Физкультура для всех: для детей и взрослых

Физкультура для всех:
для детей и взрослых


гимнастические упражнения, оздоровительная и лечебная физкультура
Физкультура для всех: для детей и взрослых

СВЯЗЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ С ПОЛИТИКОЙ, КУЛЬТУРОЙ, СРЕДСТВАМИ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, НАУЧНЫМИ ИССЛЕДОВАНИЯМИ И ОБУЧЕНИЕМ

Рубрика: Физкультура в обществе

Международные спортивные связи

Международный олимпийский комитет (МОК)- постоянный орган, пополняющий свой состав пу­тем выбора лиц, подходящих для работы в этой организации, руководит олимпийским движением. Во главе МОК стоит президент, избираемый на во­семь лет. Ему помогают три вице-президента, избираемые на четыре года. Текущими делами и задачами занимается исполнительная комиссия, в состав которой входит президент, три вице-прези­дента и пять членов МОК. Существуют также раз­личные комиссии и комитеты, в которых наряду с членами МОК работают также представители НОКов и международных спортивных федераций. Решения исполнительной комиссии МОК проводит в жизнь Генеральный секретариат, местопребыва­ние которого — Лозанна (Швейцария). МОК на осно­ве своих уставов и правил занимается вопросами определения места проведения летних и зимних олимпийских игр, их развития, проведения и кон­троля. Игры составляют основу олимпийского дви­жения и проводятся один раз в четыре года. В со­ответствии с правилами в них могут участвовать лишь спортсмены тех стран, НОКи которых при­знаны МОК. Президент МОК созывает сессии, ко­торые могут принимать решения при наличии по­ловины членов плюс один.

Решения принимаются простым большинством голосов, для изменений в Уставе необходимо со­брать две трети голосов. Исполнительная комиссия под руководством президента проводит конферен­ции совещательного характера с участием предста­вителей международных спортивных федераций и НОКов.

МОК вправе принимать решения по всем вопро­сам, касающимся игр и всего олимпийского движе­ния. После вступления социалистических стран в МОК (СССР впервые участвовал в Олимпийских играх 1952 г.) олимпийское движение получило новый импульс в своем развитии. Социалистиче­ские страны совместно с другими прогрессивными силами предпринимали большие усилия для того, чтобы задачи и цели олимпийского движения, а также структуру и порядок работы МОК приве­сти в соответствие с требованиями современности. Олимпийский флаг представляет собой белое по­лотнище без рамки, на котором изображены пять переплетенных колец-синее, желтое, черное, зеле­ное и красное. Кольца и девиз «Быстрее, выше, сильнее!» являются олимпийскими символами, ис­пользование которых в коммерческих целях строго запрещается. Пять колец символизируют пять кон­тинентов Земли.

Олимпийскими призами являются медали и ди­пломы. За первое место победитель получает позо­лоченную серебряную медаль и диплом, за второе место вручают серебряную медаль и диплом, за третье место-бронзовую медаль и диплом. Заняв­шие четвертое, пятое и шестое места награждаются дипломами. За особые заслуги МОК награждает специальными олимпийскими наградами: Олим­пийским кубком (учрежденным Пьером де Кубертеном в 1906 г.) награждаются организации или объе­динения, деятельность которых носит бескоры­стный характер и которые имеют особые заслуги перед спортом и успешно пропагандируют олим­пийские идеи; Почетный Олимпийский диплом (уч­режден в 1905 г.) вручается за те же заслуги от­дельным лицам, в частности почетным членам МОК; кубок Фирнли (учрежден в 1950 г. членом МОК Т. Фирнли) присуждается спортивному клубу (или местному спортивному союзу), имеющему большие заслуги перед олимпийским движением; трофеем Мухаммеда Тагера (учрежденным в 1950 г. членом МОК Мухаммедом Тагером) награждаются спортсмены-любители (не обязательно участники олимпийских игр), чьи общие заслуги или деятель­ность дают повод для такого награждения, кроме функционеров МОК, международных спортивных федераций и НОКов за их деятельность в этом ка­честве; трофеем Бонакоссы (учрежден в 1954 г. НОК Италии и семьей скончавшегося графа А. Бо­накоссы) награждаются национальные олимпийские комитеты, имеющие особые заслуги в развитии олимпизма; трофеем города Токио (учрежденным в 1964 г. городским муниципалитетом Токио) на­граждаются отдельные спортсмены или группы спортсменов за спортивное благородство, про­явленное во время олимпийских игр, если эти слу­чаи были особенными и спортсмены действовали, не обращая внимания на собственные спортивные интересы.

