Физкультура для всех: для детей и взрослых

Физкультура для всех:
для детей и взрослых


гимнастические упражнения, оздоровительная и лечебная физкультура
Физкультура для всех: для детей и взрослых

Организация и содержание прогулок зимой с детьми 4-7 лет

Рубрика: Упражнения и игры для детей

Для детей этого возраста, как и для младших, мы стараемся организовать максимальное количество прогулок.

С детьми 3—4 лет прогулки проводятся при температуре воз­духа не ниже — 30 °С и силе ветра не более 5 м/с. В тихую, без­ветренную погоду прогулки проводятся при температуре до —35°С. При силе ветра до 10 м/с дети этой возрастной группы гуляют при температуре воздуха не ниже —25«С.

Дети средних групп (пятый год жизни) гуляют при температуре до —35°С во время тихой, безветренной погоды, а при силе ветра до 10 м/с — при температуре —30°С.

Старшие, подготовительные группы гуляют при более низкой температуре воздуха (до —40°С) в том случае, если нет ветра. С усилением ветра до 10—12 м/с дети гуляют при температуре не ниже — 30 °С. Противопоказанным для проведения прогулок мы считали усиление ветра свыше 15 м/с при температуре —30 °С. С учетом этого число прогулочных дней в среднем в зимние ме­сяцы составляет около 15—20.

Однако не всегда длительность прогулки определяется тем­пературными условиями погоды. Во многом она зависит и от добросовестного отношения воспитателей к ее проведению. По­этому большое значение имеет методика организации и проведе­ния прогулок, а затем и их учет.

Одним из основных условий, как говорилось выше, является разнообразие деятельности детей на участке с тем, чтобы боль­ше стимулировать их движения, вызвать положительно-эмоцио­нальный настрой во время прогулки.

Оборудование участка в условиях заносов практически труд­но использовать. Поэтому в качестве основы для построек мы использовали снежные сугробы, которые собирает во время рас­чистки бульдозер. По нашей просьбе их стали делать небольши­ми и в разных местах участка, в основном, вдоль забора. Сугро­бы мы обработали и сделали из них прямоугольные валы-дорож­ки для ходьбы, бега, спрыгивания, упражнения в равновесии. В них же лопатой прокопали отверстия для подлезания.

В двух сугробах мы оборудовали неглубокий открытый лабиринт для разнообразных игр. В противоположных концах пло­щадки сделали горки: одну — для катания на санках, вторую — на дощечках.

Площадь у одного края мы оставили для сброса снега во время периодической очистки площадки бульдозером. Но детям очень нравилось забираться на этот сугроб; поэтому было реше­но назвать его горой, а чтобы удобнее было забираться на ее вершину, в сугробе делали небольшие выступы.

Определенное место на участке было отведено для катания на лыжах, середина его — под площадку для подвижных игр. Ближе к краю мы залили небольшой каток, рядом с ним сделали дорожки для скольжения на ногах с разбега и прокатывания льдинок.

Участок украсили разнообразными ледяными фигурами (пин­гвины, снежная баба и др.). Основой для них сделали столбы из-под грибков и волейбольной площадки, они придали фигу­рам прочность.

Таким образом, территория нашего детского сада преобразилась, и детям стало интересно бывать здесь.

Чтобы сделать прогулки еще интереснее, мы постарались из­готовить разнообразный материал для игр. Большие грузовые машины, кукольные сани, ящики для перевозки снега, лопатки, движки, трамбовки, большие фанерные фигуры зверей из лю­бимых сказок, флажки, печатки, формочки для игр со снегом, большие карандаши для’ рисования на снегу—таков примерно перечень выносного материала для прогулок, изготовленного для детей в каждой группе силами воспитателей и родителей.

Одеваем детей на прогулку подгруппами. Чтобы не было скученности в раздевальной комнате, часть детей одеваются на своих стульчиках в группе. Они приносят из своих шкафов и кладут на стул кофту, теплые рейтузы, чулки, шерстяные носки. Валенки, шубу и шапку надевают около своего шкафа в разде­вальной комнате в последнюю очередь. Как правило, те, ко­торые одеваются в помещении групповой комнаты, выходят на прогулку первыми. Вместе с ними выходят на участок и воспи­татели. Оставшиеся дети одеваются под контролем няни, она же их провожает на участок к воспитателю.

