Физкультура для всех: для детей и взрослых

Физкультура для всех:
для детей и взрослых


гимнастические упражнения, оздоровительная и лечебная физкультура
Физкультура для всех: для детей и взрослых

Общие методические указания к занятиям по лечебной физической культуре при всех видах недостаточности кровообращения

Рубрика: Методики и упражнения лечебной физкультуры

Своевременная рациональная терапия недостаточности сердечнососудистой системы ставит своей целью улучшение работы сердца и сосудов и устранение тех нарушений в организме, которые развились в результате подобной недостаточности.

В профилактике и лечении движением сердечных больных воздействию на нервную систему больного необходимо уделять такое же внимание, как непосредственной тренировке самой сердечной мышцы, тренировке экстракардиальных факторов или функций тканевого обмена.

Таким образом, при назначении упражнений сердечному больному мы встречаемся с влиянием движений на сердечно-сосудистую систему, иннервацию сердца, на возникновение импульсов, поступающих через симпатические нервы, которые увеличивают возбудимость, улучшают проводимость, учащают ритм сердечной деятельности.

При занятиях с больными с заболеваниями сердечно-сосудистой системы от методиста требуется прежде всего знание соответствующего диагноза, клинического проявления заболевания, степени выраженной сердечной недостаточности.

На основании этого анализа и клинических показателей больные распределяются по группам в соответствии со стадиями сердечной недостаточности.

При подборе упражнений, при назначении средств лечебной физкультуры должен соблюдаться основной принцип: всякие физические упражнения должны строго соответствовать требованиям работоспособности сердца данного больного. Такое требование тогда выполнимо, когда методист будет считаться с появлением во время физических напряжений одышки, сердцебиения, болевых ощущений в области сердца или печени, чрезмерного чувства слабости или усталости и пр. и соответственно этим признакам своевременно снижать интенсивность физических упражнений.

Осторожное отношение к сердечным больным не исключает назначения даже при некоторых клапанных пороках, не только общих гимнастических упражнений, но и спортивных упражнений, потому что физические движения, в особенности на свежем воздухе, для сердечного больного при отсутствии у него признаков сердечной недостаточности способствуют высокому уровню работы всей сердечно-сосудистой системы.

При назначении средств лечебной физкультуры сердечным больным особенно необходимо строго придерживаться постепенности в увеличении нагрузки, индивидуализации, систематичности и других основных педагогических принципов.

Занятия с сердечными больными следует проводить при условии, чтобы физические упражнения не выводили бы сердечную мышцу из пределов физиологического утомления, т. е. из пределов физиологических легко обратимых биохимических изменений.

Усиление периферического кровообращения у больных с заболеваниями сердечно-сосудистой системы имеет исключительно важное значение для работы сердца. Улучшение функции периферической части системы кровообращения, несомненно, облегчает работу сердца. Этому способствуют в первую очередь физические упражнения гимнастического типа, пассивные, упражнения с сопротивлением, дыхательные упражнения.

Для усиления периферического кровообращения используются медленные ритмические упражнения во всех суставах верхних и нижних конечностей. Они, как мы уже говорили, способствуют путем сокращения скелетной мускулатуры продвижению крови к сердцу. Этой задаче также служат упражнения для брюшного пресса, ритмические сокращения диафрагмы при диафрагмальном и брюшном дыхании. Наконец, притоку крови к сердцу способствуют дыхательные упражнения и создающееся при этом присасывающее действие грудной клетки, благодаря чему увеличивается приток венозной крови к правому сердцу и облегчается работа малого круга кровообращения.

Следует отметить, что положительное действие на усиление периферического кровообращения оказывают только динамические упражнения, связанные с попеременным сокращением и расслаблением мышц. Упражнения выполняются в любом положении.