Олимпийские конгрессы проводятся под руковод­ством МОК. В их работе участвуют члены МОК, представители НОКов и международных спор­тивных федераций по олимпийским видам спорта. Это наиболее представительный форум из всех ме­роприятий, проводящихся в рамках олимпийского движения. После сорокалетнего перерыва олимпий­ский конгресс состоялся в 1973 г. в Варне. Этот X конгресс проводился под девизом «Спорт за мир

в условиях мира» и обсуждал важные вопросы, на­зревшие в олимпийском движении. Итоги конгресса оказали положительное воздействие на развитие олимпийского движения современности, на даль­нейшее развитие олимпийской идеи применительно к требованиям сегодняшнего дня, на оптимальную организацию и проведение олимпийских игр. Было предусмотрено в дальнейшем проводить конгрессы каждые восемь лет.

Генеральная ассамблея НОКов была основана в 1966 г. Она включает в себя делегации всех на­циональных олимпийских комитетов. Одна из ее главных целей-достижение взаимопонимания, а также сотрудничество и взаимная помощь, обмен информацией и опытом работы между нацио­нальными олимпийскими комитетами, содействие усилению роли НОКов в олимпийском движении.

Генеральная ассамблея созывается не реже одного раза в 2 года и избирает сроком на четыре года Со­вет, состоящий из президента и 15 членов-предста­вителей НОКов различных континентов.

Объединение Европейских НОКов. Многолетние усилия увенчались в 1974 г. созданием Объединения европейских национальных олимпийских комите­тов, которое призвано содействовать пропаганде олимпийской идеи и развитию олимпийского дви­жения в Европе совместно с МОК, Генеральной ас­самблеей НОКов и другими олимпийскими объеди­нениями континента, развивать сотрудничество ме­жду национальными олимпийскими комитетами европейских стран, обсуждать проблемы, предста­вляющие общий интерес. Очередные общие собра­ния Объединения проводятся раз в год. Руковод­ство Объединением осуществляет исполнительный комитет, состоящий из президента, вице-президен- та, генерального секретаря и еще четырех изби­раемых членов исполкома. Кроме того, суще- » ствуют различные комиссии.

Международная спортивная федерация-междуна­родное объединение, которое представляет инте­ресы того или иного вида спорта и включает в себя национальные спортивные федерации по данному виду спорта. Международные спортивные федера­ции призваны в тесном сотрудничестве со своими членами содействовать развитию соответствующих видов спорта, организовывать такие значительные международные мероприятия, как чемпионаты ми­ра и континентов, розыгрыши кубков и др., а также обеспечивать безукоризненное техническое проведе­ние этих состязаний. Они наблюдают за примене­нием единых действующих правил и положений в национальных и международных рамках, улажи­вают спорные случаи, утверждают мировые, олим­пийские рекорды и рекорды континентов, ведут таблицы рекордов.

Физическая культура и искусство

Как составные части культуры физическая куль­тура и искусство имеют общие исторические корни.

Однако развитие физкультуры на протяжении исто­рии человеческого общества почти не отражалось в искусстве. Это объяснялось классовым характе­ром искусства и физической культуры.

