Физкультура для всех: для детей и взрослых

Физкультура для всех:
для детей и взрослых


гимнастические упражнения, оздоровительная и лечебная физкультура
Физкультура для всех: для детей и взрослых

Пешком, на лыжах, на коньках

Рубрика: Родителям и детям

Иногда родители недостаточно заботятся о том, чтобы дети больше гуляли на воздухе, участвовали в загородных прогулках и экскурсиях, ходили на лыжах, катались на коньках. Все эти виды деятельности хорошо влияют не только на физическое, но и умственное развитие ребенка. Поэтому в физическом воспитании, осуществляемом в семье, им должно быть отведено почетное место.

В ЛЕС, В ПОЛЕ!

Девочке было три года. Когда мать перелистывала вместе с ней детские книжки и в сотый раз перечитывала текст под рисунками, девочка спрашивала:

—        А коровка умеет смеяться? Она разговаривает?

И хотя мать объясняла дочери, что животные не способны пользоваться речью, — в представлении ребенка коровка, зайчик, лягушка обладали человеческими качествами: они действовали и говорили, как люди. Кошка, собака, лошадь, которых девочка видела не только на картинках, потеряли для нее признаки каких-то особенных существ. Но тем больше хотелось ей познакомиться с таинственными, умеющими говорить по-человечески, овечками, коровками.

И вот она с мамой в деревне. Затаив дыхание, девочка смотрит через решетчатый забор палисадника на возвращающееся с пастбища стадо. Как будто угадав желание ребенка, через калитку вошел теленок. Наконец-то перед девочкой стоит долгожданный гость из неведомого мира! Она смущена и немного испугана, но все же вежливо кланяется гостю и говорит:

—        Теленок, вам чего?

На крыльце раздается громкий смех, теленок, так же внезапно, как появился, поворачивается и убегает, а мать, сидевшая с бабушкой и знакомыми, объясняет огорченной девочке:

— Теленок не может говорить. Я же не раз объясняла тебе, что животные говорят только в книжках.

Приведенный случай — не выдумка. Многие из малышей, живущих в больших городах, наслушавшись детских книжек, «очеловечивают» незнакомых животных. И это не плохо, это рождает любовь и сострадание к животным, которые, хотя и не говорят, но, как убеждаются дети, чувствуют боль и радость и, по мнению многих ребят, умеют смеяться.

Плохо другое. Плохо, если ребенок в пять-шесть и даже в восемь-десять лет знаком с животными и природой только по книжкам и рассказам взрослых. Плохо, если семилетний мальчик или девочка не могут отличить березу от ольхи, рожь от пшеницы, муравья от паука. Плохо, когда многие городские ребята вырастают, ни разу не видя, как поднимается утреннее солнце из-за леса, не ощущая, как холодит босые ноги утренняя роса!

Дети должны не только по книгам и рассказам, но и на личном опыте знакомиться с природой, миром животных, птиц, насекомых. От живого общения с природой в уме ребенка на всю жизнь закрепляются ясные, полнокровные представления о деревьях, травах, кустарниках, цветах, пчелах, муравьях, сороках. Он будет знать, как зеленеет, растет, цветет и зреет рожь; как пахнет растертая между пальцами хвоя можжевельника; как пыхтит еж, свертываясь в колючий клубок. Эти знания ребенок не почерпнет из книжки. Там он, выражаясь образно, найдет лишь засушенные листики этих знаний, потерявшие цвет и запах, далекие от истинной поэзии жизни.

Поэзия природы — неиссякаемый источник для эстетического воспитания ребенка. Более того, любуясь красотой родных ему мест, ребенок с детства проникается любовью к родному краю, к своей Родине… Кто из нас, взрослых, не вспоминал тропинок, по которым бегал когда-то, березки, речку, с которыми связаны радостные воспоминания детских лет?

В лесу и в поле ребенок и чувствует, и отдыхает, и мыслит, причем мыслит он не отвлеченными, книжными представлениями и понятиями, а образами. Зеленеет дерево, над его вершиной — облако, словно клочок белой ваты повис в бездонной голубой вышине. Куда ползут муравьи? Зачем они вытоптали эту маленькую тропинку? Что это за букашки на листьях, крошечные, зелененькие и зачем муравьи трогают их своими усиками? Что это за длинноногие паучки, скользящие по светлой поверхности пруда? Так бегут мысли ребенка, отображая окружающий его мир природы.

