Физкультура для всех: для детей и взрослых

Физкультура для всех:
для детей и взрослых


гимнастические упражнения, оздоровительная и лечебная физкультура
Физкультура для всех: для детей и взрослых

Оздоровительное действие плавания

Рубрика: Всем

Плавание оказывает большое оздоровительное действие на весь организм и является мощным средством закаливания. Дозированное плавание полезно людям практически всех возрастов и профессий.

Общеизвестно, что умение плавать — жизненно необхо­димый навык. Несмотря на активно действующую систему массового обучения плаванию в нашей стране, анкетирование, проведенное в детских лагерях страны, показало, что 70% детей, умеющих плавать, на­учились этому с помощью родителей или более старших то­варищей.

В семье все должны уметь плавать. Ребенка можно обучать плаванию как до года, так и в 1—2 года в домашней ванне. Прежде всего необходимо научить его делать выдох под водой и вдох над водой, затем погружаться, задерживая дыхание, потом нырять и всплывать. После этого можно учить плавать спортивными способами (брасс, кроль и др.).

Обучение плаванию грудных детей в нашей стране прово­дится по методическим рекомендациям В. А. Гутермана «Плавание грудных детей», утвержденным Министерством здра­воохранения. В стране функционируют школы плавания при детских поликлиниках, в которых по единой программе обучают плаванию детей раннего возраста. Можно обучить плаванию грудных детей и в домашних условиях.

Начинать занятия плаванием следует при температуре воды не ниже 18°С. Время пребывания в воде постепенно увеличивается от 5—7 до 30—40 мин, а длина проплываемых отрезков от 40—50 м до 500 м и более. Не допускайте сильного переохлаждения. Перед началом плавания необходимо сделать комплекс общеразвивающих упражнений, в которых участ­вовали бы основные мышечные группы.

Общеразвивающие и специальные упражнения пловца:

— ходьба, бег с маховыми движениями руками;

— наклоны, повороты, приседания;

— сгибание и разгибание рук в упоре;

— круговые движения руками с постепенным увеличением амплитуды;

— круговые вращения туловища в плечевых, коленных, тазобедренных и голеностопных суставах;

— маховые движения руками с поворотом туловища вправо, влево (мельница);

— имитация движений рук и ног при плавании способом кроль;

— имитация движений рук с использованием резинового амортизатора при плавании способом кроль.

Обучение плаванию начинают с «ознакомления» с водой. Все упражнения выполняются на мелком месте и только в сторону берега. Последовательность обучения следующая: вначале добиваются правильного положения тела при сколь­жении на воде, затем изучают движения ног при плавании кролем (на месте с опорой, с доской, в скольжении), потом переходят к разучиванию гребка рукой и, наконец, к согласо­ванию движений рук и ног с дыханием. Кроме того, в каждое занятие включаются упражнения, тренирующие дыхание. Родители могут обучить детей плаванию во время отпуска на каком-либо водоеме за 10 занятий (табл. 3).

Для обучения плаванию выбирается место с ровным, песчаным дном, где нет ям и т. п. Наибольшая глубина места обучения — по грудь. В воде не задерживайтесь более 10— 15 мин (в открытых водоемах).

Игры на воде являются важным элементом обучения и совершенствова­ния техники плавания, имеют немаловажное оздоровительное значение. Вот некоторые из них:

— «Переправа» (передвигаться с помощью гребковых движений руками);

— «Кто выше» (выпрыгнуть как можно выше из воды, оттолкнувшись одной или двумя ногами);

— «Кто быстрее?» (бегать в воде на заданное расстояние);

— «Волны на море» (энергично двигать руками со сцепленными пальцами вправо, влево под самой поверхностью воды);

— «Сядь на дно» (сесть на дно, погрузившись с головой в воду);

— «Кто быстрее спрячется под воду?» (по сигналу присесть под воду);

— «Поплавок» (сделать глубокий вдох, присесть на дно и сгруппировав­шись, т. е. обхватив руками колени, опустив голову и прижав подбо­родок к груди, всплывать на поверхность);

— «Медуза» (сделав глубокий вдох, присесть на дно; выпрямляя руки и ноги, всплывать на поверхность);

— продержаться как можно дольше на воде в положении лежа на спине;

— «У кого больше пузырей» (погрузившись с головой в воду, сделать длин­ный и полный выдох через рот);

— сделать определенное количество выдохов в воду;

— «Водолазы» (достать со дна с открытыми глазами какой-нибудь специ­ально брошенный предмет);

— «Кто дольше проскользит» (выполнить скольжение на груди или спине);

— «Стрела» (поддерживая играющего, принявшего положение сколь­жения, под живот и ноги, партнер толкает «стрелу» к берегу);

— «Торпеда» (скользить на груди с работой ног как при плавании спосо­бом кроль);

— стоя на дне, в неглубоком месте, перебрасывать мяч друг другу.

Оздоровительное действие плавания

Номер занятия

Содержание занятий

1

2

3

4

5

б

7

8

9

10

Упражнения для привыкания

к воде

+

+

+

Движения ногами как при пла­

вании кролем

+

+

+

+

+

Выдохи в воду

+

+

+

+

+

+

+

Скольжение на груди, спине

+

+

Плавание кролем на груди при

помощи движений ног (с дос­

кой в руках)

+

+

+

+

+

+

+

Скольжение кролем на груди

и спине с движениями ног

+

+

+

+

Движения руками как при пла­

вании кролем

+

+

+

Выдох с поворотом головы на

вдох

+

+

Плавание кролем на груди и

спине с полной координацией

движений на задержке дыха­

ния

+

+

Согласование движений рук с

дыханием

+

+

+

+

+

Плавание кролем с полной

координацией движений

+

+

+

+

Игры на воде

+

+

+

+

+

¥

+

+

+


Leave a Reply

You must be logged in to post a comment.