Возвращаются дети с прогулки также подгруппами. Первы­ми заходят в помещение те, которые вышли на участок раньше. Вернувшихся детей встречает няня. Вышедшие на улицу позднее еще продолжают гулять в течение 12—18 мин с воспитателем.

В раздевальной комнате няня помогает детям развязать шарф, расстегнуть верхнюю пуговицу пальто. Раздевшись, дети спокой­но идут в группу и играют.

В холодную погоду на прогулке у многих детей довольно быстро охлаждались открытые участки тела — лицо, руки, ре­же — ноги. Поэтому было решено во время прогулки отправлять детей, которые жалуются на холод, в помещение в отапливае­мый тамбур входных дверей на обогрев). Дети греются у бата­реи не более 5—10 мин и возвращаются на участок. Воспитатель обязательно следит за тем, чтобы они не задерживались в поме­щении, не перегревались. Дети быстро привыкли к обогреву, старшие по поручению воспитателей водят греться детей млад­ших и средних групп. Таким образом бодрое настроение у де­тей сохраняется в течение всей прогулки, длительность прогул­ки увеличивается.

Прежде чем выйти на улицу при низкой температуре, прове­ряем, у всех ли детей чистые носы. Обязательно следим за тем, чтобы дети были как следует одеты. Расстегнутая пуговица, неб­режно завязанный шарф, шапка могут стать причиной .простуды. На протяжении всей прогулки воспитатель следит за тем, чтобы дети меньше кричали, не охлаждали связок. В сильные морозы особенно важно, чтобы дети как можно меньше разговаривали, а больше двигались. Но если ребенок замечает что-то интерес­ное, неожиданное, его вопрос нельзя оставить без ответа, более того, надо привлекать и других детей. Например, Саша удивлен­но и громко воскликнул: «Смотрите, забор-то побелили!» Воспи­татель спросил: «Чем покрыт забор?» Многие дети ответили: «Снегом». Воспитательница уточнила, что это иней. Подойдя ближе к забору, она предложила порисовать на заборе палочкой.

В морозную погоду с детьми проводятся подвижные игры с соревнованием: «Пробеги по ледяной дорожке», «Кто первый», «Кто скорее заберется на вершину горы», «Кто больше возьмет флажков» и т. д.

При хорошо продуманном содержании прогулки, непосред­ственном руководстве играми со стороны воспитателя, строгом контроле за чередованием деятельности .детей они свободно и с удовольствием играют утром 50—60 мин, несмотря на низкую (до — 35°С) температуру воздуха,

В очень холодную погоду, когда мороз достигает — 40 °С без ветра или при сильном ветре, прогулки бывают короткими (15—20 мин). Выносной материал в таких условиях брать не стоит. Дети вместе с воспитателем обегают участок, прыгают по снежным валам, скатываются на дощечках с горки и быстро возвращаются в помещение. Воспитатели стараются поддержать у детей в это время бодрое, жизнерадостное настроение. Прогул­ки проходят как своеобразные соревнования с погодой («По­смотрим, кто кого победит, мы мороз или он нас»,— шутит воспи­татель, выходя с детьми на улицу). Практика показала, что да­же такие короткие вылазки необходимы детям как хорошая зарядка, эмоциональная и физическая. Морозный воздух осве­жает их, а кратковременность гулянья при правильной органи­зации его гарантирует от простуды.

Мягкие зимние дни очень редки на Севере, поэтому особенно важно в такие дни дать детям как можно больше впечатлений, сделать их пребывание на воздухе разнообразным и интересным.

Рассмотрим содержание нескольких прогулок в разных воз­растных группах, в дни с относительно высокой температурой (-15°С).

На прогулке детям второй младшей группы предлагаем, например, наблюдать за летящими снежинками, которые пада­ют и на пальто детей. «Как звездочки»,—говорит Оля. «Как пу­шок»,— замечают другие дети. Наблюдения всегда проходят успешно, если они связаны с активной деятельностью детей, с живым обменом впечатлениями, с уместно использованными воспитателем рассказами и стихотворениями. Затем воспитатель предлагает взять лопатки, санки и расчистить дорожки от снега. «О, как его много, нам и не убрать весь снег»,— говорит Сере­жа. Тогда воспитатель обращает» внимание на то, что снегу мно­го также и на крышах домов, на заборе, веранде.

