Физкультура для всех: для детей и взрослых

Физкультура для всех:
для детей и взрослых


гимнастические упражнения, оздоровительная и лечебная физкультура
Физкультура для всех: для детей и взрослых

Планерный спорт

Рубрика: Виды спорта

В современном авиаспорте осуществилась давняя мечта человечества: покорение воздушного прост­ранства. Благодаря экскурсу в историю можно легко проследить разницу в развитии авиаспорта, транспортной авиации и военной авиации. В сов­ременный авиаспорт входят следующие виды: пла­нерный спорт, самолетный спорт, парашютный спорт и авиамодельный спорт. В ряде странах авиаспортом занимаются в кружках, авиа­ционных клубах, аэроклубах, секциях и т.д. Меж­дународная авиационная федерация (ФАИ) была об­разована в 1905 г. В настоящее время в ФАИ вхо­дит более 70 стран. Каждые два года ФАИ про­водит чемпионаты мира по различным дисципли­нам авиаспорта (по планерному с 1948 г., по само­летному спорту с 1960 г., по парашютному спорту с 1951 г.).Планерный спорт

Для занятий планеризмом необходимы муже­ство, решительность, хорошая реакция, выдержка. Необходимо пройти медицинскую комиссию, кото­рая дает заключение о допуске к полетам. Спорт­смен-планерист должен обладать обширными зна­ниями в области теории авиации, аэродинамики, метеорологии, навигации, должен уметь прыгать с парашютом, знать основы самолетовождения и технического обслуживания самолетов.

Историческое развитие. Немецкий инженер О. Ли­лиенталь первым сконструировал летательный ап­парат тяжелее воздуха, благодаря которому он со­вершал парящие полеты на расстояние до 500 м. В 1896 г. Лилиенталь погиб во время полета. По­следователями О. Лилиенталя стали в Великобрита­нии инж. П. Пилчер, в США инж. О. Шанют и братья О. и У. Райт, в России С. П. Доброволь­ский, который в 1913 г. совершил парящие полеты на планере-биплане с рулевым управлением.

После первой мировой войны планеризмом зани­мались в основном в Германии и в России. В 1925 г. впервые состоялись соревнования между немец­кими и советскими планеристами. После этих со­ревнований планеризм нашел признание и уважение во всем мире.

Материальное обеспечение. Планеры изготовляются из дерева, легкого металла и искусственных мате­риалов (фюзеляж из стальных трубок, а крылья из дерева). Последние модели планеров изготавли­ваются преимущественно из искусственных мате­риалов. Система управления планером состоит из руля направления (управление этим рулем осуществляется путем нажима ногой на педаль), ру­ля высоты, руля поворотов (управление этими ру­лями осуществляется путем отклонения ручек).

В зависимости от цели использования разли­чаются учебные планеры, планеры для парящих по­летов, планеры для сложного пилотажа или для акробатического пилотажа. Наиболее распростра­нены одноместные и двухместные планеры, сущест­вуют также трехместные планеры. Для участия в чемпионатах мира допускаются два класса плане­ров: стандартные планеры и планеры «открытого» класса. Звание чемпиона мира оспаривается в каж­дом классе. Стандартные планеры представляют собой довольно дешевые конструкции с высокой прочностью и простым техническим обслужива­нием. К планерам этого класса предъявляются сле­дующие требования: величина размаха крыльев не более 15 м, на крыльях не должно быть никаких клапанов или других вспомогательных средств для изменения профиля крыла, планер должен быть оборудован тормозами для пикирующего полета, но не тормозным парашютом, запрещается исполь­зование балласта и вспомогательных моторов для взлета. Для планеров, выступающих в «открытом» классе, нет таких ограничений.

В последние годы появился новый вид планера — планер с мотором. Имеется в виду планер со вспо­могательным мотором, который используется только во время старта. ФАИ допускает такие пла­неры к участию в соревнованиях. А последнее вре­мя ФАИ проводит соревнования специально для данного вида планеров и признает рекорды, установленные на данном виде планеров.

Правила соревнований по планеризму. Дисциплины, которые выносятся на соревнования по планерному спорту, зависят от погодных условий. Соревнования и рекордные дисциплины. К наиболее распространенным дисциплинам в соревнованиях по планерному спорту относятся: полеты на даль­ность, полеты с посадкой в заранее намеченном ме­сте, скорость полета в заранее намеченный пункт с возвращением к месту старта, полеты на скорость по треугольному маршруту. В последнее время по­леты на скорость по треугольному маршруту при­обретают все большую популярность, особенно по­леты на 100, 300 и 500 км.

