СВЯЗЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ С ПОЛИТИКОЙ, КУЛЬТУРОЙ, СРЕДСТВАМИ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, НАУЧНЫМИ ИССЛЕДОВАНИЯМИ И ОБУЧЕНИЕМ
Рубрика: Физкультура в обществеМеждународные спортивные связи
Международный олимпийский комитет (МОК)- постоянный орган, пополняющий свой состав путем выбора лиц, подходящих для работы в этой организации, руководит олимпийским движением. Во главе МОК стоит президент, избираемый на восемь лет. Ему помогают три вице-президента, избираемые на четыре года. Текущими делами и задачами занимается исполнительная комиссия, в состав которой входит президент, три вице-президента и пять членов МОК. Существуют также различные комиссии и комитеты, в которых наряду с членами МОК работают также представители НОКов и международных спортивных федераций. Решения исполнительной комиссии МОК проводит в жизнь Генеральный секретариат, местопребывание которого — Лозанна (Швейцария). МОК на основе своих уставов и правил занимается вопросами определения места проведения летних и зимних олимпийских игр, их развития, проведения и контроля. Игры составляют основу олимпийского движения и проводятся один раз в четыре года. В соответствии с правилами в них могут участвовать лишь спортсмены тех стран, НОКи которых признаны МОК. Президент МОК созывает сессии, которые могут принимать решения при наличии половины членов плюс один.
Решения принимаются простым большинством голосов, для изменений в Уставе необходимо собрать две трети голосов. Исполнительная комиссия под руководством президента проводит конференции совещательного характера с участием представителей международных спортивных федераций и НОКов.
МОК вправе принимать решения по всем вопросам, касающимся игр и всего олимпийского движения. После вступления социалистических стран в МОК (СССР впервые участвовал в Олимпийских играх 1952 г.) олимпийское движение получило новый импульс в своем развитии. Социалистические страны совместно с другими прогрессивными силами предпринимали большие усилия для того, чтобы задачи и цели олимпийского движения, а также структуру и порядок работы МОК привести в соответствие с требованиями современности. Олимпийский флаг представляет собой белое полотнище без рамки, на котором изображены пять переплетенных колец-синее, желтое, черное, зеленое и красное. Кольца и девиз «Быстрее, выше, сильнее!» являются олимпийскими символами, использование которых в коммерческих целях строго запрещается. Пять колец символизируют пять континентов Земли.
Олимпийскими призами являются медали и дипломы. За первое место победитель получает позолоченную серебряную медаль и диплом, за второе место вручают серебряную медаль и диплом, за третье место-бронзовую медаль и диплом. Занявшие четвертое, пятое и шестое места награждаются дипломами. За особые заслуги МОК награждает специальными олимпийскими наградами: Олимпийским кубком (учрежденным Пьером де Кубертеном в 1906 г.) награждаются организации или объединения, деятельность которых носит бескорыстный характер и которые имеют особые заслуги перед спортом и успешно пропагандируют олимпийские идеи; Почетный Олимпийский диплом (учрежден в 1905 г.) вручается за те же заслуги отдельным лицам, в частности почетным членам МОК; кубок Фирнли (учрежден в 1950 г. членом МОК Т. Фирнли) присуждается спортивному клубу (или местному спортивному союзу), имеющему большие заслуги перед олимпийским движением; трофеем Мухаммеда Тагера (учрежденным в 1950 г. членом МОК Мухаммедом Тагером) награждаются спортсмены-любители (не обязательно участники олимпийских игр), чьи общие заслуги или деятельность дают повод для такого награждения, кроме функционеров МОК, международных спортивных федераций и НОКов за их деятельность в этом качестве; трофеем Бонакоссы (учрежден в 1954 г. НОК Италии и семьей скончавшегося графа А. Бонакоссы) награждаются национальные олимпийские комитеты, имеющие особые заслуги в развитии олимпизма; трофеем города Токио (учрежденным в 1964 г. городским муниципалитетом Токио) награждаются отдельные спортсмены или группы спортсменов за спортивное благородство, проявленное во время олимпийских игр, если эти случаи были особенными и спортсмены действовали, не обращая внимания на собственные спортивные интересы.
Олимпийские конгрессы проводятся под руководством МОК. В их работе участвуют члены МОК, представители НОКов и международных спортивных федераций по олимпийским видам спорта. Это наиболее представительный форум из всех мероприятий, проводящихся в рамках олимпийского движения. После сорокалетнего перерыва олимпийский конгресс состоялся в 1973 г. в Варне. Этот X конгресс проводился под девизом «Спорт за мир
в условиях мира» и обсуждал важные вопросы, назревшие в олимпийском движении. Итоги конгресса оказали положительное воздействие на развитие олимпийского движения современности, на дальнейшее развитие олимпийской идеи применительно к требованиям сегодняшнего дня, на оптимальную организацию и проведение олимпийских игр. Было предусмотрено в дальнейшем проводить конгрессы каждые восемь лет.
