Физкультура для всех: для детей и взрослых

Физкультура для всех:
для детей и взрослых


гимнастические упражнения, оздоровительная и лечебная физкультура
Физкультура для всех: для детей и взрослых

Плавание

Рубрика: Виды спорта

С давних пор плавание имеет большое значение в жизни лю­дей.

До сих пор сотни людей еже­годно тонут из-за того, что не умеют плавать. Поэтому плава­нию следует уделять больше внимания. Целесообразно по­всеместно ввести обязательные занятия по плава­нию. Каждый ребенок должен заканчивать школу, умея плавать, а также по возможности владея при­емами спасания на воде. Это придает человеку уве­ренность, и он может при определенных обстоя­тельствах оказать помощь тонущему.

Оздоровительное значение плавания состоит в возбуждающем воздействии воды на тело и в благоприятном функциональном влиянии плава­тельных движений. Плавание укрепляет организм, формирует тело и правильную осанку. Благодаря пребыванию в воде на тело воздействует раздраже­ние холодом. Кроме того, имеет значение тот факт, что находящееся в воде тело подвергается сильно­му давлению, а также что при плавании все части тела вовлекаются в движение. Человеческий орга­низм реагирует на эти воздействия повышением об­мена веществ и активизацией сердечно-сосудистой деятельности: результатом этого являются эконо­мизация сердечно-сосудистой системы и повышен­ная степень закаленности.

Вследствие усиленно протекающих обменных про­цессов повышается потребность в кислороде, бла­годаря чему в сочетании с воздействием водного давления улучшается дыхание и повышается жиз­ненная емкость легких. При этом положительным фактором является и то, что воздух над поверх­ностью воды почти не содержит пыли.

Благодаря горизонтальному положению при пла­вании и продвижению вперед опорный аппарат те­ла выпрямлен и разгружен. Мышцы позвоночного столба повышают его подвижность, и благодаря участию большого количества мышечных групп плавание становится одновременно действенным средством для укрепления двигательного аппарата и для предотвращения или исправления дефектов осанки.

Спортивное плавание включает четыре вида: воль­ный стиль (кроль), плавание на спине, брасс, бат­терфляй (дельфин). Дистанция для соревнований от 100 до 1500 м.

Историческое развитие. Уже на начальных этапах становления человеческого общества плавание бы­ло жизненно необходимо и потому широко распро­странено. Наиболее искусными в плавании были жители приморских и речных областей. Самыми древними из известных в мире изображений плов­цов считаются наскальные рисунки IV в. до н.э., обнаруженные в Ливийской пустыне. Предполагает­ся, что плавание с чередующимися ударами, т.е. форма продвижения вперед, похожая на совре­менный кроль, было самым старым и распростра­ненным способом.

Если в первобытном обществе плавательные упражнения служили преимущественно для само­сохранения и подготовки к труду, то в рабовла­дельческом обществе на первый план выступала подготовка к военным действиям. Поэтому плава­ние заняло ведущее положение в воспитании у гре­ков. Правда, регулярное физическое воспитание бы­ло тогда привилегией рабовладельцев. Занимались плаванием и рабы, которые состояли на военной службе. И у римлян плавание было основополагаю­щей составной частью физического воспитания и военной подготовки.

Многие народные легенды рассказывают о ма­стерстве германских племен в плавании и нырянии. Более всего славилось их умение плавать с ору­жием. Первые скоростные соревнования по плава­нию были проведены в 1877 г. в Англии.

Плавание

Международная федерация плавания (ФИНА) была создана в 1908 г.; в настоящее время в нее входят около 120 национальных федераций. Спор­тивное плавание является олимпийским видом спорта с 1896 г.; чемпионаты мира проводятся с 1973 г. (начиная с 1978 г.-каждые 4 года).

Европейская федерация плавания как континен­тальная федерация (ФИНА) была основана в 1927 г., в ее состав входят более 30 национальных федераций. Первенства Европы с 1926 по 1981 г. проводились раз в 4 года, а с 1981 г.-раз в 2 года. Материальное обеспечение. Места соревнований. Плавательными сооружениями считаются те бас­сейны, в которых нет течения и которые имеют длину 12V2, 162/3, 20, 25, 331/3 и 50 м. Плаватель­ная дорожка должна быть шириной 2*/2 м. Она должна быть отделена от соседних дорожек хоро­шо видными ограничителями. Лобовые стенки дол­жны быть вертикальными и уходить как минимум на 80 см под воду. Высота старта может находить­ся от 50 до 75 см над поверхностью воды. Поручни не должны далеко отстоять от стенки бассейна. На олимпийских играх, чемпионатах мира и Европы соревнования по плаванию проводятся только на 50-метровых дорожках. И рекорды мира, Европы признаются, только если они установлены на 50-ме­тровых дорожках, отвечающих правилам ФИНА. Одежда. Для участия в международных соревнова­ниях, первенствах и рекордных заплывах предписы­вается плавательная одежда. Женщины носят цельный непрозрачный застегивающийся на плечах плавательный костюм с прямым вырезом для ног, а мужчины-прилегающие плавательные трусы, а под ними — треугольной формы плавки.

