Оздоровительное действие плавания
Рубрика: ВсемПлавание оказывает большое оздоровительное действие на весь организм и является мощным средством закаливания. Дозированное плавание полезно людям практически всех возрастов и профессий.
Общеизвестно, что умение плавать — жизненно необходимый навык. Несмотря на активно действующую систему массового обучения плаванию в нашей стране, анкетирование, проведенное в детских лагерях страны, показало, что 70% детей, умеющих плавать, научились этому с помощью родителей или более старших товарищей.
В семье все должны уметь плавать. Ребенка можно обучать плаванию как до года, так и в 1—2 года в домашней ванне. Прежде всего необходимо научить его делать выдох под водой и вдох над водой, затем погружаться, задерживая дыхание, потом нырять и всплывать. После этого можно учить плавать спортивными способами (брасс, кроль и др.).
Обучение плаванию грудных детей в нашей стране проводится по методическим рекомендациям В. А. Гутермана «Плавание грудных детей», утвержденным Министерством здравоохранения. В стране функционируют школы плавания при детских поликлиниках, в которых по единой программе обучают плаванию детей раннего возраста. Можно обучить плаванию грудных детей и в домашних условиях.
Начинать занятия плаванием следует при температуре воды не ниже 18°С. Время пребывания в воде постепенно увеличивается от 5—7 до 30—40 мин, а длина проплываемых отрезков от 40—50 м до 500 м и более. Не допускайте сильного переохлаждения. Перед началом плавания необходимо сделать комплекс общеразвивающих упражнений, в которых участвовали бы основные мышечные группы.
Общеразвивающие и специальные упражнения пловца:
— ходьба, бег с маховыми движениями руками;
— наклоны, повороты, приседания;
— сгибание и разгибание рук в упоре;
— круговые движения руками с постепенным увеличением амплитуды;
— круговые вращения туловища в плечевых, коленных, тазобедренных и голеностопных суставах;
— маховые движения руками с поворотом туловища вправо, влево (мельница);
— имитация движений рук и ног при плавании способом кроль;
— имитация движений рук с использованием резинового амортизатора при плавании способом кроль.
Обучение плаванию начинают с «ознакомления» с водой. Все упражнения выполняются на мелком месте и только в сторону берега. Последовательность обучения следующая: вначале добиваются правильного положения тела при скольжении на воде, затем изучают движения ног при плавании кролем (на месте с опорой, с доской, в скольжении), потом переходят к разучиванию гребка рукой и, наконец, к согласованию движений рук и ног с дыханием. Кроме того, в каждое занятие включаются упражнения, тренирующие дыхание. Родители могут обучить детей плаванию во время отпуска на каком-либо водоеме за 10 занятий (табл. 3).
Для обучения плаванию выбирается место с ровным, песчаным дном, где нет ям и т. п. Наибольшая глубина места обучения — по грудь. В воде не задерживайтесь более 10— 15 мин (в открытых водоемах).
Игры на воде являются важным элементом обучения и совершенствования техники плавания, имеют немаловажное оздоровительное значение. Вот некоторые из них:
— «Переправа» (передвигаться с помощью гребковых движений руками);
— «Кто выше» (выпрыгнуть как можно выше из воды, оттолкнувшись одной или двумя ногами);
— «Кто быстрее?» (бегать в воде на заданное расстояние);
— «Волны на море» (энергично двигать руками со сцепленными пальцами вправо, влево под самой поверхностью воды);
— «Сядь на дно» (сесть на дно, погрузившись с головой в воду);
— «Кто быстрее спрячется под воду?» (по сигналу присесть под воду);
— «Поплавок» (сделать глубокий вдох, присесть на дно и сгруппировавшись, т. е. обхватив руками колени, опустив голову и прижав подбородок к груди, всплывать на поверхность);
— «Медуза» (сделав глубокий вдох, присесть на дно; выпрямляя руки и ноги, всплывать на поверхность);
— продержаться как можно дольше на воде в положении лежа на спине;
— «У кого больше пузырей» (погрузившись с головой в воду, сделать длинный и полный выдох через рот);
— сделать определенное количество выдохов в воду;
— «Водолазы» (достать со дна с открытыми глазами какой-нибудь специально брошенный предмет);
— «Кто дольше проскользит» (выполнить скольжение на груди или спине);
— «Стрела» (поддерживая играющего, принявшего положение скольжения, под живот и ноги, партнер толкает «стрелу» к берегу);
— «Торпеда» (скользить на груди с работой ног как при плавании способом кроль);
— стоя на дне, в неглубоком месте, перебрасывать мяч друг другу.
Номер занятия
Содержание занятий |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
б |
7 |
8 |
9 |
10 |
Упражнения для привыкания |
||||||||||
к воде |
+ |
+ |
+ |
|||||||
Движения ногами как при пла |
||||||||||
вании кролем |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|||||
Выдохи в воду |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|||
Скольжение на груди, спине |
+ |
+ |
||||||||
Плавание кролем на груди при |
||||||||||
помощи движений ног (с дос |
||||||||||
кой в руках) |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|||
Скольжение кролем на груди |
||||||||||
и спине с движениями ног |
+ |
+ |
+ |
+ |
||||||
Движения руками как при пла |
||||||||||
вании кролем |
+ |
+ |
+ |
|||||||
Выдох с поворотом головы на |
||||||||||
вдох |
+ |
+ |
||||||||
Плавание кролем на груди и |
||||||||||
спине с полной координацией |
||||||||||
движений на задержке дыха |
||||||||||
ния |
+ |
+ |
||||||||
Согласование движений рук с |
||||||||||
дыханием |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|||||
Плавание кролем с полной |
||||||||||
координацией движений |
+ |
+ |
+ |
+ |
||||||
Игры на воде |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
¥ |
+ |
+ |
+ |