ФАИ и национальные федерации авиаспорта вы­носят на соревнования следующие дисциплины: по­леты на дальность по прямой, полеты с посадкой в заранее намеченном пункте, полеты в заранее на­меченный пункт с возвращением к месту старта, выигрыш относительной высоты (высота с места отцепления до набранной высоты), выигрыш абсо­лютной высоты (от уровня нулевой отметки до на­бранной высоты), полеты на скорость по 100-кило- метровому треугольнику, по 300-километровому треугольнику и по 500-километровому треугольни­ку. Рекорды устанавливаются в полетах на ско­рость по прямой на 100, 200, 300 и 500 км.

По классификации ФАИ рекорды, установленные на планерах, относятся к классу Д: одноместные планеры-класс Д-I, двухместные планеры-класс Д-Н (для мужчин и женщин одинаково).

Система допуска к полетам на планере. В отдельных странах система допуска к полетам на планере различна.

Во время обучения будущие планеристы должны сдать три экзамена; и лишь после этого они могут получить допуск к полетам. Могут быть проведены и дополнительные специальные экзамены. Для по­лучения значка спортсмена-планериста необходимо выполнить требования, установленные ФАИ. В ФАИ находятся списки всех планеристов, полу­чивших золотой значок с тремя бриллиантами. Техника. Под техникой в планеризме понимают виды старта и технику полета.

Виды старта. Классическим видом старта является запуск планера с применением амортизатора (старт с откоса). Распространены также старты с по­мощью мотолебедки и буксировки самолетом. Старт с применением амортизатора. Для захвата крюка планера к амортизатору прикрепляется коль­цо из мягкой стали. Существуют амортизаторы для растягивания в один и в два конца. На амортизато­ре, предназначенном для растягивания в два конца, кольцо закрепляется в середине амортизатора, и концы его растягиваются под углом в 30°. Натя­гивает амортизатор группа в количестве из 2-3 че­ловек при запуске планера в один конец и 8-10 че­ловек при запуске планера в два конца.

Старт с помощью лебедки. Старт с помощью само­ходной лебедки является наиболее распростра­ненным. Стальной трос лебедки длиной около 1000 м натягивается на специальные барабаны. С помощью лебедки можно поднять планер на вы­соту до 400 м. После отцепки троса от планера при взлете трос опускается на землю с помощью ма­ленького парашюта.

Буксировка за самолетом. Буксировка за самоле­том-наиболее удобный вид старта для планерок Буксировка производится с помощью стальн тросов, пеньковых канатов и тросов из синтети ских материалов. Пилот планера может отцепить от самолета на любой удобной для него высоте; в подходящем потоке воздуха.

Самостоятельный старт. Планеры, оснащенные вспомогательными моторами, стартуют самостоятельно.

Техника полета. Обычно безмоторный планер вздев тает и набирает высоту очень быстро. Для паряцего полета планерист должен отыскать восходящие поток воздуха, который препятствует потере вы-г соты и способствует ее набору. К восходящим потокам воздуха относятся потоки обтекания и тер-1 мические потоки.

Полеты в потоках обтекания. Для полетов над склонами планеристы используют потоки обтекании которые образуются у склона вследствие обтеканищ его ветром. В процессе таких полетов планеристы Ж достигают высоты около 1000 м.

Парящие полеты в термических потоках и с облтод ми. Парящим полетом называется полет на планереж в восходящих потоках воздуха без потери высоты или с ее набором, при котором продолжительного парения в воздухе вдвое превышает среднее времяж планирования с данной высоты после отцепки.»

Отцепка планера от самолета-буксировщика производится в устойчивом восходящем потоке. Восходящие потоки воздуха являются следствием нераввномерного нагревания поверхности земли лучами солнца. Восходящие потоки возникают над незатемненными песчаными равнинами, над колосящи-w мися полями, над скалами и т. д. Они нагреваются быстрее, чем вода, лес и луга. Массы нагретого  воздуха устремляются вверх. В верхних, более хо­лодных слоях атмосферы теплые массы воздуха конденсируются и образуют кучевые облака. Эти потоки воздуха под кучевыми облаками и исполь­зуют планеристы. Опытные планеристы, перелетая от облака к облаку, совершают полеты на очень большие расстояния. В настоящее время мировой рекорд дальности полета на планере составляет 1500 км. Мощные восходящие потоки образуются перед грозой. Массы холодного воздуха вклишн ваются в массы теплого воздуха и вытесняют их вверх. Но во время грозы осуществлять парящие полеты на планере опасно.


Leave a Reply

You must be logged in to post a comment.