Правила. В спортивном плавании международные соревнования проводятся в вольном стиле, плава­нии на спине, брассе и баттерфляе. В вольном сти­ле выбор способа плавания свободный, однако на практике в настоящее время применяется лишь ис­ключительно самый быстрый стиль-кроль. Кроме того, в виде отдельного соревнования проводится комплексное плавание. Оно представляет собой со­четание четырех способов плавания в следующем порядке: баттерфляй-на спине-брасс-вольный стиль, а эстафеты проводятся в таком сочетании: на спине-брасс-баттерфляй-вольный стиль. Возрастная классификация для детей и подростков базируется на календарном возрасте. В зависимо­сти от результатов, а также если это позволяют правила, подростки могут стартовать в соревнова­ниях для мужчин или женщин.

Соревнования. В настоящее время на олимпийских играх проводятся следующие 26 соревнований по спортивному плаванию: вольный стиль-100, 200, 400 и 800 м (мужчины и женщины), 1500 м (только для мужчин), 4 х 100 м (мужчины и женщины), 4×200 м (только для мужчин); плавание на спине 100 и 200 м (мужчины и женщины); брасс-100 и 200 м (мужчины и женщины); баттерфляй-100 м (мужчины и женщины) и 200 м (мужчины); ком­плексное плавание-400 м (мужчины) и 200 м (жен­щины).

Дисциплины, в которых регистрируются рекорды.

Помимо олимпийских дисциплин, мировые и евро­пейские рекорды регистрируются в плавании воль­ным стилем на дистанции 800 м и в эстафете 4 х 100 м (только для мужчин), на дистанции 1500 м (только для мужчин), а также в комплекс­ном плавании на дистанции 200 м для женщин и 400 м для мужчин. Чтобы управлять развитием плавания, в дополнение к этому в национальных федерациях фиксируются отдельные рекордные до­стижения, например рекорды на дистанции 50 м для совершенствования спринтерских качеств. Кро­ме того, например, в ГЕРМАНИИ регистрируются рекорды по возрастным группам.

Судейство. Соревнования по спортивному плава­нию-это соревнования на скорость. При выполне­нии участниками существующих правил распреде­ление мест происходит в соответствии в тем, в каком порядке участники на финише коснулись бортика. Из всех предварительных или промежу­точных заплывов и предварительных соревнований в промежуточные финалы и финалы выходят те, кто показал лучшее время.

Главный судья возглавляет судейскую коллегию и несет всю ответственность за проведение соревно­ваний по плаванию.

Стартер вызывает участников занять стартовые ме­ста, проверяет, правильно ли они заняли стартовые позиции и дает с помощью акустического сигнала стартовую команду. Фальстарт считается в том случае, если один или несколько участников вышли из неподвижного состояния до стартовой команды. Участники возвращаются стартером назад. В из­вестных случаях в воду опускается фальстартовый тросс, задерживающий пловцов, если они не услы­шали акустического сигнала. То же самое повто­ряется и при втором фальстарте. Третий фальстарт считается «преждевременным» стартом, при этом участники заплыва не возвращаются обратно, и по указанию судьи на финише дисквалифицируется тот пловец, который допустил этот преждевременный старт.

При сменах в эстафете существующие правила соревнований дают возможность выигрыша време­ни, т.к. следующий пловец должен оторвать ноги от стартовой тумбы в тот момент, когда предыду­щий касается стенки бассейна. Таким образом, пло­вец, сменяющий предыдущего, может заранее на­чать подготовительные движения и свое отталкива­ние совместить с касанием стенки подплывающего пловца. Преждевременная смена рассматривается судейской группой как преждевременный старт и наказывается дисквалификацией.

Хронометрист измеряет время участника соревнова­ния на отведенной ему дорожке с момента старта, данного видимым или акустическим сигналом, до проведенного в соответствии с правилами касания пловцом стенки бассейна на финише. Все шире при­меняется автоматическое измерение времени. В ин­дивидуальных соревнованиях на дистанциях, превы­шающих 400 м, перед последними 100 м хрономе­трист дает акустический сигнал пловцу, время которого он засекает.

Судья на финише является членом группы, которая определяет порядок прихода участников к финишу, если отсутствует автоматический прибор. В случае необходимости он устанавливает, какой пловец до­пустил третий фальстарт, н поддерживает в этом вопросе технических судей или судей на поворотах при условии, что он может безошибочно оценить ситуацию со своего места. Руководитель этой группы — старший судья на финише.

Судья на повороте подчиняется старшему судье на финише. Он следит за правильным выполнением поворотов на отведенных ему дорожках. В индиви­дуальных соревнованиях на дистанциях, превышаю­щих 400 м, он показывает пловцам количество оставшихся отрезков.

Технические судьи непосредственно подчиняются главному судье. Они следят за правильным выпол­нением соответствующего стиля плавания и помо­гают судьям на поворотах осуществлять их функ­ции.

Если судьи на финише и поворотах, а также тех­нические судьи замечают нарушение правил в той области, за которую они отвечают, то они немед­ленно должны подать главному судье письменное заявление об этом.

Техника. В спортивном плавании такие способы плавания, как вольный стиль, плавание на спине, брасс и баттерфляй (дельфин), в настоящее время признаны в международном масштабе и им обу­чают.