Искусство в этот период часто выступало побор­ником буржуазно-капиталистического спортивного предпринимательства, сенсационный спорт нашел прежде всего свое отражение в сенсационной лите­ратуре. Но искусство нередко занималось и крити­кой некоторых явлений в буржуазном спорте (сати­ра, карикатура и т. д.). В отдельных случаях делались попытки выразить буржуазно-гуманисти­ческие идеалы (например, идеи олимпийских игр).

С другой стороны, для спортсменов знакомство с художественными ценностями и сама творческая деятельность имеет большое значение для их ду­ховного развития и формирования всесторонне раз­витой личности.

Физическая культура и изобразительное искусство.

Уже из художественных произведений раннего пе­риода истории искусства стали известны физиче­ские упражнения. Об этом свидетельствуют древние скульптуры и росписи на вазах. Бег как самое древ­нее и простое физическое упражнение впервые был изображен на вазах. Движение показано еще не очень убедительно, так как бегуны ведут бег по т. н. схеме «коленного бега», т. е. почти касаются земли коленом.

В начале XVI в. физические упражнения вновь становятся темой для изобразительного искусства. Сначала графики, которая вследствие своей специ­фики всегда воспринимает новые и необычные сю­жеты раньше, чем стенная и станковая живопись.

Многие художники писали на античные темы, на­пример, Г. Рени использовал в качестве образца для своей картины «Геркулес и Ахилл» (1620 г.) эл­линскую бронзовую скульптуру борцовской пары. Лишь в нидерландской живописи XVI и XVII вв. спорт получил широкое и совершенное в художест­венном отношении воплощение в изображении ка­тания на коньках.

Вследствие пристрастия англичан к скачкам в XVIII в. появилось много изображений знаме­нитых призовых лошадей, исполненных, в частно­сти, Г. Стабсом. Первая появившаяся в Германии картина о скачках принадлежит кисти В. Кобеля; она выполнена в академическом стиле и изобра­жает скачки во время первого октябрьского празд­ника в Мюнхене в честь бракосочетания кронприн­ца Баварского в октябре 1810 г. Лишь французский художник Т. Жерико создал-под влиянием англий­ских «спортивных афиш» и визитов английских жо­кеев-картины, правдиво изображающие спор­тивные события, например «Дерби в Эпсоме» и «Скачки» (Лувр, Париж). Хотя он тоже изобра­жает лошадей как бы парящими над землей, показ драматической, захватывающей гонки весьма убе­дителен. Т. Жерико сам был наездником и живо интересовался спортивными событиями. На сорев­нованиях боксеров он делал зарисовки участников. В 1818 г. француз Т. Жерико создал литографию «Боксеры», которая изображала соперников, стоя­щих в соответствии с тогдашней тактикой боя друг против друга, отклонив назад корпус и широко рас­ставив ноги. Один из боксеров-негр. Тем самым Т. Жерико характеризует общественное положение профессиональных спортсменов в XIX в.: они, по­добно неграм, относились как к низшему слою общества и часто находились на содержании у бо­гатых спортивных меценатов. Положение измени­лось лишь к концу XIX в. В середине XIX в. скачки являлись общественным событием для высших слоев общества. О. Домье, французский художник критического направления того времени, предста­вил в пародийном стиле эти события в 1857 г. в газете «Шаривари» под заголовком «Ра­дости ипподрома». Выставленная в Лувре в 1866 г. картина Т. Жерико «Дерби в Эпсоме» произвела большое впечатление на молодых художников.

Э. Мане она вдохновила на создание «Скачек в Бу­лонском лесу». Картины Э. Дега отражают атмо­сферу, царившую на ипподроме того времени: часто на переднем плане присутствуют элегантные пары, которые в большинстве случаев почти не обращают внимания на состязания.

