Физкультура для всех: для детей и взрослых

Физкультура для всех:
для детей и взрослых


гимнастические упражнения, оздоровительная и лечебная физкультура
Физкультура для всех: для детей и взрослых

Роль руководителя в игровом воспитании детей

Рубрика: Родителям и детям

Успех игры зависит не только от умелого выбора ее, но и от то­го, как она проводится.

Вожатый должен прийти к школьникам с «готовой» игрой, то есть с тщательно продуманным планом ее проведения. Ему заранее надо решить, в какой момент сбора или детского праздника он эту игру затеет и что будет для нее служить игровым полем — комната, пло­щадка на школьном дворе или лесная полянка. Все необходимое для проведения игры должно находиться у него под руками, об этом нуж­но своевременно позаботиться.

Не следует повторять одну и ту же игру много раз подряд. Игры, требующие большого физического напряжения, нужно чередовать с играми более спокойными.

Предлагая новую игру, надо кратко, не вдаваясь в излишние подробности, объяснить ее, чтобы каждый знал, что он должен и чего не должен делать. Краткость изложения содержания игры и ее правил лучше дополнить наглядно — подкрепить показом. И тут очень важ­ную услугу окажут вожатому его помощники из числа ребят, уже знающих эту игру и, очевидно, в какой-то мере им подготовленных накануне.

Все начинается с малого. Сегодня это только помощники вожато­го в предпринятой им затее, а завтра, глядишь, кто-то из них и сам уже выступает организатором понравившейся ему игры. У заботливо­го и не лишенного дальновидности руководителя такие вот самоопре­делившиеся активисты всегда будут на особой примете, он соберет из них потом целую бригаду затейников-игровиков, и можно не сомне­ваться, они станут ему надежной опорой, своего рода палочкой-выру­чалочкой, в повседневной его работе со школьниками.

Перелистаем странички «Ориентира» — как разнообразна эта примерная и столь обширная программа живых дел! И ведь доброй половине их игра — желанная, а нередко и просто незаменимая попутчица. На отрядном сборе и на массовом детском празднике, на загородной звеньевой прогулке и на большой перемене в школе, на турнире смекалистых и в свободный час у себя во дво­ре — всюду тон задают затейники, организаторы игр, зачинщики веселых состязаний, изобретательные, гораздые на выдумку ребята.

Организатору игры часто приходится выполнять в ней обязанно­сти судьи. Слово судьи — закон для играющих. Однако споры в игре, явление крайне нежелательное, иногда возникают по вине самого судьи, когда он небрежно относится к своим судейским обязанностям и, допуская поблажки одним, строго взыскивает с других. Воспитывая у играющих чувство уважения к судье, надо быть непоколебимо прин­ципиальным в судействе.

При подборе подходящей к теме занятий игры вожатый не всегда может рассчитывать, что найдет в сборниках игр именно то, что ему в данном случае нужно. Но если не находится игры, в точности совпа­дающей с замыслом ‘вожатого, то, несомненно, найдется более или менее близкая к ней по структуре игра, которую достаточно иной раз только слегка видоизменить, чтобы она отвечала требованиям.

Успех игры во многом зависит от условий, в которых она про­водится: одна и та же игра в одном случае вызывает живой интерес к ней играющих, в другом — воспринимается ими вяло, равнодушно, без увлечения.

Старинная народная игра в салки (пятнашки), например, прово­дится живо и с хорошим спортивным азартом, если количество игра­ющих сравнительно невелико (8—10 человек), а размеры площадки не слишком обширны. При этих благоприятных условиях обеспечивается быстрая смена водящих, все участники игры держатся начеку, так как все время находятся в непосредственной близости от водящего-салки.

Но пройдет ли эта игра столь же оживленно, так же ли захватит она играющих, если не ограничить размеры площадки и на одного водящего-салку будет не 8—10, а 20—25 игроков? Большие размеры игрового поля приведут к нежелательному удлинению пробежек. Боль­шинство играющих окажется пассивным, так как многим придется пре­бывать в вынужденном бездействии. Но вряд ли можно рассчитывать на успех и в том случае, если будет играть всего трое или четверо игроков. На каждого выпадет слишком большая физическая нагрузка, непрерывная беготня быстро утомит играющих, а однообразие часто повторяемых игровых комбинаций скоро наскучит.’

Возьмем другую игру, скажем, горелки. Будет ли играющим ве­село, если в колонне выстроится 20—30 пар? Слишком долго при­дется каждой паре ждать своей очереди пробежаться, чтобы получить удовольствие от игры.