Вольный стиль. В настоящее время в соревнованиях по вольному стилю применяется исключительно кроль. Он является на сегодняшний день самым быстрым способом плавания как на коротких, так и на длинных отрезках, потому что в нем руки и ноги действуют наиболее эффективно. Продвиже­ние вперед происходит постоянно за счет смены ра­боты рук и ног. Руки действуют под водой для продвижения вперед, а противоположное движе­ние-вынос рук вперед-происходит над водой. Движение ног вверх-вниз представляет собой малый тормозящий момент.

Положение тела. Тело выпрямлено, плечевой пояс лежит несколько выше таза, голова слегка припод­нята.

Движение рук. Движение кисти под водой происхо­дит без сильного отклонения в сторону при слегка согнутой руке. Оно заканчивается, когда рука выни­мается из воды у бедер. Затем без остановки рука переносится вперед и снова включается в эффектив­ную работу перед плечом. Руки работают в непре­станном чередовании. В то время как левая рука лежит перед плечом, правая переходит ко второй половине движения под водой. Когда левая рука тянет, правая перемахивается вперед и опускается в воду; она выпрямляется от плеча в тот момент, когда левая рука выполняет вторую часть движения под водой.

Движения ног. Ноги в ритмичном чередовании бьют по воде вверх и вниз. Движение начинается от таза и продолжается через бедро, коленный сустав, голень, голеностопный сустав вплоть до пальцев ног. При ударе вниз стопа поворачивается внутрь для повышения эффективности отталкивания. Ам­плитуда удара, т.е. расстояние от щиколотки до щиколотки при максимальном разведении ног, за­висит от длины нижних конечностей и от ритма ударов пловца и лежит чаще всего в пределах 30-50 см.

Общее движение. Как правило, движения рук и ног координируются в шестиударном ритме, т.е. на одно полное движение руками приходится шесть ударов каждой ноги, по три удара ногой вверх и вниз.

Дыхание. Наиболее употребителен такой ритм ды­хания, когда при одном полном движении руками происходит один вдох и один выдох. Если, напри­мер, дышат в левую сторону, то выдох в воду про­изводится во время подводного движения левой ру­ки. В конце этого движения руки голова поворачи­вается налево, и в то время, как левая рука перемахивается вперед, происходит короткий и мощный вдох. Пловцы, участвующие в соревно­ваниях, используют и другие дыхательные ритмы, например сочетание дыхания с двумя полными дви­жениями рук или дыхание в обе стороны после 2 или 5 фаз движения руками вперед.

Историческое развитие. Способы плавания, сходные с кролем, были распространены уже в древности. С упадком плавания в Европе в средние века они полностью исчезли. Сегодняшняя техника кроля сформировалась через такие ступени развития, как плавание на боку, «рука за рукой» (движение рук в разные стороны, пронос рук над водой и разведе­ние и скрещение ног). Выдающийся вклад в разви­тие плавания внес австралиец Хили, который скоординировал с движениями рук в разные сто­роны меняющееся движение ног, при котором он делал мощные удары по воде голенью, резко согну­той в колене. Пионерами современной техники кро­ля были Д. Каханамоку-пловец из Гавайи, жив­ший в США, который в период 1912-1924 гг. добился многочисленных мировых рекордов и олимпийских медалей, и американский пловец Дж. Вайсмюллер, который поразил своими резуль­татами мир специалистов плавания в период с 1922 по 1927 г. Среди женщин-кролисток нужно отме­тить датчанку Р. Хвегер, которая с 1936 г. до окон­чания второй мировой войны держала все рекорды для женщин в плавании вольным стилем на дистан­циях от 200 м до 1 мили (1609,6 м). Позднее заста­вила говорить о себе австралийка Д. Фрезер, кото­рая, в частности, стала первой женщиной в мире, перешедшей границу минуты на дистанции 100 м. В дальнейшем выдающихся успехов в плавании во­льным стилем добились пловчихи из ГЕРМАНИИ. Плавание на спине обнаруживает те же преимуще­ства, что и обычный кроль, но по скорости не со­всем достигает его уровня, т.к. работа рук, прово­димых в сторону от тела (что вызвано анатоми­ческим строением плечевого пояса), не может быть эффективна для движения вперед, как при кроле.

Положение тела. Тело выпрямлено, плечевой пояс лежит несколько выше таза, голова слегка подтяну­та к груди.

Движение рук. К началу подводного движения, про-. двигающего тело пловца вперед, рука находится на поверхности воды в выпрямленном положении над плечом. Кисть находится в положении отталкива­ния. Рука начинает подтягивать; при этом она слег­ка согнута в локтевом суставе. В конце движения под водой рука опять почти выпрямлена. Во время всей работы в воде кисть проводится на глубине 20-30 см. Рука переносится под водой и, опускаясь в нее, начинает новую рабочую фазу. Ритм смены рук здесь отличается от кроля. В то время как одна рука совершает движение под водой, другая про­изводит маховое движение над водой и затем по­гружается в воду.

Движение ног. Подобно кролю на груди, ноги со­вершают поочередно удары вверх и вниз. Здесь сто­па по мере надобности разворачивается внутрь во время удара вверх с тем, чтобы повысить действен­ность отталкивания. Амплитуда движения тоже со­ставляет 30-50 см.