Вышеназванные художники изображали лошадей либо скачущими от одного края картины к друго­му, либо с заднего плана картины по направлению к зрителю. А. Тулуз-Лотрек же в своей цветной ли­тографии «Жокей» (1899 г.) нашел новое решение: он показывает бегущую лошадь сзади в сильно укороченном виде так, что создается впечатление, будто бы она с большой скоростью мчится от зри­теля к заднему плану. Ему принадлежит также соз­данный около 1900 г. плакат, рекламирующий ве­лосипедные цепи, на котором виден велосипедист в типичной позе, согнувшись над рулем. Если в XIX в. в Германии еще преобладали дорогостоя­щие виды спорта, такие, как скачки, гребля, теннис, то с начала XX в. на передний план все больше вы­ступают народные виды спорта-велоспорт, легкая атлетика, спортивная гимнастика, зимний спорт и футбол. Примерами их проявления в живописи являются «Велосипедисты» Л. Файнингера (1912 г., Кёльн, Галерея Меллера), «Велогонка» Е. Л. Кирх- нера(ок. 1920 г., гравюра), «Конькобежцы» (1923 г.) и «Лыжники» (1928 г.) того же художника, «Ве­лосипедисты» (1928 г.) М. Фламинка, «Велосипе­дисты» (1927 г.) М. Целлера, «Гимнасты» и «Фут­бол» (1928 г.) Ф. Нуссбаума. В 20-е гг. в период всеобщего увлечения боксом, художников чаще ви­дели у ринга, чем в театре. Под впечатлением по­единков Слевогт написал 3 картины, в том числе «Перерыв на боксерском ринге» (1923 г.). В. Екель создал, в частности, картину с изображением боя на ринге (1927 г.). Возникли изображения известных боксеров, например «Эмиль Шольц» Б. В. Лингена (1925 г.), «Вице-чемпион Адольф Вигерт» К. Берен- да, «Макс Шмелинг» (1926 г.) Г. Грозга и портреты других популярных спортсменов.

Г. Вольхайм создал картину «Нурми» (1926 г.), a JI. Кениг-«Готфрид фон Грам». Некоторые ху­дожники, перешедшие к абстрактному изображению, как, например, В. Баумайстер и Р. Делони, еще опре­деленное время сохраняли спортивные мотивы, одна­ко их произведения по своему содержанию не пред­ставляют особого интереса, так как спортсмены выглядят на них абстрактными.

Первой попыткой реалистического и правдивого изображения спортивных событий стали появив­шиеся после 1945 г. работы художников социали­стических стран; в Советском Союзе это, напри­мер, картина А. Дейнеки «Беззаботная жизнь» (1944 г.) и «Футболисты» (1955 г.) Г. Брусенцова; в ГДР — «Шпажисты» (чемпион среди юниоров Т. Клейн, 1958 г.) Р. Краузе.

Если говорить о пластике, то на греческих ба­рельефах статуй в Афинах конца VI в. до н. э. также изображены бегуны, борцы и копьеметатели, игро­ки в мяч с согнутыми палками, напоминающими хоккейные клюшки.

Непревзойденным образцом скульптурного во­площения спортивного события является «Диско­бол» середины V в. до н.э. (дополненная римская бронзовая копия). Это произведение-свидетельство совершенного знания анатомии и глубокого изу­чения особого механизма движения, из которо­го выбран наиболее плодотворный в художествен­ном отношении момент-мощный размах для броска.

Различные скульптуры эпохи Возрождения огра­ничиваются изображением вновь открытого челове­ческого тела, не находя в физических упражнениях подлинного источника вдохновения. Скульптуры А. де Фриза «Бегун» и Д. Поггини «Мужчина де­лает стойку на руках» (бронза, Дрезден, музей «Зе­леный свод») изображают неестественные движе­ния, что делает эти произведения сходными с эллиническими изображениями. Первый скульп­тор, который обращается к спортивной теме в на­чале XIX в., А. Канова также целиком и полностью следует античным образцам в отношении содержа­ния и художественного оформления своих произве­дений. Об этом свидетельствует его «Крайг и Демоксен» (2 греческих кулачных бойца) (1802 г., мрамор, Рим, Ватикан).

