Плавание
Рубрика: Виды спортаС давних пор плавание имеет большое значение в жизни людей.
До сих пор сотни людей ежегодно тонут из-за того, что не умеют плавать. Поэтому плаванию следует уделять больше внимания. Целесообразно повсеместно ввести обязательные занятия по плаванию. Каждый ребенок должен заканчивать школу, умея плавать, а также по возможности владея приемами спасания на воде. Это придает человеку уверенность, и он может при определенных обстоятельствах оказать помощь тонущему.
Оздоровительное значение плавания состоит в возбуждающем воздействии воды на тело и в благоприятном функциональном влиянии плавательных движений. Плавание укрепляет организм, формирует тело и правильную осанку. Благодаря пребыванию в воде на тело воздействует раздражение холодом. Кроме того, имеет значение тот факт, что находящееся в воде тело подвергается сильному давлению, а также что при плавании все части тела вовлекаются в движение. Человеческий организм реагирует на эти воздействия повышением обмена веществ и активизацией сердечно-сосудистой деятельности: результатом этого являются экономизация сердечно-сосудистой системы и повышенная степень закаленности.
Вследствие усиленно протекающих обменных процессов повышается потребность в кислороде, благодаря чему в сочетании с воздействием водного давления улучшается дыхание и повышается жизненная емкость легких. При этом положительным фактором является и то, что воздух над поверхностью воды почти не содержит пыли.
Благодаря горизонтальному положению при плавании и продвижению вперед опорный аппарат тела выпрямлен и разгружен. Мышцы позвоночного столба повышают его подвижность, и благодаря участию большого количества мышечных групп плавание становится одновременно действенным средством для укрепления двигательного аппарата и для предотвращения или исправления дефектов осанки.
Спортивное плавание включает четыре вида: вольный стиль (кроль), плавание на спине, брасс, баттерфляй (дельфин). Дистанция для соревнований от 100 до 1500 м.
Историческое развитие. Уже на начальных этапах становления человеческого общества плавание было жизненно необходимо и потому широко распространено. Наиболее искусными в плавании были жители приморских и речных областей. Самыми древними из известных в мире изображений пловцов считаются наскальные рисунки IV в. до н.э., обнаруженные в Ливийской пустыне. Предполагается, что плавание с чередующимися ударами, т.е. форма продвижения вперед, похожая на современный кроль, было самым старым и распространенным способом.
Если в первобытном обществе плавательные упражнения служили преимущественно для самосохранения и подготовки к труду, то в рабовладельческом обществе на первый план выступала подготовка к военным действиям. Поэтому плавание заняло ведущее положение в воспитании у греков. Правда, регулярное физическое воспитание было тогда привилегией рабовладельцев. Занимались плаванием и рабы, которые состояли на военной службе. И у римлян плавание было основополагающей составной частью физического воспитания и военной подготовки.
Многие народные легенды рассказывают о мастерстве германских племен в плавании и нырянии. Более всего славилось их умение плавать с оружием. Первые скоростные соревнования по плаванию были проведены в 1877 г. в Англии.
Международная федерация плавания (ФИНА) была создана в 1908 г.; в настоящее время в нее входят около 120 национальных федераций. Спортивное плавание является олимпийским видом спорта с 1896 г.; чемпионаты мира проводятся с 1973 г. (начиная с 1978 г.-каждые 4 года).
Европейская федерация плавания как континентальная федерация (ФИНА) была основана в 1927 г., в ее состав входят более 30 национальных федераций. Первенства Европы с 1926 по 1981 г. проводились раз в 4 года, а с 1981 г.-раз в 2 года. Материальное обеспечение. Места соревнований. Плавательными сооружениями считаются те бассейны, в которых нет течения и которые имеют длину 12V2, 162/3, 20, 25, 331/3 и 50 м. Плавательная дорожка должна быть шириной 2*/2 м. Она должна быть отделена от соседних дорожек хорошо видными ограничителями. Лобовые стенки должны быть вертикальными и уходить как минимум на 80 см под воду. Высота старта может находиться от 50 до 75 см над поверхностью воды. Поручни не должны далеко отстоять от стенки бассейна. На олимпийских играх, чемпионатах мира и Европы соревнования по плаванию проводятся только на 50-метровых дорожках. И рекорды мира, Европы признаются, только если они установлены на 50-метровых дорожках, отвечающих правилам ФИНА. Одежда. Для участия в международных соревнованиях, первенствах и рекордных заплывах предписывается плавательная одежда. Женщины носят цельный непрозрачный застегивающийся на плечах плавательный костюм с прямым вырезом для ног, а мужчины-прилегающие плавательные трусы, а под ними — треугольной формы плавки.
