Физкультура для всех: для детей и взрослых

Физкультура для всех:
для детей и взрослых


гимнастические упражнения, оздоровительная и лечебная физкультура
Физкультура для всех: для детей и взрослых

Методическое руководство работой дошкольных учреждений

Рубрика: Работа с дошкольниками

Активные поиски методов и средств физического закаливания детей в дошкольных учреждениях Норильска начаты во второй половине 50-х годов.

В 1957 г. детские сады, ранее находившиеся в ведении сани­тарного отдела Норильского горно-металлургического комбината им. А. П. Завенягина, были выделены в отдел детских дошколь­ных учреждений ЖКУ комбината. В 1960 г. в ведение дошколь­ного отдела перешли и детские ясли. Работу отдела возглавили энтузиасты дошкольного воспитания Норильска Р. А. Леонтьева и К. М. Бадова.

В период с 1955 по 1960 г. стала интенсивно развиваться сеть дошкольных учреждений: к концу 1960 г. в Норильске было 43 детских учреждения, которые посещали 6 тыс. детей.

Дошкольные работники вместе с врачами и проектировщи­ками занимаются разработкой типовых учреждений, учитываю­щих специфику Крайнего Севера, проводится большая работа по учебе воспитателей и медсестер. Продумываются и организуются мероприятия по физическому оздоровлению детей в условиях Заполярья — водные закаливающие процедуры, облучение лам­пами ПРК-7. Планируются и проводятся утренняя гимнастика и занятия физкультурой; правда, к проведению этих занятий особых требований еще не предъявлялось, методика их в зави­симости от возраста детей не дифференцировалась.

В 1960 г. в связи с утверждением должности методиста была начата постановка педагогической работы в коллективах, под­готовка воспитателей на местах, начали заниматься и оснаще­нием методических кабинетов.

Методический кабинет дошкольного отдела затрачивал ог­ромные усилия, но дело подвигалось медленно, ибо не было опы­та методической литературы, разработок, особенно по физичес­кому воспитанию, с учетом специфических условий Крайнего Севера. Тем не менее уже в 1961 —1962 гг. появились первые ре­зультаты, первый опыт работы. В детских садах стали проводить­ся открытые физкультурные занятия, гимнастика, на педсоветах стали заслушиваться сообщения из опыта работы отдельных дошкольных учреждений.

По желанию воспитателей проводили семинары по планиро­ванию гимнастики и физкультурных занятий. Готовясь к семи­нару, каждый воспитатель должен был написать план физкуль­турного занятия или гимнастики. Их заслушивали, обсуждали, наиболее удачные планы брали за образец. При составлении конспектов учитывались такие методические требования, как ин­дивидуальный подход к детям, соответствие нагрузки возрасту и подготовленности детей, оборудование занятия, последователь­ность упражнений, методика подстраховки детей, одежда и обувь, температурный режим помещения.

В 1962 г. в город приехало. 10 молодых специалистов, окон­чивших факультет дошкольной педагогики и психологии Ростов­ского педагогического института, в 1965 г.— 10 человек, окон­чивших Горьковский педагогический институт, и др.

Воспитателей со средним специальным образованием стал готовить учебно-консультационный пункт заочного отделения Красноярского дошкольного педучилища, открытый в Нориль­ске в I960 г.

В 1968 г. на базе Норильского медицинского училища было организовано обучение группы в 20 человек для работы с детьми раннего возраста.

Методический кабинет дошкольного отдела к этому времени обобщил опыт работы дошкольных учреждений по вопросам физического воспитания; значительно прибавилось методической литературы, разработок. Работать становилось интереснее, у пе­дагогов появился творческий, осмысленный подход к решению проблемных .вопросов по физическому воспитанию. В осуществ­лении их непосредственное участие стали принимать врачи, му­зыкальные руководители, сестры-воспитательницы, работающие с детьми раннего возраста.

