Физкультура для всех: для детей и взрослых

Физкультура для всех:
для детей и взрослых


гимнастические упражнения, оздоровительная и лечебная физкультура
Физкультура для всех: для детей и взрослых

Организация врачебно-педагогического процесса по лечебной физкультуре

Рубрика: Основы лечебной физической культуры

На методиста лечебной физкультуры возлагается почетная задача сочетать проведение занятий по лечебной физкультуре с выполнением общих задач воспитания. Воспитательный характер самого процесса лечебной физкультуры в значительной степени зависит от методов его построения. Необходимо пользоваться такими методами, которые бы вызывали активное участие самого больного в процессе лечения, способствовали сознательному отношению больного к назначаемым упражнениям.

Активизация больного, его деятельное участие в процессе лечения методами лечебной физкультуры способствует успеху лечения. Разнообразие методов достигается там, где это показано состоянием больного, предпочтением динамических упражнений перед статическими, частой сменой упражнений, применением разнообразных исходных положений, включением игр и упражнений, повышающих эмоциональное состояние больного, уменьшением перерывов между упражнениями.

При ознакомлении больных с упражнениями методист должен уметь дать оценку каждому упражнению с точки зрения пригодности и необходимости назначения его в индивидуальном порядке для отдельных больных или для всей группы. Ему необходимо помнить о том, что одно и то же упражнение может быть выполнено различным образом и что характер заболевания, возраст, особенности телосложения и физического развития не дают права отказываться от индивидуального подхода к больным и индивидуального подбора упражнений даже при групповых занятиях с больными.

При показе упражнений преподавателю необходимо уметь сосредоточить внимание больного на демонстрируемых движениях, воспитать у него серьезное отношения к выполнению этих движений, уметь так подобрать упражнения, чтобы они соответствовали силам и возможностям больного и дали ожидаемый результат.

Для осуществления этих целей от методиста требуется умение коротко объяснить упражнения и дать анатомо-физиологическое обоснование воздействия демонстрируемых упражнений на организм. Объяснения должны быть понятными больному, точными и, как правило, эмоциональными. Однотонность в изложении и формальное отношение к своей задаче ведет к ослаблению внимания больного к назначаемым ему упражнениям и, следовательно, снижает эффект действия средств лечебной физкультуры.

Демонстрируемые упражнения должны быть правильно выполнены и понятны больным, среди которых, особенно в старших возрастных группах, многие никогда не занимались физической культурой. Необходимо внедрять в практику работы по лечебной физкультуре в лечебных организациях использование всевозможных таблиц, рисунков, фотографий и других наглядных пособий, иллюстрирующих показываемые упражнения, методику их выполнения и влияние на организм. Показ упражнения следует сочетать с объяснением. Это наилучший метод в демонстрировании упражнений больным.

К правильной организации работы следует отнести и умение методиста отдавать команду и руководить больными в процессе проведения лечебной гимнастики. Команду следует рассматривать как приказ к выполнению больным упражнений. Команда должна быть краткой и точной, произноситься отчетливо. .

При некоторых болезненных состояниях часто исключают общепринятые команды, например при тяжелых заболеваниях сердца, парезах, периферических заболеваниях нервной системы и пр. В таких случаях команда сменяется руководящими указаниями.

Наконец, методист должен уметь не только правильно показать больному упражнение и объяснить его смысл, но и владеть методом разучивания упражнений, методом освоения техники упражнения, приобретающей при ряде заболеваний, особенно при травмах и болезнях центральной нервной и периферической нервной систем, чрезвычайно большое терапевтическое значение.

Успеху лечения средствами лечебной физкультуры способствует осмысливание движений. Больной должен правильно понять и осознать общую цель и направленность ведущейся с ним работы, цель демонстрируемого упражнения, его сущность, связь этого упражнения со всем комплексом упражнений, назначаемых, например, для воздействия на сердечно-сосудистый или легочный аппарат, для восстановления функции травмированного органа и т. д.