Таким образом, затевая игру, надо всегда исходить из количества желающих принять в ней участие, стремясь к тому, чтобы каждый получил возможность не формально участвовать в игре, пребывая в ней по большей части в качестве наблюдателя, а действовать или же находиться в постоянной готовности к действию. Другими словами, надо стремиться выбирать в каждом отдельном случае такую игру, для которой налицо наиболее благоприятные условия ее проведения.

Игра должна соответствовать возрасту играющих. Речь идет, разумеется, не о том, чтобы проложить какую-то резкую грань между играми: такие-то игры только для младших, такие-то только для стар­ших ребят. Подобное разграничение легко может оказаться искусствен­ным и ненужным. Мы все знаем, что нередко в игры, рекомендуемые детям, охотно играют и взрослые. Тем не менее игра, предназначен­ная для младших школьников, будет значительно отличаться от подобной же игры (допустим, с мячом) их старших товарищей. Эти различия скажутся и в сложности игровых заданий, и в продолжительности игры, и в той физической нагрузке, которая приходится на каждого игрока.

Вожатый, которому приходилось работать с дошколятами и школьниками младшей возрастной группы, хорошо знает из личного опыта, что им больше всего по душе подвижные игры, непродолжительные по времени, с несложным содержанием, с четкими правилами. Типич­ные движения в таких играх — короткие перебежки с задачей догнать или убежать от догоняющего, вовремя занять освободившееся место в кругу. В таких играх вполне уместны коллективные выкрики, при­певки. Обычно это массовые игры без разделения на команды, хотя в отдельных случаях могут быть рекомендованы дошколятам и млад­шим школьникам и командные игровые соревнования, например эстафет­ные игры с переброской мяча, с передачей предмета по цепочке и т. п. Более развитых физически и умственно детей старшей воз­растной группы уже не удовлетворит простейшая игровая схема — догнать, убежать и т. п. Они ищут в игре усложненных задач, в ре­шении которых каждый мог бы с наибольшей полнотой проявить свою инициативу и присущие ему личные качества: ловкость, мет­кость, сообразительность. Их в большей степени привлекают игры с разделением на команды, они уже постигли значение и преимущества коллективного усилия в игре, четко разыгранной комбинации, в кото­рой каждый на своем месте необходим для обеспечения успеха.

Игра интересна ребятам не только потому, что им приходится преодолевать в ходе игры возникающие препятствия, но и тем, какова степень трудности этих препятствий, насколько сложно их преодолеть. Если препятствия слишком легки или слишком сложны для участни­ков игры, она не захватит их, не будет воспринята с интересом. Нужно, чтобы препятствие, возникающее в игре, было для всех пре­одолимо, но вместе с тем требовало от играющих известного напря­жения — основы всякого соревнования. И чем старше дети, чем шире круг их интересов, тем более сложными и разнообразными должны

быть игровые задачи.

Интерес к игре также зависит и от того, как сформированы груп­пы играющих. Здесь мы встречаемся, с очень важным своеобразием игр. Проводя соревновательную игру в отряде, вожатый не должен заново комплектовать команды — они уже налицо: это звенья. Звено — в большинстве своем сложившийся коллек­тив, спаянный общностью интересов, крепнущий в совместных делах, И бесспорно, что звено, выступая в игре как само­стоятельная команда с постоянным составом, проявит больше активности, будет больше заинтересовано в успехе, чем любая сме­шанная команда, составленная из детей разных звеньев и создан­ная только на время игры.

Нужно, таким образом, стремиться к тому, чтобы звено пред­ставляло собою коллектив, всегда готовый оспаривать первенство в раз­личных играх и состязаниях, проводимых в отряде.

В работе с дошколятами большое внимание следует уделять играм подвижным к малоподвижным, подражательным, музыкальным. Подвижные игры надо подбирать самые простые и доступные. Но по­степенно их усложнять, вводить новые правила, требующие более точ­ных и согласованных движений.

Подвижные игры должны постоянно сменяться малоподвижными и спокойными для того, чтобы избежать перегрузки, переутомления, которые в этом возрасте особенно вредны.

Дошколятам очень нравятся подражательные игры. Они часто но­сят характер какого-нибудь забавного путешествия или драматизации рассказа, стихотворения и имеют большую воспитательную ценность. Надо подбирать такие игры, которые в данное время ближе детям по содержанию, по тематике.

Следует также широко использовать игры со стихами, произно­симыми коллективно, игры с пением и музыкой, игры-хороводы. Они развивают слух и чувство ритма, воспитывают интерес к музыке и пению.


Leave a Reply

You must be logged in to post a comment.