Физкультура для всех: для детей и взрослых

Физкультура для всех:
для детей и взрослых


гимнастические упражнения, оздоровительная и лечебная физкультура
Физкультура для всех: для детей и взрослых

По льду и по снегу

Рубрика: Родителям и детям

Ночью выпал снег. Обледенелые тротуары протянулись, как полосы белой холстины. Но вот в одном месте белое полотно протерлось и проглянуло черное ледяное оконце; взрослые пешеходы опасливо обходят его. Не так ведут себя дети. Заметив поблескивающий черный ледок, они разбегаются и быстро скользят по нему.

Ребенок не делает никаких усилий и стремительно скользит вперед. Сердце его «замирает», ему немного страшно и очень весело. Ни запреты родителей, ни легкие ушибы, полученные при падении, не могут удержать детей от этого развлечения. Такую картину можно наблюдать везде, где стоит морозная русская зима.

Почему же ребята так тянутся к ледяным дорожкам? Непривычное ощущение быстрого скольжения, ловкость и точность каждого движения и чувство радостного удовлетворения, когда трудность преодолена и ледяная дорожка осталась позади, — вот чем дорого это развлечение ребенку.

Скольжение по ледяным дорожкам и катание на санках, лыжах и коньках имеют много общего. Их роднят относительно большие скорости скольжения, повышенные требования к точности движений при сохранении равновесия и испытываемое детьми чувство удовлетворения и уверенности в своих силах.

Ребенок, скатившись с горки на санках, чувствует себя таким же смельчаком, как взрослый спортсмен, совершивший прыжок на лыжах с большого трамплина.

Правильно организованные зимние развлечения для детей — одно из лучших средств борьбы с детскими уличными шалостями на обледенелых тротуарах, бегом на коньках по мостовой.

Катание на санках, на коньках и прогулки на лыжах, если занятия этими упражнениями входят в ежедневный режим ребенка и проводятся под надзором родителей, оказывают самое благоприятное влияние на здоровье.

Катаясь на санках, коньках, лыжах, ребенок проделывает энергичные, многократно повторяющиеся движения. Он глубоко, полной грудью дышит свежим морозным воздухом. Физические упражнения в этих условиях «проветривают» легкие, как открытое окно — комнату. Это чрезвычайно важно для предупреждения легочных заболеваний. Усиленное дыхание способствует развитию легких, увеличивает их жизненную емкость. Не менее полезное воздействие оказывают эти упражнения на нервную и сердечно-сосудистую системы. Крепнет и закаливается весь организм в целом. Движения на свежем воздухе усиливают обмен веществ, деятельность кроветворных органов, повышают мышечный тонус. Каждая клетка организма лучше питается и развивается. Дети прибавляют в весе, лучше растут.

Правильно организуемые под руководством родителей и учителей зимние развлечения на свежем воздухе не только укрепляют организм, но и развивают волевые качества детей. Впервые пробуя скользить по ледяной дорожке, съехать на санках с горки, спуститься с крутого склона на лыжах, ребенок испытывает чувство страху

Преодолевая это чувство, он приобретает уверенность в своих силах, становится более смелым.

Слабые дети нередко бывают крайне боязливы. Отставая от сверстников в физических упражнениях, они глубоко переживают это, утверждаются в мысли о своей физической неполноценности и становятся еще менее способными к решительным действиям. Необходимо подбадривать таких ребят, давать им менее трудные задания, с которыми они могли бы справиться. Если, например, другие ребята катаются с большой горки, то эти пусть занимаются тем же самым на маленькой. Выполняя посильные задания, дети приобретут уверенность в своих силах, увлекутся зимними развлечениями, окрепнут и догонят в своем физическом развитии более крепких ребят.

Во время загородных лыжных прогулок школьникам нередко приходится бороться со стужей, преодолевать чувство жажды и усталости. Это воспитывает упорство, настойчивость, выносливость. Еще в большей степени развиваются эти качества у ребят, ведущих систематическую спортивную тренировку и регулярно участвующих в соревнованиях.

В каком возрасте можно допускать детей к катанию на санках, лыжах, коньках и когда наступает пора спортивной тренировки и соревнований?

Дети, достигшие трехлетнего возраста, могут с пользой для здоровья кататься на легких санках с маленьких пологих горок (высота по вертикали не более 1 м), а также вдвоем возить на санках одного ребенка-сверстника. Катание на санках остается излюбленным занятием для детей вплоть до десяти-одиннадцати лет. Высота горок для ребят постарше может быть значительно увеличена (до 3—4 м по вертикали).

Во время катания по ровному месту важно, чтобы все участвующие в этом развлечении дети по очереди тянули санки, так как именно катание санок, а не сидение на них дает полезную для здоровья физическую нагрузку. Так же поочередно должны ребята втаскивать санки на горку. Нужно всех детей приучать, чтобы они следовали русской пословице: «любишь кататься — люби и саночки возить». Чтобы избежать столкновений при катании с горки на санках, необходимо твердо придерживаться правила: до тех пор, пока одни санки не съехали с горки,

нельзя ехать им во след. За выполнением этого правила следят родители и старшие дети.

