Физкультура для всех: для детей и взрослых

Физкультура для всех:
для детей и взрослых


гимнастические упражнения, оздоровительная и лечебная физкультура
Физкультура для всех: для детей и взрослых

Подвижные игры как средство ЛФК

Рубрика: Методики и упражнения лечебной физкультуры

Как средство лечебной физической культуры за­нимают особое место как в физическом воспитании ребенка, так и в лечении, обеспечивая комплексное воздействие на его организм и вы­сокую эмоциональность. Игра — специфический вид детской деятель­ности, а подвижная игра является сознательной детской деятель­ностью, направленной на достижение поставленной цели, причем способ ее достижения играет подчиненную роль. Содержание под­вижных игр составляют разнообразные виды движений: бег, прыжки, метания, лазание и т. д. Структуру подвижной игры и взаимодействие играющих определяют и регулируют правила игры. Особенности под­вижной игры по сравнению с другими средствами лечебной физкуль­туры определяются их эмоциональной насыщенностью, много­образием моментов веселой неожиданности, способствующих положи­тельному эмоциональному настрою. На положительном эмоциональ­ном фоне значительно увеличиваются функциональные резервные возможности организма, обеспечивая оптимальные условия для сонастроенности различных систем и их тренировки. Двигательная дея­тельность ребенка в игре вовлекает в работу разнообразные мышцы, способствуя рассеянной мышечной нагрузке и предупреждая утомле­ние. Использование подвижных игр в Лечебной физической культуре (ЛФК) предъ­являет к их подбору определенные требования: возможности регулиро­вания физической нагрузки, управления физиологическими сдвигами, связанными с эмоциональной окраской игровой деятельности, разви­тия двигательных навыков и качеств, а также решения определенных лечебных задач. Физическая нагрузка во время подвижной игры опре­деляется особенностями самой игры и ролью ребенка в ней. По уров­ню общей физической нагрузки все подвижные игры можно условно разделить на три группы.

Игры малой подвижности (игры на месте, проводимые в исходных положениях сидя, полулежа, лежа, реже стоя). Сюжет таких игр прост, движения элементарны и хорошо знакомы всем участникам игры. Вы­полнение ролей проводится в спокойной обстановке. Для ребят ранне­го и дошкольного возраста ролевые подвижные игры с малой нагруз­кой могут заменяться имитационными физическими упражнениями с небольшим числом повторений. Примером игр малой подвижности с физической нагрузкой ниже средней могут быть у ребят раннего воз­раста потешки типа «сорока-ворона кашу варила, гостей угощала…» или «мальчик с пальчик», в дошкольном возрасте — элементы школы мяча, имитационные игровые упражнения, в школьном возрасте игра с мячом, игра «съедобное-несъедобное» и т. п.

Игры средней подвижности применяются как самостоятельно во время бодрствования, так и в составе занятий лечебной физкультуры, обычно в конце основной его части. Двигательная деятельность в этих играх проявляется движениями туловища, конечностей, бросками, ла­занием, ходьбой; прыжки ограничиваются, бег не используется. К та­ким играм относится «защита крепости», «хитрая лиса», «наседка и цыплята» и т. д. Общая физическая нагрузка в играх средней под­вижности увеличивается до средней интенсивности. В раннем возрасте примером игр средней подвижности могут быть игры типа «догоню- догоню», в школьном возрасте — «зоопарк». При этой игре мальчики и девочки изо­бражают соответствующими движениями роль избранного ими живот­ного, а водящий старается угадать, кого именно, переходя от «клетки» к «клетке». У ребят старшего возраста при восстановлении адаптации к нагрузке в качестве игр со средней подвижностью могут использо­ваться и такие, в которые включаются короткие перебежки, например «займи свой дом», «третий лишний».

Игры большой подвижности сопровождаются физической нагруз­кой средней и выше средней интенсивности. Они широко используют­ся на общем двигательном режиме больниц и в санаториях, а также в составе занятий лечебной физкультурой в поликлиниках. К ним от­носятся широко известные ребятам «пятнашки», или «салки», «кошки- мышки», «лапта», «чижик», «горелки», «казаки-разбойники» и др.

Эмоции, возникающие у ребят во время подвижных игр, зависят не только от подбора игры, обстановки, в которой она проводится, но и от роли, выполняемой ребенком, и успеха в ее реализации. Поэтому распределение ролей должно соответствовать принципу доступности, соответствия возможностям больного ребенка. Разнообразие под­вижных игр, широкая возможность их варьирования создают пре­красные условия для целенаправленного формирования и тренировки двигательных навыков и качеств, а также для решения частных, спе­циальных лечебных задач. Например, при необходимости увеличения подвижности позвоночника используется вариант игры в «пятнашки» «висячие пятнашки», когда нельзя осаливать ребенка, находяще­гося в положении чистого или смешанного виса на гимнастической стенке, или игра в «футбол», при которой все игроки и вратарь нахо­дятся на четвереньках.

