Физкультура для всех: для детей и взрослых

Физкультура для всех:
для детей и взрослых


гимнастические упражнения, оздоровительная и лечебная физкультура
Физкультура для всех: для детей и взрослых

Основные принципы построения методики лечебной физкультуры

Рубрика: Основы лечебной физической культуры

Основные принципы методики лечебной физкультуры базируются на законах физиологии, на принципах педагогики и на практическом опыте.

Отечественная физиология определяет научное обоснование методики лечебной физкультуры. В основе построения методики лежат основные положения учения основоположников функционального направления в медицине И. М. Сеченова, И. П. Павлова, С. П. Боткина.

Учение И. П. Павлова и И. М. Сеченова, Д. И. Ивановского, Н. Ф. Гамалея, а в дальнейшем О. Б. Лепешинской о целостности организма пришло на смену вирховианству, с позиций которого организм рассматривался как сумма клеток, а болезнь — как заболевание клеток. Отечественная физиология рассматривает организм как единую и целостную систему взаимосвязанных и координированных органов. Не существует болезни отдельных органов, а существует болезнь организма, а в целом больной человек. При любых патологических процессах, развивающихся как будто в одном органе, всегда в той или иной степени страдают и все остальные органы.

Любое заболевание сердца, легких, почек, любое инфекционное или хирургическое заболевание, любая травма сказываются в различной степени на функциях всех систем и органов. Поэтому мы проводим не только специальную тренировку по восстановлению нарушенных функций больного или поврежденного сустава, органа, но одновременно тренируем и весь организм, чтобы мобилизовать все органы и системы па усиление регенеративных процессов, укрепление и оздоровление всего организма.

Закон о влиянии внешней среды на организм разработан И. П. Павловым и И. В. Мичуриным. Влияние внешней среды почти всегда является определяющим в развитии и течении целого ряда патологических процессов. Известно влияние времени года и социально-бытовых условий па течение туберкулезного процесса, появление суставных болей при понижении барометрического давления, влияние фактора охлаждения в возникновении многих болезненных состояний и т. д. Ряд синдромов обычно возникает по принципу условных рефлексов.

По И. П. Павлову, большие полушария являются органом, «…который специализирован на то, чтобы постоянно осуществлять все более и более совершенное уравновешивание организма с внешней средой, — орган для соответственного и непосредственного реагирования на различнейшие комбинации к колебания явлений внешнего мира, в известной степени специальный орган для беспрерывного дальнейшего развития животного организма»

Свою функцию кора больших полушарий осуществляет путем непрерывного преобразования динамического стереотипа условной и безусловной рефлекторной деятельности. Динамический стереотип, по И. П. Павлову,—это внешнее проявление равновесия, установившегося между организмом и средой, определенный порядок осуществления условных и безусловных рефлексов во времени и очередности.

Под влиянием исчезновения из внешней среды соответствующего раздражителя или появления в ней нового раздражителя динамический стереотип или корригируется, или исчезает, уступая место преобразованному или новому стереотипу деятельности, а это в свою очередь способствует преобразованию старых и появлению новых временных связей в коре мозга. В процессе преобразования старого или появления нового динамического стереотипа деятельность коры больших полушарий изменяется, развивается не только ее функция, но и ее сома, то есть она сама.

Физические упражнения являются одним из тех средств, с помощью которых можно поддерживать, преобразовывать старый и вырабатывать новый динамический стереотип, иначе говоря, влиять на функцию и сому коры больших полушарий, что не является безразличным для любого патологического состояния.

В своих работах И. П. Павлов отмечал, что под нервизмом он понимает физиологическое направление, стремящееся распространить влияние периной системы на возможно большую часть деятельности организма. Идея нервизма заключается в представлении о ведущей роли нервной системы во всех физиологических процессах, об участии нервной системы в развитии и исходе патологического состояния. При разработке методики лечебной физкультуры необходимо помнить, что деятельность всего организма находится под контролем коры головного мозга, что кора головного мозга активно участвует в осуществлении взаимосвязи всего организма и внутренних органов с внешней средой, и что функциональное состояние мозговой коры определяет выработку условных рефлексов как на раздражители, идущие из внешней среды, так и на раздражители, идущие из внутренних органов.

Если принять во внимание, что в начале своего развития большинство заболеваний протекает в виде так называемой функциональной патологии, т. е. неврозов органов, то лечебная физкультура при соответствующем воздействии на нервную систему может часто дать больший эффект, чем обычная лекарственная терапия.

До исследований И. П. Павлова и особенно К. М. Быкова считалось, что работа таких органов, как почки, селезенка, печень, эндокринные железы, подчиняется только влиянию вегетативной нервной системы и находится вне влияния коры мозга. Эта точка зрения оказалась ошибочной. Кора головного мозга влияет па деятельность всех внутренних органов, а через посредство внутренних рецепторов образуются условные рефлексы с внутренних органов на различные условные раздражители внешней среды, в том числе и на физические упражнения.

