О пользе бега
Рубрика: Занятия бегомЧто и говорить, достижения научно-технического прогресса значительно облегчили нам жизнь: на заводе или фабрике многие самые сложные операции выполняют машины, да и дома мы не обходимся без техники: лифт, пылесос, полотер и многое-многое другое. Да, облегчив нам жизнь, они ее и… усложнили. Мы почти перестали двигаться, и каждый школьник знает, что такое гиподинамия, даже песни о ней поют.
Ученые провели специальные исследования и установили, что физическая активность учеников первого и второго класса падает по сравнению с дошкольниками наполовину, а старшеклассники 75 процентов всего времени бодрствования не двигаются. Особенно малоподвижны школьники пятых и шестых классов, ибо учебные нагрузки у них очень велики.
А ведь движение — не только жизненная необходимость, это сама жизнь. Без движения нет нормального обмена веществ, нормального роста и развития, условии для совершенствования важнейших функций организма.
Гиподинамия не так уж безвредна, как считают многие. Давай прикинем, чем она грозит тебе и твоим сверстникам.
Во-первых, очень часто становится причиной отставания в физическом развитии.
Во-вторых, создает условия для возникновения различных болезней и прежде всего сердечно-сосудистых (установлено, что число таких заболеваний у школьников постоянно увеличивается).
В-третьих, ведет к снижению работоспособности, а значит, и успеваемости.
Еще гиподинамия помогает накоплению лишних килограммов (а чрезмерная полнота делает человека неуклюжим, неповоротливым), мешает овладеть жизненно необходимыми двигательными навыками и умениями, создает трудности юношам при прохождении военной службы. Словом, бед, которые несет малоподвижный образ жизни, достаточно много. Избежать их помогает физическая культура, и прежде всего — оздоровительный бег.
Если правильно организовать занятия бегом и следить за своим самочувствием, то уже через несколько месяцев будут заметны результаты.
У ребят, регулярно проводящих тренировки, постепенно происходят благоприятные изменения в сердечно-сосудистой и дыхательной системах: возрастают их резервные возможности. Например, несколько увеличиваются масса и размер сердца, а значит, оно может перекачивать больше крови. Во время интенсивной мышечной деятельности (когда ты выполняешь физическую работу или бегаешь) требуется усиление кровоснабжения. Вот тут-то и проявляются резервные возможности: через сердце проходит больше крови, значит, и кислорода, который она переносит, будет доставлено к работающим мышцам больше.
У бегунов возрастает сила мышц двигательного аппарата, утолщаются мышечные волокна. То же происходит и с сердечной мышцей. Сила ее сокращений увеличивается, и в кровеносные сосуды поступает больше крови, поэтому в покое сердце сокращается реже, а время между сокращениями удлиняется. Таким образом сердце работает экономя ч нее.
Во время бега образование энергии, необходимой для выполнения нагрузки, идет аэробным способом — с участием кислорода (существует еще и анаэробный путь — без использования кислорода из вдыхаемого воздуха). Увеличивается (по сравнению с покоем) объем вдыхаемого воздуха и, следовательно, возрастает количество кислорода, поступающего в легкие. Кровь, протекая быстрее и в большем объеме через легкие, насыщается кислородом и разносит его ко всем органам и тканям организма. Причем разносит очень разумно: больше — к работающим мышцам и меньше — к ненагруженным. Такое рациональное распределение крови обеспечивают регулирующие механизмы нервной системы.
Бег относится к циклическим видам упражнений, куда входят и плавание, и ходьба на лыжах, и езда на велосипеде. Именно циклические упражнения лучше других средств физкультуры (гимнастика, атлетическая гимнастика) развивают такое ценное качество, как выносливость. Выносливость — это способность совершать продолжительную физическую работу и при этом как можно меньше уставать. Она необходима тебе и когда ты помогаешь родителям по дому, и когда шагаешь много километров с рюкзаком за плечами в туристском походе, и когда бегаешь по дорожкам стадиона.
Многочисленные исследования, проведенные в последние годы учеными, врачами, физиологами разных стран показали, что бег, особенно на свежем воздухе, — не только эффективное средство повышения общей физической подготовленности, он укрепляет здоровье.
Систематические занятия бегом улучшают работу легких, сердца, головного мозга и мышц, помогают более быстрому восстановлению организма после умственных нагрузок в школе. Занятия на свежем воздухе улучшают самочувствие, закаливают организм, формируют правильную осанку, вырабатывают силу воли, целеустремленность и другие качества, необходимые в повседневной жизни.
Физкультура не только не откроет двери твоего дома различным болезням, она выйдет победителем в борьбе с недугом!
Кому из вас не знакомо ОРЗ — острое респираторное заболевание, поражающее дыхательные пути. Насморк, кашель — вроде бы пустяки, а сколько неприятностей порой доставляют. А таблетки глотать — горько и невкусно. Твоим врачевателем может стать самая обыкновенная физкультура.
Было проведено интересное исследование. Ослабленные школьники 7—9 и 10—11 лет, часто страдающие заболеваниями верхних дыхательных путей, целый год тренировались в беге под руководством опытного педагога. Занимались на открытом воздухе при любой погоде — в дождь и снег, холод и жару. Первые два месяца основными средствами были легкий бег со средней скоростью 2,4 метра в секунду, чередующийся с ходьбой, и игры — футбол и регби по упрощенным правилам. В начале занятий дистанция 300—500 метров преодолевалась с большим трудом. Постепенно нагрузка возрастала — увеличивалась продолжительность медленного бега. Организм приспосабливался к нагрузкам, и вскоре дети уже могли свободно пробегать 2—3 километра, не испытывая при этом неприятных ощущений. А главное — они перестали болеть, пропускать занятия в школе, окрепли, закалились.
Особенно важны занятия бегом в школьные годы — чем моложе организм, тем он пластичнее, легче поддается влиянию внешней среды, в частности, тренировке.