В 1966 г. на кустовых методических объединениях изучались две темы: 1) развитие основных движений детей раннего и до­школьного возраста; 2) физическая подготовка детей к школе. В связи с этим были просмотрены открытые физкультурные за­нятия с использованием различного оборудования и примене­нием различных методов в обучении основным видам движений во многих детских учреждениях, в которых работа по физиче­скому воспитанию была поставлена хорошо. В результате про­смотренных занятий было выявлено, что наряду с исполнитель­ными воспитателями, добросовестно выполняющими все мето­дические требования к проведению и организации занятий, есть воспитатели творческие, умеющие создать у детей высокий жиз­ненный тонус, дать им почувствовать радость движения.

В 1966/67 учебном году было проведено первое обследование развития основных видов движений у детей 4—7 лет. Оно послу­жило своеобразным толчком, заставило всех глубже проанали­зировать двигательную активность детей на утренней гимнасти­ке, физкультурных замятиях и в повседневной жизни.

Врачи дошкольных учреждений много сделали в плане отра­ботки методики проведения водных закаливающих процедур с детьми раннего и дошкольного возраста, постоянно участвовали в составлении комплекса упражнений для детей раннего и до­школьного возраста, следили за физической нагрузкой на заня­тиях и состоянием здоровья детей.

В эти же годы в помощь воспитателям, методистам, заведу­ющим детскими садами методический кабинет подготовил ин­структивно-методический материал, чертежи и рисунки физкуль­турного оборудования, примерные планы физкультурных заня­тий.

С 1967 г. работу ОДДУ Норильского горно-металлургиче­ского комбината по изысканию лучших групповых режимов в условиях Заполярья, гигиенических режимов и прогулок в ус­ловиях суровой зимы, средств закаливания детского организма, организации повышенного двигательного режима стала направ­лять лаборатория физического воспитания НИИ дошкольного воспитания АПН СССР. Объектами совместных исследований были избраны: а) режимы дня групп раннего и дошкольного возраста, учитывающие специфику Крайнего Севера; б) орга­низация повышенной двигательной активности детей; в) прове­дение прогулок в зимний период.

Для повышения теоретической и практической подготовки воспитателей, медицинских сестер, врачей, методистов, заведу­ющих детскими садами в области физического воспитания де­тей старшими научными сотрудниками НИИ дошкольного вос­питания Т. И. Осокиной и В. И. Добрейцер был проведен теоре­тический семинар. Программа семинара предусматривала ознакомление работников дошкольных учреждений с последни­ми научными разработками в области физического воспитания детей раннего и дошкольного возраста, разъяснением отдельных разделов действовавшей тогда «Программы воспитания в дет­ском саду», обучение методикам сбора фактического материала в дошкольных учреждениях для выработки научно обоснованных рекомендаций по организации физического воспитания детей в условиях Крайнего Севера.

Вопросы физического воспитания стали обязательными в по­вестке ежегодных педагогических и родительских конференций и Педагогических чтений 1966—1968 гг. В анализе докладом, и выступлениях оппонентов подчеркивалось то главное, что необ­ходимо было перенести в широкую практику работы на местах. В ходе всех Педагогических чтений и конференций экспо­нировались выставки, материал которых представлялся боль­шинством детских учреждений города. Здесь были новые образ­цы физкультурного оборудования с методическими указаниями по их использованию, конспекты занятий, перечень рекомендуе­мых упражнений с отдельными снарядами, проводимых в усло­виях помещения и участка, альбомы, фотостенды, рассказыва­ющие об отдыхе детей в тундре, играх и занятиях на летней пло­щадке и т. д.

Говоря о ежегодных конференциях, Педагогических чтени­ях, открытых занятиях как о главных формах работы, нельзя не сказать и о других, которые помогают детским учреждени­ям работать в неразрывном контакте с методическим кабинетом, дают возможность целенаправленнее осуществлять общие задачи.

Большую работу проводили методические объединения. Хо­тя работа эта велась с меньшей по сравнению с конференцией аудиторией, но здесь каждый мог высказать свою точку зрения по поводу прослушанного доклада или сообщения, поделиться своим опытом работы, высказать сомнения, трудности, встреча­ющиеся в процессе работы. Темы сообщений включались в годо­вой план методической работы дошкольного отдела после пре­дварительного опроса работников детских учреждений о том, какие сообщения, доклады необходимо послушать в следующем учебном году. Методические объединения также организовали выставки конкретного практического материала.

