Раджа-йога – наивысшая форма йоги
Рубрика: ТеорияРаджа-йога — это довольно поздняя форма. Это название было дано всей системе Патанджали после того, как были окончательно сформулированы ее задачи и цели — умение концентрировать и усмирять свой разум для достижения единства со всем мирозданием и умиротворения. Раджа-йогу также называют йогой, объединяющей все системы, использующие медитацию. Поэтому Раджа-йога не включает в себя физических упражнений Хатха-йоги, хотя некоторые источники утверждают, что физические упражнения составляют немаловажную часть Раджа-йоги.
Входят в нее физические упражнения или нет, Раджа-йога была и остается «йогой королей». И недаром. Это учение позволяет вам проникнуть в неведомые области человеческого разума и учит повелевать ими. Многие источники утверждают, что тот, кто ищет в Раджа-йоге умения повелевать своим разумом, должен вначале пройти все стадии умения управлять своим телом, своими действиями и своими чувствами, то есть овладеть прочими видами йоги (Хатха-йога, Карма-йога, Бхакти-йога). Прочие утверждают, что Хатха-йога и Раджа-йога — это краеугольные камни учения, что от умения управлять своим телом и разумом можно переходить к другим, более специфическим видам йоги.
Раджа-йога позволяет глубоко осознать все мельчайшие движения разума. Это, естественно, не может нас не интересовать. Однако Раджа-йога отличается от современной психотерапии прежде всего своими целями. He заостряя внимания на интеллектуальных экспериментах, Раджа-йога пытается найти состояние идеального покоя разума, не подвластного чувствам.
Отправной точкой в Раджа-йоге является умение человека за всеми суетными, повседневными проявлениями личности распознавать ее истинную сущность. В психологии эти проявления и наше к ним отношение называются «эффектом ложной личности»; мы отождествляем себя с нашими эмоциями. Мы можем называть себя «злыми», «раздраженными», «нервными», «несдержанными» и т. д. Часто мы приписываем состояние нашего разума самым различным причинам, начиная от наследственности и заканчивая привычками и складом характера. В свете учения Раджа-йоги мы сможем объяснить все наши эмоциональные проявления реакциями на внешние раздражения нашей изначально миролюбивой личности. Раджа-йога не отказывается от оценки этих проявлений, но в ней они рассматриваются как волнения, время от времени возникающие на поверхности спокойного озера. Задача заключается в том, чтобы осознать их природу, покуда они еще владеют человеком, а затем, мало-помалу, свести эти реакции на внешние раздражения к минимуму. Для этого нам потребуется желание, интуиция и терпение.
Патанджали называл свое учение Астанга-йогой — состоящим из восьми ступеней. Эти ступени включают в себя развитие у человека таких качеств, как честность, чистота и неспособность к насилию. За ними следуют занятия по выработке правильной и удобной позы для медитации («устойчивая поза»), умение управлять своим дыханием и освобождение от каких-либо чувств, нужное для того, чтобы они не мешали спокойствию разума. Эти последние три ступени «королевской» системы Патанджали, направленной на достижение высшего состояния сознания, являются самыми трудными. Они образуют сложную систему самосовершенствования, начиная с занятий по концентрации, в ходе которых разум приобретает способность сосредотачиваться, не отвлекаясь на внешние раздражения, и заканчивая самоотрешением, когда человек как бы сливается с окружающим миром, и медитацией, которая позволяет достигнуть единства с сознанием всего мира, когда человек чувствует себя связанным с этим сознанием в единое целое.
Последняя ступень, называемая на санскрите Самадхи, представляет собой состояние наивысшего просветления духа. Это и есть то состояние, на достижение которого направлена вся йога. Люди, достигшие этого состояния, описывают его, как состояние глубочайшей радости, слияния своей личности с остальным миром и невероятного расслабления. Способы достижения Самадхи были разработаны за много веков до появления системы Патанджали, так что мы можем догадаться, что он просто собрал в одну систему все те разрозненные подходы, которые существовали до него.
На сегодняшний день медитация и подготовка к медитации — это то, что нас больше всего интересует в Раджа-йоге. Для многих путь Раджа-йоги стал образом жизни, позволившим видеть повседневные эмоциональные проявления такими, каковы они есть на самом деле — своими собственными страхами и предрассудками. Мы, возможно, и не достигая состояния полного духовного просветления, будем уделять внимание регулярным занятиям медитацией, для того чтобы успокоить волнение разума и прийти к состоянию умиротворения.