Общее движение. Движения рук и ног скоординиро­ваны в шестиударном ритме, т.е. при одном пол­ном движении рук ноги совершают по три удара вверх и вниз.

Дыхание. Т. к. рот и нос в большинстве случаев на­ходятся над водой, то дыхание при плавании кро­лем на спине менее затруднено, чем при других способах плавания. Рекомендуется связывать дыха­ние с движением руки, а именно: движение над во­дой-вдох, движение под водой-выдох. Историческое развитие. Плавание на спине наверня­ка так же старо, как и плавание вообще. Его ис­пользовали преимущественно для отдыха на воде, как это и сейчас можно увидеть у новичков. Гутс- Мутс, выступавший за возрождение плавания, сове­товал начинать с плавания на спине. Отсюда позже развилось современное ударное плавание на спине, при котором обе руки одновременно проводятся в воде к бедрам и одновременно над водой возвра­щаются в исходное положение. Начиная с 1912 г. «пробилась» более быстрая техника кроля на спине. С этого времени лишь в 1968 г. одному европейцу опять удалось добиться золотой медали на олим­пийских играх-пловцу из ГЕРМАНИИ Р. Матесу, победи­телю на дистанциях 100 и 200 м на спине, который неоднократно улучшал рекорды на дистанциях 100 и 200 м на спине, а затем опять одержал двойную победу на олимпийских играх 1972 г.

Брасс. Среди 4 спортивных способов плавания брасс самый медленный. Это объясняется прежде всего тормозящими моментами, возникающими при вынесении рук вперед, а также слабо выра­женным подводным движением. При наиболее упо­требительной сейчас технике брасса господствуют «закругленные» формы движения.

Положение тела. Тело брассиста вытянуто в воде, плечи лежат горизонтально. При высоких скоро­стях мощные движения рук время от времени выно­сят вверх плечи, в результате чего происходят ма­ховые движения вверх и вниз.

Движение рук. Из вытянутого положения руки сим­метрично разводятся в стороны и несколько вниз; при этом внутренние поверхности кистей, развер­нутые во внешнюю сторону и слегка закругленные, действуют как весла. Примерно на уровне плеч ру­ки взмахиваются легким мощным толчком внутрь, подводятся близко к груди и широко разводятся вперед.

Движение ног. Из вытянутого положения голени одновременно и симметрично подводятся к тазу, при этом колени и пятки несколько разведены, ступни развернуты наружу и подтянуты к большой берцовой кости. Из этого положения, при котором пятки находятся на расстоянии 30-40 см от таза, производится широкий толчок разведенными нога­ми в сторону и внутрь. При этом особенно сильно отталкиваются голенями и подошвами ступни. В затухающей фазе движения ноги опять сводят вместе и выпрямляют.

Общее движение. При вытянутом положении тела сначала начинают движение руками. Как только руки выполнили тяговую фазу, происходит подтя­гивание ног. В то время как руки проводятся впе­ред, ноги, разведенные в стороны, производят мощный удар, сообщающий телу пловца продвиже­ние вперед. Современное выполнение этой техники требует, чтобы один двигательный цикл с возмож­но меньшей паузой следовал за другим.

Дыхание. В одном двигательном цикле происходит один вдох и один выдох. В то время как руки отво­дятся назад, производится мощный вдох ртом. Как только начинается новая тяговая фаза, следует вы­дох в воду ртом и носом.

Нырятельное движение. После старта и после каж­дого поворота брассист имеет право в соревнова­ниях выполнять нырятельное движение. При этом он подводит руки к бедрам, благодаря чему он по­лучает дополнительный продвигающий импульс; ноги начинают двигаться только после окончания рабочей фазы в движении рук.

Историческое развитие. Древние документы указы­вают на то, что еще давно были известны способы плавания, похожие на брасс. После того как в Цен­тральной и Западной Европе занятия физическими упражнениями вновь пробудили интерес к плава­нию, брасс занял первое место. В литературе на­чиная с 1538 г. до начала XX в. с точки зрения обучения он тоже рассматривается в первую оче­редь. Техника брасса постоянно совершенствова­лась. Из первоначально очень широких движений рук сложились короткие движения, а из широкого разведения ног для толчка благодаря маху голеня­ми-толчок разведенными ногами. Для того чтобы в брассе достичь более высоких скоростей, стало применяться плавание под водой, на более длинных отрезках, при этом нырятельные движения под во­дой следовали одно за другим. Эта техника была запрещена ФИНА для соревнований. Другим спо­собом улучшить время в плавании брассом стало введение движения рук, как в баттерфляе. Но и здесь вмешалась ФИНА для того, чтобы сохра­нить брасс как самостоятельный способ плавания, и разделила брасс и баттерфляй.

Баттерфляй. Плавание баттерфляем в настоящее время выполняется с помощью порхающих над во­дой рук одновременно с движениями ног и корпуса, которые обозначаются как движения дельфина, по­скольку напоминают движения хвостовых плавни­ков дельфина. Плавание баттерфляем с движением дельфина стало вторым по скорости способом плавания.

Положение тела. В баттерфляе выпрямленное поло­жение тела не так сильно выражено, как в других способах плавания, т. к. исходящее от туловища движение нижних конечностей связано с более или менее выраженной волной тела.