Правила. В спортивном плавании международные соревнования проводятся в вольном стиле, плавании на спине, брассе и баттерфляе. В вольном стиле выбор способа плавания свободный, однако на практике в настоящее время применяется лишь исключительно самый быстрый стиль-кроль. Кроме того, в виде отдельного соревнования проводится комплексное плавание. Оно представляет собой сочетание четырех способов плавания в следующем порядке: баттерфляй-на спине-брасс-вольный стиль, а эстафеты проводятся в таком сочетании: на спине-брасс-баттерфляй-вольный стиль. Возрастная классификация для детей и подростков базируется на календарном возрасте. В зависимости от результатов, а также если это позволяют правила, подростки могут стартовать в соревнованиях для мужчин или женщин.
Соревнования. В настоящее время на олимпийских играх проводятся следующие 26 соревнований по спортивному плаванию: вольный стиль-100, 200, 400 и 800 м (мужчины и женщины), 1500 м (только для мужчин), 4 х 100 м (мужчины и женщины), 4×200 м (только для мужчин); плавание на спине 100 и 200 м (мужчины и женщины); брасс-100 и 200 м (мужчины и женщины); баттерфляй-100 м (мужчины и женщины) и 200 м (мужчины); комплексное плавание-400 м (мужчины) и 200 м (женщины).
Дисциплины, в которых регистрируются рекорды.
Помимо олимпийских дисциплин, мировые и европейские рекорды регистрируются в плавании вольным стилем на дистанции 800 м и в эстафете 4 х 100 м (только для мужчин), на дистанции 1500 м (только для мужчин), а также в комплексном плавании на дистанции 200 м для женщин и 400 м для мужчин. Чтобы управлять развитием плавания, в дополнение к этому в национальных федерациях фиксируются отдельные рекордные достижения, например рекорды на дистанции 50 м для совершенствования спринтерских качеств. Кроме того, например, в ГЕРМАНИИ регистрируются рекорды по возрастным группам.
Судейство. Соревнования по спортивному плаванию-это соревнования на скорость. При выполнении участниками существующих правил распределение мест происходит в соответствии в тем, в каком порядке участники на финише коснулись бортика. Из всех предварительных или промежуточных заплывов и предварительных соревнований в промежуточные финалы и финалы выходят те, кто показал лучшее время.
Главный судья возглавляет судейскую коллегию и несет всю ответственность за проведение соревнований по плаванию.
Стартер вызывает участников занять стартовые места, проверяет, правильно ли они заняли стартовые позиции и дает с помощью акустического сигнала стартовую команду. Фальстарт считается в том случае, если один или несколько участников вышли из неподвижного состояния до стартовой команды. Участники возвращаются стартером назад. В известных случаях в воду опускается фальстартовый тросс, задерживающий пловцов, если они не услышали акустического сигнала. То же самое повторяется и при втором фальстарте. Третий фальстарт считается «преждевременным» стартом, при этом участники заплыва не возвращаются обратно, и по указанию судьи на финише дисквалифицируется тот пловец, который допустил этот преждевременный старт.
При сменах в эстафете существующие правила соревнований дают возможность выигрыша времени, т.к. следующий пловец должен оторвать ноги от стартовой тумбы в тот момент, когда предыдущий касается стенки бассейна. Таким образом, пловец, сменяющий предыдущего, может заранее начать подготовительные движения и свое отталкивание совместить с касанием стенки подплывающего пловца. Преждевременная смена рассматривается судейской группой как преждевременный старт и наказывается дисквалификацией.
Хронометрист измеряет время участника соревнования на отведенной ему дорожке с момента старта, данного видимым или акустическим сигналом, до проведенного в соответствии с правилами касания пловцом стенки бассейна на финише. Все шире применяется автоматическое измерение времени. В индивидуальных соревнованиях на дистанциях, превышающих 400 м, перед последними 100 м хронометрист дает акустический сигнал пловцу, время которого он засекает.
Судья на финише является членом группы, которая определяет порядок прихода участников к финишу, если отсутствует автоматический прибор. В случае необходимости он устанавливает, какой пловец допустил третий фальстарт, н поддерживает в этом вопросе технических судей или судей на поворотах при условии, что он может безошибочно оценить ситуацию со своего места. Руководитель этой группы — старший судья на финише.
Судья на повороте подчиняется старшему судье на финише. Он следит за правильным выполнением поворотов на отведенных ему дорожках. В индивидуальных соревнованиях на дистанциях, превышающих 400 м, он показывает пловцам количество оставшихся отрезков.
Технические судьи непосредственно подчиняются главному судье. Они следят за правильным выполнением соответствующего стиля плавания и помогают судьям на поворотах осуществлять их функции.
Если судьи на финише и поворотах, а также технические судьи замечают нарушение правил в той области, за которую они отвечают, то они немедленно должны подать главному судье письменное заявление об этом.
Техника. В спортивном плавании такие способы плавания, как вольный стиль, плавание на спине, брасс и баттерфляй (дельфин), в настоящее время признаны в международном масштабе и им обучают.
