Физкультура для всех: для детей и взрослых

Физкультура для всех:
для детей и взрослых


гимнастические упражнения, оздоровительная и лечебная физкультура
Физкультура для всех: для детей и взрослых

Обучение плаванию дошкольников как часть всестороннего развития и полноценного физического воспитания детей

Рубрика: Работа с дошкольниками

Организация занятий в бассейне требует проведения свое­временной работы с родителями: Им необходимо объяснить наз­начение данных занятий, рассказать о требованиях к детям. На общем и групповых родительских собраниях надо проводить кон­сультации на темы: «О закаливании детей на Крайнем Севере», «Вода как средство закаливания», «Занятия плаванием в бассей­не детского сада», «Что нужно для занятий в бассейне», «Врачеб­ный контроль за купанием детей». Используется для этого и на­глядная агитация: в родительских уголках помещаются статьи и фотографии о занятиях в бассейне, оформляются стенды под названием: «Нам весело!», «Купание — дело серьезное» и др.

Например, в тематическом стенде по физическому воспита­нию мы много внимания уделили новому виду закаливания, фотоиллюстрации сопровождали выводами и показателями по снижению заболеваемости. Вскоре настороженность у родителей исчезла, они правильно оценили закаливающее значение плава­ния. Появились одобрительные отзывы, пожелания, например: «С радостью говорят дети: «Мы сегодня ходили в бассейн!» «Бассейн — это здоровье, развлечение, радость для детей».

Наблюдения и практика помогли нам сделать уже довольно определенные выводы и высоко оценить результаты занятий де­тей в плавательном бассейне. Во-первых, увеличилась общая выносливость детей, повысились их эмоциональный тонус и дви­гательная активность. Во-вторых, уменьшилось число случаев простудных заболеваний.

Как видим, в первое полугодие заболеваемость была высокой, дети только привыкали к новому виду закаливания. Во втором полугодии количество случаев заболевания ОРЗ резко сократи­лось (обычно наблюдается тенденция повышения заболеваний во втором полугодии).

Хотя перед детским садом не стояла цель обучения детей плаванию, тем не менее за год научились плавать 22, а держать­ся на воде 34-ребенка из 90 детей старших и подготовительных групп.

Количество детей младшего, среднего и старшего дошколь­ного возраста, занимающихся плаванием в бассейнах дошколь­ных учреждений, увеличивается из года в год, поэтому намечено дальнейшее расширение строительства детских дошкольных и школьных учреждений с бассейнами.

Большую работу по обучению плаванию детей, посещающих подготовительные к школе группы, как уже было сказано, ведет коллектив городского плавательного бассейна. Организация мас­сового обучения плаванию воспитанников дошкольных учрежде­ний в «спутнике» плавательного бассейна началась 50 лет назад. Отделом детских дошкольных учреждений Норильского, горно­металлургического комбината при консуль­тации сотрудников НИИ дошкольного воспитания АПН СССР были разработаны инструктивно-методические рекомендации о порядке посещения зимнего плавательного бассейна спортивного клуба «Заполярник» воспитанниками детских садов. Они были согласованы с дирекцией комбината, окружкомом профсоюза рабочих металлургической промышленности, городской санитар­но-эпидемиологической службы. Согласованность действий лиц, несущих ответственность за организацию плавания детей, явля­ется одним из важнейших условий обеспечения регулярности занятий, их успешности и безопасности. Цель этой работы состо­ит в том, чтобы осуществлять массовое обучение плаванию де­тей старшего дошкольного возраста, содействовать их закалива­нию и оздоровлению, способствовать отбору хорошо успевающих, наиболее подготовленных детей для занятий в специализирован­ных группах плавания.

Организация обучения плаванию дошкольников в городском бассейне осуществляется методическим кабинетом отдела дет­ских дошкольных учреждений, администрацией; преподаватель­ским и медицинским персоналом бассейна, а также воспитателями детских садов. Заведующая назначает двух ответственных за организацию обучения в группе: воспитателя и методиста. Они сопровождают детей в бассейн, обеспечивают четкую организа­цию раздевания и одевания, выполнение гигиенических процедур, помогают тренеру поддерживать порядок на занятиях, ведут учет посещаемости бассейна каждым ребенком, следят за самочув­ствием детей и своевременно ставят в известность врача дошколь­ного учреждения о случаях недомогания, проводят работу с родителями.