Движение рук. К началу подводного движения обе руки находятся впереди плеч; они подводятся под туловище одновременно. После того как кисти обеих рук выносятся из воды в сторону от бедер, руки как можно более напряженно вновь выводятся вперед до очередного погружения.

Движение дельфина. В данном случае речь идет о движении туловища и ног. Оно выполняется одновременно обеими частями тела в вертикальной плоскости, причем бедра ^ктивно участвуют в дви­жении. Движение дельфина начинается в пояснич­ной части и переносится на ноги. Для увеличения силы отталкивания при ударе вниз стопы повер­нуты внутрь, а при ударе вверх опять становятся продолжением голени.

Общее движение. За относительно короткое время развития способа баттерфляй с движением дель­фина возникли различные виды координации. На­иболее часто употребляется такой, при котором на одно полное движение рук приходятся два дель- финных удара.

Дыхание. При плавании дельфином рот и нос нахо­дятся в воде дольше, чем при других способах пла­вания. Поэтому необходимое обеспечение организ­ма кислородом происходит лишь за счет филигран­ной техники дыхания. Обычно за один полный двигательный цикл происходит один вдох и один выдох. Выдох начинается после того, как голова при вынесении рук вперед опускается в воду; кон­чается он тогда, когда руки находятся ниже плеч. Во второй фазе подводного движения производится вдох. Часто участник соревнований соединяет два или более двигательных цикла с одним дыха­тельным циклом.

Историческое развитие. Как самостоятельный спо­соб плавания баттерфляй был введен на международной арене лишь в 1953 г. До этого он считался разновидностью брасса. Он имел с ним одинаковое движение ногами, в то время как обе руки одновременно подтягивались к бедрам, а затем перекидывались над водой для нового погружения в воду. Эта новая техника брасса пришла в Европу примерно в 1933 г.; ее ввели американские пловцы. Применяемый первона­чально лишь на отдельных отрезках дистанции 200 м брассом, способ баттерфляй стал использо­ваться затем на протяжении всей дистанции. В 1949 г. ФИНА приняла решение исключить из правил соревнований смешанное плавание (баттер- фляй-брасс). Перенятое из брасса движение ногами оказалось нецелесообразным и было заменено синхронным (одновременным) движением ног вверх-вниз (дельфин). Первые крупные междуна­родные соревнования, проводившиеся по изменен­ным правилам ФИНА, состоялись на первенстве Европы 1954 г. в Турине.

Старт. Каждое соревнование по плаванию начинается стартовым прыжком со стартовой тумбы или-в плавании на спине-из воды. Стар­товая тумба возвышается над поверхностью воды на 50-75 см; в плавании на спине пловец держится руками за стартовые поручни, а ноги его слегка разведены и упираются в стенку под поверхностью воды.

Стартовый прыжок. На стартовой тумбе ноги стар­тующего находятся на ширине плеч, пальцы ног захватывают передний кант тумбы, тазобедренный, коленный и голеностопный суставы согнуты. Руки слегка отведены назад и вверх. Пловец слегка под­нимает голову, чтобы видеть перед собой дорожку. Несколько иная исходная позиция принимается при выполнении старта с захватом. В этом случае руки обхватывают передний край стартовой тумбы.

Плавание

После стартовой команды выполняется прыжок, который сопровождается догоняющими дви­жениями рук. После отталкивания тело в воздухе выпрямляется и входит в воду под малым углом. Во время фазы полета, входа в воду и скольжения под водой голова должна находиться между ру­ками. По пологой кривой пловец выводит свое тело на поверхность, и, когда скорость скольжения, полученная от стартового прыжка, почти прибли­жается к его максимальной скорости плавания, пловец начинает активные плавательные движения. Старт на спине. При стартовой команде пловец отталкивается от стенки бассейна, при этом он взмахивает руками в стороны от тела над головой по направлению прыжка. Тело летит по пологой кривой над поверхностью воды, входит в воду и после фазы скольжения вновь выводится на по­верхность воды. Затем, как и при других способах плавания, начинаются плавательные движения. Повороты. Соревнования по плаванию проводятся в бассейнах, имеющих, как правило, длину не более 50 м. Т.к. соревнования в основном проводятся на более длинных дистанциях, то почти на каждом соревновании пловцы должны менять направление плавания на 180° один или несколько раз. При этом в зависимости от способа плавания и в соответ­ствии с правилами они касаются стенки двумя или одной рукой или какой-либо частью тела и после поворота отталкиваются от нее ногами. Между касанием и отталкиванием они могут выполнять любое движение и поворот. В процессе развития спортивного плавания для выполнения этого ком­плекса движений были разработаны разные спо­собы, которые в значительной степени зависели от изменений в конструкции бассейнов (бассейны мел­кие с одной стороны или полностью глубокие бас­сейны, границы в виде палок и пр.), от поисков рациональных движений и точных правил соревно­ваний. Так, когда-то были известны повороты, при которых вставали и поворачивали палку; сейчас они практически не применяются.

Систематика..Повороты, наиболее часто применяе­мые в спортивном плавании, различаются в соот­ветствии с двумя основными признаками: принад­лежностью к какому-либо способу плавания и направлением и глубиной, на которой выпол­няется поворот.

