Физкультура для всех: для детей и взрослых

Физкультура для всех:
для детей и взрослых


гимнастические упражнения, оздоровительная и лечебная физкультура
Физкультура для всех: для детей и взрослых

Организационно-методичесние указания для подвижных игр на уроках физической культуры

Рубрика: Родителям и детям

Подвижные игры на уроках физической культуры ис­пользуют для решения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач в соответствии с требованиями программы. Их включают во все части урока. В подгото­вительной части предпочтение отдают таким играм, ко­торые развивают скорость и способствуют мобилизации внимания учащихся. Основная часть урока включает игры, состоящие из нескольких элементов.

Игры могут выполнять роль подводящих упражне­ний, помогающих закреплению того или иного двигатель­ного навыка, совершенствованию или развитию двига­тельных качеств. В заключительной части урока для сни­жения мышечного напряжения и нормализации процес­сов возбуждения и торможения используют спокойные и малоподвижные игры.

Дети, отнесенные врачом к основной группе, могут участвовать во всех подвижных играх согласно их воз расту и подготовленности. Детей, включенных в специаль­ную группу, ограничивают в движениях, несмотря на их желание быть активными участниками игр. Их использу­ют в ролях, не требующих большой подвижности, или со­кращают их пребывание в игре. Не задевая самолюбия, таких детей привлекают в качестве помощников судей, счетчиков очков и т. д. В то же время необходимо помнить, что эти дети особенно нуждаются в движении, и по­этому надо вовлекать их в посильные подвижные игры.

Готовясь к уроку, важно уметь правильно подобрать игру. При этом учитель исходит из конкретных условий, учитывает задачу, разрешению которой должна способ­ствовать намечаемая игра. Если игра проводится на местности, учитель заранее хорошо знакомится с мест­ностью и обозначает условные границы для игры.

Подготавливая место и инвентарь, он проводит раз- метку площадки до начала игры. Это важно в тех случа­ях, когда разметка требует много времени, как например в играх, переходных к спортивным. Если же разметка площадки не сложна, ее можно произвести одновременно с объяснением содержания игры.

Линии границ для игр намечают на расстоянии не­ближе3 мот забора, стены или предмета, о которые де­ти могут ушибиться. Это особенно важно в играх с пе­ребежками.

Прежде чем приступить к объяснению игры, участни­ков расставляют в исходное положение для проведения, игры с таким расчетом, чтобы во время объяснения учи­тель хорошо видел всех детей и чтобы они хорошо виде­ли учителя.

Рассказ должен быть кратким, логичным и последо­вательным. Придерживаются следующего плана: 1) на­звание игры; 2) роль играющих и место размещения; 3) ход игры; 4) результат игры; 5) правила игры.

Для лучшего усвоения игры рассказ сопровождают показом некоторых наиболее важных игровых моментов.

Многие игры носят командный характер. Правильно распределить участников по двум или нескольким коман­дам — задача несложная, но очень важная. Игра стано­вится неинтересной, если одна команда сильнее.

Существует несколько способов разделения на команды:

а)  по расчету номеров, т. е. когда одинаковые номе­ра составляют одну команду;

б)  по назначению нескольких капитанов (по числу команд), которые по очереди выбирают себе игроков;

в)  по назначению учителя;

г)   по договоренности самих играющих.

Для подсчета очков, учета результатов игры, раздачи; инвентаря учитель назначает себе помощников.

Задачей учителя является определение дозировки нагрузки, которая возрастает от эмоционального состоя­ния играющих, связанного с соревнованием, с преодоле­нием препятствий. Чтобы снизить нагрузку, делают крат­ковременные перерывы в игре, которые используют для разбора ошибок, подсчета очков, уточнения правил, на­значения новых помощников.

После проведения игры учитель объявляет результа­ты и дает оценку отдельным игрокам, указав на допу­щенные ошибки.

Особое внимание обращают на поведение игроков с ослабленным состоянием здоровья, с пониженным физи­ческим развитием. К таким детям относятся более внимательно и вместе с тем стремятся, чтобы каждый из них чувствовал себя равным членом играющего коллектива.

Таким образом, предварительно продуманная и педа­гогически правильно проведенная подготовка к игре спо­собствует лучшему ее проведению.

Чтобы эффективно использовать подвижные игры на уроках по физической культуре для всестороннего физи­ческого воспитания школьников, их планируют на весь учебный год с учетом задач, стоящих перед классом в каждой четверти учебного года.

При планировании учебного материала руководству­ются перечнем игр согласно программе по физической культуре. Учитель может изменить и дополнить этот пе­речень, исходя из условий работы школы, подготовлен­ности учащихся, наличия инвентаря, оборудования, по­мещения для занятий, природных и климатических условий.

В планировании как по четвертям, так и поурочно предусматривают последовательность прохождения игро­вого материала и его повторение.

Педагогический анализ игр

п/п

Название

Основной вид движений

Развивающиеся и совершенству­ющиеся навыки и качества

Вид спорта

Место игры на уроке

1

Сильные и ловкие

Метание мяча в дви­

Сила, ловкость, быстрота ре­  

Основная часть

жущиеся цели. Со­противление

акции и действий, меткость

Баскетбол

2

Эстафета с эле­

Ходьба (бег) по уз­

Равновесие, согласованность

Гимнастика

 
 

ментами равно­

кой опоре

действий в коллективе

»

 

весия

       

3

Охрана перебежек

Метание мяча в цель.

Меткость. Быстрота действий

Баскетбол

»

 

Перебежки

     

4

Эстафета с веде­

Бег с ведением мяча

Навык ведения мяча и броска    
 

нием мяча и

  в корзину

»

»

 

броском в кор­

       
 

зину

       

5

Сильный бросок

Толкание набивного

Сила, настойчивость, коллекти­

Легкая атле­

»

 

мяча

визм

тика

 

6

Эстафета с бегом

Прыжки в высоту и

Навык прыжка, глазомер, ко­    
 

и прыжками в

длину

ординация движений, согла­

»

»

 

высоту и длину

сованность действий    
 

через полосу

       
 

препятствий

1

       

 

п/п

Название

Основной вид движений

Развивающиеся и совершенству­ющиеся навыки и качества

Вид спорта

Место игры на уроке

7

Залетный мяч

Ловля и передача мяча разными спо­собами. Перебежки

Внимание, наблюдательность. Меткость. Навыки передачи, ловли и перехвата мяча

Баскетбол

Основная часть

8

Мяч в центр

Быстрые передачи мяча Внимание, наблюдательность, навыки ловли и передачи мяча. Перехват мяча

»

»

9

Борьба за мяч

Быстрые передачи мяча разными спо­собами, бег Навык ловли и передачи мяча. Сообразительность, быстрота движений, чувство товари­щества

»

»

10

Пассовка волейбо­листов Волейбольные пере­дачи на месте

Навык волейбольной передачи, согласованность действий

Волейбол

Заключитель­ная часть

11

Ловкая подача

Ловля и перехват мяча Навык ловли, передачи и пере­хвата мяча. Внимание. Бы­строта реакции. Согласован­ность

Баскетбол

Основная часть


Leave a Reply

You must be logged in to post a comment.