Некоторые особенности режима дня детей
Рубрика: Работа с дошкольникамиОснова организации жизни детей в дошкольном учреждении — гигиенически и педагогически обоснованный режим дня. При планировании режима дня необходимо обеспечить правильное чередование активной деятельности и отдыха детей с целью предохранения их от переутомления, обеспечения наиболее эффективного уровня всех режимных процессов. Правильный режим способствует воспитанию у детей таких качеств, как организованность, дисциплинированность, дает возможность удовлетворить жизненно необходимые потребности (сон, кормление, бодрствование), обеспечить оптимальную двигательную активность и максимальное пребывание на свежем воздухе. Разработка правильного режима возможна лишь при всестороннем учете возраста, состояния здоровья, особенностей воспитания и деятельности детей.
В режимах, предложенных «Программой воспитания в детском саду» и рекомендованных для детских учреждений умеренных климатических зон, не учитывается специфика работы дошкольных учреждений за полярным кругом (рис. 2). В процессе накопления опыта дошкольные работники Норильска убедились в том, что для зон Крайнего Севера необходимы в первую очередь некоторые уточнения длительности таких режимных процессов, как дневной и суточный сон и прогулки.
В полярную ночь (ноябрь, декабрь, январь) дети встают после дневного сна с неудовольствием, а посещающие круглосуточные группы уже за ужином проявляют сонливость и с трудом поднимаются утром. Поэтому суточный сон в полярную ночь увеличен на 30—60 мин в зависимости от возраста детей. В полярный день, наоборот, дети спят меньше. Особенно это заметно в круглосуточных группах, когда дети летом просыпаются на час раньше, чем зимой, и засыпают позже, несмотря на то что в ночное время в спальнях проводится затемнение. Режим ночного сна в период полярного лета важно соблюдать и при условии воспитания детей в семьях, не позволять им допоздна гулять во дворах. Режим дневного сна, также с увеличением времени на 30 мин, должен строго соблюдаться для восполнения недостающего суточного баланса сна.
Важнейшим фактором, обеспечивающим длительный и глубокий сон, является свежий воздух. В условиях Севера помещение с открытыми форточками остывает до 12—14°С,и для организации сна на свежем воздухе потребовалась большая предварительная работа. До введения сна с открытыми форточками дети подолгу не засыпали, а порой засыпали лишь к моменту подъема. После организации в зимнее время сна с открытыми форточками при температуре воздуха 12—14°С большинство детей стали засыпать через 5—10 мин после укладывания. С введением продленного сна с открытыми форточками дети встают бодрыми, жизнерадостными. Они стали более спокойными, активными на занятиях, реже возникают конфликты между ними.
Индивидуальные различия детей в потребности сна также соблюдаются. В основном это осуществляется путем постепенного укладывания и подъема, особенно в группах раннего возраста. Каждый воспитатель знает, какого ребенка надо уложить раньше, какого позднее. Во время укладывания у нас стало правилом как для взрослых, так и для детей разговаривать шепотом и только по поводу подготовки ко сну; воспитатели стремятся меньше ходить по группе или спальне, так как это мешает детям уснуть. Чрезвычайно важно уметь найти индивидуальный подход к каждому ребенку при пробуждении, чтобы обеспечить хорошее и активное настроение на весь период последующего бодрствования.
Время, отведенное по программе для прогулки, в условиях Севера используется со значительными отклонениями. Дети первого года жизни постоянно находятся в группах, и только в редкие дни их выносят в манежи и на участки. Дети второго-третьего года жизни бывают на прогулках в маловетренные дни июня июля, августа. В зимнее время прогулки на воздухе с ними проводятся очень редко. Поэтому мы широко пропагандируем проведение родителями индивидуальных прогулок с детьми в вечерние часы при относительно благоприятной погоде.
В группах детского сада время, рекомендованное для прогулок, полностью используется лишь в летний период (июнь, июль, август), частично в мае, сентябре. Прогулки, проводимые с октября по апрель, как правило, в условиях дискомфортной погоды (рис. 3), в зависимости от температуры и ветра, длятся от 1 ч 30 мин до 10 мин. В целом непрогулочные дни для ребят младших и средних групп составляют до 3 месяцев, а для детей старших и подготовительных групп — до 1,5 месяца.