Генеральная ассамблея НОКов была основана в 1966 г. Она включает в себя делегации всех национальных олимпийских комитетов. Одна из ее главных целей-достижение взаимопонимания, а также сотрудничество и взаимная помощь, обмен информацией и опытом работы между национальными олимпийскими комитетами, содействие усилению роли НОКов в олимпийском движении.
Генеральная ассамблея созывается не реже одного раза в 2 года и избирает сроком на четыре года Совет, состоящий из президента и 15 членов-представителей НОКов различных континентов.
Объединение Европейских НОКов. Многолетние усилия увенчались в 1974 г. созданием Объединения европейских национальных олимпийских комитетов, которое призвано содействовать пропаганде олимпийской идеи и развитию олимпийского движения в Европе совместно с МОК, Генеральной ассамблеей НОКов и другими олимпийскими объединениями континента, развивать сотрудничество между национальными олимпийскими комитетами европейских стран, обсуждать проблемы, представляющие общий интерес. Очередные общие собрания Объединения проводятся раз в год. Руководство Объединением осуществляет исполнительный комитет, состоящий из президента, вице-президен- та, генерального секретаря и еще четырех избираемых членов исполкома. Кроме того, суще- » ствуют различные комиссии.
Международная спортивная федерация-международное объединение, которое представляет интересы того или иного вида спорта и включает в себя национальные спортивные федерации по данному виду спорта. Международные спортивные федерации призваны в тесном сотрудничестве со своими членами содействовать развитию соответствующих видов спорта, организовывать такие значительные международные мероприятия, как чемпионаты мира и континентов, розыгрыши кубков и др., а также обеспечивать безукоризненное техническое проведение этих состязаний. Они наблюдают за применением единых действующих правил и положений в национальных и международных рамках, улаживают спорные случаи, утверждают мировые, олимпийские рекорды и рекорды континентов, ведут таблицы рекордов.
Физическая культура и искусство
Как составные части культуры физическая культура и искусство имеют общие исторические корни.
Однако развитие физкультуры на протяжении истории человеческого общества почти не отражалось в искусстве. Это объяснялось классовым характером искусства и физической культуры.
Искусство в этот период часто выступало поборником буржуазно-капиталистического спортивного предпринимательства, сенсационный спорт нашел прежде всего свое отражение в сенсационной литературе. Но искусство нередко занималось и критикой некоторых явлений в буржуазном спорте (сатира, карикатура и т. д.). В отдельных случаях делались попытки выразить буржуазно-гуманистические идеалы (например, идеи олимпийских игр).
С другой стороны, для спортсменов знакомство с художественными ценностями и сама творческая деятельность имеет большое значение для их духовного развития и формирования всесторонне развитой личности.
Физическая культура и изобразительное искусство.
Уже из художественных произведений раннего периода истории искусства стали известны физические упражнения. Об этом свидетельствуют древние скульптуры и росписи на вазах. Бег как самое древнее и простое физическое упражнение впервые был изображен на вазах. Движение показано еще не очень убедительно, так как бегуны ведут бег по т. н. схеме «коленного бега», т. е. почти касаются земли коленом.
В начале XVI в. физические упражнения вновь становятся темой для изобразительного искусства. Сначала графики, которая вследствие своей специфики всегда воспринимает новые и необычные сюжеты раньше, чем стенная и станковая живопись.
Многие художники писали на античные темы, например, Г. Рени использовал в качестве образца для своей картины «Геркулес и Ахилл» (1620 г.) эллинскую бронзовую скульптуру борцовской пары. Лишь в нидерландской живописи XVI и XVII вв. спорт получил широкое и совершенное в художественном отношении воплощение в изображении катания на коньках.
Вследствие пристрастия англичан к скачкам в XVIII в. появилось много изображений знаменитых призовых лошадей, исполненных, в частности, Г. Стабсом. Первая появившаяся в Германии картина о скачках принадлежит кисти В. Кобеля; она выполнена в академическом стиле и изображает скачки во время первого октябрьского праздника в Мюнхене в честь бракосочетания кронпринца Баварского в октябре 1810 г. Лишь французский художник Т. Жерико создал-под влиянием английских «спортивных афиш» и визитов английских жокеев-картины, правдиво изображающие спортивные события, например «Дерби в Эпсоме» и «Скачки» (Лувр, Париж). Хотя он тоже изображает лошадей как бы парящими над землей, показ драматической, захватывающей гонки весьма убедителен. Т. Жерико сам был наездником и живо интересовался спортивными событиями. На соревнованиях боксеров он делал зарисовки участников. В 1818 г. француз Т. Жерико создал литографию «Боксеры», которая изображала соперников, стоящих в соответствии с тогдашней тактикой боя друг против друга, отклонив назад корпус и широко расставив ноги. Один из боксеров-негр. Тем самым Т. Жерико характеризует общественное положение профессиональных спортсменов в XIX в.: они, подобно неграм, относились как к низшему слою общества и часто находились на содержании у богатых спортивных меценатов. Положение изменилось лишь к концу XIX в. В середине XIX в. скачки являлись общественным событием для высших слоев общества. О. Домье, французский художник критического направления того времени, представил в пародийном стиле эти события в 1857 г. в газете «Шаривари» под заголовком «Радости ипподрома». Выставленная в Лувре в 1866 г. картина Т. Жерико «Дерби в Эпсоме» произвела большое впечатление на молодых художников.
