Роль руководителя в игровом воспитании детей
Рубрика: Родителям и детямУспех игры зависит не только от умелого выбора ее, но и от того, как она проводится.
Вожатый должен прийти к школьникам с «готовой» игрой, то есть с тщательно продуманным планом ее проведения. Ему заранее надо решить, в какой момент сбора или детского праздника он эту игру затеет и что будет для нее служить игровым полем — комната, площадка на школьном дворе или лесная полянка. Все необходимое для проведения игры должно находиться у него под руками, об этом нужно своевременно позаботиться.
Не следует повторять одну и ту же игру много раз подряд. Игры, требующие большого физического напряжения, нужно чередовать с играми более спокойными.
Предлагая новую игру, надо кратко, не вдаваясь в излишние подробности, объяснить ее, чтобы каждый знал, что он должен и чего не должен делать. Краткость изложения содержания игры и ее правил лучше дополнить наглядно — подкрепить показом. И тут очень важную услугу окажут вожатому его помощники из числа ребят, уже знающих эту игру и, очевидно, в какой-то мере им подготовленных накануне.
Все начинается с малого. Сегодня это только помощники вожатого в предпринятой им затее, а завтра, глядишь, кто-то из них и сам уже выступает организатором понравившейся ему игры. У заботливого и не лишенного дальновидности руководителя такие вот самоопределившиеся активисты всегда будут на особой примете, он соберет из них потом целую бригаду затейников-игровиков, и можно не сомневаться, они станут ему надежной опорой, своего рода палочкой-выручалочкой, в повседневной его работе со школьниками.
Перелистаем странички «Ориентира» — как разнообразна эта примерная и столь обширная программа живых дел! И ведь доброй половине их игра — желанная, а нередко и просто незаменимая попутчица. На отрядном сборе и на массовом детском празднике, на загородной звеньевой прогулке и на большой перемене в школе, на турнире смекалистых и в свободный час у себя во дворе — всюду тон задают затейники, организаторы игр, зачинщики веселых состязаний, изобретательные, гораздые на выдумку ребята.
Организатору игры часто приходится выполнять в ней обязанности судьи. Слово судьи — закон для играющих. Однако споры в игре, явление крайне нежелательное, иногда возникают по вине самого судьи, когда он небрежно относится к своим судейским обязанностям и, допуская поблажки одним, строго взыскивает с других. Воспитывая у играющих чувство уважения к судье, надо быть непоколебимо принципиальным в судействе.
При подборе подходящей к теме занятий игры вожатый не всегда может рассчитывать, что найдет в сборниках игр именно то, что ему в данном случае нужно. Но если не находится игры, в точности совпадающей с замыслом ‘вожатого, то, несомненно, найдется более или менее близкая к ней по структуре игра, которую достаточно иной раз только слегка видоизменить, чтобы она отвечала требованиям.
Успех игры во многом зависит от условий, в которых она проводится: одна и та же игра в одном случае вызывает живой интерес к ней играющих, в другом — воспринимается ими вяло, равнодушно, без увлечения.
Старинная народная игра в салки (пятнашки), например, проводится живо и с хорошим спортивным азартом, если количество играющих сравнительно невелико (8—10 человек), а размеры площадки не слишком обширны. При этих благоприятных условиях обеспечивается быстрая смена водящих, все участники игры держатся начеку, так как все время находятся в непосредственной близости от водящего-салки.
Но пройдет ли эта игра столь же оживленно, так же ли захватит она играющих, если не ограничить размеры площадки и на одного водящего-салку будет не 8—10, а 20—25 игроков? Большие размеры игрового поля приведут к нежелательному удлинению пробежек. Большинство играющих окажется пассивным, так как многим придется пребывать в вынужденном бездействии. Но вряд ли можно рассчитывать на успех и в том случае, если будет играть всего трое или четверо игроков. На каждого выпадет слишком большая физическая нагрузка, непрерывная беготня быстро утомит играющих, а однообразие часто повторяемых игровых комбинаций скоро наскучит.’
Возьмем другую игру, скажем, горелки. Будет ли играющим весело, если в колонне выстроится 20—30 пар? Слишком долго придется каждой паре ждать своей очереди пробежаться, чтобы получить удовольствие от игры.