Для укрепления миокарда и установления координации между сердечно-сосудистой, дыхательной и нервно-мышечной системами необходимы упражнения, отличительной чертой которых явились бы длительность выполнения движений, чередование в определенном и наиболее благоприятном для кровообращения темпе отдельных этапов этих движений, которые бы в общей сложности представляли значительную нагрузку для организма больного. Такими движениями для укрепления миокарда являются дозированная ходьба и восхождения (терренкур).

Эти динамические движения протекают ритмично, сопровождаются сокращением, растягиванием и расслаблением отдельных мышечных групп и вовлекают в работу большие мышечные массы. Дозированная ходьба и особенно дозированные восхождения усиливают кровообращение, дыхание и заставляют согласованно работать сердечно-сосудистую, дыхательную, мышечную и нервную системы при незначительном увеличении частоты пульса, дыхания и кровяного давления. Эти движения назначаются для тренировки выносливости у больных с заболеванием сердечно-сосудистой системы и могут быть использованы в различных вариациях, последовательности и темпе.

Упражнения на развитие скорости можно включать в комплексы упражнений только при полной компенсации сердечной недостаточности в молодом возрасте. Упражнения на скорость, при которых к органам дыхания, кровообращения и к нервной системе предъявляются большие требования, так как за короткий промежуток времени производится большая работа с участием разных мышечных групп, следует применять с большой осторожностью. К скоростным упражнениям относятся: скоростная ходьба, бег на скорость без соревновательного начала. Упражнения на развитие силы сердечным больным разрешаются в исключительных случаях.

Осторожный подход к сердечным больным требует от методиста выполнения определенных методических указаний.

Прежде всего методист должен быть внимательным при выполнении больными назначенных упражнений. Например, при сгибаниях и наклонах туловища методист должен следить, чтобы больной активно втягивал стенку живота в момент выдоха, делая это с целью повышения внутрибрюшного давления. При выполнении дыхательных упражнений необходимо обращать внимание на усиление выдыхательной функции. В комплексах упражнений необходимо уделять особое внимание диафрагмальному и брюшному дыханию.

Не следует злоупотреблять дыхательными упражнениями, особенно если бег, ходьба вызывают быстрое утомление. Необходимо следить, чтобы вдох и выдох производились по возможности через нос. Физическую нагрузку следует соразмерять с дыханием больного. Она не должна вызывать задержки дыхания.

Упражнения с элементами сопротивления следует выполнять ритмично, с постепенным возрастанием усилий. Упражнения для сгибателей необходимо чередовать с упражнениями для разгибателей руки с обязательным включением в промежутках дыхательных упражнений или свободного движения руками с максимальной амплитудой.

При построении схемы групповых уроков упражнения следует так подобрать, чтобы они постепенно повышали физическую нагрузку на сердечно-сосудистую систему, затем переходили к тренировке ее путем воздействия на более крупные мышечные группы туловища в сочетании с правильной постановкой дыхания в процессе движений и этим способствовали бы уменьшению застойных явлений в печени, селезенке и крупных венозных сосудах брюшной полости. К концу урока следует включать упражнения для снижения общей физиологической нагрузки, чтобы создать условия для относительного отдыха сердечной мышцы, усилить присасывающую деятельность грудной клетки путем упражнений в глубоком дыхании и вторично тренировать сердечную мышцу путем применения упражнений с возрастающим усилием. Заканчивать урок снижением общей нагрузки на организм.

Эти задачи осуществляются включением в урок элементарных упражнений для конечностей в положении сидя, упражнений для туловища, комбинированных движений для рук и ног, рук и туловища попеременно с дыхательными упражнениями в положении сидя, элементарными упражнениями для конечностей с дыхательными ..упражнениями, упражнениями с ограниченным сопротивлением сидя или упражнениями с гантелями. В конце урока даются заключительные дыхательные упражнения.

Групповые уроки необходимо усложнять по мере укрепления сердечно-сосудистого аппарата. При групповых занятиях урок строится с учетом сил слабейших в группе.

