Организация и содержание прогулок зимой с детьми 4-7 лет
Рубрика: Упражнения и игры для детейДля детей этого возраста, как и для младших, мы стараемся организовать максимальное количество прогулок.
С детьми 3—4 лет прогулки проводятся при температуре воздуха не ниже — 30 °С и силе ветра не более 5 м/с. В тихую, безветренную погоду прогулки проводятся при температуре до —35°С. При силе ветра до 10 м/с дети этой возрастной группы гуляют при температуре воздуха не ниже —25«С.
Дети средних групп (пятый год жизни) гуляют при температуре до —35°С во время тихой, безветренной погоды, а при силе ветра до 10 м/с — при температуре —30°С.
Старшие, подготовительные группы гуляют при более низкой температуре воздуха (до —40°С) в том случае, если нет ветра. С усилением ветра до 10—12 м/с дети гуляют при температуре не ниже — 30 °С. Противопоказанным для проведения прогулок мы считали усиление ветра свыше 15 м/с при температуре —30 °С. С учетом этого число прогулочных дней в среднем в зимние месяцы составляет около 15—20.
Однако не всегда длительность прогулки определяется температурными условиями погоды. Во многом она зависит и от добросовестного отношения воспитателей к ее проведению. Поэтому большое значение имеет методика организации и проведения прогулок, а затем и их учет.
Одним из основных условий, как говорилось выше, является разнообразие деятельности детей на участке с тем, чтобы больше стимулировать их движения, вызвать положительно-эмоциональный настрой во время прогулки.
Оборудование участка в условиях заносов практически трудно использовать. Поэтому в качестве основы для построек мы использовали снежные сугробы, которые собирает во время расчистки бульдозер. По нашей просьбе их стали делать небольшими и в разных местах участка, в основном, вдоль забора. Сугробы мы обработали и сделали из них прямоугольные валы-дорожки для ходьбы, бега, спрыгивания, упражнения в равновесии. В них же лопатой прокопали отверстия для подлезания.
В двух сугробах мы оборудовали неглубокий открытый лабиринт для разнообразных игр. В противоположных концах площадки сделали горки: одну — для катания на санках, вторую — на дощечках.
Площадь у одного края мы оставили для сброса снега во время периодической очистки площадки бульдозером. Но детям очень нравилось забираться на этот сугроб; поэтому было решено назвать его горой, а чтобы удобнее было забираться на ее вершину, в сугробе делали небольшие выступы.
Определенное место на участке было отведено для катания на лыжах, середина его — под площадку для подвижных игр. Ближе к краю мы залили небольшой каток, рядом с ним сделали дорожки для скольжения на ногах с разбега и прокатывания льдинок.
Участок украсили разнообразными ледяными фигурами (пингвины, снежная баба и др.). Основой для них сделали столбы из-под грибков и волейбольной площадки, они придали фигурам прочность.
Таким образом, территория нашего детского сада преобразилась, и детям стало интересно бывать здесь.
Чтобы сделать прогулки еще интереснее, мы постарались изготовить разнообразный материал для игр. Большие грузовые машины, кукольные сани, ящики для перевозки снега, лопатки, движки, трамбовки, большие фанерные фигуры зверей из любимых сказок, флажки, печатки, формочки для игр со снегом, большие карандаши для’ рисования на снегу—таков примерно перечень выносного материала для прогулок, изготовленного для детей в каждой группе силами воспитателей и родителей.
Одеваем детей на прогулку подгруппами. Чтобы не было скученности в раздевальной комнате, часть детей одеваются на своих стульчиках в группе. Они приносят из своих шкафов и кладут на стул кофту, теплые рейтузы, чулки, шерстяные носки. Валенки, шубу и шапку надевают около своего шкафа в раздевальной комнате в последнюю очередь. Как правило, те, которые одеваются в помещении групповой комнаты, выходят на прогулку первыми. Вместе с ними выходят на участок и воспитатели. Оставшиеся дети одеваются под контролем няни, она же их провожает на участок к воспитателю.
Возвращаются дети с прогулки также подгруппами. Первыми заходят в помещение те, которые вышли на участок раньше. Вернувшихся детей встречает няня. Вышедшие на улицу позднее еще продолжают гулять в течение 12—18 мин с воспитателем.