Упражнения, назначаемые больному, должны соответствовать состоянию его здоровья, клиническим данным, возрасту, полу и пр. Первоначальное разучивание показываемых упражнений следует производить самым тщательным образом, внимательно отнестись к допускаемым больными ошибкам, стремиться к правильному выполнению движений. Первое удовлетворительное выполнение движений, которые больной никогда не выполнял или в выполнении которых он не был уверен, почти всегда вселяет уверенность в свои силы и часто служит залогом успешности дальнейшей работы. Если процесс усвоения больными физических упражнений был построен правильно, а у самого больного имелись все возможности для выполнения показываемого упражнения, то обычно даже первые назначаемые ему процедуры заканчиваются успешно.

Значение точности и тщательности выполнения упражнений в лечебной физкультуре определяется в зависимости от заболевания, при котором назначается данное упражнение. Например, при нарушении координации движений, вследствие повреждения спинного мозга, точность и правильность выполняемых упражнений приобретает большое практическое значение. То же самое наблюдается и при назначении корригирующих упражнений при искривлениях позвоночника, где точность движений определяет их смысловое значение. В других случаях, например в борьбе с мышечными атрофиями или при болезнях сердца, легких и других органов, тщательность выполнения движений, их техническое совершенствование не играет доминирующей роли. В таких случаях допускается последовательный переход от одного упражнения к другому после выполнения поставленной задачи до появления показателей, положительно характеризующих тренировочный эффект от выполненных упражнений, с последующим техническим их совершенствованием.

При назначении упражнений больным в лечебной физкультуре преследуются три цели. При помощи одних упражнений стремятся достигнуть максимально качественного совершенства мускулатуры при атрофическом или каком-либо другом поражении мышечной системы; при помощи других упражнений стремятся овладеть техникой движения и превратить разучиваемое упражнение в прочный двигательный навык, например при парезах, нарушении координации при атаксии, при травмах спинного мозга; при помощи третьих упражнений воздействуют на внутренние органы, например, назначая дыхательные упражнения при болезнях легких, гимнастику для укрепления брюшного пресса при вялости кишечного тракта и пр.

При определении количества повторений упражнений прежде всего следует исходить из конкретных условий.

В таких случаях необходимо пользоваться следующими указаниями:

  1. Необходимо, чтобы упражнение, выполненное правильно, было тотчас повторено несколько раз для немедленного его закрепления.
  2. Каждое изученное и освоенное упражнение требует постоянного увеличения’ повторений.
  3. При повторении старых, ранее разученных, и новых упражнений, хорошо освоенных больными, старые упражнения требуют меньшего количества повторений.
  4. В уроках лечебной физкультуры для каждого упражнения необходимо установить известное количество повторений; частое повторение одних и тех же упражнений в уроке весьма нежелательно: их однообразие может вызвать преждевременную усталость.
  5. Подбирая упражнения в соответствии с одним из основных положений дидактики — от легкого к трудному, следует отличать легкое от трудного и твердо знать, что следует считать в обоих случаях основным и второстепенным. Это необходимо для продуктивного распределения времени и сил при назначении упражнений и их разучивании.

6. Количество повторений движений при занятиях с больными определяется особенностями патологического процесса, а также количеством упражнений, включенных в проводимый комплекс, и временем, отведенным для его выполнения. Ориентировочно принято считать, что количество повторений каждого упражнения, например в борьбе с мышечными атрофиями, особенно в условиях хирургического госпиталя, велико и достигает 10—20 повторений. Так же велико и количество повторений упражнений, назначаемых для воспитания прочных двигательных навыков у больных при нарушении координации движений. Начиная с 2, 3, 5, их доводят постепенно до 10—20, делая перерывы и повторяя в течение дня по нескольку раз. При функциональном поражении нервной системы и других органов и систем каждое упражнение повторяют от 5 до 8—10 раз, при восстановлении функции травмированных суставов — от 2—5 до 8—10 раз.