И еще одна активная форма работы — планерки с заведую­щими детских учреждений и с методистами 1 раз в две недели. Они позволяют своевременно решать все проблемные вопросы, обсуждать уровень работы на данный период в детских учреж­дениях. Такие планерки проводятся 1 раз в две недели и с воспи­тателями в детских учреждениях. На них обсуждаются задачи, стоящие перед всем отделом детских дошкольных учреждений в целом, и обязательно анализируется работа коллектива в све­те этих задач. На последней -планерке месяца оговаривается оценка работы каждой группы за месяц с учетом отношения к работе воспитателей, обслуживающего персонала. Общая оцен­ка работы изображается графически.

В марте 1968 г. были проведены четвертые Педагогические чтения на тему «Физическое воспитание детей в условиях За­полярья». В них приняли участие работники лаборатории физи> ческого воспитания НИИ дошкольного воспитания АПН СССР. Было представлено 10 докладов, которые отражали специфику работы дошкольных учреждений в условиях Крайнего Севера но вопросам режимов дня, организации прогулок в суровых клима­тических условиях, двигательной активности детей, закаливания организма ребенка раннего и дошкольного возраста. Резуль­таты этих педчтений были опубликованы в сборнике «Физиче­ское воспитание детей на Крайнем Севере», подготовленном к изданию дошкольным методическим кабинетом и изданном Красноярским издательством.

В январе — феврале 1969 г. в целях повышения квалифика­ции педагогических и медицинских работников детских учрежде­ний Норильска вновь был проведен научно-практический семи­нар «Развитие движений детей дошкольного возраста». Обуче­ние прошло по 30-часовой программе с практическим показом движений, им было охвачено более 200 слушателей Норильска и Таймырского национального (ныне автономного) округа (заве­дующие, методисты, врачи, педагоги, медицинские сестры).

Некоторые итоги работы были подведены на Всесоюзной научно-практической конференции в 1971 г.

В условиях Севера серьезной проблемой является закрепле­ние кадров от воспитателя до руководителя, необходимость постоянного их пополнения. Так, за последние 2—3 года контин­гент руководителей и воспитателей дошкольных учреждений ос­новательно обновился. С целью повышения деловой квалифика­ции педагогов в марте 1978 г. был проведен двухнедельный семинар-практикум «Обучение детей дошкольного возраста ос­новным движениям».

В программу семинара были включены три основных раздела. Прежде всего это изучение характеристик каждого основного движения, ходьбы, бега, прыжков, ползания, метания и т. д. у Детей разных возрастов, а также вопросы планирования разви­тия основных движений. Вторая часть семинара была посвяще­на теоретическому и практическому разбору методики проведе­ния и планирования физкультурных занятий в каждой возраст­ной группе, а также рассмотрению некоторых вопросов контроля.

Работа дошкольных учреждений Норильска проводится при постоянной тесной связи педагогов и медицинских работников города и непрерывно совершенствуется. В январе 3980 г. для ру­ководителей, методистов, врачей и старших медицинских сестер был проведен семинар по теме «Врачебно-педагогический конт­роль за физическим воспитанием детей дошкольного возраста». На педагогических советах в дошкольных учреждениях воспита­тели делятся опытом работы по физическому воспитанию, перио­дически отчитываются о выполнении программы по физвоспитанию; врачи делятся опытом работы по охране здоровья и сни­жению заболеваемости детей. На итоговых педсоветах ежегодно методисты анализируют уровень усвоения основных видов дви­жений детьми разных возрастных групп, опираясь на данные обследований (регулярно проводимых дважды в год) в апреле и октябре (табл. 11). Нормативные показатели развития ос­новных видов движений для мальчиков и девочек 4—7 лет были разработаны Г. В. Сендек в 1970 г, Анализ данных этих обследований позволяет методическому кабинету вести тщательный учет уровня физического воспитания в каждом детском саду, следить за физическим развитием и двигательной подготовлен­ностью детей.

Таблица 11

child_health_28


Leave a Reply

You must be logged in to post a comment.