Физкультура для всех: для детей и взрослых

Физкультура для всех:
для детей и взрослых


гимнастические упражнения, оздоровительная и лечебная физкультура
Физкультура для всех: для детей и взрослых

Профессионально-прикладная физическая подготовка

Рубрика: Физкультура в обществе

Основное назначение ППФП — воспитание физических и психи­ческих качеств, формирование двигательных умений и навыков, про­фессионально важных для конкретного вида труда. Такая специальная физическая подготовка способствует лучшему освоению профессии, по­вышает эффективность последующей трудовой деятельности, снижает производственный травматизм. Значение ППФП в системе профессио­нально-технического образования постоянно возрастает, особенно в подготовке квалифицированных рабочих для промышленности, строи­тельства, транспорта и сельского хозяйства.

Новые формы труда с применением средств механизации и автома­тизации предъявляют повышенные требования к центральной нерв­ной системе, органам чувств. Для надежного и эффективного управле­ния сложной современной техникой необходимы хорошо развитые многие качества: быстрота восприятия обстановки и переработки за короткий промежуток времени полученной информации, быстрота пе­реключаемость внимания и реакции, высокая точность движений, а также способность длительно сохранять работоспособность в условиях малой подвижности и др.

В отдельных видах деятельности на организм работающего оказы­вают неблагоприятные воздействия внешние условия труда (неудоб­ная рабочая поза, перегревание в горячих цехах предприятий, виб­рация, низкая температура при работах на открытом воздухе, влия­ние высоты на строительных объектах и пр.).

Есть немало профессий, где для успешного выполнения рабочих операций нужна значительная сила, выносливость, ловкость, владе­ние прикладными двигательными навыками (горняки, металлисты- станочники, строители-монтажники и др.).

Ввиду специфичности требований профессий физическая готов­ность учащихся — выпускников ПТУ к будущей трудовой деятель­ности может быть обеспечена при условии обязательного прохожде­ния как общей, так и специальной — профессионально-прикладной — физической подготовки. В процессе такой подготовки возможно: направленно совершенствовать профессионально важные физические к психические качества (волевые, внимание, быстроту восприятия и реакции, точность оценки пространственных и временных величин и др.);

формировать прикладные двигательные умения и навыки, глав­ным образом необходимые в связи с особыми внешними условиями тру­да (например, для рабочих строителей — в лазании по лестницам, способам передвижения по узкой опоре, прыжках в глубину);

повышать устойчивость организма к неблагоприятным воздейст­виям производственной и внешней среды (к воздействию высоты, ука­чиванию, высокой температуры и др.).

При обучении некоторым профессиям (операторов пультов управ­ления, водителей строительных и сельскохозяйственных машин, ма­шиниста башенного крана, машинистки и др.) важно уменьшить дви­гательную асимметрию рук, т. е. обеспечить более равномерное их развитие. Такая задача решается средствами ППФП, направленными на совершенствование координации движений неведущей (как пра­вило, левой) руки (например — различными гимнастическими упраж­нениями с мячом и другими предметами для левой руки).

Параллельно с решением практических задач на занятиях по ППФП учащимся также сообщается определенный круг знаний по этому разделу.

На организм человека каждый вид профессиональной деятельно­сти оказывает свое особое влияние. Это выражается в преимущест­венном воздействии на определенные функциональные системы. В ре­зультате такого избирательного воздействия происходит совершенст­вование важных для данного вида труда качеств. Но естественный процесс адаптации (приспособления) организма к труду — весьма длительный (наиболее интенсивно протекает в период от 1 до 5 лет).

Физические упражнения \ как фактор адаптации, имеют значи­тельные преимущества в сравнении с трудовыми движениями. С по­мощью их может быть обеспечен больший эффект: за более короткий срок и лучше развиты нужные качества и прикладные навыки. Это доказано многими научными экспериментами.