И. П. Павлов назвал мозг самым совершенным и сложным из созданий природы. Кровеносная система служит одним из источников питания и кровоснабжения мозга. Достаточное кровообращение в мозгу приобретает значение одного из важнейших жизненных процессов, протекающих в коре больших полушарий. Если почти все внутренние органы, в том числе и сердце, способны некоторое время «отдыхать», то нервные клетки мозга, даже во сне, в состоянии покоя, или, как говорил И. П. Павлов, торможения, сохраняют свою активность, продолжают работать, восстанавливая свою израсходованную за день энергию.

Нервные клетки поэтому требуют беспрерывного притока энергии, источником которой служит кислород. Следовательно, главный энергетический процесс, происходящий в мозгу, сводится к поступлению в мозговые клетки вместе с питательными веществами и кислорода. Недостаток кислорода немедленно сказывается на состоянии нервных клеток, на состоянии всего организма, что часто наблюдается при различных патологических состояниях. Какое значение имеет достаточное снабжение нервных клеток кислородом, видно из того, что нервные клетки могут поглощать кислород из крови даже тогда, когда кислорода в крови бывает недостаточно, например при недостаточности кислорода во вдыхаемом воздухе, при ранениях, кровопускании и пр. Такой возможностью не обладают никакие другие клетки в организме. А когда центральная нервная система работает неправильно в силу ее функциональных или органических повреждений, от этого страдают функции всех органов и защитных приспособлений.

Лечебная физкультура способствует обогащению кислородом мозговых клеток, а следовательно, и лучшей жизнедеятельности клеток и коры головного мозга. Положительное воздействие физических упражнений на кору головного мозга определяется правильным построением и самой методики врачебно-педагогического процесса .

Правильное же построение методики лечебной физкультуры, тренировочных занятий, определение нагрузки во время уроков и пр. возможно только при твердом знании законов высшей нервной деятельности. Такими законами являются: 1) закон временной связи, или образования условного рефлекса на основе безусловного; 2) закон торможения, или разрыва этой связи при «неподкреплении»; 3) иррадация, концентрация и индукция (положительная или отрицательная), что соответствует динамике возбуждения и торможения в коре мозга; 4) признание и учет огромного влияния тех сигналов, которые поступают в мозг от работающих мышц и внутренних органов; 5) учение о типах высшей нервной деятельности, или темпераменте больных; 6) теория срывов, или расстройств высшей нервной деятельности, как результат столкновения процессов возбуждения и торможения.

Все эти законы, которые имеют определяющее значение в научном обосновании теории физического воспитания у здоровых людей, остаются неизменными и для больного организма при создании методики лечебной физкультуры.

Согласно павловской физиологии, поток патологических импульсов, идущий от больного органа, отрицательно действует на кору головного мозга, на корковую клетку, которая «владеет высшей реактивностью, а следовательно, стремительной функциональной разрушаемостью, быстрой утомляемостью. Происходит срыв высшей нервной деятельности, который, в свою очередь, ведет к нарушению работы внутренних органов и к изменению состава крови.

К. М. Быков на научной сессии Академии наук СССР и Академии медицинских наук отметил зависимость заболевания внутренних органов от центральной нервной системы. Такое определение указывает нам пути воздействия на заболевшие органы.

Следовательно, при построении методики лечебной физкультуры в борьбе с разнообразными патологическими явлениями необходимо воздействовать на них через центральную нервную систему, влияя упражнениями на кору мозга, на подкорковые центры, вызывая таким путем чувство бодрости, отвлекая больного от тяжелых мыслей, влияя на устойчивость нервно-психического состояния.

Функция коры головного мозга неотделима от деятельности нижележащих отделов мозга. В подкорковых центрах И. П. Павлов видел источник силы и энергии для всей высшей нервной деятельности: «Главный импульс для деятельности коры идет из подкорки. Если исключить эти эмоции, то кора лишится главного источника силы». Физические упражнения способны рождать эмоции и влиять таким путем на деятельное состояние больших полушарий благодаря раздражениям, идущим из подкорковых центров.

Значение сигнальных систем. Вторая сигнальная система, по словам И. П. Павлова, является «самым постоянным и давним регулятором в жизненных отношениях человека».