В соответствии с этим в отдельных способах плавания различают: а) высокий поворот: пловец приподнимается, он может сделать вдох во время поворота; б) плоский поворот: пловец поворачи­вает голову и тело в плоскости поверхности воды, он может во время поворота сделать вдох; в) глу­бокий поворот: головой и телом пловец ныряет вперед или назад, он должен сделать вдох до выполнения поворота.

При поворотах в плавании на спине достаточно коснуться стенки одной рукой, в брассе и баттер­фляе-обеими руками одновременно и на одной высоте, в вольном стиле возможно касание стенки любой частью тела. После поворота пловец начинает активные плавательные движения, как только скорость скольжения, полученная при отталкивании, снизится до скорости плавания. В брассе после поворота можно выполнить одно плавательное движение.

Подготовка и тренировка. Постоянный рост резуль­татов во всех плавательных дисциплинах предпола­гает планомерную и систематическую тренировку начиная с детского возраста. Пловец получает под­готовку во всех четырех способах плавания. При этом оказалось, что лучше всего начинать с обу­чения движению ног в данном способе плавания, а затем — движению рук, общему движению и ды­ханию. Особое значение на всех этапах подготовки надо придавать дыханию. В большинстве случаев ошибки при дыхании вызывают другие технические ошибки. Для отдельного обучения движению ног применяют доску из пенопласта: размеры дос­ки-220 мм х 280 мм х 40 мм. Такая же доска или воздухонепроницаемые резиновые полоски могут использоваться для отдельного обучения движению рук.

В течение годичной тренировки наряду с плава­тельной тренировкой проводится целенаправленная атлетическая подготовка на суше.

В зависимости от тренировочной концепции, годичного плана тренировки и содержания соот­ветствующего тренировочного периода в спортив­ном плавании применяются все известные трени­ровочные методы. Для развития быстроты исполь­зуются повторный метод и интервальный метод на коротких отрезках с относительно непродолжитель­ными периодами отдыха. Для развития основной выносливости служит преимущественно метод на выносливость, переменный и интервальный методы с увеличивающимися по длине отрезками. Спе­циальная выносливость развивается в основном с помощью интервального метода на более корот­ких отрезках, с помощью серийной интервальной тренировки, а также соревновательного и контроль­ного методов. В тренировке пловца находят при­менение многообразные организационные формы в зависимости от задач соответствующего трени­ровочного занятия и наличия воды. При групповой тренировке особенно оправдывает себя плавание поперек бассейна или плавание «по образцу» (груп­повой старт). Тренер при этом хорошо видит всех, а тренировка носит характер соревнований. Целе­сообразной организационной формой оказалась и «бегущая дорожка» («упражнение в потоке»). Эта форма применяется преимущественно в тех слу­чаях, когда в распоряжении находится небольшая тренировочная площадь. При этом тренер должен следить за тем, чтобы спортсмены плыли «в свою силу» для того, чтобы по возможности избежать «однотонности» движения дорожки.

Массовое плавание. Организованное пребывание в воде, при котором разносторонне применяются игровые и соревновательные формы из всех облас­тей плавания, игры, ныряния и прыжки, обозна­чается как «массовое плавание». Здесь на первом плане стоят: общее повышение работоспособности, жизнерадостности и отдых, повышение сопротив­ляемости за счет влияния солнца, воздуха и воды. Соревнования в массовом спорте старше, чем нынешние спортивные дисциплины. Они почти не ограничиваются предписаниями. Творческой силе и находчивости, включая систему проведения и спо­собы судейства, предоставляется полная свобода. Материальное обеспечение. Приморские и речные пляжи, крытые бассейны, малые бассейны, вспомо­гательные возможности для плавания и купания, бассейны в школах, жилых кварталах и на пред­приятиях создают хорошие предпосылки для обу­чения плаванию и распространения массового и спортивного плавания.

Тренировочные снаряды. В массовом плавании можно достичь большого воздействия малыми затратами. При особых требованиях необходимы специальные снаряды для ныряния (пластиковые тарелки, конусообразные доски), мячи, так называе­мый «большой мяч», секундомер и рулетка. С помощью собственных сил и имеющегося под­ручного материала можно создавать снаряды для увлекательных упражнений.

Правила. В области массового плавания нет стро­гих правил соревнований. В соответствии с сос­тавом и уровнем подготовленности участников берут правила из других специальных областей для сравнения результатов и варьируют их. Особенно популярны многоборья, которые состоят из раз­личных комплексов упражнений и сравниваются при судействе по системе очков.

Ныряние по дистанции. Незначительное высовы­вание отдельных частей тела, за исключением лица, допускается. Самая длинная дистанция составляет 50 м. Измеряется расстояние от стартовой тумбы до места появления лица на поверхности воды. Для того чтобы повысить безопасность спортсменов в нырянии, на дистанции требуется оснастить ныря­ющего хорошо видимым плавательным предметом, плавающим на поверхности воды, с которым он соединяется веревкой.

Ныряние за тарелками. На дне раскладываются 20 тарелок. Соревнующийся собирает возможно боль­шее число тарелок и поднимает их наверх, не выныривая во время поисков. При равном коли­честве решает время.