Дети с удовольствием работают вместе с воспитателем. Через некоторое время кое-кто из них оставляет уборку снега, пере­ключается на игры. Одни катают кукол на санях с горки или по дорожке, другие берут формочки, набивают снегом, лепят звез­дочки и другие фигурки.

Группа детей играет в снежном домике, печет пирожки для кукол. Чтобы дети не мерзли и немного подвигались, воспитатель предлагает отнести на дощечке пирожки и другим детям, при­гласить их к себе в гости в красивый домик.

На протяжении всей прогулки —1 ч 40 мин — воспитатель следит, чтобы дети достаточно двигались, но в то же время не перегревались: кому-то предлагает попрыгать, как зайчики, догнать товарища, другим же, наоборот, заняться спокойной дея­тельностью.

Особенно содержательны прогулки у детей старших и подго­товительных групп. Дети этого возраста с удовольствием гуляют в любую погоду: катаются с горы, по ледяным дорожкам, ходят на лыжах, организуют разнообразные игры-соревнования. Боль­шинство игр и развлечений организуются самими детьми. Задача воспитателя — поддержать интерес к играм, обогатить их содер­жание.

Снег и лед— хорошие материалы для творческих игр. Дети охотно играют со снегом: лепят из него, строят, расставляют на снежном поле разные фигуры, игрушки. Чтобы игры были интересными, разнообразными, нужно давать детям со­вочки, небольшие фанерные лопатки, наборы деревянных, пласт­массовых, песочниц, фанерные силуэты зверей, колышки, цвет­ные шнуры, флажки, ветки, игрушки, шишки. В более морозные дни хорошо выносить атрибуты, стимулирующие активность дви­жений: санки, лыжи, вожжи-лошадки, кукольные санки, одетых кукол и т. д.

Чем разнообразнее используется снег в комбинации с други­ми материалами и игрушками, тем интенсивнее и содержатель­ней игра, тем разносторонней наблюдения детей за свойствами этого природного материала.

Свойства снега меняются в зависимости от погоды. В силь­ный мороз снег хрупкий, колючий, сыпучий, не лепится, снежин­ки мелкие. Воспитатель обращает на это внимание детей. Ис­пользование в играх такого снега однообразно: его ссыпают, как песок, на носилки, носят на постройку. В. мягкую погоду воспита­тель обращает внимание на изменение свойств снега: он стал податливым, легко лепится, носить его тяжело, снежинки летят хлопьями, рисунок каждой снежинки хорошо заметен. Такой снег — отличный материал для построек, зато на лыжах по та­кому снегу ходить трудно.

Дети привыкают сами, выходя на прогулку, определять ка­чество снега, по-разному планируют свои игры на участке.

Интересно проходит строительство больших построек из сне­га: снеговика, пингвина. Например, в одну из прогулок мальчик из старшей группы принес из дома огромную морковку, несколь­ко дней в группе хранили ее за окном, ждали, когда наступит теплый день и можно сделать снеговика. Чтобы постройка полу­чилась прочной, договорились с детьми, что сделают ее ледяной. Сначала все вместе вылепили снеговика, приделали ему руки, затем вставили снеговику нос — морковку. На вопрос воспита­теля: «Что нужно сделать с постройкой, чтоб ее не разруши­ли?»— многие дети отвечали: «Облить водой».

Воспитатель сказал, что можно сверху фигуру облепить снежным тестом, а затем залить водой, тогда постройка будет очень прочная. Многие дети заулыбались: «Тесто из муки бывает, а из снега его как сделаешь?». Тогда воспитатель принес холод­ной воды, налил в таз и предложил детям насыпать в нее рых­лый снег. Перемешанный лопаткой снег с водой стал похож на тесто. Дети лопатками облепили им снеговика, полили водой.

Говоря о содержании прогулок, нельзя не упомянуть о лю­бимых зимних развлечениях детей —катании на санках, лыжах. Катание с горы на санках приучает к порядку, выдержке. Надо уметь подождать, когда на санки сядет товарищ, чтобы вместе с ним спуститься с горы, взойти на гору стороной, не мешая спус­кающимся с нее детям, входить на гору только с одного конца по ступенькам и т. д. Катание на санках способствует воспита­нию смелости и ловкости, формированию разнообразных двига­тельных навыков (рис, 19).

В большие морозы катание организовать труднее, движения детей неловки из-за теплой одежды, у них мерзнут руки и управ­лять санками значительно сложнее. Поэтому в очень морозные дни детям предлагается кататься с ледяной горки на фанерных дощечках. Такой транспорт удобен для переноски, не требует навыков управления и в морозные дни вполне оправдывает себя.

