Физкультура для всех: для детей и взрослых

Физкультура для всех:
для детей и взрослых


гимнастические упражнения, оздоровительная и лечебная физкультура
Физкультура для всех: для детей и взрослых

Противостояние идей Патанджали и «Упанишад»

Рубрика: Теория

Патанджали удалось сформулировать главные принципы йоги, основу для которых он брал из раз­личных близких к йоге школ. На этих принципах он построил простую и эффективную систему. Но о йоге рассуждал не он один, и в те времена его идеи были слишком радикальны для признанной к тому времени философской системы Веданта, о которой мы уже упоминали в связи с «Упанишадами». Патанджали продвигался в направлении построения дуалистиче­ской системы, предполагавшей борьбу между двумя силами — силами самой личности (скорее ее глубин­ной сути, чем личности в нашем понимании) и сила­ми окружающего мира, от которых человек должен в конечном итоге освободиться.

Вместе с тем в «Упанишадах» мир рассматривает­ся как система, в которой все находится в состоянии изначального единства. «Упанишады» йоги, появивши­еся после работ Патанджали, продолжают концентри­ровать свое внимание на состоянии сверхъестествен­ного просветления духа, главным образом опираясь на такие силы воздействия на человеческий разум, как звук и свет. Они также уделяют много внимания энергетике организма, силы которого могут быть ис­пользованы как источник энергии при том условии, что пользующийся этим способом точно соблюдает правила контроля за работой мысли и дыханием.

«Упанишады» йоги — предвестники того, что впослед­ствии стало называться Кундалини-йога. Эта система используется в основном ее ревностными привержен­цами, но может быть применена как способ исцеления и восстановления физических и умственных способ­ностей. Многие из поздних «Упанишад» йоги специ­ально посвящены методикам извлечения «жизненной силы» из нашего организма и «поднятия» этой силы к голове, вследствие чего возможно достижение состоя­ния просветления духа. В этом смысле Упанишады йоги стали неотъемлемой частью сегодняшней систе­мы йоги (хотя чаще всего они берутся на вооружение последователями ее эзотерических разновидностей). Сейчас, когда наш интерес сосредоточен на возможно­стях человеческого организма и способах управления этими возможностями, система йоги представляется нам более доступной, чем рассуждения о менее конк­ретных силах природы.


Leave a Reply

You must be logged in to post a comment.