Ходьбу на лыжах без палок можно разрешать четырехлетним ребятам, но на мягком, не обледенелом снегу; лыжные палки следует давать не ранее достижения ребенком шести-семи лет, когда он будет уже уверенно стоять и передвигаться на лыжах. Маленькие дети часто получают болезненные ушибы, натыкаясь при падении на лыжные палки.

Маленьким детям лучше ходить на лыжах в легких валенках; начиная с двенадцати-тринадцати лет, — в специальных лыжных ботинках. Чтобы валенки не протирались от соприкосновения с носковым ремнем, носок и задник следует обшить мягкой кожей.

Очень важно правильно подогнать носковые ремни лыж по размеру обуви. Носковый ремень не должен сползать на подъем ноги. В этом случае при неудачном падении ребенок может вывихнуть себе ногу. Следует так затянуть носковый ремень, чтобы в него входил лишь носок обуви до того места, где приходится основание большого пальца ноги.

К семи-восьмилетнему возрасту, когда ребенок уже уверенно держится на лыжах, желательно к носковому ремню добавить пяточное крепление. Для этой цели можно использовать резиновую трубку толщиной в мизинец. Ее концы с двух сторон охватывают петлями носковый ремень и туго завязываются тонкой бечевкой и прошиваются толстой суровой ниткой. Когда носок валенка вставляют в носковый ремень, то, слегка растянув резиновую трубку, накладывают ее на задник валенка.

Кататься на коньках дети могут с шести-семи лет. У четырех-пятилетних детей еще слишком слабы и непрочны голеностопные суставы, которые нередко травмируются при катании на коньках вследствие того, что нога, не имеющая достаточно широкой опоры, подвертывается.

Хорошей подготовкой к лыжам и конькам может служить катание по узким (не шире 40 см) ледяным дорожкам, проводимое в валенках и галошах. С обеих сторон к ледяной дорожке должна примыкать мягкая, снежная поверхность с тем, чтобы при падении ребенок не мог ушибиться.

До тринадцати-четырнадцатилетнего возраста катание на коньках и на лыжах не должно иметь ярко выраженной спортивной установки. Дети должны именно кататься на коньках и лыжах, тренируясь к соревнованиям, как бы играя. Конечно, и в десять-двенадцать лет школьники могут соревноваться в беге наперегонки и в фигурном катании на коньках, ходьбе на лыжах на дистанции от 1 до 2 км (в десять-двенадцать лет) и от 1 до 5 км (в три-надцать-четырнадцать лет), в спуске на лыжах с гор с поворотами при крутизне склона не более 16°. Но подготовка к таким соревнованиям не должна состоять, как у взрослых, из повторных пробегов по дистанции, многократных пробежек со старта и т. п. На такую тренировку отводятся три-шесть занятий, предшествующих соревнованию. Остальные занятия строятся иначе.

На катке больше времени нужно уделять подвижным играм, изучению приемов фигурного катания и элементов скоростного бега на коньках (скольжению по прямой дорожке, технике поворота, началу бега и т. п.).

Занятия лыжным спортом должны состоять из загородных прогулок, проводимых по различным маршрутам, катания с гор, с попутным изучением правильных способов передвижения на лыжах и элементов горнолыжной техники. Широко должен быть организован местный лыжный туризм. Для детей, хорошо умеющих ходить на лыжах, дистанции туристских походов могут быть доведены: в десять-двенадцать лет — до 5 км, в тринадцать-четырнадцать лет — 12 км для мальчиков и 8 км для девочек.

Для катания на санках, на лыжах, на коньках дети должны быть одеты легче, чем при обычной прогулке. Валенки, теплые штаны, короткая куртка или шерстяной свитер, шерстяная шапочка с наушниками и теплые варежки — лучший костюм для этого.

Во время зимних развлечений необходимо оберегать детей от простуды: не разрешать расстегивать одежду, снимать головные уборы, валяться в снегу, есть снег.

Очень важно объединить детей, совместно занимающихся зимними развлечениями во дворе, в дружный коллектив, приучить ребят с самых ранних лет оказывать друг другу помощь: лопнули завязки на носковом ремне у лыжи — помоги товарищу устранить неполадку; перевернулись санки, и малыш барахтается в снегу — помоги ему подняться; побелел нос у товарища — скажи ему об этом.

Дети должны сами разметать снег на катке, на ледяной горке и дорожке, чинить санки, лыжные палки. Совместная работа ребят по оборудованию и поддержанию в порядке мест для зимних игр сплачивает детский коллектив.


Leave a Reply

You must be logged in to post a comment.