Физкультура для всех: для детей и взрослых

Физкультура для всех:
для детей и взрослых


гимнастические упражнения, оздоровительная и лечебная физкультура
Физкультура для всех: для детей и взрослых

МЕХАНИЗМЫ ЛЕЧЕБНОГО ДЕЙСТВИЯ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ НА ОРГАНИЗМ БОЛЬНОГО ЧЕЛОВЕКА

Рубрика: Основы лечебной физической культуры

«Болезнь — нарушение жизнедеятельности организ­ма, выражающееся расстройством функции различных органов и систем и иногда их структурными изменения­ми. Она возникает под влиянием чрезвычайных (для данного организма) раздражителей внешней и внутрен­ней среды». Мобилизуя защитные силы, организм пре­одолевает болезненный процесс, и при этом восстанав­ливаются нарушенные функции и трудоспособность.

При любом заболевании уменьшается двигательная активность человека, а это приводит к понижению ак­тивности коры головного мозга и к угасанию приобре­тенных условных рефлексов. При физических упражне­ниях в кору головного мозга поступает огромное число сигналов (импульсов) от мышц, сухожилий, связок, су­ставов, кожи, глаз, ушей, органов равновесия, а также сердца, сосудов, легких и других органов, обеспечиваю­щих двигательный акт.

Таким образом создаются новые очаги возбуждения в коре и других отделах головного мозга, которые спо­собствуют вытеснению патологических (болезненных) рефлексов, восстановлению угасших или образованию новых жизненно необходимых рефлексов.

Физические упражнения предупреждают осложнения основного и сопутствующих заболеваний, обусловленных длительным покоем (запоры, ослабление деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, застой кро­ви в легких, уменьшение объема и силы мышц, ограни­чение подвижности суставов, нарушение обмена веществ и др.). В случаях безвозвратной потери функции того или иного органа (паралич, ампутация и др.), а также после некоторых оперативных вмешательств физиче­ские упражнения способствуют выработке новых компен­саторных движений и механизмов.

Под влиянием длительно и систематически проводи­мых физических упражнений, с соблюдением строгой по­следовательности в увеличении нагрузки, в организме происходят благоприятные биохимические сдвиги.

Следует особо подчеркнуть положительное влияние лечебных движений, способных отвлекать больного от угнетающей мысли о болезни, возбуждать у него актив­ность и положительные эмоции и вселять уверенность в скорейшее выздоровление. Мышечные движения, воздей­ствуя на центральную нервную систему, оказывают воз­буждающее действие на кору головного мозга.

Подтверждением этому может послужить пример из жизни И. П. Павлова, описанный его учеником К. М. Бы­ковым: «Как известно, И. П. Павлов в 1931 г. подверг­ся операции удаления желчных камней. Операция про­исходила в Обуховской больнице и закончилась благо­получно. Но в результате интоксикации от желтухи, продолжительной повышенной температуры и кровопо- тери во время этой сложной операции Иван Петрович очень ослабел. Надо помнить, что Павлову было в это время 79 лет! Однажды Лев Николаевич Федоров во время своего дежурства зашел в палату к Ивану Пет­ровичу и был крайне изумлен, увидев следующую кар­тину. Около постели Ивана Петровича, на стуле, стоит таз с водой, а Иван Петрович, опустив в него кисть ру­ки, быстрыми движениями плещет воду. При этом важ­но отметить, что лицо Ивана Петровича выражало не­скрываемое наслаждение. На явно взволнованный во­прос Льва Николаевича, для чего он это делает, Иван Петрович шепотом (ввиду крайней слабости), но со свойственной ему образностью и манерой выражения, вот какой дал ответ:

— Я удумал штучку… Я делаю заем. Подумайте са­ми,— я страшно истощен, кора мозга ослабла… Где взять силы? Вот я и придумал… Я с раннего детства любил воду, купание, плавание и так далее,— все доставляло мне исключительную радость. Вот я сейчас плещусь в воде — я радуюсь, я чувствую, как прибывают силы. Я заряжаюсь и подкрепляю кору мозга с нижних отделов, и вот я заново переживаю мощные эмоции».


Leave a Reply

You must be logged in to post a comment.