Физкультура для всех: для детей и взрослых

Физкультура для всех:
для детей и взрослых


гимнастические упражнения, оздоровительная и лечебная физкультура
Физкультура для всех: для детей и взрослых

О научно обоснованных методах закаливания

Рубрика: Родителям и детям

Повышение устойчивости человека к различным неблаго­приятным факторам окружающей среды — основная задача современной медицины. В этом именно и заключается её про­филактическая направленность, столь характерная особен­ность советского здравоохранения.

Научная профилактика в педиатрии своими корнями ухо­дит в далекую историю народной медицины. В России с древ­них времен детей приучали к холоду, к физическому труду. Народная мудрость усматривала в этом главный, а может быть и единственный по тем временам, источник здоровья. Русские врачи XVIII века Н. М. Амбодик, С. Г. Зыбелин, А. И. Полунин уже тогда отмечали необходимость использо­вания природных факторов для укрепления здоровья детского организма.

Выдающиеся детские врачи Н. Ф. Филатов, А. А. Кисель, Н. П. Гундобин, Г. Н. Сперанский видели в закаливании дет­ского организма неисчерпаемый источник здоровья детей. Ещё в 1910 г. Г. Н. Сперанский публикует первую в России книгу о закаливании детей. В наши дни, наряду со специфической про­филактикой — различными противоэпидемическими меропри­ятиями, предупреждающими возникновение инфекционных заболеваний, не меньшее значение имеет неспецифическая профилактика, которая способствует увеличению сопротивля­емости организма ребенка к средовым факторам. Высокий уровень неспецифической профилактики немыслим без правильного режима дня, рационального вскармливания ребенка, выполнения требований санитарно-гигиенического режима, правильной воспитательной работы.

Научная разработка проблемы закаливания стала возмож­ной лишь благодаря физиологическим исследованиям. У исто­ков этого направления стоял крупный отечественный физио­лог И. Р. Тарханов. Существенный вклад в проблему адап­тации человека внесли французский физиолог Клод Бернар, канадский исследователь Г. Селье и видный советский физио­лог академик П. К. Анохин. К. Бернаром разработаны общие представления о гомеостазе организма. Г. Селье показал зна­чение гормонов гипофиза и коры надпочечников в адаптации организма к чрезвычайным воздействиям внешней среды. П. К. Анохин раскрыл механизмы саморегуляции функцио­нальной системы, обеспечивающей поддержание оптималь­ного для организма уровня температуры тела.

Клинические исследования по проблеме закаливания в на­шей стране проводились Е. Г. Леви-Гориневской, Г. Н. Спе­ранским, Е. Д. Заблудовской, И. К. Талановой, 3. С. Уваровой, Р. Г. Сорочек, В. П. Спириной, Г. П. Юрко и др. Крупнейшие педиатры нашей страны М. Я. Студеникин, Г. Н. Сердюковская, Н. С. Кисляк, В. А. Таболин, Е. Ч. Новикова, Ю. Е. Вельтищев являются активными сторонниками закаливания детей.

Настоящая книга ставит своей целью помочь детским вра­чам в проведении закаливающих мероприятий для детей ран­него и дошкольного возраста. В книге в сжатом виде представ­лены физиологические механизмы закаливания детей. Основ­ная часть книги посвящена практическим рекомендациям в проведении закаливания. Наряду со сложившимися формами закаливания, разработанными Г. Н. Сперанским, Е. Д. Заб­лудовской, 3. С. Уваровой, В. П. Спириной, Р. Г. Сорочек, Г. Г1. Юрко, в нее вошли и новые методы, ранее не освещав­шиеся и медицинской литературе.

Чл.-кор. АМН СССР проф. К. В. Судаков

Необходимость второго издания продиктована тем, что первое разошлось достаточно быстро, а потребность в подоб­ной литературе остается большой. В представляемой книге переработаны и дополнены едва ли не все разделы с учетом современных научных изысканий. В последние годы медицина обогатилась новыми представлениями о системных механиз­мах адаптации развивающегося организма к неблагоприят­ным условиям среды; разработаны и продолжают разрабаты­ваться новые методы повышения уровня здоровья детей раз­личного возраста.

Закаливание организма — это формирование и совершен­ствование функциональных систем, направленных на повыше­ние резистентности организма, что в конечном итоге приводит к снижению «простудных» заболеваний. Причем закаливание детей дает двойной положительный результат — снижение их заболеваемости и повышение полезной занятости родите­лей на производстве, что имеет не только социальное, но и су­щественное экономическое значение. Особенно актуальной остается проблема повышения уровня здоровья детей, прожи­вающих на Севере и приравненных к нему местностей. В новом издании книги рассматриваются эффективные методы повы­шения резистентности организма детей, проживающих в раз­личных регионах нашей страны.

Можно без преувеличения сказать, что научно обоснован­ные методы закаливания являются неисчерпаемыми источни­ками приумножения здоровья детей различного возраста.

Академик АМН СССР К. В. Судаков

 


Leave a Reply

You must be logged in to post a comment.