Э. Мане она вдохновила на создание «Скачек в Булонском лесу». Картины Э. Дега отражают атмосферу, царившую на ипподроме того времени: часто на переднем плане присутствуют элегантные пары, которые в большинстве случаев почти не обращают внимания на состязания.
Вышеназванные художники изображали лошадей либо скачущими от одного края картины к другому, либо с заднего плана картины по направлению к зрителю. А. Тулуз-Лотрек же в своей цветной литографии «Жокей» (1899 г.) нашел новое решение: он показывает бегущую лошадь сзади в сильно укороченном виде так, что создается впечатление, будто бы она с большой скоростью мчится от зрителя к заднему плану. Ему принадлежит также созданный около 1900 г. плакат, рекламирующий велосипедные цепи, на котором виден велосипедист в типичной позе, согнувшись над рулем. Если в XIX в. в Германии еще преобладали дорогостоящие виды спорта, такие, как скачки, гребля, теннис, то с начала XX в. на передний план все больше выступают народные виды спорта-велоспорт, легкая атлетика, спортивная гимнастика, зимний спорт и футбол. Примерами их проявления в живописи являются «Велосипедисты» Л. Файнингера (1912 г., Кёльн, Галерея Меллера), «Велогонка» Е. Л. Кирх- нера(ок. 1920 г., гравюра), «Конькобежцы» (1923 г.) и «Лыжники» (1928 г.) того же художника, «Велосипедисты» (1928 г.) М. Фламинка, «Велосипедисты» (1927 г.) М. Целлера, «Гимнасты» и «Футбол» (1928 г.) Ф. Нуссбаума. В 20-е гг. в период всеобщего увлечения боксом, художников чаще видели у ринга, чем в театре. Под впечатлением поединков Слевогт написал 3 картины, в том числе «Перерыв на боксерском ринге» (1923 г.). В. Екель создал, в частности, картину с изображением боя на ринге (1927 г.). Возникли изображения известных боксеров, например «Эмиль Шольц» Б. В. Лингена (1925 г.), «Вице-чемпион Адольф Вигерт» К. Берен- да, «Макс Шмелинг» (1926 г.) Г. Грозга и портреты других популярных спортсменов.
Г. Вольхайм создал картину «Нурми» (1926 г.), a JI. Кениг-«Готфрид фон Грам». Некоторые художники, перешедшие к абстрактному изображению, как, например, В. Баумайстер и Р. Делони, еще определенное время сохраняли спортивные мотивы, однако их произведения по своему содержанию не представляют особого интереса, так как спортсмены выглядят на них абстрактными.
Первой попыткой реалистического и правдивого изображения спортивных событий стали появившиеся после 1945 г. работы художников социалистических стран; в Советском Союзе это, например, картина А. Дейнеки «Беззаботная жизнь» (1944 г.) и «Футболисты» (1955 г.) Г. Брусенцова; в ГДР — «Шпажисты» (чемпион среди юниоров Т. Клейн, 1958 г.) Р. Краузе.
Если говорить о пластике, то на греческих барельефах статуй в Афинах конца VI в. до н. э. также изображены бегуны, борцы и копьеметатели, игроки в мяч с согнутыми палками, напоминающими хоккейные клюшки.
Непревзойденным образцом скульптурного воплощения спортивного события является «Дискобол» середины V в. до н.э. (дополненная римская бронзовая копия). Это произведение-свидетельство совершенного знания анатомии и глубокого изучения особого механизма движения, из которого выбран наиболее плодотворный в художественном отношении момент-мощный размах для броска.
Различные скульптуры эпохи Возрождения ограничиваются изображением вновь открытого человеческого тела, не находя в физических упражнениях подлинного источника вдохновения. Скульптуры А. де Фриза «Бегун» и Д. Поггини «Мужчина делает стойку на руках» (бронза, Дрезден, музей «Зеленый свод») изображают неестественные движения, что делает эти произведения сходными с эллиническими изображениями. Первый скульптор, который обращается к спортивной теме в начале XIX в., А. Канова также целиком и полностью следует античным образцам в отношении содержания и художественного оформления своих произведений. Об этом свидетельствует его «Крайг и Демоксен» (2 греческих кулачных бойца) (1802 г., мрамор, Рим, Ватикан).
В XX в. развивается подменная спортивная пластика, мотивы которой заимствуются главным образом у боксерского ринга. Боксеры изображаются в атакующей стойке или в смешанной атакующей и одновременно оборонительной основной стойке. Большая часть скульптур является портретной: X. Холлер «Джек Джонсон» (ок. 1916 г., бронза); Р. Синтенис «Эрих Брандль» (1925 г., бронза, Ганновер, Земельная галерея) и «Харткоп» (1930 г., глина); Е. де Фиори «Джек Демпси» (1925 г., бронза, Вена, Государственная галерея) и «Макс Шмелинг» (1928 г., глина, Берлин).