Вольный стиль. В настоящее время в соревнованиях по вольному стилю применяется исключительно кроль. Он является на сегодняшний день самым быстрым способом плавания как на коротких, так и на длинных отрезках, потому что в нем руки и ноги действуют наиболее эффективно. Продвижение вперед происходит постоянно за счет смены работы рук и ног. Руки действуют под водой для продвижения вперед, а противоположное движение-вынос рук вперед-происходит над водой. Движение ног вверх-вниз представляет собой малый тормозящий момент.
Положение тела. Тело выпрямлено, плечевой пояс лежит несколько выше таза, голова слегка приподнята.
Движение рук. Движение кисти под водой происходит без сильного отклонения в сторону при слегка согнутой руке. Оно заканчивается, когда рука вынимается из воды у бедер. Затем без остановки рука переносится вперед и снова включается в эффективную работу перед плечом. Руки работают в непрестанном чередовании. В то время как левая рука лежит перед плечом, правая переходит ко второй половине движения под водой. Когда левая рука тянет, правая перемахивается вперед и опускается в воду; она выпрямляется от плеча в тот момент, когда левая рука выполняет вторую часть движения под водой.
Движения ног. Ноги в ритмичном чередовании бьют по воде вверх и вниз. Движение начинается от таза и продолжается через бедро, коленный сустав, голень, голеностопный сустав вплоть до пальцев ног. При ударе вниз стопа поворачивается внутрь для повышения эффективности отталкивания. Амплитуда удара, т.е. расстояние от щиколотки до щиколотки при максимальном разведении ног, зависит от длины нижних конечностей и от ритма ударов пловца и лежит чаще всего в пределах 30-50 см.
Общее движение. Как правило, движения рук и ног координируются в шестиударном ритме, т.е. на одно полное движение руками приходится шесть ударов каждой ноги, по три удара ногой вверх и вниз.
Дыхание. Наиболее употребителен такой ритм дыхания, когда при одном полном движении руками происходит один вдох и один выдох. Если, например, дышат в левую сторону, то выдох в воду производится во время подводного движения левой руки. В конце этого движения руки голова поворачивается налево, и в то время, как левая рука перемахивается вперед, происходит короткий и мощный вдох. Пловцы, участвующие в соревнованиях, используют и другие дыхательные ритмы, например сочетание дыхания с двумя полными движениями рук или дыхание в обе стороны после 2 или 5 фаз движения руками вперед.
Историческое развитие. Способы плавания, сходные с кролем, были распространены уже в древности. С упадком плавания в Европе в средние века они полностью исчезли. Сегодняшняя техника кроля сформировалась через такие ступени развития, как плавание на боку, «рука за рукой» (движение рук в разные стороны, пронос рук над водой и разведение и скрещение ног). Выдающийся вклад в развитие плавания внес австралиец Хили, который скоординировал с движениями рук в разные стороны меняющееся движение ног, при котором он делал мощные удары по воде голенью, резко согнутой в колене. Пионерами современной техники кроля были Д. Каханамоку-пловец из Гавайи, живший в США, который в период 1912-1924 гг. добился многочисленных мировых рекордов и олимпийских медалей, и американский пловец Дж. Вайсмюллер, который поразил своими результатами мир специалистов плавания в период с 1922 по 1927 г. Среди женщин-кролисток нужно отметить датчанку Р. Хвегер, которая с 1936 г. до окончания второй мировой войны держала все рекорды для женщин в плавании вольным стилем на дистанциях от 200 м до 1 мили (1609,6 м). Позднее заставила говорить о себе австралийка Д. Фрезер, которая, в частности, стала первой женщиной в мире, перешедшей границу минуты на дистанции 100 м. В дальнейшем выдающихся успехов в плавании вольным стилем добились пловчихи из ГЕРМАНИИ. Плавание на спине обнаруживает те же преимущества, что и обычный кроль, но по скорости не совсем достигает его уровня, т.к. работа рук, проводимых в сторону от тела (что вызвано анатомическим строением плечевого пояса), не может быть эффективна для движения вперед, как при кроле.
Положение тела. Тело выпрямлено, плечевой пояс лежит несколько выше таза, голова слегка подтянута к груди.
Движение рук. К началу подводного движения, про-. двигающего тело пловца вперед, рука находится на поверхности воды в выпрямленном положении над плечом. Кисть находится в положении отталкивания. Рука начинает подтягивать; при этом она слегка согнута в локтевом суставе. В конце движения под водой рука опять почти выпрямлена. Во время всей работы в воде кисть проводится на глубине 20-30 см. Рука переносится под водой и, опускаясь в нее, начинает новую рабочую фазу. Ритм смены рук здесь отличается от кроля. В то время как одна рука совершает движение под водой, другая производит маховое движение над водой и затем погружается в воду.
Движение ног. Подобно кролю на груди, ноги совершают поочередно удары вверх и вниз. Здесь стопа по мере надобности разворачивается внутрь во время удара вверх с тем, чтобы повысить действенность отталкивания. Амплитуда движения тоже составляет 30-50 см.
Общее движение. Движения рук и ног скоординированы в шестиударном ритме, т.е. при одном полном движении рук ноги совершают по три удара вверх и вниз.
