МЕТОДИКА СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛЫХ
Рубрика: Методики спортивной деятельностиМетодика спортивной подготовки в организованных тренировочных группах. Цели и задачи. Спортивная тренировка взрослых граждан служит для сохранения и улучшения здоровья и физической работоспособности. Соответственно этому физические упражнения представляют собой основное средство эффективного воспроизводства энергии человека. Высокая социальная значимость организованной спортивной деятельности обусловлена не только физическим влиянием упражнений на организм, но прежде всего тем положительным воздействием, которое оказывает коллективная спортивная деятельность в спортивных группах и секциях на формирование личности.
Организованная спортивная деятельность охватывает различные виды мотивации: здесь представлены и участие в тренировочно-соревновательном процессе с целью совершенствования спортивного результата (рекорды, победы на чемпионатах, выполнение норм спортивной классификации и т. д.), и планомерная оздоровительная тренировка, и спортивная активность, направленная на сохранение работоспособности, и занятия спортом как форма активного отдыха. Основной задачей педагогического воздействия в группах и секциях, а также критерием хорошей организации работы является регулярное участие членов группы в тренировочных занятиях; этим достигается максимальный тренировочный эффект и прочная связь личности с коллективом.
Долг инструктора и преподавателя спорта состоит в том, чтобы обеспечить квалифицированную спортивную подготовку и воспитание членов вверенной ему группы и вместе с ними привлекать к спортивной деятельности все новых и новых граждан. Некоторые из членов организованных групп и команд сами впоследствии становятся инструкторами и организаторами спорта.
Методические особенности организованной спортивной деятельности взрослых. По структуре и последовательности тренировка в организованных группах имеет много общего со школьными уроками физкультуры. Постепенно все большее распространение получают методические формы, заимствованные из спорта высоких достижений и применяемые в соответствии со спецификой занятий в этих группах. Характерным признаком организованной тренировки является руководство процессом подготовки со стороны преподавателя. Как правило, эта деятельность осуществляется квалифицированным инструктором или преподавателем спорта. Качество педагогического и спортивнометодического аспектов в значительной степени зависит от квалификации и профессионального опыта преподавательских кадров, от активности членов тренировочной группы, а также от видов и качества тренировочных сооружений и снарядов. Для организованных форм спортивной деятельности характерны следующие особенности: а) занятия преимущественно одним видом спорта в рамках общефизической подготовки; б) организация тренировочных занятий, максимально соответствующая местным условиям, традициям, интересам занимающихся и способностям инструктора; в) использование форм, способствующих сплочению коллектива, каким, например, является совместное участие в соревнованиях и культурных мероприятиях.
Организованные занятия спортом в группах и командах заключают в себе большие возможности, чем индивидуальная спортивная деятельность. Это проявляется в более интенсивном воздействии на морально-полшический облик занимающихся, на поведение в коллективе, а также на отношения и структуру интересов в группе, которые могут меняться в положительную сторону под влиянием отношений между преподавателем и группой и взаимоотношений между членами группы. Воспитательное воздействие коллектива выражается также и в большей регулярности спортивной деятельности.
Организационные структуры.
В организации соревновательного процесса доминирующую роль играет необходимость и возможность участия в соревнованиях. На базах активного отдыха предпочтение отдается обычно тем видам спорта, которые оказывают целенаправленное (и желаемое) воздействие и нагрузки в которых хорошо поддаются дозированию; к таким видам спорта относятся, например, плавание, бег, гимнастические упражнения и т. д.
Содержание и формы спортивной подготовки. Спортивная подготовка в организованных тренировочных группах осуществляется как тренировочный процесс, в рамках которого планомерно и систематически применяются физические упражнения с целью физического совершенствования.
Существенной предпосылкой работоспособности организма и основой спортивного результата является общая выносливость. Другими важными компонентами являются мышечная сила, а также достаточный уровень быстроты, ловкости, подвижности и быстроты реакции.
В процессе общефизической подготовки должны быть освоены также некоторые элементы спортивной техники и накоплен определенный двигательный опыт. Овладение спортивными движениями может стать одной из предпосылок рационального выполнения двигательных задач на производстве и в быту. Воспитательное воздействие в рамках организованной спортивной деятельности направлено на воспитание готовности участвовать в решении задач спортивной организации и выполнять задания, которые ставит преподаватель в процессе обучения. Социальная активность и здоровый образ жизни предполагают, что самовоспитание играет чрезвычайно важную роль. Поскольку процесс спортивной подготовки в организованных тренировочных группах осуществляется в первую очередь на регулярных тренировочных занятиях, которые являются главной организационной формой учебно-тренировочного процесса, соблюдение договоренности о времени и месте занятий является важным стабилизирующим элементом общественной организационной структуры в рамках физической культуры.
Отдельные тренировочные занятия представляют собой составную часть годичного или многолетнего цикла спортивной подготовки. Тренировочные нагрузки меняются от занятия к занятию, причем в методическом отношении их формы согласуются друг с другом. Отдельные тренировочные занятия или части одного тренировочного занятия могут иметь целью выполнение определенных задач обучения, они могут быть направлены преимущественно на отработку отдельных компонентов. При планомерной организации каждое из занятий выполняет частную функцию в общем процессе подготовки.