Среди знаменитых бегунов прежде всего П. Нурми служил моделью для многих скульпторов, например: Р. Синтенис «Нурми» (1926 г., Лейпциг, Музей изобразительных искусств); В. Алтонен «Нурми» (ок. 1930 г., бронза, Хельсинки). Наряду с этим имеются несколько попыток изображения групп бегунов: Г. Маркс «Пара бегунов» (1924 г., Дрезден, Государственное собрание произведений искусства), «Бегуны» (1956 г., гицс); И. Карш «Передача эстафеты» (1932 г.).
Особого внимания заслуживают также формы прикладного искусства, поскольку они имеют значение в области физкультуры и спорта. К ним относятся наряду со всеми видами прикладной графики (плакаты, почтовые марки, книжные иллюстрации, рекламные проспекты, значки, грамоты и т. д.) прежде всего большое число спортивных трофеев, призов и памятных сувениров со спортивной тематикой и спортивными мотивами. Выставка «Спорт в изобразительном искусстве», организованная еще в 1963 г. в Лейпциге, на которой экспонировались новые произведения, установила новые масштабы в этой области, сочетающие хорошее художественное оформление спортивных призов с безукоризненным изображением исполнения соответствующего спортивного движения.
Физическая культура и архитектура. Архитектурное оформление сооружений, предназначенных для игр, физкультуры и спорта, с самых ранних времен всегда определялось существующим общественным строем и господствовавшим при нем строительным стилем. Гимнастические, атлетические и другие мероприятия, подобно танцам, музыке, поэзии и драматическому искусству, первоначально являлись частью религиозного культа, который вследствие этого был связан с храмами или другими религиозными учреждениями.
Появились сооружения с особым архитектурным оформлением, прежде всего в центрах греческой культуры-в Афинах, Элевзии, Дельфах-в связи с местными культовыми учреждениями. Часть этих сооружений составлял театр, обычно в форме амфитеатра. Он одновременно служил ареной для танцев и состязаний. Эти ранние греческие сооружения относились к дорическому стилю. Когда позднее при строительстве храмов перешли к ионическому и коринфскому стилям, места соревнований уже приобрели свою типичную форму, сохранив за собой в большинстве случаев ставший для них «классическим» дорический стиль. Крупнейшим строительным сооружением такого рода был «Священный район» в Олимпии, где существовали соответствующие сооружения для всех видов физических упражнений классической древности.
Римляне при строительстве спортивных сооружений первоначально руководствовались примером греков точно так же, как в большинстве других областей культуры они восприняли наследие классической Греции. Однако, поскольку правители Римской империи очень рано начали подчинять атлетику и состязания своим политическим устремлениям, то характер и оформление спортивных сооружений также должны были измениться. Они теперь стали местом представлений, рассчитанным на очень большое количество зрителей. Гимнасионы, арены и палестры уступили место ипподромам и цирковым постройкам. «Большой цирк», «Колизей» и термы (общественные бани), например термы Каракаллы (III в. до н.э.), были самыми значительными и крупными сооружениями Древнего Рима, предназначенными для спортивных соревнований и представлений. Они являются, судя по размаху строительных работ и их архитектурному оформлению, воплощением господствующих идей и выражением политической власти господствующего класса Римской империи, а также свидетельством высокого технического мастерства.
Колизей, построенный в I в. до н. э. при императорах Веспасиане и Тите, располагает около 60 тыс. мест. Для защиты от солнца и дождя он частично был покрыт козырьком-техническое достижение, которое в настоящее врея вновь вызывает особый интерес у архитекторов. Сооружение имеет 3 этажа дорических, ионических и коринфских рядов колонн, расположенных один на другом, а также сплошную стену, служащую опорой для защитного покрова.
«Большой цирк» в Риме-вытянутое в длину, прямоугольное здание размером 600 х 110 м, вмещавшее 200 тысяч зрителей, а также другие римские спортивные сооружения, расположенные во многих частях тогдашней мировой империи, напоминают о стремлении римских правителей с помощью зрелищ, например травли зверей, боев гладиаторов и состязаний колесниц, привлечь на свою сторону народные массы и затушевать классовые противоречия в римском рабовладельческом обществе.
Средневековые народные танцы и состязания крестьян или ремесленников не могли оказать влияния на строительное искусство, т.к. они не нуждались в каких-либо особых помещениях; для этого были достаточны открытые площадки. Боевые игры и рыцарские турниры, которые уже в XI в. являлись составной частью культуры при дворе, проводились под открытым небом; при этом лишь сооружались деревянные препятствия и трибуны для зрителей, которые затем снова сносились.