Дыхание. Т. к. рот и нос в большинстве случаев находятся над водой, то дыхание при плавании кролем на спине менее затруднено, чем при других способах плавания. Рекомендуется связывать дыхание с движением руки, а именно: движение над водой-вдох, движение под водой-выдох. Историческое развитие. Плавание на спине наверняка так же старо, как и плавание вообще. Его использовали преимущественно для отдыха на воде, как это и сейчас можно увидеть у новичков. Гутс- Мутс, выступавший за возрождение плавания, советовал начинать с плавания на спине. Отсюда позже развилось современное ударное плавание на спине, при котором обе руки одновременно проводятся в воде к бедрам и одновременно над водой возвращаются в исходное положение. Начиная с 1912 г. «пробилась» более быстрая техника кроля на спине. С этого времени лишь в 1968 г. одному европейцу опять удалось добиться золотой медали на олимпийских играх-пловцу из ГЕРМАНИИ Р. Матесу, победителю на дистанциях 100 и 200 м на спине, который неоднократно улучшал рекорды на дистанциях 100 и 200 м на спине, а затем опять одержал двойную победу на олимпийских играх 1972 г.
Брасс. Среди 4 спортивных способов плавания брасс самый медленный. Это объясняется прежде всего тормозящими моментами, возникающими при вынесении рук вперед, а также слабо выраженным подводным движением. При наиболее употребительной сейчас технике брасса господствуют «закругленные» формы движения.
Положение тела. Тело брассиста вытянуто в воде, плечи лежат горизонтально. При высоких скоростях мощные движения рук время от времени выносят вверх плечи, в результате чего происходят маховые движения вверх и вниз.
Движение рук. Из вытянутого положения руки симметрично разводятся в стороны и несколько вниз; при этом внутренние поверхности кистей, развернутые во внешнюю сторону и слегка закругленные, действуют как весла. Примерно на уровне плеч руки взмахиваются легким мощным толчком внутрь, подводятся близко к груди и широко разводятся вперед.
Движение ног. Из вытянутого положения голени одновременно и симметрично подводятся к тазу, при этом колени и пятки несколько разведены, ступни развернуты наружу и подтянуты к большой берцовой кости. Из этого положения, при котором пятки находятся на расстоянии 30-40 см от таза, производится широкий толчок разведенными ногами в сторону и внутрь. При этом особенно сильно отталкиваются голенями и подошвами ступни. В затухающей фазе движения ноги опять сводят вместе и выпрямляют.
Общее движение. При вытянутом положении тела сначала начинают движение руками. Как только руки выполнили тяговую фазу, происходит подтягивание ног. В то время как руки проводятся вперед, ноги, разведенные в стороны, производят мощный удар, сообщающий телу пловца продвижение вперед. Современное выполнение этой техники требует, чтобы один двигательный цикл с возможно меньшей паузой следовал за другим.
Дыхание. В одном двигательном цикле происходит один вдох и один выдох. В то время как руки отводятся назад, производится мощный вдох ртом. Как только начинается новая тяговая фаза, следует выдох в воду ртом и носом.
Нырятельное движение. После старта и после каждого поворота брассист имеет право в соревнованиях выполнять нырятельное движение. При этом он подводит руки к бедрам, благодаря чему он получает дополнительный продвигающий импульс; ноги начинают двигаться только после окончания рабочей фазы в движении рук.
Историческое развитие. Древние документы указывают на то, что еще давно были известны способы плавания, похожие на брасс. После того как в Центральной и Западной Европе занятия физическими упражнениями вновь пробудили интерес к плаванию, брасс занял первое место. В литературе начиная с 1538 г. до начала XX в. с точки зрения обучения он тоже рассматривается в первую очередь. Техника брасса постоянно совершенствовалась. Из первоначально очень широких движений рук сложились короткие движения, а из широкого разведения ног для толчка благодаря маху голенями-толчок разведенными ногами. Для того чтобы в брассе достичь более высоких скоростей, стало применяться плавание под водой, на более длинных отрезках, при этом нырятельные движения под водой следовали одно за другим. Эта техника была запрещена ФИНА для соревнований. Другим способом улучшить время в плавании брассом стало введение движения рук, как в баттерфляе. Но и здесь вмешалась ФИНА для того, чтобы сохранить брасс как самостоятельный способ плавания, и разделила брасс и баттерфляй.
Баттерфляй. Плавание баттерфляем в настоящее время выполняется с помощью порхающих над водой рук одновременно с движениями ног и корпуса, которые обозначаются как движения дельфина, поскольку напоминают движения хвостовых плавников дельфина. Плавание баттерфляем с движением дельфина стало вторым по скорости способом плавания.
Положение тела. В баттерфляе выпрямленное положение тела не так сильно выражено, как в других способах плавания, т. к. исходящее от туловища движение нижних конечностей связано с более или менее выраженной волной тела.