Окружающая человека действительность сигнализируется не только внешними и внутренними раздражениями и следами их в коре больших полушарий, но и словом как специфическим раздражителем и его воздействиями. «…Слово для человека есть такой же реальный условный раздражитель, как и все остальные…»

Следовательно, если слово является раздражителем, способным вызывать соответствующие реакции в коре головного мозга, то значение этого раздражителя так же велико в работе с больным но лечебной физкультуре, как и в медицине. В процессе занятий неосторожное слово или выражение, сказанное методистом или врачом, может явиться источником так называемых патрогенных заболеваний. И в то же время слово может служить мощным психотерапевтическим средством, положительно влиять на больного, на процесс выздоровления, так как возбужденное словом эмоциональное состояние больного всегда связано с оживлением деятельности внутренних органов — сердца, легких, почек, желудочно-кишечного тракта и пр., с их стимуляцией к усиленной работе. Кора больших полушарий, как материальная база психики, при пробуждении эмоций, получая мощные импульсы со стороны нижележащих центров, может оказывать большое трофическое влияние и на железы внутренней секреции, на отдельные органы и мышцы.

В своей работе «Рефлексы головного мозга» И. М. Сеченов выдвинул положение о том, что психическая болезнь формируется и поддерживается теми раздражениями, которые органы чувств получают из внешней среды и из самого организма. И. М. Сеченов пришел к выводу, что все внешнее выражение мозговой психической деятельности обязательно проявляется в движениях тех или иных мышц и ведет к тем или иным результатам. В то же время работы И. П. Павлова и его учеников доказали, что различные факторы внешней среды могут быть, благодаря установившейся условно-рефлекторной связи, возбудителями чрезвычайно сложных взаимоотношений физиологических процессов в нервной системе и соответствующих реакций со стороны внутренних органов. Эти ответные реакции в значительной степени способны определять характер различных эмоций.

Кора головного мозга, как сложная синтезирующая система, способна образовывать подобные временные связи одновременно с множеством внешних раздражителей. А так как почти все раздражители, с которыми имеет дело человек в своей жизни, являются раздражителями комплексными, то это приводит к такому состоянию, когда то или иное функциональное состояние центральной нервной системы, определяющее характер эмоций, можно вызвать у больных не только при помощи подобранных и соответствующим образом скомбинированных упражнений, но и всем комплексом раздражителен, участвовавших при этом: команда методиста, его поведение и умение себя держать во время занятий, состояние помещения, в котором проводится лечебная физкультура, расположение площадки, время дня и т. д.

В отличие от первой сигнальной системы слово является сложным комплексным раздражителем и может стать возбудителем сложнейшей мозаики процессов в коре головного мозга. Поэтому команда методиста, его речь и беседы с больными, его постоянное общение с ними в условиях больницы, клиники, санатория, во время процедур, наконец, характер и звучание отдаваемых приказаний могут сделаться одним из основных факторов, вызывающих у больных соответствующие эмоциональные переживания.

Методика лечебной физкультуры при осуществлении лечебных и педагогических задач базируется на дидактических принципах педагогики.

Сознательное и осмысленное отношение больного к физическим упражнениям, назначаемым ему с лечебной целью, рождает и активное участие самого больного в лечебном процессе. В достижении положительного эффекта лечения большую роль играет руководитель лечебной физкультуры, сумевший воспитать у больного сознательное отношение к назначаемым ему видам и формам физических упражнений, вселить в него уверенность в необходимости использовать эти упражнения не только в период сеансов и уроков лечебной физкультуры, но и самостоятельно. Понимание конкретных задач и разрешение их, особенно в начале лечения больного средствами лечебной физкультуры, будет тогда успешным, когда руководитель сумеет сознательно оценить свои успехи и на основе их анализа добиваться новых, и когда, проанализировав неудачи, он научится избегать их в дальнейшем.

Высокая сознательность больных во время лечения дисциплинирует их, заставляет правильно учитывать свои силы и возможности, правильнее выполнять упражнения, быстрее исправлять ошибки.

Только при сознательном отношении больного к лечебному процессу возможно быстрое усвоение прививаемых ему навыков и умений, проникновение в сущность выполняемых упражнений, что способствует быстрейшему положительному лечебному эффекту.

Активность занимающихся неотделима от их сознательности. Сознательность лежит в основе активной деятельности больного. Только большим напряжением воли, настойчивостью и верой в свое излечение, только благодаря активности Герой Советского Союза летчик Алексей Маресьев, лишившийся во время Великой Отечественной войны обеих ног, добился с помощью лечебной физкультуры такого состояния, которое позволяло ему вновь летать на истребителе и совершать подвиги. Летопись Великой Отечественной войны полна примерами такой активности, которая помогала солдатам, тщательно выполняя упражнения лечебной физкультуры, восстанавливать функции травмированных органов в кратчайшие сроки и вновь возвращаться па фронт.

Руководитель лечебной физкультуры обязан пробудить эту активность, особенно в тех случаях, когда положение больного или ранение носит тяжелую форму и вселяет недоверие в благоприятный исход выздоровления, снижая защитные силы пострадавшего.

Методика физических упражнений, построение всего лечебного процесса должны способствовать функциональной перестройке больного организма, заставлять больного активно участвовать в процессе своего лечения, рождать в нем необходимую ему энергию, не позволять падать духом, если положительный результат лечения задерживается.