Если родители, гуляя в поле или в лесу со своим ребенком, не поленятся ответить на разные «почему», то каждая такая прогулка даст очень много нового, интересного для умственного развития ребенка. Общение с природой воспитывает и чувства детей, развивает их воображение, благотворно влияет на нервную систему — в особенности городских детей, которых утомляет шум и теснота и неизбежные летом духота и городская пыль.

Прогулки за город, на худой конец — в ближайший городской парк, могут и должны проводиться в каждый

свободный день. Близ любого города есть красивые окрестности, примечательные уголки природы, где можно прекрасно отдохнуть, набраться сил и здоровья на целую неделю вперед. И нужно лишь проявить желание и энергию, чтобы оторваться от привычной обстановки и доставить детям огромное и полезное удовольствие.

Как подготовить детей к прогулке? Главное, чтобы им было легко и удобно в пути, не стеснять их нарядным платьем, в котором им будет неудобно бегать и играть. Нет ничего более скучного для ребенка, чем чувствовать себя скованным на прогулке: «Обувь порвешь, платье испачкаешь», — то и дело слышит он, а ему так хочется перепрыгнуть через попавшуюся на пути лужицу, взобраться на пенек, поваляться на траве!

Костюм должен соответствовать погоде, быть легким, удобным (см. выше «Уход за телом и закаливание», стр. 71). Особенно заботливо надо выбирать обувь для загородной прогулки. Лучше всего легкие, слегка поношенные туфли без каблуков. Новой, ненадеванной обувью ребенок может натереть себе ноги.

В дорогу надо взять с собой пищу, бутылку с кипяченой водой или молоком, кружку, ложки, ножик, и если предстоит купание в реке, то полотенце и мыло. На прогулке с малышами до пяти-шестилетнего возраста все необходимое несут родители. Если ребятам более семи лет, то нужно снарядить их, как юных туристов: сшить каждому ребенку небольшой заплечный мешок и чехол для фляжки с водой. В заплечном мешке ребенок несет все то, что ему понадобится на привале и для сбора коллекций. Вес груза в заплечном мешке не должен превышать: для детей семи-восьми лет — 1 кг, девяти-десяти лет — 2 кг, одиннадцати-двенадцати лет — 4 кг, тринадцати-четырнадцати лет — 6 кг.

Прогулка с детьми младшего дошкольного возраста ограничивается очень небольшим расстоянием. Семья, пройдя не более 1 км, располагается на привал, и ребенок, отдохнув в тени деревьев, играет вблизи родителей, собирает лесные ягоды, цветы. Через один-полтора часа надо покормить ребенка, дать ему отдохнуть и затем отправляться в обратную дорогу.

Дети пяти-шести лет могут участвовать в прогулке на 3 км с большим привалом в середине пути и малыми привалами через каждые 20—25 минут ходьбы. Расстояние прогулок для детей семи-восьми лет — 4—5 км, для девяти-десяти лет — 5— б км, одиннадцати-двенадцати лет—5—7 км, тринадцати — четырнадцати лет — до 15 км. Обязателен большой привал (1 — 3 часа) в середине пути и малые привалы (5—10 минут) через каждые 40 минут ходьбы. Первые прогулки надо делать на небольшие расстояния, а в дальнейшем постепенно их увеличивать. Если не устраивается большой привал, то расстояние для прогулок необходимо уменьшить примерно наполовину.

Во время ходьбы к месту большого привала надо двигаться ровным шагом, сообразовывая скорость ходьбы с возрастом ребенка.

Дети трех-четырех лет могут идти со скоростью около 2 км в час, пяти-шести лет — около 3 км в час, семи-восьми лет — около 3,5 км в час, девяти-двенадцати лет — около 4 км в час, тринадцати-четырнадцати лет — около 4,5 км в час.

Если предстоит пройти относительно большое расстояние, то в пути нельзя разрешать детям бегать. На небольших же прогулках в пути не только допустимы, но и полезны игры, бег, прыжки через различные препятствия, встречающиеся на местности, метание камешков, еловых шишек и т. п.

На большом привале дети пяти лет и старше, отдохнув 15—20 минут, занимаются играми, собирают ягоды, коллекции, наблюдают жизнь в лесу и в поле. Затем семья закусывает и отправляется в обратный путь.

Если имеется возможность, то желательно устраивать большой привал у реки, озера или пруда с проточной водой.

Тогда дети могли бы выкупаться и с помощью родителей поучиться плавать.


Leave a Reply

You must be logged in to post a comment.