В XVI в. в некоторых городах-резиденциях и при высших учебных заведениях были построены т.н. «дома игр и танцев». В них имелся одноэтажный зал, часто с встроенными нишами для зрителей или небольшими трибунами. В них играли в мяч и водили хороводы. Первыми сооружениями, специально предназначенными для занятий физическими упражнениями, были школы верховой езды и фехтования при дворах монархов, особенно в XVIII в. Большинство этих школ были построены в стиле барокко. «Дома для игр и танцев» в городах, где горожане и дворянство забавлялись игрой в мяч, стали центром развлечений. В начале XIX в. возникли первые гимнастические залы. Они оставались до начала XIX в. исключительно целевыми постройками. Хотя они и были свободными от широко распространенных в то время шатаний строительного стиля, однако почти до начала нового времени не приобрели собственного строительнохудожественного облика. В XIX в. в Англии при проведении полевых игр долгое время довольствовались простыми скамейками, трибунами и деревянными строениями. Для проведения международных спортивных встреч молодежи ведется новое крупное строительство стадионов с подсобными сооружениями. Особенно следует упомянуть стадионы Стокгольма (1912 г.), Амстердама (1928 г.), Берлина (1936 г.), Мельбурна (1956 г.), сооружения в Риме (1960 г.), Токио (1964 г.), Мехико (1969 г.), Мюнхене (1972 г.), Монреале (1976 г.), Москве (1980 г.). Ядром этих творений неизменно является главный стадион, окруженный разного рода сооружениями особого назначения (например, в Мехико это спортивный дворец на 14200 мест и плавательный бассейн на 15 000 мест) и помещениями для участников соревнований и обслуживающего персонала. В 70-е гг. создаются также сооружения для зимних видов спорта.
Спортивные сооружения включаются в центральную систему планирования городов и поселков и создадут учащейся молодежи, а также трудящимся всех возрастных категорий широкие возможности для отдыха и занятий спортом. Эти спортивные сооружения должны отвечать техническим требованиям, а также требованиям, которые предъявляются к спорту во время отдыха, к школьному спорту и спорту высоких достижений. Их следует разумно комбинировать с бассейнами, игровыми и спортивными площадками, чтобы можно было заниматься физкультурой и спортом круглый год независимо от времени года и погоды. Как правило, эти сооружения не предназначены для какого-либо одного отдельного вида спорта, а дают возможность заниматься различными видами, например легкой атлетикой, гандболом, волейболом, баскетболом, гимнастикой, и одновременно располагают достаточным местом для зрителей. Часто спортивные залы строятся как многоцелевые сооружения, которые используются не обязательно только для спортивных целей (например, Зал спорта и конгрессов в Шверине). При этом высокие требования предъявляются не только к способности таких сооружений изменять свое назначение, но также и отвечать современным технико-строительным и архитектурным аспектам.
Спортивные сооружения открывают архитектору и работнику изобразительного искусства широкое поле творческого сотрудничества и возможность создавать произведения строительного искусства, которые соответствуют нашему историческому развитию и отражают облик социалистической действительности.
Строительство и оборудование пригородных центров отдыха в живописной местности, вблизи крупных населенных пунктов выдвигают перед архитекторами новые задачи. При этом необходимо, чтобы сочетались различные области физического и духовного отдыха.
Физическая культура и литература
Художественное изображение физических упражнений и состязаний встречается уже в греческой и римской литературе. Так, древнегреческий лирик Пиндар сочинял по заказу аристократов хвалебные гимны для победителей общегреческих спортивных состязаний. Бакхимид и Симонид также писали хвалебные гимны для победителей национальных спортивных фестивалей. Боевые спортивные игры изображаются и в произведениях Гомера, прежде всего в «Одиссее» и «Илиаде». В X в. у арабов и персов предметом литературного изображения стала игра в шахматы.
В современной социалистической литературе отражение общественного феномена «спорт» приобретает все большее значение. Однако в ней недостаточно показана роль физкультуры и спорта в образовании и развитии личности.
И. Р. Бехер, который в своем известном романе «Прощание» (1940 г.) изобразил спорт как общественный феномен, в своих теоретических статьях «Защита поэзии» и «Сила поэзии» (1952 г.) обратил внимание молодых поэтов на большие культурные достижения и призвал их к таким же достижениям в области спорта.
Если попытаться исторически проследить отношение физкультуры и спорта к литературе на нескольких значительных и характерных примерах, взятых из немецкой и иностранной литературы, выяснится, что физкультура и спорт в их литературном отображении зависят от общественных условий и определяются ими. Вследствие этого новый принцип изображения спорта в современной социалистической литературе проявляется особенно рельефно.
Написанный, по-видимому, баварским монахом роман в стихах «Руодлиб» (ок. 1050 г.) считается одним из первых культурно-исторических свидетельств игр и физических упражнений при дворах феодалов. Позднее в многочисленных средне- и северогерманских эпосах, например в «Парсирвале» Вольфрама фон Эшенбаха и «Песне о Нибелунгах», изображаются охота, конные турниры, состязания в метании копья, камней и в прыжках. Тогда же в литературе стала изображаться игра в шахматы («Руодлиб»). Средневековые шахматные книги наделяют шахматные фигуры характерными и сословными чертами.
Литература бюргерства (XIX в.) редко упоминает о физических упражнениях и народных играх. М. Лютер говорил о том, что ему особенно нравятся «музыка и рыцарские игры с фехтованием и борьбой», т.к. «первое прогоняет меланхолические мысли, второе придает ловкость членам и сохраняет здоровье».