Исходным положениям в лечебной физкультуре придают весьма важное значение. Это объясняется тем, что при всяком положении тела изменяются и механические условия движений, например специальное стартовое положение помогает спринтеру развить максимальную скорость с самого начала бега. Исходные положения весьма разнообразны и по-разному влияют на пульс, кровяное давление, дыхание. Выбор исходного положения в лечебной физкультуре имеет большое практическое значение и зависит не только от особенностей текущего патологического процесса, но и от характера и формы назначаемых упражнений.

При многих заболеваниях возможно рекомендовать такие исходные положения, которые, изменяя условия общего физиологического воздействия упражнений на болезненный процесс, обеспечивают этим упражнениям необходимое воздействие на внутренние органы или на определенные группы мышц. При болезнях сердечнососудистого аппарата исходными положениями могут служить положения: лежа, полулежа, с приподнятым туловищем и головой, сидя, стоя; при болезнях дыхательного аппарата — те же положения; при болезнях желудочно-кишечного тракта — сидя, лежа на спине (при энтероптозе), стоя ноги вместе или широко расставлены; при болезнях органов движения, в зависимости от поражения верхних и нижних конечностей — сидя, лежа, стоя без отягощения и с отягощением; при поражении позвоночника — лежа на спине и животе, в положении на четвереньках, полулежа, стоя; в акушерско-гинекологической практике — сидя, лежа на спине, стоя на четвереньках, стоя с широко расставленными и скрещенными ногами; при болезнях нервной системы — лежа, сидя, стоя с поддержкой и без нее.

Большое значение в успехе лечения имеет стимулирование интереса больного к средствам лечебной физкультуры. Успеху лечения может способствовать не только строгое соблюдение дидактических принципов, но и методист, проводящий уроки лечебной физкультуры, врач, ответственный за контроль над больными при проведении занятий, правильное планирование занятий и качество упражнений, включенных в занятие, их чередование, эмоциональная насыщенность, разнообразие и умелое сочетание упражнений с отдыхом (в особенности при проведении занятий с палатными больными), обстановка занятий (зал, освещение, оборудование), музыкальное оформление и особенно первые признаки в улучшении здоровья или в ликвидации патологического процесса под влиянием средств лечебной физкультуры.

Успех лечения зависит от своевременного учета основных факторов, определяющих степень физиологической реакции на движения, от исходных положений, плотности нагрузки, количества мышечных групп, принимающих участие в выполнении определенного упражнения, степени усиления или уменьшения эмоционального воздействия на больного.

Необходимо учитывать при этом также интенсивность напряжения мышц как статического, так и динамического характера, в равной степени изменяющую реакцию организма при выполнении одного и того же упражнения; локализацию нагрузки при выполнении определенного физического упражнения; сочетание движений и дыхания при упражнениях, нарушение которого приводит к неправильной реактивности сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Кроме того, учитываются координация движений, скорость, ритм, амплитуда упражнений; длительность перерывов между отдельными упражнениями, в совокупности влияющая и на нагрузку в упражнениях й на характер реакции. Принимается во внимание использование спортивной и аппаратной гимнастики, способной облегчать и усложнять выполнение упражнений, использование дробных нагрузок, позволяющих выполнять назначаемые больным упражнения несколько раз в течение дня или проводить занятия с небольшими перерывами. Дробные нагрузки используют в тех случаях, когда желательно продлить местное физиологическое воздействие упражнений или их последействие.

Учет этих факторов при построении процесса работы по лечебной физкультуре помогает варьировать нагрузку на больного путем воздействия физических упражнений на избранные группы мышц, увеличения или уменьшения числа повторений, регулирования темпа упражнений и амплитуды движений.


Детальное описание электронные сигареты дом на нашем сайте.

Leave a Reply

You must be logged in to post a comment.