Физкультура для всех: для детей и взрослых

Физкультура для всех:
для детей и взрослых


гимнастические упражнения, оздоровительная и лечебная физкультура
Физкультура для всех: для детей и взрослых

Организация бодрствования и всестороннее развитие ребенка

Рубрика: Родителям и детям

Организация бодрствования направлена на то, чтобы способст­вовать всестороннему развитию ребенка. Заключается она главным образом во внимании к руководству игрой, которая начинается в первые месяцы жизни с использования игрушек, манипулирова­ния ими. Постепенно эти действия усложняются и трансформируют­ся в более сложные, игровые, стимулирующие развитие познава­тельных возможностей малыша.

Самостоятельная игра ребенка — это его естественное состояние. Если малыш в настоящий момент не занят едой, не спит, он играет. Напрасно думают некоторые родители, что игры детей — дело пустя­ковое, воспитывают ребенка по принципу «чем бы дитя не теши­лось..,». Игрушки для ребят должны быть интересны, разнообразны, доступны по своему содержанию, т. е. соответствовать их возрасту.

Научить малыша играть самостоятельно — дело непростое. С од­ной стороны, игры не должны быть навязаны ребенку, он должен сам найти себе дело, отвечающее его интересу, уметь занять себя, когда заняты взрослые, но, с другой стороны, когда родители сво­бодны, они направляют игру, не подавляя инициативы ребенка.

Для детей первых 6 месяцев жизни нужны погремушки-подвески, погремушки с ручками, неваляшки разного цвета и вида, мелодично звучащие игрушки. Их рекомендуется время от времени менять, иногда убирать. Не следует вешать над ребенком одновременно большое количество погремушек. Игрушки для рассматривания сле­дует располагать над грудью ребенка на высоте 70—50 см, в 2—3 месяца — немного ниже, на уровне полусогнутых рук, в 4-6 месяцев — на расстоянии вытянутых рук (для хватания) и] кроме того, располагать их перед лежащим на животе ребенком дм рассматривания. С 7 месяцев и до конца года детям нужна мисочки, ведерки с вложенными в них игрушками, кастрюльки в крышками для открывания и закрывания, кольца для надеваний на руку. Игрушки разнообразные: куклы, животные, а также заводные игрушки, которые демонстрирует взрослый. Для игры следует, давать ребенку игрушки в небольшом количеств! (2-—3 разные), учить его, как правильно ими играть. Время от вре­мени надо менять их. Игрушки должны быть прочными, гигиенич­ными, без острых углов. Не следует давать мелкие игрушки, которые ребенок может взять в рот.

На втором году жизни, организуя бодрствование ребенка, необходимо расширять знакомство его с окружающим миром, учить играя, овладевать способом действий с предметами. Особенно важно обращать внимание в этом возрасте на развитие речи, С этой целью надо во время прогулки наблюдать с ребенком за окружающим, называть цветы, деревья, дома, показывать и рассматривать с ним картинки с изображением животных, транспорта, читать потешки, вызывая малыша на подражание. Книжки, соответствующие уровню восприятия детей, становятся важным средством их гармоничного развития.

Решаются также и задачи развития предметной деятельности. Действия с предметом и теперь гармонично сочетают с други­ми развивающими воздействиями. Ребенку для игры нужны кубики, пирамидки для нанизывания, для развития музыкального слуха ре­комендуется слушание музыки, подпевание песен. Так занимаются 3—4 раза в день по 10—15 минут. Для игры надо оборудовать специальный уголок.

На третьем году жизни организация бодрствования продол­жает усложняться. Появляется так называемая сюжетная игра — с куклами, набор доктора, парикмахера. Для игры со строительным материалом во второй половине третьего года жизни можно давать простой конструктор, вместе с ребенком подбирать мозаику. Книги, картинки следует давать сюжетные о событиях, близких детям (например, сказки «Репка», «Колобок», «Терем-теремок» и др.). Дети хотят рисовать, лепить; для этого следует давать пластилин, карандаши, но только под надзором взрослого, который обучает ребенка правильному владению этими предметами. Речь ребенка в течение третьего года обогащается, малыш выражает свои желания словами, он широко использует речь как форму общения со сверстни­ками и взрослыми, к концу третьего года употребляет некоторые грамматические формы. В этом возрасте ребенок может 2—3 раза в неделю не больше 15—20 минут смотреть детские передачи по телевизору. Но при этом взрослый должен быть рядом с ребенком, объяснять ему содержание передачи, фиксировать внимание на от­дельных персонажах.

Обогащается и восприятие ребенка во время прогулок: его внимание следует фиксировать на предметах, ситуациях, о которых потом можно вспоминать и разговаривать дома. С этого возраста очень важно приучать ребенка к целесообразному порядку, так как это залог его организованности в будущем. Поэтому надо побуж­дать малыша к тому, чтобы он, заканчивая игру, убирал игрушки и определенное место. Убирать игрушки на свое место, приучать к порядку, аккуратности надо начинать как можно раньше. Нельзя хранить исправные игрушки в одном ящике с неисправными. И со­всем хорошо, когда на глазах у малыша аккуратно заклеивают книгу, чинят машину, куклу — все это приучает его к аккуратному обращению с вещами.

Правильно организованные игры не только способствуют разви­тию детей, но и создают хороший эмоциональный настрой, фор­мируют положительные взаимоотношения между детьми, нравствен­ное поведение ребенка.

Малыш устает длительно играть один, поэтому занятие со взрос­лыми является для него сменой видов деятельности, оно должно проходить в наиболее благоприятные периоды бодрствования— в первую ее половину, через полчаса или 1 час после кормления. По длительности занятия не должны превышать возможности ре­бенка — они зависят и от типа работы, возраста детей.

Занятия, в которых ребенок сам мало действует (например, слу­шает рассказ взрослого или сказку), должны быть более корот­кими, те же, где он разнообразно действует, где он слушает музыку, пение, а потом танцует или строит, могут быть более длительными. В начале второго года жизни ребенок может заниматься беспре­рывно не более 2—3 минут, а к концу — в среднем до 7—10 минут, Игры и занятия с картинками, книгами, строительным материалом, дидактическими игрушками должны проходить за столом, сам ребе­нок должен сидеть в удобной для занятия позе.

В летнее время следует как можно больше использовать. Природный материал: песок, воду, шишки, листья, цветы, больше совершать с детьми прогулок в лес, поле, на речку, где ребенок в естест­венной обстановке знакомится с окружающим, его миром.

Во время игр, занятий, при проведении режимных моментов- еле—дует обращать внимание не только на развитие таких способностей, которые лежат в основе обучения: сосредоточенности, внимания, умения доводить начатое дело до конца, инициативу, активность, любознательность. Но важно развивать и такие необходимые, моральные качества, как доброта, любовь к близким ему людям, жи­вотным, умению поделиться игрушкой, лакомствами, желание по­мочь в чем-то старшим и сверстникам, т. е. те необходимые че­ловеческие качества, без которых ребенок не сможет в дальнейшем жить и работать.


Leave a Reply

You must be logged in to post a comment.