Физкультура для всех: для детей и взрослых

Физкультура для всех:
для детей и взрослых


гимнастические упражнения, оздоровительная и лечебная физкультура
Физкультура для всех: для детей и взрослых

Организация прогулок зимой с детьми третьего года жизни

Рубрика: Упражнения и игры для детей

При организации прогулок с детьми младшего возраста зи­мой в первую очередь необходимо решить, как их одевать. Слишком громоздкая одежда затрудняет движения, сковывает двигательную активность детей. Да и собирать их на прогулку сложно. Прежде всего с родителями надо провести разъяснительную работу на тему «Как правильно одеть ребенка». При безветренной погоде и ветре не более 2—3 м/с, при температуре до — 20 °С рекомендовать надевать на нижнее белье и платье одну шерстяную кофту или свитер и шерстяные рейтузы, теплую шапку без платка, пальто, шарфик, шерстяные рукавицы. Чтобы одежда ребенка во время прогулки меньше намокала, лучше все­го предложить родителям сшить шаровары-комбинезон из тон­кой плащевой или палаточной ткани, слабо пропускающей вла­гу. Он предупреждает попадание снега под пальто, защищает от ветра.

Шаровары-комбинезон из водоотталкивающей ткани заранее надевают на валенки, это убыстряет сборы и предупреждает по­падание снега в валенки. Чтобы во время прогулки не намокли варежки, следует надевать сверху рукавицы, сшитые из той же малопромокаемой ткани.

При температуре ниже —20° С и ветре 2—3 м/с дополнитель­но одевают еще одну шерстяную кофту, рейтузы, под шапку по­вязывают ситцевый платочек. Можно надеть и тонкую шерстя­ную шапочку, но в этом случае надо поднять воротник кофты и заправить его сзади под шапку, чтобы не продувало. Вместо одной пары надевают две пары варежек.

В очень ветреную, морозную погоду при температуре —25 °С и силе ветра свыше 7—8 м/с, а также при безветренной погоде и температуре до —35 °С надо смазывать лицо ребенка жиром и надевать поверх шапки и пальто шерстяной платок, которым опоясывают ребенка и прикрывают щеки. Этот дополнительный слой одежды защищает от ветра, позволяет сохранить под одеж­дой необходимую температуру. В результате дети не перегрева­ются, не охлаждаются, возвращаются с прогулки сухими. Орга­низация прогулки во вторую половину дня при этом уже не вы­зовет затруднений из-за не успевшей просохнуть одежды.

Чтобы ускорить сборы, к зимним шапкам вместо завязываю­щихся тесемок пришивается длинная резинка, которую ребенок натягивает сверху шапки.

Важно научить родителей правильно складывать в шкафчи­ке детскую одежду, чтобы персоналу не приходилось искать ту или иную вещь. Удобен для всех такой порядок хранения одеж­ды: на верхней полке кладется шерстяной платок, па него теп­лая шапка, а сверху — платочек или шерстяная шапочка. Рука­вички на резинке всегда должны быть продернуты через рукава и вешалку пальто. Шерстяные рейтузы вешаются рядом с паль­то (если их две пары, то по возможности они должны быть встав­лены друг в друга, чтобы не надевать их по отдельности). Вален­ки ставят внизу с уже надетым на них комбинезоном, сверху кладут шерстяные носки.

Чтобы дети не перегревались во время сборов, надо опреде­лить порядок надевания теплых вещей и строго его придержи­ваться. Вначале лучше надевать всем находящимся в раздевалке детям рейтузы и обувь, затем свитера и лишь в последнюю очередь шапки и пальто.

Одевать ребятишек на прогулку, а также раздевать их по возвращении с нее надо по подгруппам. Пока воспитатель про­водит занятие гимнастикой с одной из подгрупп, няня одевает другую, с которой занятие гимнастикой в этот день не прово­дится. Затем воспитатель выходит с детьми на прогулку, а няня заканчивает одевание второй подгруппы. В помощь при одева­нии в каждую группу нужно постоянно закрепить по одному сотруднику из числа административно-хозяйственного и меди­цинского персонала.

Организация сборов на прогулку подгруппами, строгая по­следовательность при одевании, рациональная одежда помогают избежать сутолки, спешки, позволяют воспитывать у детей са­мостоятельность при одевании, предупреждают переутомление и перегревание. Сборы на прогулку и возвращение с нее подгруп­пами высвобождают дополнительное время для игр, позволяют воспитателю больше уделять внимания индивидуальному об­щению с детьми в конце прогулки, когда гуляет не вся группа.

Четко продуманная методика сборов, а также участие в этом третьего лица значительно облегчают труд воспитателя и няни, что положительно влияет на их отношение к этому трудоемкому процессу.

Необходимо, разумеется, проводить и разъяснительную ра­боту с персоналом о значении прогулок для полноценного раз­вития и оздоровления ребенка.