Ходьба на лыжах увлекательна и полезна. Мы учим детей ходить на лыжах в сухую морозную погоду при температуре до —20 С. Занятия начинаем с простого переменного хода. Палки не даем до тех пор, пока дети не научатся свободно ходить на лыжах. В содержание прогулок включаем игры и забавы на лыжах: «Чем дальше, тем лучше» «Кто самый быстрый», «Воротики», «По следу», «Сможешь ли» «Догони», «Слалом» и др.

Условия зимней прогулки благоприятны для развития навы­ков метания: бросать снежки в цель (дерево —елку, сугроб снежный ком на заборе, катящиеся санки), вверх (выше санок забора веранды), через них и вдаль («Попробуй дальше, чем я», «Забрось на флажок»). При метании следует следить за тем чтобы дети чередовали броски правой и левой рукой;

На снежных валах, сугробах дети упражняются в лазанье прыжках, равновесии. В морозную погоду эти постройки исполь­зуются для проведения своеобразной разминки, когда детям предлагается выполнить ряд заданий: пробежать по валам спрыгивать с них, подлезать в ворота, забраться на сугроб и спу­ститься с пего и т. д.

Любимым занятием детей является и скольжение на ногах по ледяным дорожкам, которое требует большой ловкости, умения держать равновесие, координировать движения. Чтобы научить Детей этому, воспитатель обращает внимание па правильную по­зицию ног при скольжении, положение корпуса.

Организация вечерних прогулок имеет свои трудности. В ус­ловиях снежной, ветреной зимы уберечь одежду детей (особен­но рейтузы, обувь) от снега очень трудно. Поэтому одежда детей после дневной прогулки часто не успевает просохнуть. Иногда по этой причине вечерняя прогулка совсем не прово­дится.

Мы предложили родителям сшить детям шаровары из водоот­талкивающей ткани, которые надевались бы поверх обуви и пальто. Снег к водоотталкивающей ткани почти не пристает, вла­га легко и быстро испаряется. Кроме того, водоотталкивающая ткань очень плотная, не пропускает ветра.

Содержание вечерней прогулки, так же как и дневной, зави­сит от погоды. Подвижные игры, спортивные упражнения, обы­грывание снежных построек — всем этим занимаются дети и ве­чером.

Так как прогулка проводится при искусственном осве­щении и видимость на участке значительно слабее, чем днем, мелкий выносной материал на улицу не берется. Во время ве­черней прогулки воспитатели часто проводят с детьми подгото­вительных групп наблюдения за звездным небом, луной, север­ным сиянием. Эти наблюдения воспитатели связывают с расска­зами в доступной детям форме об успехах советских ученых в деле освоения космоса. Рассказы воспитателей, наблюдения за ночным небом представляют для детей большой интерес, вызы­вают много оживленных рассуждений, разговоров.

Мы увеличили время пребывания детей на свежем воздухе и за счет того, что утром принимали их прямо на участке, если этому благоприятствует погода.

Это начинание в первое время и родители, и воспитатели не очень поддерживали. Многие были убеждены, что утром детям во избежание простуды не следует быть на свежем воздухе. Не­которые воспитатели всячески старались избежать утреннего приема на участке, ссылаясь на то, что дети мерзнут. Система­тические наблюдения показали, что если деятельность детей ор­ганизовать интересно, обеспечить их игровым» материалом, если воспитатель активно руководит детскими играми, то дети не пе­реохлаждаются.

Большинство детей приходит в детский сад с 8 ч до 8 ч 30 мин. Если отдельные дети приходят раньше (например, в 7 ч 30 мин, к началу работы воспитателя группы) и на улице довольно хо­лодно, воспитатель принимает их в группе, а к 8 ч выходит с ни­ми на участок встречать остальных детей. До 8 ч 30 мин дети иг­рают на участке. В случае относительно теплой погоды (до — 20 °С) рабочий день воспитателя начинается на участке и прием идет с 7 ч 30 мин до 8 ч 30 мин,

Родители очень скоро одобрили утренний прием на участке и старались в теплую погоду привести детей немного раньше, чтобы дать им возможность подышать свежим утренним- возду­хом. Теперь мы постоянно проводим утренний прием на участке, если позволяют погодные условия.


Leave a Reply

You must be logged in to post a comment.