Физкультура для всех: для детей и взрослых

Физкультура для всех:
для детей и взрослых


гимнастические упражнения, оздоровительная и лечебная физкультура
Физкультура для всех: для детей и взрослых

Механизмы лечебного действия средств лечебной физической культуры

Рубрика: Основы лечебной физической культуры

Правильное понимание процессов, происходящих в организме больного ребенка при выполнении физических упражнений, участии в подвижных играх, во время массажа, закаливающих процедур, опре­деляет действия врача как на этапе решения вопроса о показаниях или противопоказаниях к назначению лечебной физкультуры, так и на эта­пе реализации назначений и подбора адекватных средств. Упомянутые процессы прежде всего вызываются мышечной работой, производимой при упражнениях и играх. Очевидно, физиологические сдвиги, происхо­дящие в организме при мышечных сокращениях, связаны с их энерге­тическим обеспечением и регулирующими обмен веществ в мышце нервными и гуморальными влияниями. Биохимические и физиологиче­ские изменения при мышечной работе зависят от количества произве­денной работы, анатомо-физиологических особенностей детского орга­низма и своеобразия обменных процессов в нем, а также от исходного состояния ребенка. Принято рассматривать влияние средств лечебной физкультуры в следующих направлениях: стимулирующее (тонизирую­щее), трофическое, компенсаторное и нормализующее действие [До­бровольский В. К., 1970].

Стимулирующее действие средств лечебной физкультуры выра­жается усилением деятельности физиологических систем организма больного. Оно связано с тем, что распад энергосодержащих биохими­ческих структур и выделение энергии, используемой для мышечной ра­боты, приводят к ряду реакций вегетативных систем, направленных на выравнивание нарушенного гомеостаза и восстановление энергетиче­ского потенциала. Так, благодаря раскрытию добавочных капилляров немедленно (а в силу рефлекторных реакций даже частично опережая мышечное сокращение) усиливается кровоснабжение работающих мышц. Происходит перестройка функциональной схемы кровообраще­ния: перераспределение крови и адекватное мышечной работе усиле­ние кровоснабжения. Тем самым создаются физиологические пред­посылки для синтеза и ресинтеза макроэргов, в первую очередь аденозинтрифосфорной кислоты. Аналогичные изменения наблюдают­ся в дыхательной и других системах, которые могут в данном случае рассматриваться как системы, обеспечивающие мышечную работу. Та­ким образом, стимулирующее или тонизирующее действие средств ле­чебной физкультуры связано с повышением уровня жизнедеятельности детского организма и его важнейших функциональных систем. При за­болеваниях и травмах сохраняется прямая зависимость физиологиче­ских сдвигов от количества произведенной мышечной работы, т. е. от физической нагрузки. Следовательно, при большинстве заболеваний можно дозировать стимулирующий эффект лечебной физкультуры определенным объемом мышечной работы. Тонизирующий эффект бу­дет проявляться независимо от того, где расположены участвующие в движении мышцы, что позволяет достичь лечебного эффекта с по­мощью подбора упражнений, не связанных с пораженной областью те­ла. С другой стороны, при назначении лечебной физкультуры следует учитывать стимулирующее действие на вегетативные системы и обмен веществ, чтобы избежать усиления патологических сдвигов. Стимули­рующее действие средств лечебной физкультуры прежде всего исполь­зуется для предупреждения отставания роста и развития. Задержка в развитии может наблюдаться при многих патологических состояниях как проявление болезни и следствие гиподинамии, вызванной заболе­ванием и ограничением двигательной активности. Поэтому назначение лечебной физкультуры в адекватной состоянию ребенка дозировке обеспечивает реализацию «энергетического правила скелетной муску­латуры» по И. А. Аршавскому, восстанавливая биоэнергетические ус­ловия развития

Важной стороной стимулирующего эффекта физических упражне­ний, подвижных игр и регламентируемой двигательной деятельности является выравнивание усиливающегося при патологии гетерохронизма морфофункциональных систем. По мнению академика П. К. Анохина, неравномерность созревания упомянутых систем — один из важнейших факторов развития в онтогенезе. В обычных условиях развития здоро­вого ребенка каждая динамическая функциональная система объеди­няет физиологические структуры, находящиеся на разных стадиях мор­фологического созревания и функционального совершенствования. Такое объединение и обусловливает ускорение созревания структур, отстающих в развитии. Наибольшими возможностями в этом отноше­нии обладает двигательная функциональная система, вовлекающая в осуществление мышечных сокращений и их обеспечение большин­ство органов детского организма. При включении в комплексную те­рапию лечебной физкультуры возникает не только адаптация к физи­ческой нагрузке за счет реакций всего организма ребенка, но и расширение возможностей пораженной патологическим процессом системы. Последнее объясняется тем, что интактные, не вовлеченные в болезнь структурные компоненты функциональной системы, сти­мулируют ее деятельность.

