Физкультура для всех: для детей и взрослых

Физкультура для всех:
для детей и взрослых


гимнастические упражнения, оздоровительная и лечебная физкультура
Физкультура для всех: для детей и взрослых

Оздоровительное, воспитательное и образовательное значение подвижных и спортивных игр

Рубрика: Упражнения и игры для детей

Подвижные игры имеют оздоровительное, воспитательное и образовательное значение и легко доступны для «семейной» физкультуры. Доказано, что они улучшают физическое разви­тие, благоприятно воздействуют на нервную систему и укреп­ляют здоровье, способствуют эмоциональности спортивных занятий. Почти в каждой игре присутствуют бег, прыжки, метания, упражнения в сохранении равновесия и т. д. В играх воспитываются основные физические качества (сила, быстро­та, выносливость) и совершенствуются разнообразнейшие двигательные умения и навыки. Подвижные игры с их большой эмоциональностью могут создавать большую физическую нагрузку для детей. Это следует учитывать «семейно­му» физкультурному организатору.

Проводить подвижные игры можно на открытом воздухе в любое время года. Игра преследует определенную цель, учитывающую интересы и возможности всех членов семьи, принимающих в ней участие. Продолжительность игры зави­сит от интенсивности и сложности двигательных действий, состояния здоровья и возраста играющих, а в среднем состав­ляет 10—20 мин. Нагрузка дозируется следующими приемами: уменьшением или увеличением количества занимающихся, продолжительности игры, размеров игровой площадки, ко­личества повторений, тяжести предметов, введением пере­рывов для отдыха После игры обязательно надо отметить самых ловких и инициативных. Ниже приводится описание подвижных игр, в которых может принять участие каждый из нас.

«Удочка». Играющие образуют круг. Водящий, стоя в центре, вращает веревочку с мешочком на конце (удочку). Играющие перепрыгивают через ве­ревку, когда она проходит под ногами, стараясь не задеть ее. Коснувшийся ве­ревки становится водящим.

«Перетягивание через линию». Участники встают друг к другу лицом на расстояние 1 м. Каждый игрок захватывает запястье соперника напротив, между ними проводится линия. По сигналу игроки начинают перетягивать друг Друга. Побежденным считается тот, кто переступит линию обеими ногами. Продолжительность игры 3—4 мин.

«Вытолкни из круга». В круг диаметром 3—4 м встают участники игры. По сигналу соперники начинают выталкивать друг друга из круга (выталки­вать можно руками и туловищем). Побеждает тот, кто останется в кругу. По­вторить 3—4 раза.

«Подними соперника». Соперники садятся на пол, упираясь ступнями- друг против друга и держась за палку прямыми руками, начинают тянуть палку каж­дый к себе, стараясь поднять соперника. Побеждает тот, кому это удалось. Тя­нуть палку можно только на себя, не делая рывков в сторону или вверх. Повто­рить 4—5 раз.

«Салки». Водящий поднимает руку и громко говорит: «Я — салка!». Пос­ле этого он старается догнать кого-нибудь из играющих и коснуться рукой. Убегающие увертываются от водящего. Игрок, которого водящий коснулся рукой, становится салкой.

«Мы — веселые ребята». Игроки стоят за чертой на одной стороне площадки. Сказав: «Мы — веселые ребята, любим бегать и играть, ну попробуй нас до­гнать!», играющие бегут на другую сторону площадки за черту. Водящий, находящийся в середине площадки между чертами, должен догнать и коснуться рукой бегущих. Осаленньй игрок помогает водящему. После того как все бе­гуны будут пойманы, игра заканчивается.

«Кто обгонит По сигналу играющие прыгают на одной ноге до линж финиша (8—12 м), стараясь обогнать друг друга.

«Салки с прыжками на одной ноге». Водящий, прыгая на одной ноге, ста­рается догнать игроков, прыгающих также на одной ноге. После того, как салка догнал и коснулся игрока, они меняются ролями. Главное условие: все играющие должны прыгать только на одной ноге.

«Волк во рву». На площадке чертятся две параллельные линии (ров) ши­риной 55—60 см. Играющие — козочки — находятся на одной стороне рва, а во рВу 2—3 водящих (волки). По сигналу «козочки» прыгают через ров, а «волки» стараются осалить прыгающих. Осаленные «козочки» выходят из игры. Ког­да число непойманных «козочек» сравняется с числом «волков», игра закан­чивается.

«Охотники и утки». На площадке на расстоянии 10—15 м проводятся две параллельные линии. Все играющие делятся на одинаковое число «охотников» и «уток». «Охотники» становятся снаружи линий, а «утки» между ними. «Охот­ники», бросая мяч, стараются попасть им в «уток». Осаленные выбывают из игры. Команды меняются ролями, когда все «утки» будут осалены. Выигры­вает команда, осалившая за меньшее время всех «уток».

«Бой петухов». Чертится круг диаметром 1,5—2 м, в который заходят два участника игры и располагаются на расстоянии полшага друг от друга. Оба сгибают одну ногу, придерживают ее сзади рукой за стопу, другая рука находится за спиной. Суть игры заключается в том, чтобы прыгая на одной ноге и толкая соперника плечом, вывести его из равновесия и вытолкнуть из круга.