Немаловажную роль в деле увеличения прогулочных дней и длительности таких прогулок при низких температурах играет тщательный контроль за их проведением, осуществляемый стар­шей медсестрой, врачом и методистом. Старшая медсестра ведет календарь погоды, в котором ежедневно проставляет температу­ру воздуха и силу ветра, а также дает примерные рекомендации: гулять или не гулять, сколько гулять и с какой возрастной группой (табл. 3). При этом учитываются установленные границы пре­дельно низкой температуры и максимальной силы ветра, при которых дети разного возраста могут выходить на прогулку (табл. 4). Если сила ветра выше допустимого, можно найти от­носительно безветренное место за домами и вывести детей.

Примерная длительность прогулки проставляется исходя’ из имеющегося опыта. Прежде чем определить время, старшая меди­цинская сестра должна обсудить этот вопрос с врачом и мето­дистом учреждения. Данная установка помогает воспитателю конкретизировать план проведения прогулки на текущий день. Воспитатель группы по принятой форме ведет учет частоты и длительности прогулок, намечает содержание их, характеризует самочувствие детей. Старшая медицинская сестра в свою очередь осуществляет ежедневный контроль во всех группах, отмечая в специальной тетради время выхода на прогулку и возвраще­ния (табл. 5).

Таблица 3

child_health_23

Большую роль в увеличении длительности прогулок играет оборудование участка. На участке должны быть обязательно невысокая горка для катания на санях, снежный вал для ходь­бы, кочки из снега. На склоне естественного холма можно вы­рубить в снегу несколько ступенек, сделать невысокие валики для перешагивания, лабиринты, по которым дети с удовольствием ходят, а при играх в прятки прячутся. Санки-самоделки долж­ны иметь веревочку с шариком на конце, чтобы она не выскаль­зывала из рук ребенка. Необходимо также иметь на участке всевозможные ящики для перевозки снега, лопаты, небольшие

Таблица 4

child_health_24

носилки, вожжи, мячи, шапочки, атрибуты для подвижных игр (несколько большие по размеру, чем обычно). Оборудованный таким образом участок позволяет воспитателю организовать ак­тивную двигательную деятельность детей, а следовательно, прод­лить прогулку.

Таблица 5

child_health_25

Надо стремиться воспитать у детей положительное отноше­ние к прогулке при низкой температуре и поддержать у них ра­достное, бодрое настроение, активность. В связи с этим создать у детей положительный настрой, убеждать их не бояться мо­роза; напомнить, что мороз не заберется под шубу к тому, кто умеет бегать, прыгать, кататься на санках с горки; вспомнить, как весело они играли в прошлый раз в прятки или паровоз; рас­сказать, во что и как дети будут играть сегодня.

Чтобы дети получили от прогулки удовольствие, проводятся особо любимые ими игры, такие, как «Догони меня», «Курочка-хохлатка», «Воробышки и автомобиль», «Поезд», «Птички в гнездышках», «Догони мяч». Эти игры с детьми третьего года жизни проходят всегда с большим эмоциональным подъемом.

Дети второго года жизни любят игры «Догонялки», «Мишка по лесу гулял», «Дети и србачка», «Идет коза» и др. Чтобы заинтересовать ребенка тем или иным видом движения, воспита­тель должен показывать личный пример: привлекая к своим дви­жениям внимание детей, ходить по снежным кочкам или по снеж­ному валу, подниматься и спускаться по ступенькам, весело при этом приговаривая: «топ-топ» или «прыг-скок» и т. п.

Особенно внимательными надо быть к робким, застенчивым детям, поддержать у них уверенность в своих силах, побудить освоить новое движение. Важно, если воспитатель помогает ре­бенку советом, когда иадо, приходит на помочь, поощряет его, радуется вместе с ним его удаче. Хорошее настроение во время прогулки способствует увеличению двигательной активности де­тей. Например, они сами играют в любимую подвижную игру «По ровненькой дорожке», произнося при этом особенно хорошо запомнившиеся им слова «По кочкам, по кочкам и в ямку бух,..», просят воспитателя поиграть с ними в эту игру или догонялки, игру с мячами; много и с удовольствием бегают по участку, ла­зают по лесенке-стремянке, ходят по снежным кочкам, валам.

Инициативу детей в играх воспитатели должны отмечать, по­ощрять, поддерживать. Детям очень нравится, например, когда воспитатель говорит: «Вова быстро бегает, дед-мороз побоялся, что Вова его догонит, и убежал, спрятался от него. Теперь Вове тепло. Вот какие у него красные щеки! От кого еще дед-мороз убежал? Кто ловко бегает?» и т. п.

В морозные дни при температуре ниже — 20 °С и силе ветра более 4—5 м/с для увеличения времени пребывания на свежем воздухе целесообразно приводить детей для обогрева на 5— 10 мин в помещение, где за ними присматривает кто-либо из ад­министративно-хозяйственного или медицинского персонала. По­гревшись, дети вновь выходят на прогулку.

Организация прогулок в период снеготаяния практически бы­вает невозможна. От растаявшего снега вся площадь около дет­ских яслей покрывается ледяной коркой, на которой стоит вода. В это время приходится организовывать игры в группе при от­крытых окнах, соответственно одевая детей. Но как только по­является возможность пройти хотя бы до тротуара, надо обяза­тельно выходить с детьми на улицу.


Leave a Reply

You must be logged in to post a comment.