Движение рук. К началу подводного движения обе руки находятся впереди плеч; они подводятся под туловище одновременно. После того как кисти обеих рук выносятся из воды в сторону от бедер, руки как можно более напряженно вновь выводятся вперед до очередного погружения.
Движение дельфина. В данном случае речь идет о движении туловища и ног. Оно выполняется одновременно обеими частями тела в вертикальной плоскости, причем бедра ^ктивно участвуют в движении. Движение дельфина начинается в поясничной части и переносится на ноги. Для увеличения силы отталкивания при ударе вниз стопы повернуты внутрь, а при ударе вверх опять становятся продолжением голени.
Общее движение. За относительно короткое время развития способа баттерфляй с движением дельфина возникли различные виды координации. Наиболее часто употребляется такой, при котором на одно полное движение рук приходятся два дель- финных удара.
Дыхание. При плавании дельфином рот и нос находятся в воде дольше, чем при других способах плавания. Поэтому необходимое обеспечение организма кислородом происходит лишь за счет филигранной техники дыхания. Обычно за один полный двигательный цикл происходит один вдох и один выдох. Выдох начинается после того, как голова при вынесении рук вперед опускается в воду; кончается он тогда, когда руки находятся ниже плеч. Во второй фазе подводного движения производится вдох. Часто участник соревнований соединяет два или более двигательных цикла с одним дыхательным циклом.
Историческое развитие. Как самостоятельный способ плавания баттерфляй был введен на международной арене лишь в 1953 г. До этого он считался разновидностью брасса. Он имел с ним одинаковое движение ногами, в то время как обе руки одновременно подтягивались к бедрам, а затем перекидывались над водой для нового погружения в воду. Эта новая техника брасса пришла в Европу примерно в 1933 г.; ее ввели американские пловцы. Применяемый первоначально лишь на отдельных отрезках дистанции 200 м брассом, способ баттерфляй стал использоваться затем на протяжении всей дистанции. В 1949 г. ФИНА приняла решение исключить из правил соревнований смешанное плавание (баттер- фляй-брасс). Перенятое из брасса движение ногами оказалось нецелесообразным и было заменено синхронным (одновременным) движением ног вверх-вниз (дельфин). Первые крупные международные соревнования, проводившиеся по измененным правилам ФИНА, состоялись на первенстве Европы 1954 г. в Турине.
Старт. Каждое соревнование по плаванию начинается стартовым прыжком со стартовой тумбы или-в плавании на спине-из воды. Стартовая тумба возвышается над поверхностью воды на 50-75 см; в плавании на спине пловец держится руками за стартовые поручни, а ноги его слегка разведены и упираются в стенку под поверхностью воды.
Стартовый прыжок. На стартовой тумбе ноги стартующего находятся на ширине плеч, пальцы ног захватывают передний кант тумбы, тазобедренный, коленный и голеностопный суставы согнуты. Руки слегка отведены назад и вверх. Пловец слегка поднимает голову, чтобы видеть перед собой дорожку. Несколько иная исходная позиция принимается при выполнении старта с захватом. В этом случае руки обхватывают передний край стартовой тумбы.
После стартовой команды выполняется прыжок, который сопровождается догоняющими движениями рук. После отталкивания тело в воздухе выпрямляется и входит в воду под малым углом. Во время фазы полета, входа в воду и скольжения под водой голова должна находиться между руками. По пологой кривой пловец выводит свое тело на поверхность, и, когда скорость скольжения, полученная от стартового прыжка, почти приближается к его максимальной скорости плавания, пловец начинает активные плавательные движения. Старт на спине. При стартовой команде пловец отталкивается от стенки бассейна, при этом он взмахивает руками в стороны от тела над головой по направлению прыжка. Тело летит по пологой кривой над поверхностью воды, входит в воду и после фазы скольжения вновь выводится на поверхность воды. Затем, как и при других способах плавания, начинаются плавательные движения. Повороты. Соревнования по плаванию проводятся в бассейнах, имеющих, как правило, длину не более 50 м. Т.к. соревнования в основном проводятся на более длинных дистанциях, то почти на каждом соревновании пловцы должны менять направление плавания на 180° один или несколько раз. При этом в зависимости от способа плавания и в соответствии с правилами они касаются стенки двумя или одной рукой или какой-либо частью тела и после поворота отталкиваются от нее ногами. Между касанием и отталкиванием они могут выполнять любое движение и поворот. В процессе развития спортивного плавания для выполнения этого комплекса движений были разработаны разные способы, которые в значительной степени зависели от изменений в конструкции бассейнов (бассейны мелкие с одной стороны или полностью глубокие бассейны, границы в виде палок и пр.), от поисков рациональных движений и точных правил соревнований. Так, когда-то были известны повороты, при которых вставали и поворачивали палку; сейчас они практически не применяются.
Систематика..Повороты, наиболее часто применяемые в спортивном плавании, различаются в соответствии с двумя основными признаками: принадлежностью к какому-либо способу плавания и направлением и глубиной, на которой выполняется поворот.
