МЕХАНИЗМЫ ЛЕЧЕБНОГО ДЕЙСТВИЯ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ НА ОРГАНИЗМ БОЛЬНОГО ЧЕЛОВЕКА
Рубрика: Основы лечебной физической культуры«Болезнь — нарушение жизнедеятельности организма, выражающееся расстройством функции различных органов и систем и иногда их структурными изменениями. Она возникает под влиянием чрезвычайных (для данного организма) раздражителей внешней и внутренней среды». Мобилизуя защитные силы, организм преодолевает болезненный процесс, и при этом восстанавливаются нарушенные функции и трудоспособность.
При любом заболевании уменьшается двигательная активность человека, а это приводит к понижению активности коры головного мозга и к угасанию приобретенных условных рефлексов. При физических упражнениях в кору головного мозга поступает огромное число сигналов (импульсов) от мышц, сухожилий, связок, суставов, кожи, глаз, ушей, органов равновесия, а также сердца, сосудов, легких и других органов, обеспечивающих двигательный акт.
Таким образом создаются новые очаги возбуждения в коре и других отделах головного мозга, которые способствуют вытеснению патологических (болезненных) рефлексов, восстановлению угасших или образованию новых жизненно необходимых рефлексов.
Физические упражнения предупреждают осложнения основного и сопутствующих заболеваний, обусловленных длительным покоем (запоры, ослабление деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, застой крови в легких, уменьшение объема и силы мышц, ограничение подвижности суставов, нарушение обмена веществ и др.). В случаях безвозвратной потери функции того или иного органа (паралич, ампутация и др.), а также после некоторых оперативных вмешательств физические упражнения способствуют выработке новых компенсаторных движений и механизмов.
Под влиянием длительно и систематически проводимых физических упражнений, с соблюдением строгой последовательности в увеличении нагрузки, в организме происходят благоприятные биохимические сдвиги.
Следует особо подчеркнуть положительное влияние лечебных движений, способных отвлекать больного от угнетающей мысли о болезни, возбуждать у него активность и положительные эмоции и вселять уверенность в скорейшее выздоровление. Мышечные движения, воздействуя на центральную нервную систему, оказывают возбуждающее действие на кору головного мозга.
Подтверждением этому может послужить пример из жизни И. П. Павлова, описанный его учеником К. М. Быковым: «Как известно, И. П. Павлов в 1931 г. подвергся операции удаления желчных камней. Операция происходила в Обуховской больнице и закончилась благополучно. Но в результате интоксикации от желтухи, продолжительной повышенной температуры и кровопо- тери во время этой сложной операции Иван Петрович очень ослабел. Надо помнить, что Павлову было в это время 79 лет! Однажды Лев Николаевич Федоров во время своего дежурства зашел в палату к Ивану Петровичу и был крайне изумлен, увидев следующую картину. Около постели Ивана Петровича, на стуле, стоит таз с водой, а Иван Петрович, опустив в него кисть руки, быстрыми движениями плещет воду. При этом важно отметить, что лицо Ивана Петровича выражало нескрываемое наслаждение. На явно взволнованный вопрос Льва Николаевича, для чего он это делает, Иван Петрович шепотом (ввиду крайней слабости), но со свойственной ему образностью и манерой выражения, вот какой дал ответ:
— Я удумал штучку… Я делаю заем. Подумайте сами,— я страшно истощен, кора мозга ослабла… Где взять силы? Вот я и придумал… Я с раннего детства любил воду, купание, плавание и так далее,— все доставляло мне исключительную радость. Вот я сейчас плещусь в воде — я радуюсь, я чувствую, как прибывают силы. Я заряжаюсь и подкрепляю кору мозга с нижних отделов, и вот я заново переживаю мощные эмоции».