Спортивные игры необходимы людям всех возрастов и профессий. Они способствуют комплексному совершенство­ванию двигательных способностей и воспитанию устойчиво­го интереса к занятиям физической культурой и спортом, а положительный эмоциональный фон делает их особенно привлекательными. Спортивные игры рекомендуются в пер­вую очередь людям молодого и среднего возраста, доступны они также пожилым и детям. В процессе игры ее участникам приходится решать большое количество разнообразных дви­гательных задач, что в конечном счете совершенствует такие важные физические и психофизиологические качества, как сила, выносливость, точность выполнения движений, быстро­та реакции, подвижность основных нервных процессов, внимание и т. д. Воспитываются также волевые качества: смелость, решительность, уверенность в своих силах и т. д.

Занятия спортивными играми могут вызвать значительные изменения в состоянии здоровья человека. Поэтому лицам среднего и особенно старшего возраста надо быть весьма осторожными в выборе физической нагрузки, кроме того, необходим строгий медико-педагогический контроль.

Бадминтон. Где бы вы ни были — в лесу, в парке, во дворе, у моря, — везде можно встретить людей, весело и с увлечением играющих в бадминтон. Основные элементы игры доступны каждому. Возможность легко регулировать физическую нагрузку, играть на любой площадке, простой инвентарь и другие достоинства способствуют массовому распространению этой спортивной игры.

В бадминтон играют на площадке размером 13,4×5,2 м (одиночная игра) и размером 13,4×6,1 м (парная игра). Сетка натягивается на высоте 155 см.

Основным техническим приемом является удар. Различа­ют 4 основных удара: справа, слева, сверху, снизу. Игра состоит из 3 партий, продолжающихся до 11 очков. Парная игра продолжается до 15 очков.

Последовательность обучения игре в бадминтон:

— научиться легко передвигаться го площадке;

— держа волан за оперение или головку, производить удары;

— бить по волану центром ракетки;

— бить по волану тыльной и лицевой стороной ракетки (на месте и в дви­жении) ;

— отработка ударов (слева, справа, сверху);

— отработка подачи.

Настольный теннис. Игра, в которой участвуют одно­временно двое или четверо теннисистов, проводится на столе с сеткой, натянутой посредине.

Основными элементами техники игры в настольный тен­нис являются: передвижение игрока, хватка ракетки, враще­ние мяча, подача и удары по мячу.

Характер передвижения теннисиста зависит от зоны, в которой он играет: в ближней — это выпады, в средней — шаги, в дальней — шаги и броски. Двигаться надо легко, естественно, без рывков, мяч принимать в самой высокой точке взлета или в момент снижения.

При европейской хватке пальцы обхватывают ручку ракетки, а прямой указательный палец лежит на ракетке, чуть выступая.

Различают несколько видов ударов: удар толчком; удар с верхним вращением (накат) — ракеткой снизу вверх; удар с нижним вращением (подрезка) — ракетка идет сверху впе­ред-вниз.

Примерные упражнения при обучении:

— подбрасывание мяча левой и правой стороной ракетки (на месте и в дви­жении) ;

— выпады вправо, влево, назад с имитацией ударов;

— игра у стенки;

— обучение ударам слева и справа с верхним вращением;

— обучение ударам слева и справа с нижним вращением;

— отработка подачи.

Встреча состоит из 3 партий (или 5), играют до 21 очка.

Волейбол. Эмоциональная игра, в которую можно играть не только по спортивным1 правилам — часто во время отдыха берут волейбольный мяч и играют в волейбол в кругу, исполь­зуя передачи и нападающие удары.

Запомните: нельзя допускать «зажим» мяча, прилипание его к пальцам во время передач, а нападающие удары следует наносить так, чтобы они не превращались в бросок.

Примерные упражнения при обучении волейболу:

— ходьба в полуприседе, выпадами;

— передвижение приставными шагами влево и вправо;

— круговые вращения рук в лучезапястных суставах (пальцы в «замок»);

— передача мяча двумя руками сверху перед собой;

— передача мяча партнеру (расстояние между занимающимися 3—4 м);

— одна передача мяча над собой, другая партнеру; партнер ловит мяч и повторяет упражнение;

— выполнение верхней (нижней) прямей подачи;

— выполнение нападающего удара.

Мини-футбол. В футбол на открытом воздухе по упро­щенным правилам можно играть практически в любое время года. Упрощение правил игры выражается в произвольных размерах площадки и ворот, любых количественных составах команд, а также в отсутствии обычной разметки поля и отмены правила «вне игры». Возможность участия в игре лиц разного пола, возраста и физической подготовленности делает эту игру особенно подходящей для семейного спортивного досуга. Однако будьте осторожны в выборе физической нагрузки (интенсивность и продолжительность игры).

Принимать участие в двусторонних играх можно только с разрешения врача, постоянно контролируя свое самочув­ствие. Перед двусторонней игрой необходимо провести бего­вую подготовку (5—10 мин) и выполнить комплекс упражне­ний общеразвивающего характера.

Примерные упражнения футболиста:

— жонглирование мячом подъемом стопы, коленями, головой;

— передачи в парах (на месте и в движении);

— удары в цель (по неподвижному мячу);

— ведение мяча (по прямой, с обводкой предметов) с последующим уда­ром в цель;

— двусторонняя игра.


Leave a Reply

You must be logged in to post a comment.