Физкультура для всех: для детей и взрослых

Физкультура для всех:
для детей и взрослых


гимнастические упражнения, оздоровительная и лечебная физкультура
Физкультура для всех: для детей и взрослых

Некоторые особенности режима дня детей

Рубрика: Работа с дошкольниками

Основа организации жизни детей в дошкольном учрежде­нии — гигиенически и педагогически обоснованный режим дня. При планировании режима дня необходимо обеспечить пра­вильное чередование активной деятельности и отдыха детей с целью предохранения их от переутомления, обеспечения наибо­лее эффективного уровня всех режимных процессов. Правиль­ный режим способствует воспитанию у детей таких качеств, как организованность, дисциплинированность, дает возможность удовлетворить жизненно необходимые потребности (сон, корм­ление, бодрствование), обеспечить оптимальную двигательную активность и максимальное пребывание на свежем воздухе. Раз­работка правильного режима возможна лишь при всестороннем учете возраста, состояния здоровья, особенностей воспитания и деятельности детей.

В режимах, предложенных «Программой воспитания в дет­ском саду» и рекомендованных для детских учреждений уме­ренных климатических зон, не учитывается специфика работы дошкольных учреждений за полярным кругом (рис. 2). В про­цессе накопления опыта дошкольные работники Норильска убе­дились в том, что для зон Крайнего Севера необходимы в пер­вую очередь некоторые уточнения длительности таких режим­ных процессов, как дневной и суточный сон и прогулки.

В полярную ночь (ноябрь, декабрь, январь) дети встают после дневного сна с неудовольствием, а посещающие круглосу­точные группы уже за ужином проявляют сонливость и с тру­дом поднимаются утром. Поэтому суточный сон в полярную ночь увеличен на 30—60 мин в зависимости от возраста детей. В полярный день, наоборот, дети спят меньше. Особенно это заметно в круглосуточных группах, когда дети летом просыпа­ются на час раньше, чем зимой, и засыпают позже, несмотря на то что в ночное время в спальнях проводится затемнение. Режим ночного сна в период полярного лета важно соблюдать и при условии воспитания детей в семьях, не позволять им допоздна гу­лять во дворах. Режим дневного сна, также с увеличением време­ни на 30 мин, должен строго соблюдаться для восполнения недо­стающего суточного баланса сна.

Важнейшим фактором, обеспечивающим длительный и глубо­кий сон, является свежий воздух. В условиях Севера помещение с открытыми форточками остывает до 12—14°С,и для организа­ции сна на свежем воздухе потребовалась большая предваритель­ная работа. До введения сна с открытыми форточками дети подолгу не засыпали, а порой засыпали лишь к моменту подъема. После организации в зимнее время сна с открытыми фор­точками при температуре воздуха 12—14°С большинство детей стали засыпать через 5—10 мин после укладывания. С введе­нием продленного сна с открытыми форточками дети встают бодрыми, жизнерадостными. Они стали более спокойными, ак­тивными на занятиях, реже возникают конфликты между ними.

Индивидуальные различия детей в потребности сна также соблюдаются. В основном это осуществляется путем постепенного укладывания и подъема, особенно в группах раннего возраста. Каждый воспитатель знает, какого ребенка надо уложить рань­ше, какого позднее. Во время укладывания у нас стало правилом как для взрослых, так и для детей разговаривать шепотом и толь­ко по поводу подготовки ко сну; воспитатели стремятся меньше ходить по группе или спальне, так как это мешает детям уснуть. Чрезвычайно важно уметь найти индивидуальный подход к каж­дому ребенку при пробуждении, чтобы обеспечить хорошее и активное настроение на весь период последующего бодрствова­ния.

Время, отведенное по программе для прогулки, в условиях Севера используется со значительными отклонениями. Дети первого года жизни постоянно находятся в группах, и только в редкие дни их выносят в манежи и на участки. Дети второго-тре­тьего года жизни бывают на прогулках в маловетренные дни июня июля, августа. В зимнее время прогулки на воздухе с ними про­водятся очень редко. Поэтому мы широко пропагандируем про­ведение родителями индивидуальных прогулок с детьми в вечер­ние часы при относительно благоприятной погоде.