Однако даже в эпоху Возрождения не могло возникнуть собственно физической культуры, этому препятствовали общественные отношения, эксплуатация народа после Крестьянских войн, Контрреформации и Тридцатилетней войны. Лишь в отдельных литературных произведениях упоминается о народных играх и упражнениях. Так, И. Викрам в своих выразительно рассказанных народных шутках, которые были необычными для привычной в то время феодально-рыцарской тематики и были объединены автором в сборнике «Книжица в телеге» (1555 г.), говорил морализирующим тоном о «мальчонке», который мастерски умел играть в кегли, но был слишком мал, чтобы учить «молитвы», а И. Фишарт в своей «Фальсификации истории» (1575 г.), считающейся вершиной немецкой прозаической литературы XVI в., выразил страстное желание прогрессивного бюргерства «также изрядно тренировать свое тело, как рассудок и душу». Он заставляет своего героя Гаргантюа учиться игре в мяч, «по-кошачьи прыгая туда и сюда», а также таким упражнениям, как бег наперегонки, фехтование, турнирная верховая езда, метание молота, борьба, прыжки в длину, прыжки через забор, стрельба, лазание по канату, танцы, плавание и ныряние.
И. Фишарт писал о том, что при строительстве воспитательного учреждения следует заботиться об оборудовании соответствующих спортивных сооружений.
В Англии в 1653 г. появилась знаменитая книга И. Уолтона «Образцовый рыболов», в которой этот вид спорта изображается с большой поэтической силой и вокруг него развивается целая философия. Это произведение побудило американского поэта И. Вашингтона написать в 1819-1820 гг. ироническую рыбацкую историю. В XVII в. возникло, очевидно, самое раннее литературное свидетельство об игре в футбол, стихотворение китайского поэта Ли Ю.
Только в XVIII в., во времена Просвещения и буржуазных устремлений к эмансипации, среди средних слоев бюргерства усилилась тяга к физическим упражнениям. Г. Э. Лессинг сообщал, что он «учится танцевать, фехтовать, вольтижировать»: книги могут его научить, но «никогда не смогут сделать из него человека». Ф. Г. Клопшток в ряде своих од превозносил занятия спортом, особенно бег на коньках. Филантрописты (Базедов, Гутс- Мутс и др.) требовали всестороннего воспитания человека, включая физическую тренировку; призыв Руссо «Назад к природе» питал это стремление. Гёте и его друзья тренировались в дальних походах («Песнь странника в бурю»), купались в бурных горных ручьях Швейцарии. Гёте воспел спорт во многих своих сочинениях («Четыре времени года», «Тассо», «Фауст»),
Писатели XVIII в. вновь обратились к теме шахмат, например К. В. Рамлер («Шахматная игра», 1753 г.). Остроумные шахматные анекдоты К. М. Виланда обнаруживают явно антифеодальную направленность.
После запуска первого воздушного шара в 1783 г. воздухоплавание также стало любимой темой писателей, например «Путешествие в Браунг- вейг» А. фон Книгге (1792 г.).
Буржуазная литература XIX и XX вв. Вместе с капиталистическим способом производства возникли условия для развития современного спорта. Он быстро превратился в интернациональное явление.
Английская литература впервые «открыла» спортивную тематику и проблематику в качестве непосредственного предмета художественного воплощения: роман Г. В. Шоу «Профессия Кашеля Бирона», «Зеленый флаг» А. К. Дойля, некоторые рассказы Д. Р. Киплинга.
В Германии в это время развивается, особенно в рамках буржуазного молодежного движения, стремление к путешествиям. Д. Г. Макей, немец, родившийся в Шотландии, написал в 1901 г. «Историю одной страсти», роман «Пловец», который И. Р. Бехер позднее назвал «единственным более или менее значительным литературным документом, посвященным спорту». Макей, сам анархист, изображает жизнь рабочего паренька на рубеже столетия, который становится в буржуазном спортклубе чемпионом по плаванию и в конце концов, будучи изолирован от своего класса, терпит крушение при столкновении с существующими общественными условиями.
Многие буржуазные писатели не считали спорт фактором, влияющим на формирование личности, или вообще отрицали его, как это делает, например, Р. М. Рильке в рассказе «На уроке гимнастики».
Писатели, настроенные гуманистически, а позднее и социалистические писатели все чаще обращаются к изображению национального народного спорта. Т. Шторм описывает игры на льду, а Э. Э. Киш — американский футбол. Все большее место занимают литературные репортажи о переживаниях самих спортсменов. Но лишь немногие литераторы поднимались до подлинного изображения спортсмена и спорта. К ним относятся Д. Лондон, С. Льюис, Э. Хемингуэй, В. Ларднер, Ж. Жироду и Ж. Кокто. Все они дали миру выдающиеся произведения на спортивные темы.
Буржуазно-декадентская литература начала XX в. часто использовала спорт, чтобы выделить своих героев из повседневности. Г. Кайзер критиковал это направление в своей пьесе «С утра до полуночи» (1916 г.). Критически настроенные буржуазные и социалистические писатели выступают против декадентской литературы, обращаясь к истинным проблемам спорта, критикуя такие явления, как профессиональный спорт, делячество, погоня за «звездами», жажда сенсаций, потребительское отношение к спорту.