В соответствии с этим в отдельных способах плавания различают: а) высокий поворот: пловец приподнимается, он может сделать вдох во время поворота; б) плоский поворот: пловец поворачивает голову и тело в плоскости поверхности воды, он может во время поворота сделать вдох; в) глубокий поворот: головой и телом пловец ныряет вперед или назад, он должен сделать вдох до выполнения поворота.
При поворотах в плавании на спине достаточно коснуться стенки одной рукой, в брассе и баттерфляе-обеими руками одновременно и на одной высоте, в вольном стиле возможно касание стенки любой частью тела. После поворота пловец начинает активные плавательные движения, как только скорость скольжения, полученная при отталкивании, снизится до скорости плавания. В брассе после поворота можно выполнить одно плавательное движение.
Подготовка и тренировка. Постоянный рост результатов во всех плавательных дисциплинах предполагает планомерную и систематическую тренировку начиная с детского возраста. Пловец получает подготовку во всех четырех способах плавания. При этом оказалось, что лучше всего начинать с обучения движению ног в данном способе плавания, а затем — движению рук, общему движению и дыханию. Особое значение на всех этапах подготовки надо придавать дыханию. В большинстве случаев ошибки при дыхании вызывают другие технические ошибки. Для отдельного обучения движению ног применяют доску из пенопласта: размеры доски-220 мм х 280 мм х 40 мм. Такая же доска или воздухонепроницаемые резиновые полоски могут использоваться для отдельного обучения движению рук.
В течение годичной тренировки наряду с плавательной тренировкой проводится целенаправленная атлетическая подготовка на суше.
В зависимости от тренировочной концепции, годичного плана тренировки и содержания соответствующего тренировочного периода в спортивном плавании применяются все известные тренировочные методы. Для развития быстроты используются повторный метод и интервальный метод на коротких отрезках с относительно непродолжительными периодами отдыха. Для развития основной выносливости служит преимущественно метод на выносливость, переменный и интервальный методы с увеличивающимися по длине отрезками. Специальная выносливость развивается в основном с помощью интервального метода на более коротких отрезках, с помощью серийной интервальной тренировки, а также соревновательного и контрольного методов. В тренировке пловца находят применение многообразные организационные формы в зависимости от задач соответствующего тренировочного занятия и наличия воды. При групповой тренировке особенно оправдывает себя плавание поперек бассейна или плавание «по образцу» (групповой старт). Тренер при этом хорошо видит всех, а тренировка носит характер соревнований. Целесообразной организационной формой оказалась и «бегущая дорожка» («упражнение в потоке»). Эта форма применяется преимущественно в тех случаях, когда в распоряжении находится небольшая тренировочная площадь. При этом тренер должен следить за тем, чтобы спортсмены плыли «в свою силу» для того, чтобы по возможности избежать «однотонности» движения дорожки.
Массовое плавание. Организованное пребывание в воде, при котором разносторонне применяются игровые и соревновательные формы из всех областей плавания, игры, ныряния и прыжки, обозначается как «массовое плавание». Здесь на первом плане стоят: общее повышение работоспособности, жизнерадостности и отдых, повышение сопротивляемости за счет влияния солнца, воздуха и воды. Соревнования в массовом спорте старше, чем нынешние спортивные дисциплины. Они почти не ограничиваются предписаниями. Творческой силе и находчивости, включая систему проведения и способы судейства, предоставляется полная свобода. Материальное обеспечение. Приморские и речные пляжи, крытые бассейны, малые бассейны, вспомогательные возможности для плавания и купания, бассейны в школах, жилых кварталах и на предприятиях создают хорошие предпосылки для обучения плаванию и распространения массового и спортивного плавания.
Тренировочные снаряды. В массовом плавании можно достичь большого воздействия малыми затратами. При особых требованиях необходимы специальные снаряды для ныряния (пластиковые тарелки, конусообразные доски), мячи, так называемый «большой мяч», секундомер и рулетка. С помощью собственных сил и имеющегося подручного материала можно создавать снаряды для увлекательных упражнений.
Правила. В области массового плавания нет строгих правил соревнований. В соответствии с составом и уровнем подготовленности участников берут правила из других специальных областей для сравнения результатов и варьируют их. Особенно популярны многоборья, которые состоят из различных комплексов упражнений и сравниваются при судействе по системе очков.
Ныряние по дистанции. Незначительное высовывание отдельных частей тела, за исключением лица, допускается. Самая длинная дистанция составляет 50 м. Измеряется расстояние от стартовой тумбы до места появления лица на поверхности воды. Для того чтобы повысить безопасность спортсменов в нырянии, на дистанции требуется оснастить ныряющего хорошо видимым плавательным предметом, плавающим на поверхности воды, с которым он соединяется веревкой.
Ныряние за тарелками. На дне раскладываются 20 тарелок. Соревнующийся собирает возможно большее число тарелок и поднимает их наверх, не выныривая во время поисков. При равном количестве решает время.
