Физкультура для всех: для детей и взрослых

Физкультура для всех:
для детей и взрослых


гимнастические упражнения, оздоровительная и лечебная физкультура
Физкультура для всех: для детей и взрослых

Основные методы исследования и оценка физического развития человека

Рубрика: Врачебный контроль

ОБЩИЕ ДАННЫЕ

Изучение физического развития человека имеет большое практическое значение, так как многие его показатели являются весьма важными критериями эффективности занятий физическими упражнениями. Особенно важна оценка физического развития детей и подростков — это позволяет объективно судить об их росте и развитии, особенностях телосложения, осанки, развитии мускулатуры, половом созревании и др., решать вопросы профессиональной и спортивной ориентации и физических нагрузок.

Под физическим развитием человека надо понимать тот комплекс морфологических и функциональных свойств организма, который определяет запас его физических сил и структурно-механические свойства — массу, плотность и форму тела, а у детей и подростков, кроме того, процессы их роста и формирования. Рост и развитие организма человека характеризуются скоростью этого процесса и его длительностью.

Известны 2 периода повышения скорости роста тела в длину. Первое увеличение скорости роста приходится на период с 4 до 7 лет, оно не особенно заметно, но помнить о нем надо. Второе — очень выражено у девочек с 10—11 до 13 лет, а у мальчиков — с 13 до 15 лет и носит название пубертатного скачка. В эти периоды усиленного роста имеющиеся нарушения аппарата движения могут, при неблагоприятных условиях, быстро прогрессировать, поэтому в это время контроль за физическим разитием детей должен быть особенно тщательным.

Основные методы исследования и оценка физического развития человека

Программа исследования физического развития включает: антропометрические и соматоскопические признаки (антропометрия -совокупность методов и приемов измерения человеческого тела, соматоскопия — совокупность методов описания особенностей строения тела человека).

Индивидуальная оценка физического развития должна основываться на числовых антропометрических данных, характеристике описательных признаков, учете конституции и медицинском освидетельствовании в целом. Только при таком всестороннем заключении о физическом развитии можно сделать достоверные выводы о допустимых физических нагрузках, степени пригодности данного индивидуума к военной службе или определенной профессии, а у детей и подростков — о степени соответствия своим стандартам физического развития.

Особенности телосложения человека определяются его конституцией (от лат. constitutio — устройство), но до настоящего времени еще нет общепринятой формулировки этого понятия, хотя известно более 50 ее классификаций. В медицинской практике принята классификация М. В. Черноруцкого (1938).

Различаемые по морфологическим признакам три типа — астенический, нормостени- ческий и гиперстенический — характеризуются не только внешними морфологическими признаками, но и функциональными свойствами. Коротко можно сказать: у гиперстеников относительно длинное туловище и короткие ноги, а у астеников относительно длинные ноги и короткое туловище. Нормостенический тип занимает среднее положение и характеризуется относительно пропорциональными размерами тела. Установлено огромное влияние внешних условий жизни людей на их физическое развитие. За последние 60-70 лет (до 80-х годов) произошло значительное увеличение длины, массы тела и других показателей физического развития у детей и подростков.

Современные подростки выше своих сверстников начала века на 10 см и более. Это явление получило название акцелерации (ускорения). Истинные причины акселерации еще неизвестны, но большинство ученых считают, что научно-технический прогресс вызвал значительные изменения в социальных и природных условиях жизни людей, нарушил устойчивый в течение тысячелетий ритм жизни, связанный с временем суток и сезонами. Человечество избавилось от тяжелого физического труда; механизация и автоматизация производства привели к узкой профессиональной специализации и слабой двигательной активности, труд стал более интенсивным и эмоционально напряженным. Благоприятными признаками акселерации являются более позднее наступление климакса, увеличение продолжительности жизни, более легкое течение некоторых инфекционных заболеваний (дифтерия, скарлатина), более совершенное интеллектуальное развитие, увеличение физической крепости и средних показателей двигательных умений у учащейся молодежи, рост спортивных рекордов.

Исследования физического развития проводят при дневном освещении, температуре воздуха 18-20° С, на полностью обнаженном человеке.


Leave a Reply

You must be logged in to post a comment.