При физических упражнениях применяют нагрузки, превышающие те, которые характерны для профессиональной деятельности. А под­бор средств и методов физического воспитания практически не огра­ничен, что позволяет регулировать нагрузки с учетом возрастных, половых и индивидуальных особенностей учащихся.

По результатам выполнения профессионально-прикладных упраж­нений возможно также с достаточной точностью судить о состоянии профессиональных способностей.

Занятия физическими упражнениями с профессиональной направ­ленностью обеспечивают активную адаптацию организма человека к труду (и что особенно важно,— к сложным его видам). Это сущест­венно ускоряет профессиональное обучение, создает предпосылки для высокой и устойчивой работоспособности.

Большое значение для совершенствования физических, психичес­ких качеств имеют занятия теми видами спорта, которые являются

2) Основным средством ППФП являются физические упражнения, соответствую­щие специфическим требованиям профессии. Кроме того, используются естественные силы природы и гигиенические факторы.

прикладными для данного вида труда. Например, все виды спортив­ных игр хорошо развивают скорость и точность двигательной реак­ции, быстроту зрительного различения, мышечную чувствительность, т. е. качества, необходимые для рабочих многих профессий.

Занятия такими видами спорта, как бег на длинные дистанции, спортивные игры, лыжный и конькобежный спорт, помогают приобре­сти устойчивость организма к перегреванию тем, кто будет трудиться в горячих цехах предприятий. Упражнения в перечисленных видах спорта сопровождаются значительным теплообразованием в организме человека, что и повышает его устойчивость к высокой температуре.

Профессионально-прикладная физическая подготовка учащихся ПТУ проводится в разных формах. Основной формой является урок физического воспитания. Кроме того, используются спортивно-при­кладные соревнования, специализированная физическая зарядка (включающая упражнения гигиенического и профессионально-при­кладного характера продолжительностью до 20—30 мин ежедневно), самостоятельные занятия профессионально-прикладными упражнения­ми по заданию преподавателя.

Важную составную часть физического воспитания в ПТУ состав­ляют занятия в секциях, спортивные и физкультурные мероприятия, организуемые с учетом профиля училища.

В системе научной организации труда (НОТ) работников ряда профессий профессионально-прикладная физическая подготовка яв­ляется ее неотъемлемым средством. Установлено, что не всегда труд в полной мере способствует развитию профессионально значимых ка­честв и прикладных двигательных навыков. Поэтому при этих усло­виях для повышения и поддержания специальной физической подго­товленности работающих и одновременно в оздоровительных целях необходимы систематические занятия по данному виду физической подготовки.

Особенно это важно для профессий, связанных с напряженной в психическом отношении деятельностью и в то же время с ограни­ченной двигательной активностью (операторы, водители локомотивов на железнодорожном транспорте, работники водного транспорта (плав­состав) II др.).

Вопросы для проверки и закрепления знаний

1. Раскройте связь трудовой деятельности и физической культуры. 2. Что такое производственная физическая культура? 3. Укажите виды производственной физиче­ской культуры и их назначение. 4. Раскройте факторы, которые необходимо учитывать при подборе форм и содержания производственной физической культуры. 5. Назо­вите формы производственной гимнастики и дайте их краткую характеристику. 6. Раскройте содержание типовой схемы физкультурной паузы (для каждой из четырех групп профессий). 7. Укажите особенности физкультурных минут общего и локаль­ного воздействия. 8. В каких формах и где решаются задачи послерабочего восста­новления? 9. Как осуществляется профилактика влияния неблагоприятных факто­ров труда? 10. Укажите характерную особенность профессионально-прикладной фи­зической подготовки, ее основные задачи. 11. Почему посредством физических упраж­нений возможно обеспечить более высокий уровень развития профессионально важ­ных качеств, чем это имеет место в процессе труда? 12. Укажите формы занятий по профессионально-прикладной физической подготовке в ПТУ.


Leave a Reply

You must be logged in to post a comment.