Ныряние за кеглями. На дне лежит снабженная свинцовой приставкой доска, на которой с помощью крюков с замками укреплены деревянные кегли. Ныряльщик имеет задание снять с крюков кегли. Когда все девять кеглей сняты, он поднимает кегельную доску на поверхность воды. Судейство ведется по системе очков.
Прыжки на дальность. После прыжка со старта соревнующийся старается проскользить по воде как можно дальше. Запрещается любая помощь в продвижении вперед. Лицо остается в воде. Измеряют расстояние от стартовой стенки до кончиков пальцев при выныривании лица. При равном расстоянии решает время.
Ватерпольное троеборье состоит из 50-метрового дриблинга (плавание кролем с продвижением мяча вперед перед головой), броска на дальность и броска в цель. Судейство проводится по очкам. Разное. К массовому плаванию относятся также многие формы представлений и показательных выступлений, целый ряд игр и увеселений на снарядах и со снарядами, которые пользуются успехом у зрителей. Среди прочих сюда относятся игры «шибебалль» и «пашбол», в которых две партии пытаются пробить или протолкнуть в ворота противника мяч, объем которого составляет 1,50 м и более.
Техника. Технических требований в массовом плавании очень немного. Основными требованиями являются: предотвращение опасностей, быстрое понимание и применение физиологических эффектов, возможность испытать радость и азарт. В связи с этим из всех областей спортивного плавания могут быть взяты и использованы простые формы упражнений.
Формы упражнений. Здесь следует упомянуть о богатстве форм и многообразии упражнений. Спортивное плавание бывает представлено соревнованиями на коротких дистанциях всеми способами плавания, при этом возможно расширение этого арсенала с помощью плавания на боку, плавания «по-собачьи» и комбинаций всех видов. Из фигурного плавания можно заимствовать плавание «по-собачьи» вперед головой и вперед ногами, плавание с поднятой ногой и т. д. Существует много вариантов плавания с мячом.
Плавание с препятствием предоставляет множество возможностей для организации: плавание через резиновые камеры и буи с переворотом вперед или назад, с лазанием, нырянием и прочим, плавание «с ложечкой для яиц», плавание с зонтом, плавание со связанными руками или ногами.
Нырятельные упражнения. К ним относятся: ныряние по дистанции, ныряние за тарелками, ныряние за кеглями и прыжки головой вниз. Подготовка и тренировка. Тренировочное занятие должно быть радостным и создавать компенсацию профессиональной деятельности, сообщать чувство уверенности в воде и способствовать сохранению здоровья. Богатство форм из всех областей упражнений обеспечивает разнообразную и занимательную организацию. Плавание, ныряние, прыжки и игры должны предусматриваться в каждом занятии.
Руководитель не должен увеличивать количество занимающихся в группах массового плавания свыше 12-15 человек, с тем чтобы был постоянный и всеобъемлющий контроль. Следует соблюдать общие правила купания. Если нет возможности использовать общественные бассейны, то следует выбирать известные, безопасные и соответствующие гигиеническим требованиям водоемы. Для обеспечения безопасности требуется присутствие спасателя.
Обучение плаванию. Первый этап. С помощью различных упражнений обучающийся должен ознакомиться со свойствами воды; он должен узнать раздражители в виде холода и давления воды и научиться продвигаться в воде. В конце первого этапа обучающийся должен уверенно чувствовать себя в воде и уметь плавать. Это означает, что он должен двигаться в мелкой и глубокой воде, без страха прыгать в глубокую воду, ориентироваться там и с помощью движений рук и ног при достаточно регулярном дыхании проплывать определенные отрезки. Цель первого этапа, выходящая за рамки известного до сих пор «освоения в воде», требует изучения следующих пяти основных плавательных навыков.
Ныряние. Цель заключается в том, чтобы уверенно ориентироваться и двигаться в воде с открытыми глазами; при этом новички должны научиться противодействовать воздействию воды и сдерживать защитный рефлекс глазного века.
Прыжки. Необходимо достичь того, чтобы обучающийся прыгал в глубокую воду с высоты как минимум 1 м и выполнял прыжок вниз головой с бортика бассейна. После прыжка в воду сопротивление воды особенно ощутимо.
Скольжение. Новички должны уметь после мощного отталкивания скользить по поверхности воды на груди или на спине 3-4 м. Овладение этим навыком представляет собой важнейший шаг от новичка к пловцу. После ознакомления со статическим действием (плавание без движения) занимающийся должен прочувствовать динамическое действие; при этом воздействие воды из-за отталкивания усиливается.
Продвижение. Освоение этого основного навыка наиболее отчетливо показывает, что на первом этапе обучения следует стремиться к значительно более разносторонней подготовке, чем при прежнем обычном освоении в воде. В данном случае цель состоит в следующем: с помощью рук и ног при регулярном дыхании проплывать определенные отрезки, при этом к качеству движений не предъявляется никаких требований.
