Физкультура для всех: для детей и взрослых

Физкультура для всех:
для детей и взрослых


гимнастические упражнения, оздоровительная и лечебная физкультура
Физкультура для всех: для детей и взрослых

Пропаганда знаний о физическом воспитании дошкольников

Рубрика: Работа с дошкольниками

Задача дошкольных учреждений — вырастить здоровых, креп­ких, физически развитых детей — может быть успешно осуществ­лена лишь в том случае, если детский сад будет работать в тесном контакте с семьей. Очень важно знакомить родителей с прин­ципами физического воспитания и закаливания детей, разъяс­нять необходимость проведения этой работы. Регулярность воз­действия— одно из основных правил физического воспитания. Все усилия будут Напрасными, если ребенок пять дней в неделю в детском саду будет заниматься физической культурой и зака­ливанием, а по субботам и воскресеньям отдыхать от них. И прежде всего это отрицательно сказывается на формировании должного отношения у детей к занятиям физической культурой.

С оздоровительным и воспитательным значением система­тически выполняемых упражнений и игр родителей знакомят во время групповых и индивидуальных бесед, консультаций, на ро­дительских собраниях.

Для того чтобы определить, каковы условия для занятий физической культурой дома, были составлены анкеты для роди­телей. Они содержали примерно такие вопросы: «Занимаетесь ли вы дома со своим ребенком физкультурой? В какие дни, в ка­кое время? Какова длительность занятий? Какое физкультурное оборудование и инвентарь есть у вас дома? Как вы его храните? Какие подвижные игры для детей вы знаете? Сколько? Какие физические упражнения вы предпочитаете?»

Ответы родителей на вопросы анкеты показали, что в одних семьях ребят приобщают к физической культуре и дома имеется необходимое оборудование, в других родители хорошо осведом­лены о выдающихся спортивных достижениях, читают много ли­тературы, но с детьми спортом не занимаются, в третьих вовсе отрицают значение занятий физической культурой и спортом в воспитании детей, ссылаясь на то, что ребята еще малы и слабы. Во многих семьях детей 4—5 лет учат читать, но в то же время предполагают, что физически ребенок будет развиваться сам собой.

На основе анализа полученных сведений был составлен план углубленной работы с родителями по физическому воспитанию детей. Педагоги стали часто бывать у них дома, помогали орга­низовывать подвижные игры, занятия, проводить спортивные уп­ражнения, закаливающие процедуры, наблюдали, как это дела­ют сами родители.

В каждой семье рекомендуется иметь оборудованный спор­тивный уголок или, как у нас его в шутку называют, «домашний стадион», с самым простейшим оборудованием (мячи, скакалки, обручи, скамейки, гимнастические палки, кубики и многое дру­гое) , а также лыжи, санки, коньки.

Возникает вопрос, как и где хранить оборудование. Можно, например, сделать на большом щите крючки, закрепить на них коробки или сетки и в них аккуратно складывать физкультурные пособия. Можно оборудовать качели, подвесить канат, перекла­дину. А тем, кому позволяют квартирные условия, рекомендуется установить гимнастическую стенку и к ней прицепные наклонные доски.

Оборудование и пособия в комнате следует размещать .таким образом, чтобы, во-первых, дети самостоятельно и быстро сумели достать их и поставить на место; во-вторых, оборудование не должно загромождать полезную площадь комнаты, хранение по­собий наиболее рационально на специальных щитах, закреплен­ных в нише, коридоре; в-третьих, закрепление пособий должно быть крепким, надежным, обеспечивающим безопасность детей. Для каждого физкультурного пособия должно быть свое опре­деленное место.

Родители должны понять, что создание условий для упраж­нений и подвижных игр детей дома — существенно важная сторона организации регулярных занятий физической культурой. На родительских собраниях целесообразно обсудить следующие вопросы: гимнастика в раннем возрасте, закаливание детского организма, спорт и семья, влияние подвижных игр на физическое развитие детей и др. Воспитатели, методист, заведующая, врач выступают с докладами о значении развития движений у детей. Весьма полезны обсуждения и выступления родителей об опыте физического воспитания детей.

