Разделение путей – от транса до оргий
Рубрика: ТеорияПосле работ Патанджали йоге было посвящено множество произведений. Возникло разделение на «правую» и «левую» школы йоги. В то время как представители «правой» школы старались подавить в себе проявления «злого начала», приверженцы «левой» школы, наоборот, не стеснялись выражать его. Для обеих школ главной целью оставалось достижение духовного просветления и единства с миром, но способы достижения этого были диаметрально противоположными. «Левая» школа использовала в своих обрядах человеческую сексуальность, с помощью которой достигалось состояние экстаза. Многие секты, существовавшие в начале нынешнего тысячелетия, провоцировали своих членов на различные греховные действия. Тем самым показывалось, что любой запрет может быть уничтожен с помощью прямого его нарушения. Но наряду с этим существовали и другие секты, придерживавшиеся более «мирных» средств достижения духовной гармонии и просветления. Среди них были приверженцы культа Шивы, чьи способы связи с «божественной любовью» стали называться Сиддха-йога. Эта разновидность йоги — одна из наиболее известных у нас.
С момента возникновения и до наших дней йога использовала самые различные формы отправления культа. Есть сведения о йогах, которые вели себя как сумасшедшие и шокировали окружающих неприличными жестами и звуками. Другие впадали в экстаз, танцевали и пели. Члены многих сект жили коммунами в полной изоляции от общества. Некоторые группы совершали магические обряды с использованием трупов и черепов, устраивали ритуальные вакханалии и сексуальные оргии. Многие обожествляли семяизвержение, наступавшее во время таких оргий. Состояние просветления духа было объявлено достижимым с помощью любых средств — от самовыражения через секс до полной изоляции.
Некоторые йоги мечтали о божественном умиротворении. Одни группы йогов подталкивали общество к социальным реформам, таким как отмена кастовой системы и неравенства в индийском обществе. Другие делали акцент на развитии личности, получая вдохновение от пения религиозных гимнов. Некоторые занимались по установленной системе, остальные вообще отвергали все традиционные ритуалы. Можно было быть йогом, веря только в действенность телесных упражнений, или, наоборот, посвятить всего себя преданному служению духовным ценностям йоги. Некоторые нищенствовали, в то время как другие вели вполне нормальный образ жизни. Но главной целью всех этих разнообразных действий было и остается перерождение духа.