Ценнейшими проявлениями стимулирующего действия средств ле­чебной физической культуры являются повышение эмоционального то­нуса больных, снятие возбужденного или угнетенного состояния, воз­никающее у ребенка, по образному выражению И. П. Павлова, чув­ство «мышечной радости». Развитию положительных эмоций способст­вуют не только сами упражнения и подвижные игры, но и соответству­ющая обстановка, пособия кабинета лечебной физической культуры, музыкальное сопровождение, игрушки, спортивная форма и т. д.

Широко используется стимулирующий эффект занятий лечебной физической культурой для повышения неспецифической сопротивляе­мости детского организма. Установлено, что при патологических со­стояниях снижается уровень жизнедеятельности организма, что пред­ставляет собой проявление биологической защитной реакции, обеспе­чивающей снижение скорости развития болезни. Однако такая реакция приводит к одновременному снижению некоторых приспособительных или регуляторных функций. Раннее и эффективное включение соб­ственных приспособительных реакций в ответ на привычный раздра­житель в виде мышечного сокращения во многом определяет скорость выздоровления и полноту последующей реабилитации.

Необходимо заметить, что среди других средств стимулирующего или тонизирующего действия физические упражнения обладают несом­ненными преимуществами, заключающимися в их физиологичности, легкости дозировки, отсутствии побочных действий или кумулятивно­го эффекта.

Трофическое действие средств лечебной физкультуры проявляется в общем и направленном изменении обмена веществ в мышцах и вну­тренних органах, связанных с работой определенных мышечных групп. Оно способствует усилению процессов регенерации и репарации, уско­рению резорбции воспалительного экссудата и обратному развитию воспаления в целом. В клинике внутренних болезней у ребят воздей­ствие средств лечебной физкультуры на трофику используется для це­ленаправленного изменения обмена веществ, например при гипотро­фии, эндокринных нарушениях и т. д. Так, при нарушениях жирового обмена физические упражнения способствуют преимущественному окислению жиров и восстановлению извращенных звеньев обменных процессов. При рахитических изменениях в мышцах физические упраж­нения обеспечивают выравнивание синтеза и ресинтеза макроэргических соединений. В основе трофического действия лечебной физкуль­туры лежат сложные биохимические и физиологические сдвиги, направленные на восстановление энергетического потенциала мышц. С одной стороны, изменение обмена веществ в мышцах связано с об­щими изменениями внутренних органов в рамках стимулирующего действия. С другой стороны, трофическое действие связано с непосред­ственным усилением окислительно-восстановительных процессов в за­висимости от функциональной нагрузки, без обязательного изменения условий кровоснабжения. В этом отражается адаптационно-трофиче­ское влияние нервной системы, установленное Л. А. Орбели и А. Г. Гинецинским. Тесная биологическая зависимость функции и структуры применительно к мышечной работе проявляется и установленной

В.  В. Лариным и Ф. 3. Меереоном связью мышечной массы, уровня синтеза сократительного белка с величиной их функционирования. Та­ким образом, используя висцеро-висцеральные и моторно-висце­ральные рефлекторные взаимоотношения, можно подобрать физиче­ские упражнения, чтобы трофическое их действие локализовалось именно в данной области или на данном органе. Специальный подбор упражнений способствует, например, уменьшению и ликвидации во­спалительных изменений в легких, бронхах, желудочно-кишечном тракте. Трофическое действие средств лечебной физкультуры про­является предупреждением атрофических и дегенеративных процессов, ускорением местных и общих морфологических компонентов саногенеза. Эффективно используется этот механизм действия для ускорения процессов регенерации после оперативных вмешательств и травм. Фи­зические упражнения и увеличивающиеся требования к функции вос­станавливающейся после травмы кости способствуют перестройке костной мозоли, превращению ее из бесструктурной в структурную. Трофическое действие лечебной физкультуры позволяет при параличах и парезах приостановить и компенсировать развивающуюся атрофию.