Дети посещают бассейн по согласию родителей, посещение платное, В-стоимость абонемента входит оплата за проезд детей от школьного учреждения до бассейна и обратно в специальном автобусе.

До 1975 г. обучение плаванию проводилось пятью потоками: 1-й поток — октябрь — ноябрь, 2-й — декабрь — январь, 3-й — февраль — март, 4-й— апрель— май, 5-й — июнь — июль. Каж­дый поток охватывал 10 дошкольных учреждений, занятия про­водились 3 раза в неделю. Позже норильские детские сады пере­шли на другой вариант организации плавания.

Теперь каждый месяц в бассейне занимаются 5 детских садов, занятия проходят ежедневно (б раз в неделю, 24 —в месяц). Ежемесячно происходит либо полная, либо частичная (1—2 груп­пы остаются, 3—4 заменяются другими) смена групп. При таком графике обучения плаванию, как показывает опыт, дети легче адаптируются в воде, у них быстрее формируются навыки пла­вания.

От каждого дошкольного учреждения одновременно занима­ются 2 учебные группы по 12 детей. Дни и часы занятий учебной группы в бассейне устанавливаются общим расписанием, которое утверждается дирекцией бассейна и методическим кабинетом.

Жизнь детей группы, проходящей курс обучению плаванию, организуется по особому режиму. В группах, занимающихся плаванием с 9 ч утра, не проводится утренняя гимнастика, а в группах, занимающихся плаванием с 15 ч, после дневного сна,— гимнастика после сна. Физкультурные занятия проводятся 1 раз в неделю. В зависимости от времени посещения бассейна меня­ется время других занятий.

В холодное время года дети, занимающиеся в первую полови­ну дня, после бассейна на утреннюю прогулку не выходят. Дети, занимающиеся во второй половине дня, не выходят после бас­сейна на вечернюю прогулку.

Для групп, занимающихся в бассейне после обеда, дневной сон сдвигается на 15 мин. Водные закаливающие процедуры в день плавания не проводятся. Режим дня составляется с таким расчетом, чтобы прием пищи происходил не позднее чем за 40-30 мин до начала купания.

Одевание и раздевание детей в гардеробе, а затем в разде­валке происходит в строго установленном порядке. Четко отла­жены все гигиенические процедуры до входа и по выходе из бассейна. Соблюдаются все требования к организации детского коллектива на занятиях. За занимающимися ведется тщательный врачебно-педагогический контроль.

Все это оговорено в специальных инструктивно-методических рекомендациях по организации обучения дошкольников плава­нию в городском бассейне. В этом же документе разработано содержание и даны указания по методике обучения старших дошкольников основам техники плавания способом кроль на гру­ди и кроль на спине. Вместе с тем в нем широко представлены конкретные упражнения, игры и развлечения, которые использу­ются при первоначальном осваивании, адаптации детей в воде, овладении погружениями в воду, при выработке умения сохра­нять горизонтальное и другие положения тела, удерживаясь на поверхности, проплывая посильное расстояние.

Обучая плаванию, тренеры опираются на учет возрастных особенностей развития и физической подготовленности детей, на данные о состоянии их здоровья. Осуществляется индивидуаль­ный подход с учетом способностей, склонностей и возрастных возможностей каждого ребенка.

Большое внимание уделяется воспитывающему воздействию занятий, повышению самостоятельности и активности детей. Пре­подаватели стремятся проводить занятия так, чтобы они были эмоционально насыщены и интересны детям, побуждали к осоз­нанному желанию научиться плавать, мобилизовали их волевые усилия.

Все учебные группы из детских садов работают в бассейне по единому плану, ориентируясь на примерное распределение учебного материала по занятиям. На заключительном занятии (24-м), имеющем контрольный характер, детям предлагается проплыть бассейн 2 раза (более 20 м) кролем на груди, на спине или любым другим удобным для них способом.

За последние годы в обучении плаванию воспитанников под­готовительных к школе групп дошкольных учреждений достиг­нуты определенные успехи, которые можно охарактеризовать следующими данными:

Таблица 8

child_health_26

Дальнейшее развитие массового обучения плаванию дошколь­ников необходимо. Оно является важной составной частью все­стороннего развития и полноценного физического воспитания детей. В комплексе с другими средствами физической культуры регулярные занятия плаванием способствуют адаптации детей к суровым условиям Заполярья и улучшению состояния их здо­ровья.


Leave a Reply

You must be logged in to post a comment.