Физкультура для всех: для детей и взрослых

Физкультура для всех:
для детей и взрослых


гимнастические упражнения, оздоровительная и лечебная физкультура
Физкультура для всех: для детей и взрослых

Особенности физкультуры для детей, женщин и лиц пожилого возраста

Рубрика: Всем

Приобщение детей к физкультуре важно не только с точки зрения укрепления их здоровья, но и для выработки привыч­ки к физкультуре. Все знают, как тяжело ребенку подниматься с теплой постели на зарядку. Но проходит неделя — другая, и он уже бодро вскакивает при первых звуках спортивного марша. Вырабатывается условный динамический стереотип действий, который вносит определенный ритм и не требует дополнительных волевых усилий.

Часто родители спрашивают: в каком возрасте ребенку можно начинать занятия физкультурой. Ученые рекомендуют начинать проводить гимнастику с ребенком под наблюдением врача уже в возрасте 2—3 мес, конечно, если он вполне здоров.

Здоровый ребенок к 7—8 мес умеет вставать на четверень­ки и ползать, самостоятельно садиться и вставать на ноги, а к 9 мес — переступать ногами. Годовалый малыш начинает самостоятельно ходить и в возрасте от 1 до 3 лет постепенно овладевает основными естественными движениями человека (ходьба, лазание, бросание и др.). В связи с морфофункцио­нальными особенностями организма ребенка гимнастика для детей раннего возраста характеризуется разнообразием дви­жений с использованием динамических упражнений. Харак­терное для этих упражнений чередование напряжения мышц и их расслабления благоприятствует току крови, поэтому они менее утомительны, чем статические положения.

В детской поликлинике в «кабинете здорового ребенка» родители всегда могут получить советы по закаливанию и научиться проводить гимнастику со своим ребенком. Меди­цинский работник должен подобрать упражнения и обучить родителей их несложной технике.

Особую радость малышам доставляют упражнения, об­леченные в форму игры. Родителям вполне доступно дома, во дворе проводить подобные игры, во время которых дети приобретают жизненно важные навыки, развиваются фи­зически.

Физическая культура не менее важна и для детей дошколь­ного и школьного возраста. В этой возрастной группе особое внимание следует обратить на ослабленных детей. Специа­листы-медики единодушно считают, что физкультура для них особенно полезна Родители часто добиваются освобожде­ния таких «легко простуживающихся», часто болеющих детей от школьных уроков физкультуры, оберегают их от домашней работы и даже от утренней зарядки. Такая опека может на­нести существенный вред здоровью ребенка.

Проводя утреннюю гигиеническую гимнастику с детьми во избежание на первых порах ошибок, взрослые должны сами выучить упражнения, входящие в комплекс, и показать их ребенку. При совместном выполнении упражнений легче исправлять ошибки, следить за правильностью, старатель­ностью действий ребенка. Особенно внимательно нужно сле­дить за позой: голова должна быть слегка приподнята, пле­чи немного отведены назад, грудь выгнута вперед, живот подтянут.

Всемирная организация здравоохранения определяет здо­ровье как «физическое, духовное и социальное благополучие, а не только отсутствие заболевания или дряхлости».

Гипокинезия опасна в любом возрасте. Оказалось, что мозг и мышцы стареют тем меньше, чем активнее и регулярнее мы их используем. Физические упражнения ведут к продле­нию активной жизни, благотворно влияют на деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, улучшают обмен веществ, обеспечивают хороший психический настрой, умень­шают риск возникновения сердечно-сосудистых заболеваний, сокращают дегенеративные изменения в организме, приво­дящие к таким болезням людей среднего и пожилого возраста, как ревматизм, артрит, ишиас и др., тренируют эластичность мышц, связок и сухожилий, подвижность суставов, осанку.

Слабая физическая подготовленность людей среднего и пожилого возраста часто объясняется недооценкой физичес­ких возможностей организма, его работоспособности и пре­увеличением пользы нерегулярных физических упражнений. Конечно, работа в воскресный день на дачном участке при­носит определенную пользу, но в силу нерегулярности повысить уровень физической подготовленности человека такие разовые нагрузки не могут.

Частой причиной ухудшения здоровья и физической под­готовленности в этом возрасте является уменьшение возмож­ностей для приложения физических усилий в повседневной жизни.

Ученые рекомендуют полнее извлекать пользу из физи­ческой активности в повседневной деятельности. Они сове­туют пожилым людям постараться выработать хорошую осан­ку и манеру держаться, при ходьбе пружинить ноги, сосредо­точивать внимание на глубоком дыхании, не забывать о впе­чатлении, производимом на окружающих.

Безусловно, не все физические упражнения одинаково доступны и полезны пожилым людям. Чем старше человек, тем меньше подходят ему упражнения, требующие сильного физического напряжения, большой ловкости и быстроты. Пожилым людям можно рекомендовать прогулки пешком, оздоровительный бег, лыжные переходы и катание на конь­ках зимой, игры с мячом, городки, плавание и езду на велоси­педе летом. Необходима ежедневная гигиеническая гимнас­тика. При подборе упражнений следует учитывать, что для пожилых людей наиболее полезны те, которые укрепляют преимущественно мышцы туловища и сохраняют гибкость и подвижность позвоночника.

Болгарские ученые установили, что современный образ жизни, при котором значительную часть времени человек про­водит сидя, приводит к тому, что недостаточно загруженные мышцы и мышечные группы укорачиваются. Поэтому рас­слабляющие и растягивающие упражнения должны обяза­тельно включаться в комплексы для лиц среднего и пожилого возраста.

Показателем пользы упражнений для человека является отличное его самочувствие — радостное ощущение здоровья, бодрости, прилив энергии. Нагрузки высокой интенсивности при систематических занятиях пожилых людей физкультурой должны быть исключены.

В недельном цикле следует проводить от 2 до 5 занятий про­должительностью не менее 25—30 мин при постепенном уве­личении времени занятий до 60—90 мин. Однако ни в коей мере нельзя переходить границу усталости. Следует учитывать двигательную активность каждого человека в быту и на рабо­те, его способность переносить физические нагрузки.

В Советском Союзе система физического воспитания вклю­чает разнообразные виды физических упражнений, представ­ленных в 46 видах спорта В силу анатомо-физиологических особенностей женского организма не все из них подходят жен­щинам. Такие виды спорта, как борьба, бокс и др., противо­речат их природе, не соответствуют силам, могут оказать вредное влияние на женский организм.

Нельзя забывать, что наряду с развитием выносливости, ловкости, подвижности, женщины должны стремиться к со­хранению женственности, изящества, чувства красоты. За­дача гармонического развития и оздоровления женщин пре­восходно решается при занятиях гимнастикой. Гимнастические упражнения, особенно из арсенала художественной гимнасти­ки, развивают гибкость, плавность, свободу и изящество дви­жений, способствуют эстетическому и художественному вос­питанию. Гимнастикой можно заниматься в любое время года как дома, так и на открытом воздухе.

Полезны, увлекательны и интересны для женщин зимние виды спорта: ходьба на лыжах, катание на коньках, фигурное катание. Рекомендуются также туризм, спортивные игры, плавание.

Женщины вполне могут внести элементы физических упражнений и в повседневную домашнюю работу, при этом нужно следить за осанкой, держать спину прямо, хозяйствен­ные движения выполнять с большой амплитудой, следить за дыханием.


Leave a Reply

You must be logged in to post a comment.