При тренировке сердечной мышцы физические упражнения назначаются с учетом постепенного повышения интенсивности нагрузки на сердечную мышцу, при этом крупнейшие мускулы тела вовлекаются в работу путем назначения не только гимнастических упражнений, но и терренкура, строго дозированного бега, прыжков, подвижных игр, упражнений с элементами сопротивления.

При общей слабости больного вследствие долгого пребывания в постели, при ослаблении у него дыхательной функции или если больной не умеет владеть своим дыханием назначаются упражнения для основных мышечных групп, для развития мышц верхних и нижних конечностей и туловища, статические и динамические дыхательные упражнения. Применяются гимнастические упражнения с постепенным увеличением нагрузки за счет темпа и количества повторений каждого упражнения.

Исключительно важное значение в лечении больных с заболеваниями сердечно-сосудистой системы приобретает состояние их нервно-мышечного тонуса. При угнетенном состоянии больного необходимо включать в уроки лечебной физкультуры упражнения, повышающие эмоциональное состояние, проводить упражнения под музыку, назначать игры и пр. при строгой их дозировке.

При наличии у больного длительного возбуждения упражнения должны выполняться в медленном темпе и носить характер ритмических движений.

Важным условием появления положительного эффекта у сердечных больных при назначении им средств лечебной физкультуры является не только постепенность в нарастании интенсивности самой нагрузки на организм, но и продолжительность тренирующего воздействия упражнений на сердечно-сосудистую систему.

Общим требованием к движениям, назначаемым больным с заболеванием сердечно-сосудистой системы, является исключение таких упражнений, которые требуют резких и напряженных усилий, статического напряжения мышц, задержки дыхания. К таким упражнениям относятся упражнения с длительным сопротивлением, проводимые вне контроля методиста, — висы, упоры, подтягивания, переноска тяжестей и т. д.

Следовательно, методика лечебной физкультуры будет исходить из основного принципа целостности организма, требующего в первую очередь воздействия на весь организм больного.

Вторым условием успешности работы является подбор необходимых упражнений, создание окружающей больного благоприятной обстановки, характер проведения занятий. Здесь следует обратить внимание на насыщенность уроков здоровым оптимизмом, способствующим рождению положительных эмоций даже у тяжелых сердечных больных.

Третьим условием следует считать осторожность и систематичность при тренировке самой сердечной мышцы (тренировка интра-кардиальных факторов).

Четвертым условием явится тренировка экстракардиальных факторов. Наконец, необходима тренировка функций тканевого обмена, под которым понимается борьба в первую очередь с отеками.

Работа по лечебной физкультуре, как и составление комплексов упражнений для данного состава больных, является весьма ответственной задачей, решать которую может врач по лечебной физкультуре или опытный методист совместно с врачом.

Составление комплексов физических упражнений для данных больных требует не только соответствующей эрудиции и хорошего знания современной физиологии и патологии сердечных заболеваний, но и умения сочетать данные клиники того или другого заболевания с практикой и опытом применения при этом заболевании показанных для него движений. Составление комплексов движений для сердечных больных — это творческая работа, требующая самостоятельного решения вопросов, но отнюдь не использование различных, даже ориентировочных, схем при отдельных видах болезней сердца, предлагаемых в разных руководствах. Можно допустить существование различных ориентировочных схем при любых заболеваниях, но только не при заболеваниях сердца, потому что при болезнях сердечно-сосудистой системы мы встречаем у больных, даже при равных условиях возраста, пола, клиники, самый разнообразный реактивный ответ на движения при всех видах недостаточности кровообращения. Необходимо самое внимательное ознакомление и самая подробная консультация врача в отношении тех больных, которым рекомендована лечебная гимнастика.

Осуществляемое методистом во время» лечебной гимнастики наблюдение за больными состоит из троекратного подсчета пульса, учета субъективных жалоб и объективных показателей: одышки, сердцебиения, побледнения и пр., а также учета влияния климато-физиологических факторов, наличия раздражителей в виде добавочных лечебных занятий.


Leave a Reply

You must be logged in to post a comment.