Наглядность в применении лечебной физкультуры осуществляется методом показа. При этом большое значение имеет метод словесный. Совместное применение обоих методов или применение того или другого метода определяется зависимостью характера заболевания. Показ является наглядным воспроизведением тех движений, которые больной должен выполнить, изучить и повторить определенное количество раз по требованию методиста. В тех случаях, когда больной не в состоянии выполнить движение, например при иммобилизации конечностей и пр., по словесной команде больной воссоздает в своем мозгу кинэстетические двигательные образы для определенных мышечных групп и пытается воспроизвести их больными конечностями. В этих случаях движение сочетается с мысленными представлениями и частично выполняется травмированными органами.

Систематичность в применении средств лечебной физкультуры имеет большое значение. Лечебной физкультурой занимаются самые разнообразные больные различного возраста, с заболеваниями различной интенсивности, часто никогда не занимавшиеся физической культурой.

Положительный эффект от применения средств лечебной физкультуры может быть только при систематическом, постепенном и регулярном выполнении лечебных упражнений в соответствии с клиническим состоянием больного.

Нельзя требовать от больного выполнения сложных движений, пока он не овладеет техникой выполнения более простых движений. Простое по форме движение, легко выполняемое, например терапевтическим больным, является сложным для больного послеоперационного или травмированного. Для каждого больного, в первую очередь в зависимости от его клинического состояния и других особенностей данного заболевания, возможно отобрать различные группы упражнений, которые по технике их выполнения будут расцениваться одни как простые, а другие как сложные.

Переход от выполнения простых упражнений к более сложным должен происходить при строгом учете реакции организма на новые упражнения. Вопрос о дозировке упражнений и качественной нагрузке также должен сочетаться с общим состоянием больного и его возможностями.

Следовательно, назначаемые упражнения лечебной физкультуры требуют определенной системы и порядка правильного их планирования, умелого и последовательного нарастания трудности и сложности упражнений, а в дальнейшем и чередования трудных и сложных упражнений с более простыми и легкими.

Доступность выполнения назначаемых упражнений лечебной физкультуры характеризуется стремлением сделать упражнения, назначаемые больным, легко выполнимыми самыми тяжелыми больными, а по влиянию на организм — максимально эффективными. Принцип доступности средств лечебной физкультуры является выражением общего направления здравоохранения в пашей стране — охватить врачебно-гигиеническими мероприятиями как можно большие массы трудящихся и в минимальные сроки вернуть больным утраченную патологическими состояниями трудоспособность, а в военное время — способность к обороне страны.

При назначении лечебной физкультуры необходимо строго учитывать особенности возраста, пола, клинические симптомы заболевания, общую физическую подготовленность и предыдущую тренировку. Отсюда и требование индивидуального подхода к каждому больному, постепенное повышение трудности назначаемых упражнений в пределах доступности выполнения их данными больными, обучение упражнениям от простого к сложному, от известного, уже разученного движения к неизвестному, вновь включаемому в лечебную физкультуру. В противном случае не исключается отрицательное влияние назначаемых упражнений на больной организм.

Прочность усвоения упражнений является в лечебной физкультуре одним из ведущих принципов. Задача лечебной физкультуры не только в том, чтобы добиться при помощи движений определенного терапевтического эффекта, но также в закреплении этого эффекта по выходе больного из лечебного учреждения. Соответственно следует отбирать упражнения, создавать из них комплексы, а также строить методику выполнения. В противном случае успех назначения лечебной физкультуры будет неполным и часто кратковременным. Только тогда можно говорить об успешном окончании курса лечения при помощи методов лечебной физкультуры, когда больной, уходя из санатория, института или клиники, уносит с собой настойчивое желание, ставшее потребностью, продолжить выполнение физических упражнений вне лечебной обстановки и этим надолго закрепить достигнутый при лечении успех.

Для осуществления этой цели больному очень важно прочно усвоить те средства и приемы лечебной физкультуры, которые оказали свое положительное действие при ликвидации его основного заболевания и вселили в него уверенность в этом. Такому убеждению должна содействовать разъяснительная работа руководителей лечебной физкультуры, их убедительный анализ положительного влияния назначаемых больному упражнений и рекомендация комплексов движений для самостоятельного выполнения больным вне лечебной обстановки.

В процессе работы по лечебной физкультуре в лечебном учреждении прочность усвоения демонстрируемых упражнений в значительной степени зависит от методики обучения. Методист должен правильно распределять упражнения, постепенно изучать их с больным, устанавливать перерывы между занятиями для суммирования влияния упражнений на болезненный процесс, повторять пройденные приемы и, наконец, приступать к изучению нового упражнения только тогда, когда предшествующее упражнение хорошо усвоено больными.


Leave a Reply

You must be logged in to post a comment.