Таким образом, затевая игру, надо всегда исходить из количества желающих принять в ней участие, стремясь к тому, чтобы каждый получил возможность не формально участвовать в игре, пребывая в ней по большей части в качестве наблюдателя, а действовать или же находиться в постоянной готовности к действию. Другими словами, надо стремиться выбирать в каждом отдельном случае такую игру, для которой налицо наиболее благоприятные условия ее проведения.
Игра должна соответствовать возрасту играющих. Речь идет, разумеется, не о том, чтобы проложить какую-то резкую грань между играми: такие-то игры только для младших, такие-то только для старших ребят. Подобное разграничение легко может оказаться искусственным и ненужным. Мы все знаем, что нередко в игры, рекомендуемые детям, охотно играют и взрослые. Тем не менее игра, предназначенная для младших школьников, будет значительно отличаться от подобной же игры (допустим, с мячом) их старших товарищей. Эти различия скажутся и в сложности игровых заданий, и в продолжительности игры, и в той физической нагрузке, которая приходится на каждого игрока.
Вожатый, которому приходилось работать с дошколятами и школьниками младшей возрастной группы, хорошо знает из личного опыта, что им больше всего по душе подвижные игры, непродолжительные по времени, с несложным содержанием, с четкими правилами. Типичные движения в таких играх — короткие перебежки с задачей догнать или убежать от догоняющего, вовремя занять освободившееся место в кругу. В таких играх вполне уместны коллективные выкрики, припевки. Обычно это массовые игры без разделения на команды, хотя в отдельных случаях могут быть рекомендованы дошколятам и младшим школьникам и командные игровые соревнования, например эстафетные игры с переброской мяча, с передачей предмета по цепочке и т. п. Более развитых физически и умственно детей старшей возрастной группы уже не удовлетворит простейшая игровая схема — догнать, убежать и т. п. Они ищут в игре усложненных задач, в решении которых каждый мог бы с наибольшей полнотой проявить свою инициативу и присущие ему личные качества: ловкость, меткость, сообразительность. Их в большей степени привлекают игры с разделением на команды, они уже постигли значение и преимущества коллективного усилия в игре, четко разыгранной комбинации, в которой каждый на своем месте необходим для обеспечения успеха.
Игра интересна ребятам не только потому, что им приходится преодолевать в ходе игры возникающие препятствия, но и тем, какова степень трудности этих препятствий, насколько сложно их преодолеть. Если препятствия слишком легки или слишком сложны для участников игры, она не захватит их, не будет воспринята с интересом. Нужно, чтобы препятствие, возникающее в игре, было для всех преодолимо, но вместе с тем требовало от играющих известного напряжения — основы всякого соревнования. И чем старше дети, чем шире круг их интересов, тем более сложными и разнообразными должны
быть игровые задачи.
Интерес к игре также зависит и от того, как сформированы группы играющих. Здесь мы встречаемся, с очень важным своеобразием игр. Проводя соревновательную игру в отряде, вожатый не должен заново комплектовать команды — они уже налицо: это звенья. Звено — в большинстве своем сложившийся коллектив, спаянный общностью интересов, крепнущий в совместных делах, И бесспорно, что звено, выступая в игре как самостоятельная команда с постоянным составом, проявит больше активности, будет больше заинтересовано в успехе, чем любая смешанная команда, составленная из детей разных звеньев и созданная только на время игры.
Нужно, таким образом, стремиться к тому, чтобы звено представляло собою коллектив, всегда готовый оспаривать первенство в различных играх и состязаниях, проводимых в отряде.
В работе с дошколятами большое внимание следует уделять играм подвижным к малоподвижным, подражательным, музыкальным. Подвижные игры надо подбирать самые простые и доступные. Но постепенно их усложнять, вводить новые правила, требующие более точных и согласованных движений.
Подвижные игры должны постоянно сменяться малоподвижными и спокойными для того, чтобы избежать перегрузки, переутомления, которые в этом возрасте особенно вредны.
Дошколятам очень нравятся подражательные игры. Они часто носят характер какого-нибудь забавного путешествия или драматизации рассказа, стихотворения и имеют большую воспитательную ценность. Надо подбирать такие игры, которые в данное время ближе детям по содержанию, по тематике.
Следует также широко использовать игры со стихами, произносимыми коллективно, игры с пением и музыкой, игры-хороводы. Они развивают слух и чувство ритма, воспитывают интерес к музыке и пению.