Пример смелого выступления против злоупотребления спортом нацистами показали Г. Манн, Л. Фейхтвангер и другие писатели, объединенные в «Союз защиты немецких писателей». Они подписали обращение против проведения Олимпийских игр 1936 г. в Германии. До сих пор остается непревзойденным в литературе написанный В. Радетцем портрет борца-антифашиста спортсмена В. Зеелен- биндера («Сильнейший», 1961 г.).
Спортивная тема все чаще встречается и в детской литературе, что свидетельствует о возросшей роли спорта в жизни детей и подростков.
Физическая культура и музыка. Содержание и форма отношений физкультуры и музыки в ходе исторического развития постоянно менялись.
В период расцвета греческой музыки и в предшествующие этому столетия музыкальное искусство было неразрывно связано с различными видами умственной и физической деятельности людей, например в Греции-с поэзией и танцем, с физическими упражнениями в виде гимнастики. Понятие «гимнастика» включало в себя сумму знаний, которыми тогда располагали преподаватели физических упражнений, гимнасты: политику, мораль, воспитание, искусство, врачевание и религию. Гимнастика занимала привилегированное положение. В воспитании молодежи использовались простые песенные формы древнегреческой музыки для сопровождения физических упражнений. Во второй половине XIX в. рабочие спортивно-гимнастические союзы продолжали песенные традиции прогрессивного гимнастического движения. Так, например, песня гимнастов рабочего спортивно-гимнастического союза «Фихте»-«Братья, вперед, вы слышите звуки музыки!» принадлежит рабочим-спортсме- нам, которые в 1849 г. под руководством А. Фертнера принимали участие в народном восстании. Песенное творчество рабочего спортивно-гимнастического движения обогащалось песнями революционного немецкого и международного рабочего движения и отражало классовую борьбу.
Музыка самодеятельных народных оркестров, простая по своему ритму и мелодии, пользовалась большим успехом в рабочем спортивном движении. Благодаря своему мобилизующему воздействию и организующей роли она имеет и сегодня большое значение при проведении спортивных праздников и спортивных мероприятий. В оркестре используются поперечная флейта, сигнальный рожок, маленький и большой. барабаны, ударные тарелки и лира.
Физическая культура и средства массовой информации
Печать. Соревнования и праздники физкультуры и спорта вызывают сегодня интерес широких кругов населения; газеты, радио, телевидение и кино ежедневно сообщают о большинстве спортивных событий, происходящих во всех странах мира. Многие спортивные журналисты ежедневно находятся в пути, чтобы собрать и подготовить материал для своих репортажей.
Благодаря передачам спортивных известий и репортажам миллионы людей находятся в курсе важнейших спортивных событий. Спортивная пресса фиксирует и комментирует рекордные и наивысшие достижения, показанные во время соревнований. Важным средством информации является спортивная статистика.
В комментариях дается анализ спортивных и спортивно-политических событий. Это помогает читателю более глубоко понять суть происходящего и новые проблемы, а также получить правильную ориентировку. Спортивный журналист оказывает влияние на формирование мнения читательской массы.
Знания читателей расширяются путем регулярной популяризации малоизвестных видов спорта, условий соревнований, новых методов тренировки и важных специальных проблем. Рассказы очевидцев и репортажи о зарубежных поездках спортсменов способствуют оживлению спортивной информации. Спортивная печать информирует общественность также об успехах спортивного движения стран и помещает сообщения о выдающихся спортсменах.
В целях пропаганды спортивная печать помещает отчеты, репортажи, интервью и т.д. Она использует все имеющиеся в ее распоряжении средства, чтобы привлечь сотни тысяч любителей спорта, заполняющих в конце недели спортплощадки, к активной спортивной деятельности и социалистическому спортивному движению.
Фотография и кино за последнее время в значительной степени содействовали быстрому распространению спорта. Темп, жесткость, элегантность и красота спортивного соревнования, которые до сих пор только описывались, получили наглядное изображение с помощью фото и кино. Спортивные фотографии и спортивные кинофильмы стали составной частью ежедневной печати и кинопродукции.
Возможности кино позволяют втиснуть съемки крупных спортивных мероприятий в рамки, например, двухчасового фильма. Схваченные камерой характерные моменты события, искусно смонтированные, могут передать и особую атмосферу соревнования. Хотя это требует участия многих людей и сложной технической аппаратуры, однако результат оправдывает себя и имеет большую историческую и воспитательную ценность. Научно-популярный фильм и учебный фильм широко распространены. Узкопленочная камера стала сегодня инструментом тренера, который с помощью кинофильмов работает над улучшением достижений своих спортсменов. Учебные фильмы дают представление о технических возможностях спортивных упражнений, анализируют каждое отдельное движение с помощью замедленной съемки, неподвижных кадров и трюков; они дают методические указания к обучению и в значительной степени содействуют повышению спортивных результатов. Художественный фильм. Спортивные фильмы капиталистических продюсеров используют спорт в своих целях. Спортсмены и их мастерство ставятся на службу погоне за наживой.