В группах детского сада время, рекомендованное для про­гулок, полностью используется лишь в летний период (июнь, июль, август), частично в мае, сентябре. Прогулки, проводимые с октября по апрель, как правило, в условиях дискомфортной погоды (рис. 3), в зависимости от температуры и ветра, длятся от 1 ч 30 мин до 10 мин. В целом непрогулочные дни для ребят младших и средних групп составляют до 3 месяцев, а для детей старших и подготовительных групп — до 1,5 месяца.

child_health_19

В методических разработках обычно рекомендуется выносить детей 1 года жизни на воздух при температуре не ниже — 10—15°, детей 2—3 лет выводить на прогулки при температуре — 15—16°, детей дошкольного возраста — при температуре не ниже — 25°С. Поскольку в условиях Севера основной температурный режим зимних месяцев ниже — 25°С, эти рекомендации для детей 3—7 лет пришлось пересмотреть. Отделом детских дошкольных уч­реждений разработаны наиболее целесообразные для каждой возрастной группы продолжительность и содержание прогулок при разных сочетаниях температуры воздуха и силы ветра. Под­робно эти рекомендации изложены в специальном разделе книги. Самые тяжелые месяцы для проведения прогулок — ноябрь, декабрь, январь, февраль. Но и в эти наиболее суровые месяцы бывают хорошие, теплые дни с температурой до — 10°С. Тогда прогулки проводятся во всех группах 2 раза в день общей про­должительностью до 3 ч. Проводятся они в виде подвижных игр (2—3 игры).

Характеристика комфортности погоды Норильского района при организации прогулок детей дошкольного возраста

Рис. 3. Характеристика комфортности погоды Норильского района при организации прогулок детей дошкольного возраста:

I—15% комфортная погода

II        — 67% дискомфортная погода

III       — 18% резко дискомфортная погода

Использование веранд для защиты от ветра не представляет­ся возможным, так как в первые же зимние месяцы они заносят­ся снегом до крыш. Сугробы с очень плотным настом полностью накрывают все оборудование участков. Расчистка участка мало­целесообразна: пурга уничтожает за несколько часов труд 2—3 смен на бульдозере. Обычные игры со снегом в середине зимы (ноябрь —март) в наших условиях не проводятся, за исключени­ем редких теплых дней, так как снег в это время бывает сыпучий, ни лепится. Лыжи на прогулках используются в основном в сентябре, октябре, апреле, мае, июне, коньки — лишь в апреле, мае.

Значительно затрудняет проведение прогулок одежда. Состо­ит она из двойных шерстяных костюмов, валенок, шерстяных тапочек, шапок-ушанок, меховых шуб или теплых пальто, двой­ных рукавиц, мягкого платка, закрывающего рот, большого пухо­вого платка. Такой наряд очень стесняет движения ребенка, мешает ему использовать различные пособия.

Наблюдения на прогулках значительно отличаются от про­граммных. Воспитатели знакомят детей с такими понятиями, как звезды, луна, месяц, северное сияние, полярная ночь, восход и заход солнца.

Весенние и осенние месяцы, когда температура воздуха от -5° до — 15°С, при ветре, доходящем до 15 м/с, мы считаем Приемлемыми для прогулок. Небольшой дождь, мокрый снег, истер постоянны для нашего города в эти месяцы, поэтому и у детой, и у работников дошкольных учреждений уже выработалась привычка спокойно гулять при такой погоде. В этот период не­редко одно занятие отменяется, дети выходят гулять 2 раза в день. В таких случаях некоторые занятия организуются во вре­мя прогулки. В основном это наблюдения за окружающим, экскурсии в город, тундру, рисование на снегу, некоторые уп­ражнения в основных видах движений.

По наблюдениям норильских врачей, в дни, когда дети сидят в помещении, у них отмечаются вялость, пониженный аппетит, беспокойный сон. В противоположность этому даже после непро­должительного гуляния в сильные морозы они бодры. По наше­му мнению, прогулки противопоказаны только при ветре более 15 м/с, при температуре ниже — 30°С.

В дни, когда дети не бывают на свежем воздухе, мы широко используем внутренние веранды, залы, галереи, коридоры, при­емные, хорошо оборудованные физкультурными пособиями, для организации максимальной двигательной активности. Дается по­стоянный график использования этих помещений разными возра­стными группами по 20—30 мин, предпочтение отдается детям раннего и младшего дошкольного возраста. Помимо запланиро­ванной подвижной игры, детям разрешается пользоваться всем физкультурным оборудованием, что они и делают с большим удовольствием. Во время пребывания детей в зале или галерее в групповых комнатах проводится сквозное проветривание. Широ­кое использование дополнительных помещений в часы, отведен­ные по режиму для прогулок, менее эффективно, чем гулянье на свежем воздухе, но все же оказывает благоприятное влияние на повышение общего тонуса детей, их эмоциональное состояние, подвижность.

В последние годы у нас широко используется опыт детских учреждений по проведению игр младших дошкольников в помещениях (групповых комнатах, залах) при сниженных температуpax. На детей надевают теплые шерстяные костюмы, вязаные шапки, и в течение 30—50 мин они находятся в групповой (или в зале), в которой открывают фрамуги и температура снижается до 4- 13°С. Прогулку воспитатель организует таким образом, что-1 бы дети больше находились в движении: проводит подвижные 1 творческие игры, индивидуальную работу по развитию отдель­ных видов движений и т, д.


Leave a Reply

You must be logged in to post a comment.