Большие затруднения возникают у родителей в подборе гим­настических упражнений для занятий с детьми разного возраста, их дозировке, музыкальном сопровождении. Очень часто они задают вопрос о том, можно ли про­водить с детьми утреннюю гимна­стику для взрослых, которая пе­редается по радио и телевидению. Упражнения, предназначенные для взрослых, а также количество их повторений в большинстве случаев трудны и утомительны для детей, ибо не соответствуют их возрастным возможностям.

Чтобы оказать помощь родите­лям, методисты разработали комплексы утренней гимнастики для детей «для субботнего и во­скресного дней. Родителям следу­ет объяснять значение темпа му­зыкального сопровождения, реко­мендовать использовать простые, образные, интересные детям уп­ражнения.

Часто родители недооценивают значение подвижных игр, являю­щихся насущной потребностью здорового ребенка. С помощью ин­тересных игр можно приучить

детей больше находиться на воздухе, развивать основные виды движений (рис. 29). Анализ анкетных данных позволил выяснить, что родители знают очень мало детских игр и не проявляют к Ним должного интереса. Необходимо поэтому проведение прак­тических семинаров с показом игр. На таких семинарах роди­телей следует знакомить с разными по характеру подвижными играми, развлечениями, которые можно провести индивидуаль­но со своим ребенком или с группой детей на площадке, во дворе.

Для передачи родителям теоретических знаний и привития им практических навыков по проведению массажа, гимнастики, программных подвижных игр, упражнений в основных видах движений в детских учреждениях организуются лектории, школы.

Действенным средством пропаганды физического воспитания является использование радиоузла в детском саду. Во время ут­реннего приема и ухода детей домой для родителей можно про­водить передачи, консультации, подготовленные заведующей, методистом, врачом, старшей сестрой, воспитателями.

В дни открытых дверей родителям предоставляется возмож­ность познакомиться с системой физического воспитания малы­шей в детском саду как практически, так и теоретически. Кроме открытых просмотров занятий, организуются беседы, консуль­тации на такие темы: профилактика плоскостопия, сколиоза, воспитание нравственных, волевых качеств у детей на занятиях физической культурой и т. д. Большую роль играют при этом на­глядность, отражение текущего опыта. Красочность, отсутствие стандарта в подборе материалов, при подготовке стендов, их систематическая смена помогают воспитателям успешно решить задачу пропаганды педагогических знаний.

Используются с этой целью папки-передвижки. В них хранят­ся специально подобранные журнальные и газетные статьи, ил­люстрации, небольшие брошюры по вопросам физического вос­питания детей. Темы материалов папок-передвижек могут быть самые разнообразные: «Оборудование домашнего стадиона», «Применение спортивного инвентаря и его влияние на физиче­ское развитие ребенка», «Использование выходных дней для ак­тивного отдыха детей» и т. д. В течение года папки постоянно пополняются новыми материалами.

Итоговыми в совместной работе детского сада и родителей по физическому воспитанию детей являются ежегодные роди­тельские конференции. На одной из таких конференций, прохо­дившей под девизом «Движение — это жизнь», широко прозвучал опыт работы по повышению двигательной активности детей в детском саду и в семье. В качестве наглядного материала использовались таблицы со сравнительными данными обследо­вания детей по выполнению основных видов движений. Родите­ли могли наглядно убедиться, что повышение двигательного ре­жима детей в семье способствовало улучшению показателей их физической подготовки. Разговор на конференции получился взаимным, родители рассказывали об оформлении спортивных уголков в доме, приобретении инвентаря, делились опытом про­ведения утренней гимнастики. Тренер по плаванию познакомил родителей с методикой обучения детей плаванию, рассказал об успехах подготовительной группы. В свою очередь родители в своих выступлениях отметили, что посещение бассейна положи­тельно сказалось на здоровье детей, повысился их жизненный тонус, улучшился сон, аппетит.