Интервью и беседы являются хорошим дополнением к комментариям и репортажам. Они воспроизводят мнение спортсменов, тренеров, спортивных работников и т.д., дают слушателю «живой материал» и разъясняют взаимосвязь отдельных спортивных событий.
Прямая передача о гребной регате на канале Дортмунд-Эмс в 1925 г, положила начало спортивному радиорепортажу. Улучшившиеся технические условия обеспечили спортивному репортажу сегодня большую популярность. Он почти неизменно присутствует в радиопрограммах, как и передачи спортивных известий.
Телевидение. Современные телевизионные спортивные передачи требуют большого технического обеспечения. Передающий телевизионный автофургон или специально оборудованный режиссерский центр образуют «сердце» прямых передач. От телекамер изображение по линиям радиорелейной связи поступает на режиссерский пульт и возвращается оттуда вновь через мобильные линии в накопительный пункт сети стационарных радиорелейных станций. Режиссер находится в передающем автофургоне или на режиссерском пункте и дает операторам указания относительно качества изображения или выбора видеоряда. Он решает, какой сюжет передать в эфир. Перед монитором, контрольным телеэкраном, сидит репортер, который комментирует передачу.
Новые перспективы открылись перед телевидением при наличии возможностей создать с помощью искусственных спутников Земли межконтинентальную телевизионную сеть. Если, например, во время первенства мира по футболу в 1962 г. в Чили еще не представлялось возможным, чтобы зрители в Европе приняли участие в этом событии с помощью прямых передач, если тогда они были вынуждены довольствоваться отчетами, поступавшими с двухдневным опозданием, то в 1964 г., во время Олимпийских игр в Токио, благодаря использованию искусственного спутника «Синком 3» над Тихим океаном удалось добиться значительного улучшения с точки зрения выигрыша времени. Крупным телевизионным техническим достижением явились передачи с Олимпийских игр 1968 г. в Мехико; на расстоянии в 9000 км изображение и звук могли приниматься в Европе непосредственно в момент события.
Во время проведения Игр XXII Олимпиады в Москве находилось много крупнейших знатоков мирового класса в области олимпийского телевидения. Среди них был программный директор Европейского вещательного союза Хорст Зайфарт, который участвовал в освещении десяти летних и зимних олимпиад.
— В Москве впервые на олимпиадах не было никаких сколько-нибудь серьезных претензий по качеству показа,-сказал Зайфарт,-Развитие спутниковой связи помогло расширить рамки олимпийских трансляций из Москвы. Если Монреаль имел лишь одну внешнюю линию связи со спутником, то в Москве — три канала.
Несомненным достоинством было и то, что на Играх с помощью электронных камер были показаны такие как будто не «телегеничные» виды спорта, как пулевая стрельба и стрельба из лука.
Я обратил внимание на интересную попытку показать психологию спортсмена на телеэкране, раскрыть его внутреннее состояние путем показа крупным планом.
Немало нового появилось в расположении телекамер, например, над баскетбольным кольцом. Интершум-фантастика! Я слышал в эфире даже дыхание лошадей, плеск воды о борт лодки. Все, что могло звучать,-звучало и дышало в кадре.
Физическая культура в исследованиях и обучении
Поскольку физическое воспитание является организованным педагогическим процессом, то при проведении научных исследований пользуются прежде всего педагогическими методами. Кроме того, целесообразно использовать методы и других научных дисциплин, а также методы коллективных экспериментальных исследований планового характера, как и в других науках, изучающих общественное мнение.
Методы измерения и регистрации при научно- экспериментальных исследованиях обладают относительной самостоятельностью. В случае их применения в области физкультуры и спорта целесообразно подразделить их на 3 большие группы:
1. методы регистрации внешних видимых компонентов движения (измерения углов, времени, силовые и иные измерения, фиксирование движения с помощью фотографии, кино и циклографии);
2. методы реконструкции внутренних реакций (морфологические и функциональные измерения реакций систем кровообращения и дыхания, энергообмена и физиологической экономии труда);
3. методы регистрации способности к реакции (измерения способности к реакции, точность движения и общего поведения). Наряду с кинематографическими в последнее время получили особое распространение телеметрические методы измерения.
Столь же важной, как и получение объективных данных при эмпирических исследованиях, является их обработка с помощью математических и статистических методов и приемов. Сравнительно-статистические методы позволяют сопоставление результатов различных опытных рядов, корреляционностатистические и факторно-аналитические методы исследуют взаимосвязь между результатами и обусловливающими их факторами, контрольностатистические методы позволяют обеспечить выразительность и надежность полученных результатов.
Ученые, спортивные работники, тренеры и спортивные педагоги, а также спортсмены обмениваются опытом, принимают участие в совместных мероприятиях и исследовательских проектах, спорторганизации помогают друг другу путем обмена специальной литературой и результатами исследований, учебными планами и программами, лекторами и студенческими делегациями.