Ныряние за кеглями. На дне лежит снабженная свинцовой приставкой доска, на которой с помощью крюков с замками укреплены деревян­ные кегли. Ныряльщик имеет задание снять с крюков кегли. Когда все девять кеглей сняты, он поднимает кегельную доску на поверхность воды. Судейство ведется по системе очков.

Прыжки на дальность. После прыжка со старта со­ревнующийся старается проскользить по воде как можно дальше. Запрещается любая помощь в про­движении вперед. Лицо остается в воде. Измеряют расстояние от стартовой стенки до кончиков пальцев при выныривании лица. При равном рас­стоянии решает время.

Ватерпольное троеборье состоит из 50-метрового дриблинга (плавание кролем с продвижением мяча вперед перед головой), броска на дальность и броска в цель. Судейство проводится по очкам. Разное. К массовому плаванию относятся также многие формы представлений и показательных выс­туплений, целый ряд игр и увеселений на снарядах и со снарядами, которые пользуются успехом у зрителей. Среди прочих сюда относятся игры «шибебалль» и «пашбол», в которых две партии пытаются пробить или протолкнуть в ворота про­тивника мяч, объем которого составляет 1,50 м и более.

Техника. Технических требований в массовом пла­вании очень немного. Основными требованиями являются: предотвращение опасностей, быстрое понимание и применение физиологических эффек­тов, возможность испытать радость и азарт. В связи с этим из всех областей спортивного плава­ния могут быть взяты и использованы простые формы упражнений.

Формы упражнений. Здесь следует упомянуть о богатстве форм и многообразии упражнений. Спортивное плавание бывает представлено сорев­нованиями на коротких дистанциях всеми спосо­бами плавания, при этом возможно расширение этого арсенала с помощью плавания на боку, пла­вания «по-собачьи» и комбинаций всех видов. Из фигурного плавания можно заимствовать плавание «по-собачьи» вперед головой и вперед ногами, плавание с поднятой ногой и т. д. Существует много вариантов плавания с мячом.

Плавание с препятствием предоставляет множество возможностей для организации: плавание через резиновые камеры и буи с переворотом вперед или назад, с лазанием, нырянием и прочим, плавание «с ложечкой для яиц», плавание с зонтом, плавание со связанными руками или ногами.

Нырятельные упражнения. К ним относятся: ны­ряние по дистанции, ныряние за тарелками, ны­ряние за кеглями и прыжки головой вниз. Подготовка и тренировка. Тренировочное занятие должно быть радостным и создавать компенсацию профессиональной деятельности, сообщать чувство уверенности в воде и способствовать сохранению здоровья. Богатство форм из всех областей упраж­нений обеспечивает разнообразную и заниматель­ную организацию. Плавание, ныряние, прыжки и игры должны предусматриваться в каждом заня­тии.

Руководитель не должен увеличивать количество занимающихся в группах массового плавания свыше 12-15 человек, с тем чтобы был постоянный и всеобъемлющий контроль. Следует соблюдать общие правила купания. Если нет возможности использовать общественные бассейны, то следует выбирать известные, безопасные и соответству­ющие гигиеническим требованиям водоемы. Для обеспечения безопасности требуется присутствие спасателя.

Обучение плаванию. Первый этап. С помощью раз­личных упражнений обучающийся должен ознако­миться со свойствами воды; он должен узнать раз­дражители в виде холода и давления воды и нау­читься продвигаться в воде. В конце первого этапа обучающийся должен уверенно чувствовать себя в воде и уметь плавать. Это означает, что он должен двигаться в мелкой и глубокой воде, без страха прыгать в глубокую воду, ориентироваться там и с помощью движений рук и ног при доста­точно регулярном дыхании проплывать определен­ные отрезки. Цель первого этапа, выходящая за рамки известного до сих пор «освоения в воде», требует изучения следующих пяти основных плава­тельных навыков.

Ныряние. Цель заключается в том, чтобы уверенно ориентироваться и двигаться в воде с открытыми глазами; при этом новички должны научиться про­тиводействовать воздействию воды и сдерживать защитный рефлекс глазного века.

Прыжки. Необходимо достичь того, чтобы обуча­ющийся прыгал в глубокую воду с высоты как минимум 1 м и выполнял прыжок вниз головой с бортика бассейна. После прыжка в воду сопро­тивление воды особенно ощутимо.

Скольжение. Новички должны уметь после мощного отталкивания скользить по поверхности воды на груди или на спине 3-4 м. Овладение этим навыком представляет собой важнейший шаг от новичка к пловцу. После ознакомления со статичес­ким действием (плавание без движения) занима­ющийся должен прочувствовать динамическое дей­ствие; при этом воздействие воды из-за отталки­вания усиливается.

Продвижение. Освоение этого основного навыка наиболее отчетливо показывает, что на первом этапе обучения следует стремиться к значительно более разносторонней подготовке, чем при преж­нем обычном освоении в воде. В данном случае цель состоит в следующем: с помощью рук и ног при регулярном дыхании проплывать определенные отрезки, при этом к качеству движений не предъяв­ляется никаких требований.