Все подвижные игры подразделяются и по другим признакам (кроме приблизительного объема физической нагрузки). Так, целесо­образно их деление по признаку преобладающего основного движе­ния — ходьбы, бега, прыжков, лазания, метания [Кильпио Н. Н., Осо- кина Т. И., 1973]. По содержанию и организации двигательной деятельности игры разделяются на подвижные с правилами (сюжетные и несюжетные) и со спортивными элементами (баскетбол, волейбол, городки, настольный теннис и т. д.). Сюжетные подвижные игры свя­заны с условным изображением знакомых для ребенка образов и дей­ствий: часики, автомобили, кошки и мышки, воробьи, охотник и лиса и т. п., прогулка в лесу, переход через болото, стирка белья. Несю­жетные подвижные игры содержат двигательное задание; их цель: бы­стрее перестроиться, догнать одного из играющих, собрать мячи, передать эстафету. К несюжетным играм относятся и игры-забавы, по­тешки для ребят раннего возраста, например «коза рогатая», «догоню- догоню». Элементы спортивных игр используются в Лечебной физической культуре (ЛФК) на поликлиническом и санаторном этапах реабилитации, предъявляя значительные требования к организму играющих, они предоставляют широкие возможности для восстановления адаптации к возрастающей физической нагрузке и тренировки двигательных на­выков. Нагрузка в этих играх выше среднего уровня, а ограничение длительности игр, введение дополнительных правил, изменение разме­ров площадки применяются для исключения максимальных, пре­дельных физических и эмоциональных нагрузок.

Более детальная группировка подвижных игр по уровню психоло­гической нагрузки предложена В. Л. Страковской [Страковская В. Л.,1978]. Игры 1-й группы (по этой классификации) характеризуются не­значительной нагрузкой и назначаются, как правило, в период по­стельного и полупостельного режимов. Например, игра для ребят до­школьного возраста под названием «филин».

По команде «День!» мальчики и девочки, сидящие полукругом, медленно повора­чивают головы вправо и влево. По команде «Ночь!» «взмахивают крыльями», т. е. поднимают через стороны вверх руки, а опуская их вниз, произносят звуки, напоминающие ухание филина: «у-у-ххх».

Для ребят младшего и среднего школьного возраста к играм с ми­нимальной нагрузкой относятся «серсо», «бильбоке» и им подобные, а также несложные по сюжету игры на месте. Приводим описание одной из них.

«Колечко». Мальчики и девочки сидят кружком, держа в вытянутых руках верев­ку, продетую в маленькое колечко, свободно прячущееся в зажатом кулаке ребенка. Концы веревки связаны. Играющие передвигают кисти рук по веревке, стараясь незаметно для водящего передать колечко, скользящее по веревке, из рук в руки. Водящий, который стоит или си­дит в центре круга, должен заметить, кто из играющих в данный мо­мент держит кольцо в руке, и успеть накрыть эту руку своей. Ребенок, у которого найдено колечко, становится водящим.

Игры 2-й группы объединяют различные по характеру подвижные игры с умеренной психофизической нагрузкой. Они могут проводиться малогрупповым и групповым способом и включаться в различные формы лечебной физкультуры в тех случаях, когда задачами лечения предусматривается общая физическая нагрузка ниже средней интенсив­ности. Примером таких игр может служить игра под названием «Ма­шины и пешеходы», играя в которую мальчики и девочки делятся на две команды. Одна из них — «пешеходы» — идет по сигналу водящего — «милицио­нера» — через перекресток, другая команда — «машины» — в это время стоит. Как только сигнал «милиционера» меняется, «пешеходы» дол­жны остановиться, а «машины» двигаться. К 3-й группе игр относятся подвижные игры с нагрузкой тонизирующего характера. Они назна­чаются преимущественно в периоде выздоровления или остаточных явлений, когда в соответствии с лечебными целями требуется нагрузка средней интенсивности. В тех случаях, когда она должна быть выше средней интенсивности либо субмаксимального характера подбирают­ся игры 4-й группы — тренирующие.

Включение подвижных игр в содержание занятий и в другие формы лечебной физкультуры предъявляет определенные требования к врачу и инструктору в их подборе и соблюдении некоторых мето­дических приемов. К ним относится соответствие характера игры возрасту ребят. Так, в раннем и дошкольном возрасте не приме­няется деление на команды и группы, основное значение приобретает подражание определенным действиям или образам, правила должны быть простыми, порядок и очередность действий — ясными для играю­щих. В старшем возрасте сложность игр возрастает, ролевой, сю­жетный рисунок имеет меньшее значение, правила постепенно услож­няются, большей становится роль личной инициативы ребенка. К методическим особенностям относится подбор игр в соответствии с лечебными, лечебно-педагогическими и воспитательными задачами, обязательное владение всеми играющими детьми тем двигательным навыком, который определяет успешное выполнение игрового задания. При подготовке ребят к игре необходимы четкое объяснение правил, распределение ролей, а при проведении игры-контроль за их соблюде­нием и последующее поощрение ребят, выполнивших требования и ус­пешно справившихся с заданием. Если подвижная игра проводится вне специального занятия лечебной физкультурой, то соблюдаются общие требования к подготовке и выведению организма из состояния повы­шенной деятельности. Перед игрой средней и большой подвижности выполняется небольшой комплекс физических упражнений, обычно со­держащий упражнение в основном движении, используемом в подвиж­ной игре (бег, прыжок, лазание, метание), а после окончания игры включаются ходьба с постепенным замедлением, упражнения на координацию движений либо проводится игра на внимание.


Leave a Reply

You must be logged in to post a comment.