Обучение и усвоение знаний являются определяющими элементами тренировочного занятия. Важная функция в процессе спортивной подготовки принадлежит контролю за результатами в форме тестов и контрольных соревнований. Они служат для проверки развития отдельных компонентов физической работоспособности в целом или же в какой-либо одной дисциплине или виде спорта. Контрольные задания и тесты органично входят в процесс тренировки; проводятся они регулярно.
Средством контроля и стимуляции развития спортивных результатов являются также соревнования, игры по круговой системе и другие спортивные мероприятия. Они призваны выполнять специфические педагогические задачи. Организационные принципы процесса спортивной подготовки. Для структуры и организации тренировочных занятий, проводимых один или несколько раз в неделю, характерны определенные педагогические и методические принципы. Общий принцип деления занятия (введение, основная часть и заключительная часть) остается неизменным. В большинстве случаев такое деление все же приводится в соответствие с особенностями вида спорта или же с определенными традициями. Для спортивных игр типичным признаком является большая доля тренировочных занятий, которые отводятся на тренировочные игры. Как правило, тренировочное занятие продолжается 60 мин, но нередко его длительность составляет более 90 мин.
Чтобы обеспечить повышение эффективности методики и содержания занятий, выражающейся в развитии спортивных результатов и улучшении здоровья, осуществляются долгосрочное планирование процесса подготовки и рациональное применение методов, которые используются в тренировке спортсменов высокой квалификации. Годичными тренировочными планами и программами определяется система развития двигательных качеств и обучения основам спортивной техники. Развитие силы и общефизическая подготовка, например, осуществляются путем точного дозирования основных упражнений или же регулируются с помощью серий тестов.
В области активного отдыха и оздоровительного спорта (спортивные группы и курсы на базах активного отдыха, при медицинских учреждениях) практикуются специально подобранные и чрезвычайно эффективные формы оздоровительной тренировки. Характерным элементом организации тренировки здесь является метод длительной работы и круговая тренировка. Большое место занимают такие циклические виды спорта и дисциплины, как бег и плавание, а также другие целесообразные формы упражнений (в частности, спортивные игры). Учебный материал, используемый в спортивной подготовке групп, определяется в первую очередь специфическими задачами обучения. Общеразвивающие и силовые упражнения заимствуются из спорта высших достижений, корригирующие упражнения и упражнения, способствующие выздоровлению,-из области физиотерапии или ортопедии.
Легко заметить, что для работы с группами, регулярно участвующими в соревнованиях, и с группами и командами, которые не выступают в соревнованиях, характерны различные акценты. Спортсмены, регулярно принимающие участие в соревнованиях, нуждаются в интенсивной технической и тактической подготовке в своем виде спорта или спортивной дисциплине. Планирование учебного материала и распределение времени в рамках тренировочных занятий должны соответствовать этим специфическим требованиям. В противоположность этому для занятий с менее подготовленными людьми, со спортивными группами в жилых районах, при предприятиях и на базах активного отдыха большее значение имеет степень эмоционального воздействия. Существенную роль в этом играет ощущение успеха, сопровождающее улучшение спортивного результата. Кроме того, следует подчеркнуть необходимость атмосферы радости, которая создается путем квалифицированного чередования учебного материала и форм тренировки, путем организации соревнований, стимулирующих интерес к занятиям, и использования малых игровых форм. Для формирования коллектива важное значение имеет совместная организация содержательного и веселого досуга. Значительные различия в возрасте, а иногда и в уровне подготовленности между отдельными членами группы или команды предъявляют высокие требования к инструктору. Руководствуясь общими планами учебного процесса, он должен осуществлять индивидуальный подход к занимающимся, дозируя нагрузки на тренировочных занятиях. Нередко формирование групп проводится по уровню спортивных результатов. Своя специфика в отношении учебного материала и методики существует для смешанных групп (мужчины и женщины), для групп, в которых занимаются матери с детьми, а также для групп здоровья.
Специфические аспекты педагогического воздействия. Добровольное участие в тренировочных занятиях сопряжено с разнообразными педагогическими и методическими проблемами. Нерегулярное посещение занятий и текучесть состава группы имеют отрицательные последствия как для команд и секций, участвующих в соревнованиях, так и для инструктора, стремящегося к систематической подаче материала и к систематическому изменению нагрузки. Высокое качество тренировочных занятий и постоянство организационных форм можно считать решающим фактором, обеспечивающим стабильную посещаемость. Существенное значение имеют, кроме того, процесс в тренировочной работе и роль индивида в коллективе.
Еще одной предпосылкой положительного отношения к регулярной тренировке является воспитание привычки к здоровому образу жизни вообще и к выполнению тех требований гигиены, которые связаны со спортивной деятельностью, в частности.
Членов групп и команд следует побуждать к самостоятельной тренировке, их нужно учить работать самостоятельно. Эффективность домашних заданий и программ самостоятельной тренировки уже доказана практикой. Помимо этого, организованные спортсмены должны научиться методически правильному подбору упражнений и форм тренировки для занятий в семье, в кругу друзей или же на отдыхе.