Дыхание. Конечная цель при освоении этого основ­ного навыка состоит в том, чтобы уметь в регуляр­ной последовательности производить выдох в воду и вдох над водой, чтобы постоянно обеспечивать организм кислородом.

Методы. Суть заключается в том, чтобы освоить навсегда вышеназванные пять основных качеств в кратчайший срок. Учебный процесс в плавании никоим образом не отличается от общего мотор­ного учебного процесса, т.е. 3 фазы обучения — общая координация, тонкая координация и стабили­зация движений — должны быть освоены с помощью методов демонстрации, упражнения с объяснением и исправлением ошибок. При комплексном разви­тии пяти основных качеств необходимо учитывать дидактические принципы (прежде всего планомер­ность, систематичность, доступность и закреп­ление).

Дошкольное плавание — это первый этап основопола­гающей подготовки в форме групповых занятий с 5- и 6-летними детьми.

Наибольшее значение дошкольного плавания заключается в обеспечении личной безопасности в воде; чем раньше дети научатся уверенно дви­гаться и держаться в воде, тем меньше опасность того, что они могут утонуть.

Кроме того, врачи и педагоги единодушно утверждают, что плавание в раннем детском возрасте благоприятно сказывается на общем раз­витии детей; оно закаляет, предотвращает нару­шения осанки и помогает уменьшить уже име­ющиеся нарушения. Оно облегчает преодоление психических отклонений, таких, как чрезмерная зас­тенчивость, нервозность, бессонница, и обладает сильным воспитательным воздействием (воспи­тание мужества, умения вести себя в коллективе, формирование гигиенических привычек).

Методы и средства. В дошкольном плавании пер­вый этап основополагающей подготовки прово­дится с помощью разнообразных физических упражнений, помогающих целенаправленному освоению навыков. Занятия могут вести преподава­тели спорта, инструкторы и воспитательницы дет­ских садов; основное условие заключается в том, чтобы обучающий владел необходимым педагоги­ческим мастерством и сам свободно плавал.

Как раз в дошкольном возрасте очень важно раз­нообразить занятия с помощью вспомогательных снарядов. Вспомогательные снаряды дают возмож­ность занимающимся испытать радость от занятий и в зависимости от конкретных задач способствуют повышению интенсивности занятий, а также помо­гают преподавателям лучше следить за учащимися во время групповых занятий. Использующиеся в плавании вспомогательные снаряды, такие, как палки и доски для скольжения, плавательные перек­ладины, предметы для ныряния и мелкие плава­ющие игрушки, не следует заменять закрепляющи­мися на туловище предметами, помогающими в продвижении (поплавки, надувные подушки и т.д.), так как они вводят в заблуждение новичка относительно истинного поведения тела в воде.

При групповых занятиях большое значение сле­дует придавать организационным формам. Испы­танными формами при обучении пяти основным навыкам являются ряд, линия, круг, упражнение с партнером, в группе с захватом рук и без него. Необходимо организовать преподавание, и прежде всего первые занятия, таким образом, чтобы дети всегда находились вблизи предметов, ограничива­ющих площадь занятий.

Материальное обеспечение. Наиболее подходящим является бассейн, в котором глубина возрастает постепенно (примерно с 60 см до 1м 20 см); однако вполне можно использовать и более глу­бокие бассейны, такие, например, как крытые бас­сейны массового пользования.

Температура воды должна быть от 26 до 28° С. В дошкольном возрасте первый этап основопола­гающей подготовки должен проводиться в форме курсов, т. к. здесь достигаются лучшие успехи и подготовку можно вести также в летние месяцы во время каникул.

Плавание детей младшего возраста. Т. к. преподава­ние плавания детям в возрасте от 9 месяцев до 3 лет требует помощника для каждого ребенка, оно сопряжено с большими затратами и естественным риском.

Второй этап. На основе разносторонней подготовки на первом этапе основная задача второго этапа со­стоит в том, чтобы обучить занимающихся всем 3 способам плавания. 2 способа плавания изучают­ся в общих чертах, а 2-досконально; основываясь на этом, начинают тренировку. Кроме того, необ­ходимо изучить стартовый прыжок, старт на спине и высокие повороты. Важным здесь является ком­плексное обучение двигательным навыкам и ком­плексное развитие двигательных качеств. Начальный способ плавания. В основополагающей подготовке детей (в особенности дошкольного и младшего школьного возраста) оказалось целе­сообразным начинать со способов плавания, где происходят попеременные удары. Чередующимися движениями дети в раннем возрасте овладевают легче, чем синхронными. Благодаря изучению спо­собов плавания с попеременными движениями одновременно закладываются основы для несколь­ких способов плавания (вольного стиля, кроль на спине, баттерфляй) и таким образом широко осу­ществляется принцип разносторонности; способы плавания с попеременными движениями имеют большое значение в борьбе с нарушениями осанки, т.к. благодаря чередующейся работе мышц спины и груди повышается подвижность позвоночного столба.

В качестве организационных форм на втором этапе применяются: плавание поперек бассейна (прежде всего на первых занятиях, когда обучаю­щийся еще недостаточно хорошо владеет двига­тельными навыками), упражнения по образцам, за­нятия в потоке и плавание по одной дорожке.


Leave a Reply

You must be logged in to post a comment.