В раздевальной комнате няня помогает детям развязать шарф, расстегнуть верхнюю пуговицу пальто. Раздевшись, дети спокойно идут в группу и играют.
В холодную погоду на прогулке у многих детей довольно быстро охлаждались открытые участки тела — лицо, руки, реже — ноги. Поэтому было решено во время прогулки отправлять детей, которые жалуются на холод, в помещение в отапливаемый тамбур входных дверей на обогрев). Дети греются у батареи не более 5—10 мин и возвращаются на участок. Воспитатель обязательно следит за тем, чтобы они не задерживались в помещении, не перегревались. Дети быстро привыкли к обогреву, старшие по поручению воспитателей водят греться детей младших и средних групп. Таким образом бодрое настроение у детей сохраняется в течение всей прогулки, длительность прогулки увеличивается.
Прежде чем выйти на улицу при низкой температуре, проверяем, у всех ли детей чистые носы. Обязательно следим за тем, чтобы дети были как следует одеты. Расстегнутая пуговица, небрежно завязанный шарф, шапка могут стать причиной .простуды. На протяжении всей прогулки воспитатель следит за тем, чтобы дети меньше кричали, не охлаждали связок. В сильные морозы особенно важно, чтобы дети как можно меньше разговаривали, а больше двигались. Но если ребенок замечает что-то интересное, неожиданное, его вопрос нельзя оставить без ответа, более того, надо привлекать и других детей. Например, Саша удивленно и громко воскликнул: «Смотрите, забор-то побелили!» Воспитатель спросил: «Чем покрыт забор?» Многие дети ответили: «Снегом». Воспитательница уточнила, что это иней. Подойдя ближе к забору, она предложила порисовать на заборе палочкой.
В морозную погоду с детьми проводятся подвижные игры с соревнованием: «Пробеги по ледяной дорожке», «Кто первый», «Кто скорее заберется на вершину горы», «Кто больше возьмет флажков» и т. д.
При хорошо продуманном содержании прогулки, непосредственном руководстве играми со стороны воспитателя, строгом контроле за чередованием деятельности .детей они свободно и с удовольствием играют утром 50—60 мин, несмотря на низкую (до — 35°С) температуру воздуха,
В очень холодную погоду, когда мороз достигает — 40 °С без ветра или при сильном ветре, прогулки бывают короткими (15—20 мин). Выносной материал в таких условиях брать не стоит. Дети вместе с воспитателем обегают участок, прыгают по снежным валам, скатываются на дощечках с горки и быстро возвращаются в помещение. Воспитатели стараются поддержать у детей в это время бодрое, жизнерадостное настроение. Прогулки проходят как своеобразные соревнования с погодой («Посмотрим, кто кого победит, мы мороз или он нас»,— шутит воспитатель, выходя с детьми на улицу). Практика показала, что даже такие короткие вылазки необходимы детям как хорошая зарядка, эмоциональная и физическая. Морозный воздух освежает их, а кратковременность гулянья при правильной организации его гарантирует от простуды.
Мягкие зимние дни очень редки на Севере, поэтому особенно важно в такие дни дать детям как можно больше впечатлений, сделать их пребывание на воздухе разнообразным и интересным.
Рассмотрим содержание нескольких прогулок в разных возрастных группах, в дни с относительно высокой температурой (-15°С).
На прогулке детям второй младшей группы предлагаем, например, наблюдать за летящими снежинками, которые падают и на пальто детей. «Как звездочки»,—говорит Оля. «Как пушок»,— замечают другие дети. Наблюдения всегда проходят успешно, если они связаны с активной деятельностью детей, с живым обменом впечатлениями, с уместно использованными воспитателем рассказами и стихотворениями. Затем воспитатель предлагает взять лопатки, санки и расчистить дорожки от снега. «О, как его много, нам и не убрать весь снег»,— говорит Сережа. Тогда воспитатель обращает» внимание на то, что снегу много также и на крышах домов, на заборе, веранде.
Дети с удовольствием работают вместе с воспитателем. Через некоторое время кое-кто из них оставляет уборку снега, переключается на игры. Одни катают кукол на санях с горки или по дорожке, другие берут формочки, набивают снегом, лепят звездочки и другие фигурки.
