процесса, он должен осуществлять индивидуальный подход к занимающимся, дозируя нагрузки на тренировочных занятиях. Нередко фор­мирование групп проводится по уровню спор­тивных результатов. Своя специфика в отношении учебного материала и методики существует для смешанных групп (мужчины и женщины), для групп, в которых занимаются матери с детьми, а также для групп здоровья.

Специфические аспекты педагогического воздей­ствия. Добровольное участие в тренировочных за­нятиях сопряжено с разнообразными педагогиче­скими и методическими проблемами. Нерегулярное посещение занятий и текучесть состава группы имеют отрицательные последствия как для команд и секций, участвующих в соревнованиях, так и для инструктора, стремящегося к систематической по­даче материала и к систематическому изменению нагрузки. Высокое качество тренировочных занятий и постоянство организационных форм можно счи­тать решающим фактором, обеспечивающим ста­бильную посещаемость. Существенное значение имеют, кроме того, процесс в тренировочной рабо­те и роль индивида в коллективе.

Еще одной предпосылкой положительного отно­шения к регулярной тренировке является воспита­ние привычки к здоровому образу жизни вообще и к выполнению тех требований гигиены, которые связаны со спортивной деятельностью, в частности.

Членов групп и команд следует побуждать к самостоятельной тренировке, их нужно учить ра­ботать самостоятельно. Эффективность домашних заданий и программ самостоятельной тренировки уже доказана практикой. Помимо этого, организо­ванные спортсмены должны научиться методически правильному подбору упражнений и форм трени­ровки для занятий в семье, в кругу друзей или же на отдыхе.


Leave a Reply

You must be logged in to post a comment.