Дыхание. Конечная цель при освоении этого основного навыка состоит в том, чтобы уметь в регулярной последовательности производить выдох в воду и вдох над водой, чтобы постоянно обеспечивать организм кислородом.
Методы. Суть заключается в том, чтобы освоить навсегда вышеназванные пять основных качеств в кратчайший срок. Учебный процесс в плавании никоим образом не отличается от общего моторного учебного процесса, т.е. 3 фазы обучения — общая координация, тонкая координация и стабилизация движений — должны быть освоены с помощью методов демонстрации, упражнения с объяснением и исправлением ошибок. При комплексном развитии пяти основных качеств необходимо учитывать дидактические принципы (прежде всего планомерность, систематичность, доступность и закрепление).
Дошкольное плавание — это первый этап основополагающей подготовки в форме групповых занятий с 5- и 6-летними детьми.
Наибольшее значение дошкольного плавания заключается в обеспечении личной безопасности в воде; чем раньше дети научатся уверенно двигаться и держаться в воде, тем меньше опасность того, что они могут утонуть.
Кроме того, врачи и педагоги единодушно утверждают, что плавание в раннем детском возрасте благоприятно сказывается на общем развитии детей; оно закаляет, предотвращает нарушения осанки и помогает уменьшить уже имеющиеся нарушения. Оно облегчает преодоление психических отклонений, таких, как чрезмерная застенчивость, нервозность, бессонница, и обладает сильным воспитательным воздействием (воспитание мужества, умения вести себя в коллективе, формирование гигиенических привычек).
Методы и средства. В дошкольном плавании первый этап основополагающей подготовки проводится с помощью разнообразных физических упражнений, помогающих целенаправленному освоению навыков. Занятия могут вести преподаватели спорта, инструкторы и воспитательницы детских садов; основное условие заключается в том, чтобы обучающий владел необходимым педагогическим мастерством и сам свободно плавал.
Как раз в дошкольном возрасте очень важно разнообразить занятия с помощью вспомогательных снарядов. Вспомогательные снаряды дают возможность занимающимся испытать радость от занятий и в зависимости от конкретных задач способствуют повышению интенсивности занятий, а также помогают преподавателям лучше следить за учащимися во время групповых занятий. Использующиеся в плавании вспомогательные снаряды, такие, как палки и доски для скольжения, плавательные перекладины, предметы для ныряния и мелкие плавающие игрушки, не следует заменять закрепляющимися на туловище предметами, помогающими в продвижении (поплавки, надувные подушки и т.д.), так как они вводят в заблуждение новичка относительно истинного поведения тела в воде.
При групповых занятиях большое значение следует придавать организационным формам. Испытанными формами при обучении пяти основным навыкам являются ряд, линия, круг, упражнение с партнером, в группе с захватом рук и без него. Необходимо организовать преподавание, и прежде всего первые занятия, таким образом, чтобы дети всегда находились вблизи предметов, ограничивающих площадь занятий.
Материальное обеспечение. Наиболее подходящим является бассейн, в котором глубина возрастает постепенно (примерно с 60 см до 1м 20 см); однако вполне можно использовать и более глубокие бассейны, такие, например, как крытые бассейны массового пользования.
Температура воды должна быть от 26 до 28° С. В дошкольном возрасте первый этап основополагающей подготовки должен проводиться в форме курсов, т. к. здесь достигаются лучшие успехи и подготовку можно вести также в летние месяцы во время каникул.
Плавание детей младшего возраста. Т. к. преподавание плавания детям в возрасте от 9 месяцев до 3 лет требует помощника для каждого ребенка, оно сопряжено с большими затратами и естественным риском.
Второй этап. На основе разносторонней подготовки на первом этапе основная задача второго этапа состоит в том, чтобы обучить занимающихся всем 3 способам плавания. 2 способа плавания изучаются в общих чертах, а 2-досконально; основываясь на этом, начинают тренировку. Кроме того, необходимо изучить стартовый прыжок, старт на спине и высокие повороты. Важным здесь является комплексное обучение двигательным навыкам и комплексное развитие двигательных качеств. Начальный способ плавания. В основополагающей подготовке детей (в особенности дошкольного и младшего школьного возраста) оказалось целесообразным начинать со способов плавания, где происходят попеременные удары. Чередующимися движениями дети в раннем возрасте овладевают легче, чем синхронными. Благодаря изучению способов плавания с попеременными движениями одновременно закладываются основы для нескольких способов плавания (вольного стиля, кроль на спине, баттерфляй) и таким образом широко осуществляется принцип разносторонности; способы плавания с попеременными движениями имеют большое значение в борьбе с нарушениями осанки, т.к. благодаря чередующейся работе мышц спины и груди повышается подвижность позвоночного столба.
В качестве организационных форм на втором этапе применяются: плавание поперек бассейна (прежде всего на первых занятиях, когда обучающийся еще недостаточно хорошо владеет двигательными навыками), упражнения по образцам, занятия в потоке и плавание по одной дорожке.