Механизм компенсаторного действия лечебной физкультуры заклю­чается в усилении или перестройке развивающихся при патологических процессах приспособительных реакций таким образом, что увеличи­вается их компенсаторный эффект. Такие приспособительные реакции направлены на временное или постоянное замещение потерянной или измененной функции, обеспечивая жизнеспособность организма. Одна­ко приспособительные реакции больного не всегда приводят к компен­сации и улучшению состояния ребенка. Использование для компенса­ции и восстановления нарушенных функций средств лечебной физкуль­туры весьма перспективно, так как именно физическое упражнение, сам двигательный акт, вызывая эволюционно закрепленные физиоло­гические реакции, способствует более быстрой перестройке возникаю­щих при патологическом процессе компенсаций, обеспечивая жизне­способность поврежденных систем. В процессе роста и развития мышечная система не только обеспечивает развитие и морфологиче­ское совершенствование физиологических систем, но и способствует формированию быстрых ответных реакций восстановления любых от­клонений от постоянного состава внутренней среды при мышечной ра­боте. Так, постоянное содержание углекислоты и кислорода в условиях мышечной деятельности сохраняется за счет соответствующего усиле­ния легочной вентиляции, повышения эффективности использования кислорода из вентилируемого воздуха, увеличения объема и скорости кровотока. При заболевании ребенка и повреждении любой из ука­занных систем физические упражнения обеспечивают быстрое вклю­чение закрепившихся ранее приспособительных механизмов и тем самым способствуют компенсации нарушенной функции. Так дей­ствуют специально подобранные физические упражнения при рас­стройстве дыхательной функции, недостаточность которой выражает­ся, в частности, в гипервентиляции. Гипервентиляция при пневмонии, хотя и является приспособительной реакцией, связанной с недоста­точным поступлением кислорода, из-за преимущественного поверх­ностного и резко учащенного дыхания не только не способствует уменьшению кислородной недостаточности, но даже усугубляет тя­жесть состояния (из-за повышения расхода кислорода на работу дыха­тельных мышц и снижения доли альвеолярной вентиляции). Поглаживаюший массаж и пассивные физические упражнения, выполняемые в медленном темпе, приводят к урежению дыхательных движений, углублению дыхания и увеличению альвеолярной вентиляции, тем самым резко усиливая компенсаторный эффект приспособительной ре­акции — одышки. При сохраняющейся гипервентиляции в кровь посту­пает значительно больше кислорода и выделяется большее количество углекислоты. При недостаточности кровообращения, вызванной нару­шениями сократительной способности миокарда (ревматизм, миокар­дит), компенсаторный эффект соответствующих средств лечебной физ­культуры связан с усилением действия экстракардиальных факторов кровообращения: мышечного насоса, присасывающего действия дыха­тельных экскурсий грудной клетки и диафрагмы и др. Использование механизма компенсаторного действия средств лечебной физкультуры наиболее эффективно при четком представлении о характере пораже­ния функциональной системы и сущности ответных и компенсаторных реакций, развивающихся в ней при патологических состояниях. Углу­блению этих представлений способствуют функциональные исследова­ния, проводимые в динамике. Они же позволяют определить эффек­тивность подбора средств лечебной физкультуры.

Нормализация нарушенных функций. Этот механизм лечебного дей­ствия средств лечебной физкультуры используется в системе реабили­тации наиболее широко. Сущность нормализующего действия лечеб­ной физкультуры заключается в постепенном расширении диапазона функциональных показателей патологически измененной системы до физиологической, возрастной нормы. Такая нормализация происходит под влиянием тренирующего действия физических упражнений и мы­шечной работы не только на опорно-двигательный аппарат, в котором наблюдается восстановление мышечной силы и объема движения в су­ставах и связках, но и на физиологические системы, обеспечивающие мышечное сокращение. Нормализующий эффект физических упражне­ний как частный случай тренировки проявляется уменьшением физио­логических показателей функциональных систем, лучшим согласова­нием отдельных их звеньев в состоянии покоя или увеличением функциональных резервов. Так, при заболеваниях органов дыхания физические упражнения в нарастающей дозировке способствуют уре­жению дыхания и уменьшению потребления кислорода в покое при одновременном повышении коэффициента использования кислорода, максимальной вентиляции и жизненной емкости легких. При заболева­ниях сердечно-сосудистой системы нормализующее действие лечебной физкультуры проявляется увеличением мощности сердечных сокраще­ний, восстановлением соответствия сердечной деятельности степени физического напряжения, уменьшением частоты сердечных сокраще­ний в покое.

Нормализующее действие физических упражнений и других средств лечебной физкультуры проявляется также ликвидацией извра­щений функции, вызванных патологическим процессом. Таким обра­зом может происходить нормализация движений конечности больного ребенка при инфекционном полиартрите, после переломов и травм. При этих состояниях нередко наблюдаются контрактуры, остающиеся и после ликвидации болевых ощущений, в связи со щадящими реак­циями и сопутствующими процессами в мягких тканях. Под влиянием физических упражнений, проводимых на положительном эмоциональ­ном фоне, снимаются патологические рефлексы, восстанавливается нормальный механизм двигательной реакции. Важную роль при этом играет формирование нормальных условнорефлекторных реакций.

Для детского организма характерно вовлечение в патологический процесс многих органов и систем, нарушение роста и развития ребен­ка, в частности психомоторного. При большинстве заболеваний в свя­зи с этим наблюдается утрата ранее возникших двигательных навыков у ребят раннего возраста, их ослабление и извращение — у ребят стар­шего возраста. Лечебная физическая культура (ЛФК) является единственным сред­ством, позволяющим добиться нормализации двигательной сферы ребенка.

Весьма важной задачей лечения и реабилитации является задача восстановления адаптации к обычным для ребенка нагрузкам, в пер­вую очередь физическим, связанным с привычной двигательной дея­тельностью. Такая адаптация возможна лишь за счет согласованной, координированной деятельности организма и не может быть обеспече­на лишь нормальной функцией пораженной болезнью системы. Лечебная физическая культура (ЛФК) позволяет обеспечить в процессе специальных заня­тий восстановление нарушенной координации ряда органов и систем, обеспечивает целостную реакцию детского организма на мышечные усилия, создавая наилучшие условия для восстановления нормальной физической работоспособности.


Leave a Reply

You must be logged in to post a comment.