В методических разработках обычно рекомендуется выносить детей 1 года жизни на воздух при температуре не ниже — 10—15°, детей 2—3 лет выводить на прогулки при температуре — 15—16°, детей дошкольного возраста — при температуре не ниже — 25°С. Поскольку в условиях Севера основной температурный режим зимних месяцев ниже — 25°С, эти рекомендации для детей 3—7 лет пришлось пересмотреть. Отделом детских дошкольных учреждений разработаны наиболее целесообразные для каждой возрастной группы продолжительность и содержание прогулок при разных сочетаниях температуры воздуха и силы ветра. Подробно эти рекомендации изложены в специальном разделе книги. Самые тяжелые месяцы для проведения прогулок — ноябрь, декабрь, январь, февраль. Но и в эти наиболее суровые месяцы бывают хорошие, теплые дни с температурой до — 10°С. Тогда прогулки проводятся во всех группах 2 раза в день общей продолжительностью до 3 ч. Проводятся они в виде подвижных игр (2—3 игры).
Рис. 3. Характеристика комфортности погоды Норильского района при организации прогулок детей дошкольного возраста:
I—15% комфортная погода
II — 67% дискомфортная погода
III — 18% резко дискомфортная погода
Использование веранд для защиты от ветра не представляется возможным, так как в первые же зимние месяцы они заносятся снегом до крыш. Сугробы с очень плотным настом полностью накрывают все оборудование участков. Расчистка участка малоцелесообразна: пурга уничтожает за несколько часов труд 2—3 смен на бульдозере. Обычные игры со снегом в середине зимы (ноябрь —март) в наших условиях не проводятся, за исключением редких теплых дней, так как снег в это время бывает сыпучий, ни лепится. Лыжи на прогулках используются в основном в сентябре, октябре, апреле, мае, июне, коньки — лишь в апреле, мае.
Значительно затрудняет проведение прогулок одежда. Состоит она из двойных шерстяных костюмов, валенок, шерстяных тапочек, шапок-ушанок, меховых шуб или теплых пальто, двойных рукавиц, мягкого платка, закрывающего рот, большого пухового платка. Такой наряд очень стесняет движения ребенка, мешает ему использовать различные пособия.
Наблюдения на прогулках значительно отличаются от программных. Воспитатели знакомят детей с такими понятиями, как звезды, луна, месяц, северное сияние, полярная ночь, восход и заход солнца.
Весенние и осенние месяцы, когда температура воздуха от -5° до — 15°С, при ветре, доходящем до 15 м/с, мы считаем Приемлемыми для прогулок. Небольшой дождь, мокрый снег, истер постоянны для нашего города в эти месяцы, поэтому и у детой, и у работников дошкольных учреждений уже выработалась привычка спокойно гулять при такой погоде. В этот период нередко одно занятие отменяется, дети выходят гулять 2 раза в день. В таких случаях некоторые занятия организуются во время прогулки. В основном это наблюдения за окружающим, экскурсии в город, тундру, рисование на снегу, некоторые упражнения в основных видах движений.
По наблюдениям норильских врачей, в дни, когда дети сидят в помещении, у них отмечаются вялость, пониженный аппетит, беспокойный сон. В противоположность этому даже после непродолжительного гуляния в сильные морозы они бодры. По нашему мнению, прогулки противопоказаны только при ветре более 15 м/с, при температуре ниже — 30°С.
В дни, когда дети не бывают на свежем воздухе, мы широко используем внутренние веранды, залы, галереи, коридоры, приемные, хорошо оборудованные физкультурными пособиями, для организации максимальной двигательной активности. Дается постоянный график использования этих помещений разными возрастными группами по 20—30 мин, предпочтение отдается детям раннего и младшего дошкольного возраста. Помимо запланированной подвижной игры, детям разрешается пользоваться всем физкультурным оборудованием, что они и делают с большим удовольствием. Во время пребывания детей в зале или галерее в групповых комнатах проводится сквозное проветривание. Широкое использование дополнительных помещений в часы, отведенные по режиму для прогулок, менее эффективно, чем гулянье на свежем воздухе, но все же оказывает благоприятное влияние на повышение общего тонуса детей, их эмоциональное состояние, подвижность.
В последние годы у нас широко используется опыт детских учреждений по проведению игр младших дошкольников в помещениях (групповых комнатах, залах) при сниженных температуpax. На детей надевают теплые шерстяные костюмы, вязаные шапки, и в течение 30—50 мин они находятся в групповой (или в зале), в которой открывают фрамуги и температура снижается до 4- 13°С. Прогулку воспитатель организует таким образом, что-1 бы дети больше находились в движении: проводит подвижные 1 творческие игры, индивидуальную работу по развитию отдельных видов движений и т, д.