Группа детей играет в снежном домике, печет пирожки для кукол. Чтобы дети не мерзли и немного подвигались, воспитатель предлагает отнести на дощечке пирожки и другим детям, пригласить их к себе в гости в красивый домик.
На протяжении всей прогулки —1 ч 40 мин — воспитатель следит, чтобы дети достаточно двигались, но в то же время не перегревались: кому-то предлагает попрыгать, как зайчики, догнать товарища, другим же, наоборот, заняться спокойной деятельностью.
Особенно содержательны прогулки у детей старших и подготовительных групп. Дети этого возраста с удовольствием гуляют в любую погоду: катаются с горы, по ледяным дорожкам, ходят на лыжах, организуют разнообразные игры-соревнования. Большинство игр и развлечений организуются самими детьми. Задача воспитателя — поддержать интерес к играм, обогатить их содержание.
Снег и лед— хорошие материалы для творческих игр. Дети охотно играют со снегом: лепят из него, строят, расставляют на снежном поле разные фигуры, игрушки. Чтобы игры были интересными, разнообразными, нужно давать детям совочки, небольшие фанерные лопатки, наборы деревянных, пластмассовых, песочниц, фанерные силуэты зверей, колышки, цветные шнуры, флажки, ветки, игрушки, шишки. В более морозные дни хорошо выносить атрибуты, стимулирующие активность движений: санки, лыжи, вожжи-лошадки, кукольные санки, одетых кукол и т. д.
Чем разнообразнее используется снег в комбинации с другими материалами и игрушками, тем интенсивнее и содержательней игра, тем разносторонней наблюдения детей за свойствами этого природного материала.
Свойства снега меняются в зависимости от погоды. В сильный мороз снег хрупкий, колючий, сыпучий, не лепится, снежинки мелкие. Воспитатель обращает на это внимание детей. Использование в играх такого снега однообразно: его ссыпают, как песок, на носилки, носят на постройку. В. мягкую погоду воспитатель обращает внимание на изменение свойств снега: он стал податливым, легко лепится, носить его тяжело, снежинки летят хлопьями, рисунок каждой снежинки хорошо заметен. Такой снег — отличный материал для построек, зато на лыжах по такому снегу ходить трудно.
Дети привыкают сами, выходя на прогулку, определять качество снега, по-разному планируют свои игры на участке.
Интересно проходит строительство больших построек из снега: снеговика, пингвина. Например, в одну из прогулок мальчик из старшей группы принес из дома огромную морковку, несколько дней в группе хранили ее за окном, ждали, когда наступит теплый день и можно сделать снеговика. Чтобы постройка получилась прочной, договорились с детьми, что сделают ее ледяной. Сначала все вместе вылепили снеговика, приделали ему руки, затем вставили снеговику нос — морковку. На вопрос воспитателя: «Что нужно сделать с постройкой, чтоб ее не разрушили?»— многие дети отвечали: «Облить водой».
Воспитатель сказал, что можно сверху фигуру облепить снежным тестом, а затем залить водой, тогда постройка будет очень прочная. Многие дети заулыбались: «Тесто из муки бывает, а из снега его как сделаешь?». Тогда воспитатель принес холодной воды, налил в таз и предложил детям насыпать в нее рыхлый снег. Перемешанный лопаткой снег с водой стал похож на тесто. Дети лопатками облепили им снеговика, полили водой.
Говоря о содержании прогулок, нельзя не упомянуть о любимых зимних развлечениях детей —катании на санках, лыжах. Катание с горы на санках приучает к порядку, выдержке. Надо уметь подождать, когда на санки сядет товарищ, чтобы вместе с ним спуститься с горы, взойти на гору стороной, не мешая спускающимся с нее детям, входить на гору только с одного конца по ступенькам и т. д. Катание на санках способствует воспитанию смелости и ловкости, формированию разнообразных двигательных навыков (рис, 19).
В большие морозы катание организовать труднее, движения детей неловки из-за теплой одежды, у них мерзнут руки и управлять санками значительно сложнее. Поэтому в очень морозные дни детям предлагается кататься с ледяной горки на фанерных дощечках. Такой транспорт удобен для переноски, не требует навыков управления и в морозные дни вполне оправдывает себя.