Большое внимание уделяется пропаганде вопросов физиче­ского воспитания на шефствующих предприятиях. Ежегодно каждый детский сад проводит на шефствующем предприятии 1—2 занятия по темам физического воспитания в виде лекций, конференций, дискуссий, практического показа и т. д.

Для пропаганды знаний о физическом воспитании использу­ются и средства массовой информации: городская газета «Запо­лярная правда», радио, телевидение. В 1975 г. на страницах го­родской газеты были организованы «Университет для родите­лей» и «Университет для воспитателей». В статьях, помещенных под этой рубрикой, рассматривались средства, формы и методы физического воспитания в условиях семьи и детского сада.

Норильское телевидение ежемесячно организует специальную передачу, в которой принимают участие воспитатели, врачи, методисты, заведующие детских садов. Они выступают с рекомендациями и наглядным показом проведения гимнастики, подвижных и спортивных игр, корригирующих упражнений, по организации физкультурного досуга детей дома, спортивных со­ревнований на дворовых площадках, с беседами о методике про­ведения закаливания. В содержание этих передач включаются и беседы о питании, рациональном режиме дня ребенка.

После состоявшихся в 1975 г. Педагогических чтений по теме «Детский сад, семья, общественность», проводившихся с широ­ким привлечением родительской аудитории, значительно акти­визировалась вся работа по пропаганде педагогических знаний. Дошкольной секцией педагогического общества и методическим кабинетом дошкольного отдела был организован во Дворце культуры комбината городской воскресный лекторий для родите­лей. В 1976—1977 гг. его занятия строились по темам «Все начина­ется с детства» и «Спорт открывает двери». На этих занятиях родители слушали доклады, выступления педагогов и членов роди­тельского актива; в программу занятий включается просмотр фильмов, тематических выставок, демонстрация комплексов утренней гимнастики для детей разного возраста, различных уп­ражнений и пр. Положительные отзывы родителей о работе лек­тория убеждают в эффективности использования этой формы педагогической пропаганды.

В 1979 г. на материале опыта работы детских садов № 53, 56, 57 был подготовлен методический бюллетень «Движение — это жизнь», одобренный затем методическим кабинетом ИУУ Красноярска. Бюллетень был распространен по всем дошколь­ным учреждениям Норильска.

Популяризируя физическую культуру среди населения, до­школьные работники постоянно подчеркивают, что летнее время года особенно благоприятно для физического развития детей. Возможности непродолжительного северного лета детские сады стараются максимально использовать для укрепления здо­ровья детей, для упражнения их в основных видах движения. Летом для воспитанников детских садов на участках дошколь­ных учреждений проводятся разнообразные спортивные празд­ники («Смелые и ловкие», «Мы растем здоровыми», «Встреча с Карлсоном», «Умелые пожарники», «Будем спортом занимать­ся»). Родители принимают активное участие в их проведении. Они проводят игры-эстафеты, судят, руководят игрой в городки, украшают участки, вместе с ребятами участвуют в соревнова­ниях. Физкультурный праздник для ребят, воспитателей и роди­телей— это проверка навыков, спортивной закалки, нравствен­но-волевого развития детей. В праздник «Малые олимпийские игры», например, ребята боролись за «большие золотые меда­ли», которые они получали за четкое выполнение упражнений, смекалку, смелость, решительность,- за взаимопомощь, дисцип­линированность.

Проводимая дошкольными учреждениями работа по пропа­ганде и распространению педагогических знаний дает опреде­ленные положительные результаты. Однако все проделанное — это лишь начало большой серьезной работы, которую необходи­мо с каждым годом совершенствовать, вовлекая все большее и большее количество семей в планомерный процесс физическо­го воспитания детей. Согласованная совместная работа детского сада, семьи, шефствующих предприятий позволит осуществить одну из серьезнейших задач — воспитать здоровое, смелое, вы­носливое поколение юных северян.


Leave a Reply

You must be logged in to post a comment.