Физкультура для всех: для детей и взрослых

Физкультура для всех:
для детей и взрослых


гимнастические упражнения, оздоровительная и лечебная физкультура
Физкультура для всех: для детей и взрослых

Раджа-йога – наивысшая форма йоги

Рубрика: Теория

Раджа-йога — это довольно поздняя форма. Это название было дано всей системе Патанджали после того, как были окончательно сформулированы ее задачи и цели — умение концентрировать и усми­рять свой разум для достижения единства со всем мирозданием и умиротворения. Раджа-йогу также на­зывают йогой, объединяющей все системы, использу­ющие медитацию. Поэтому Раджа-йога не включает в себя физических упражнений Хатха-йоги, хотя не­которые источники утверждают, что физические уп­ражнения составляют немаловажную часть Раджа-йоги.

Входят в нее физические упражнения или нет, Раджа-йога была и остается «йогой королей». И неда­ром. Это учение позволяет вам проникнуть в неве­домые области человеческого разума и учит повеле­вать ими. Многие источники утверждают, что тот, кто ищет в Раджа-йоге умения повелевать своим ра­зумом, должен вначале пройти все стадии умения управлять своим телом, своими действиями и своими чувствами, то есть овладеть прочими видами йоги (Хатха-йога, Карма-йога, Бхакти-йога). Прочие утвер­ждают, что Хатха-йога и Раджа-йога — это крае­угольные камни учения, что от умения управлять своим телом и разумом можно переходить к другим, более специфическим видам йоги.

Раджа-йога позволяет глубоко осознать все мель­чайшие движения разума. Это, естественно, не может нас не интересовать. Однако Раджа-йога отличается от современной психотерапии прежде всего своими целями. He заостряя внимания на интеллектуальных экспериментах, Раджа-йога пытается найти состояние идеального покоя разума, не подвластного чувствам.

Отправной точкой в Раджа-йоге является умение человека за всеми суетными, повседневными проявле­ниями личности распознавать ее истинную сущ­ность. В психологии эти проявления и наше к ним отношение называются «эффектом ложной личнос­ти»; мы отождествляем себя с нашими эмоциями. Мы можем называть себя «злыми», «раздраженными», «нервными», «несдержанными» и т. д. Часто мы при­писываем состояние нашего разума самым различ­ным причинам, начиная от наследственности и закан­чивая привычками и складом характера. В свете уче­ния Раджа-йоги мы сможем объяснить все наши эмоциональные проявления реакциями на внешние раздражения нашей изначально миролюбивой лично­сти. Раджа-йога не отказывается от оценки этих про­явлений, но в ней они рассматриваются как волне­ния, время от времени возникающие на поверхности спокойного озера. Задача заключается в том, чтобы осознать их природу, покуда они еще владеют чело­веком, а затем, мало-помалу, свести эти реакции на внешние раздражения к минимуму. Для этого нам потребуется желание, интуиция и терпение.

Патанджали называл свое учение Астанга-йогой — состоящим из восьми ступеней. Эти ступени включают в себя развитие у человека таких качеств, как честность, чистота и неспособность к насилию. За ними следуют занятия по выработке правильной и удобной позы для медитации («устойчивая поза»), умение управлять своим дыханием и освобождение от каких-либо чувств, нужное для того, чтобы они не мешали спокойствию разума. Эти последние три сту­пени «королевской» системы Патанджали, направлен­ной на достижение высшего состояния сознания, явля­ются самыми трудными. Они образуют сложную сис­тему самосовершенствования, начиная с занятий по концентрации, в ходе которых разум приобретает способность сосредотачиваться, не отвлекаясь на вне­шние раздражения, и заканчивая самоотрешением, ко­гда человек как бы сливается с окружающим миром, и медитацией, которая позволяет достигнуть единства с сознанием всего мира, когда человек чувствует себя связанным с этим сознанием в единое целое.

Последняя ступень, называемая на санскрите Самадхи, представляет собой состояние наивысшего просветления духа. Это и есть то состояние, на дос­тижение которого направлена вся йога. Люди, достиг­шие этого состояния, описывают его, как состояние глубочайшей радости, слияния своей личности с ос­тальным миром и невероятного расслабления. Спо­собы достижения Самадхи были разработаны за много веков до появления системы Патанджали, так что мы можем догадаться, что он просто собрал в одну систему все те разрозненные подходы, которые существовали до него.

На сегодняшний день медитация и подготовка к медитации — это то, что нас больше всего интересу­ет в Раджа-йоге. Для многих путь Раджа-йоги стал образом жизни, позволившим видеть повседневные эмоциональные проявления такими, каковы они есть на самом деле — своими собственными страхами и предрассудками. Мы, возможно, и не достигая состоя­ния полного духовного просветления, будем уделять внимание регулярным занятиям медитацией, для того чтобы успокоить волнение разума и прийти к состо­янию умиротворения.


Leave a Reply

You must be logged in to post a comment.