Ходьба на лыжах увлекательна и полезна. Мы учим детей ходить на лыжах в сухую морозную погоду при температуре до —20 С. Занятия начинаем с простого переменного хода. Палки не даем до тех пор, пока дети не научатся свободно ходить на лыжах. В содержание прогулок включаем игры и забавы на лыжах: «Чем дальше, тем лучше» «Кто самый быстрый», «Воротики», «По следу», «Сможешь ли» «Догони», «Слалом» и др.
Условия зимней прогулки благоприятны для развития навыков метания: бросать снежки в цель (дерево —елку, сугроб снежный ком на заборе, катящиеся санки), вверх (выше санок забора веранды), через них и вдаль («Попробуй дальше, чем я», «Забрось на флажок»). При метании следует следить за тем чтобы дети чередовали броски правой и левой рукой;
На снежных валах, сугробах дети упражняются в лазанье прыжках, равновесии. В морозную погоду эти постройки используются для проведения своеобразной разминки, когда детям предлагается выполнить ряд заданий: пробежать по валам спрыгивать с них, подлезать в ворота, забраться на сугроб и спуститься с пего и т. д.
Любимым занятием детей является и скольжение на ногах по ледяным дорожкам, которое требует большой ловкости, умения держать равновесие, координировать движения. Чтобы научить Детей этому, воспитатель обращает внимание па правильную позицию ног при скольжении, положение корпуса.
Организация вечерних прогулок имеет свои трудности. В условиях снежной, ветреной зимы уберечь одежду детей (особенно рейтузы, обувь) от снега очень трудно. Поэтому одежда детей после дневной прогулки часто не успевает просохнуть. Иногда по этой причине вечерняя прогулка совсем не проводится.
Мы предложили родителям сшить детям шаровары из водоотталкивающей ткани, которые надевались бы поверх обуви и пальто. Снег к водоотталкивающей ткани почти не пристает, влага легко и быстро испаряется. Кроме того, водоотталкивающая ткань очень плотная, не пропускает ветра.
Содержание вечерней прогулки, так же как и дневной, зависит от погоды. Подвижные игры, спортивные упражнения, обыгрывание снежных построек — всем этим занимаются дети и вечером.
Так как прогулка проводится при искусственном освещении и видимость на участке значительно слабее, чем днем, мелкий выносной материал на улицу не берется. Во время вечерней прогулки воспитатели часто проводят с детьми подготовительных групп наблюдения за звездным небом, луной, северным сиянием. Эти наблюдения воспитатели связывают с рассказами в доступной детям форме об успехах советских ученых в деле освоения космоса. Рассказы воспитателей, наблюдения за ночным небом представляют для детей большой интерес, вызывают много оживленных рассуждений, разговоров.
Мы увеличили время пребывания детей на свежем воздухе и за счет того, что утром принимали их прямо на участке, если этому благоприятствует погода.
Это начинание в первое время и родители, и воспитатели не очень поддерживали. Многие были убеждены, что утром детям во избежание простуды не следует быть на свежем воздухе. Некоторые воспитатели всячески старались избежать утреннего приема на участке, ссылаясь на то, что дети мерзнут. Систематические наблюдения показали, что если деятельность детей организовать интересно, обеспечить их игровым» материалом, если воспитатель активно руководит детскими играми, то дети не переохлаждаются.
Большинство детей приходит в детский сад с 8 ч до 8 ч 30 мин. Если отдельные дети приходят раньше (например, в 7 ч 30 мин, к началу работы воспитателя группы) и на улице довольно холодно, воспитатель принимает их в группе, а к 8 ч выходит с ними на участок встречать остальных детей. До 8 ч 30 мин дети играют на участке. В случае относительно теплой погоды (до — 20 °С) рабочий день воспитателя начинается на участке и прием идет с 7 ч 30 мин до 8 ч 30 мин,
Родители очень скоро одобрили утренний прием на участке и старались в теплую погоду привести детей немного раньше, чтобы дать им возможность подышать свежим утренним- воздухом. Теперь мы постоянно проводим утренний прием на участке, если позволяют погодные условия.