В XX в. развивается подменная спортивная плас­тика, мотивы которой заимствуются главным обра­зом у боксерского ринга. Боксеры изображаются в атакующей стойке или в смешанной атакующей и одновременно оборонительной основной стойке. Большая часть скульптур является портретной: X. Холлер «Джек Джонсон» (ок. 1916 г., бронза); Р. Синтенис «Эрих Брандль» (1925 г., бронза, Ган­новер, Земельная галерея) и «Харткоп» (1930 г., глина); Е. де Фиори «Джек Демпси» (1925 г., бронза, Вена, Государственная галерея) и «Макс Шмелинг» (1928 г., глина, Берлин).

Среди знаменитых бегунов прежде всего П. Нур­ми служил моделью для многих скульпторов, на­пример: Р. Синтенис «Нурми» (1926 г., Лейпциг, Музей изобразительных искусств); В. Алтонен «Нурми» (ок. 1930 г., бронза, Хельсинки). Наряду с этим имеются несколько попыток изображения групп бегунов: Г. Маркс «Пара бегунов» (1924 г., Дрезден, Государственное собрание произведений искусства), «Бегуны» (1956 г., гицс); И. Карш «Передача эстафеты» (1932 г.).

Особого внимания заслуживают также формы прикладного искусства, поскольку они имеют зна­чение в области физкультуры и спорта. К ним от­носятся наряду со всеми видами прикладной графи­ки (плакаты, почтовые марки, книжные иллюстра­ции, рекламные проспекты, значки, грамоты и т. д.) прежде всего большое число спортивных трофеев, призов и памятных сувениров со спортивной тема­тикой и спортивными мотивами. Выставка «Спорт в изобразительном искусстве», организованная еще в 1963 г. в Лейпциге, на которой экспонировались новые произведения, установила новые масштабы в этой области, сочетающие хорошее художествен­ное оформление спортивных призов с безукориз­ненным изображением исполнения соответствую­щего спортивного движения.

Физическая культура и архитектура. Архитектурное оформление сооружений, предназначенных для игр, физкультуры и спорта, с самых ранних времен всег­да определялось существующим общественным строем и господствовавшим при нем строительным стилем. Гимнастические, атлетические и другие ме­роприятия, подобно танцам, музыке, поэзии и дра­матическому искусству, первоначально являлись частью религиозного культа, который вследствие этого был связан с храмами или другими рели­гиозными учреждениями.

Появились сооружения с особым архитектурным оформлением, прежде всего в центрах греческой культуры-в Афинах, Элевзии, Дельфах-в связи с местными культовыми учреждениями. Часть этих сооружений составлял театр, обычно в форме ам­фитеатра. Он одновременно служил ареной для танцев и состязаний. Эти ранние греческие соору­жения относились к дорическому стилю. Когда позднее при строительстве храмов перешли к иони­ческому и коринфскому стилям, места соревнова­ний уже приобрели свою типичную форму, сохра­нив за собой в большинстве случаев ставший для них «классическим» дорический стиль. Крупнейшим строительным сооружением такого рода был «Свя­щенный район» в Олимпии, где существовали со­ответствующие сооружения для всех видов физиче­ских упражнений классической древности.

Римляне при строительстве спортивных сооруже­ний первоначально руководствовались примером греков точно так же, как в большинстве других областей культуры они восприняли наследие клас­сической Греции. Однако, поскольку правители Римской империи очень рано начали подчинять ат­летику и состязания своим политическим устремлениям, то характер и оформление спортивных со­оружений также должны были измениться. Они теперь стали местом представлений, рассчитанным на очень большое количество зрителей. Гимнасионы, арены и палестры уступили место ипподро­мам и цирковым постройкам. «Большой цирк», «Колизей» и термы (общественные бани), например термы Каракаллы (III в. до н.э.), были самыми значительными и крупными сооружениями Древне­го Рима, предназначенными для спортивных сорев­нований и представлений. Они являются, судя по размаху строительных работ и их архитектурному оформлению, воплощением господствующих идей и выражением политической власти господствую­щего класса Римской империи, а также свидетель­ством высокого технического мастерства.

Колизей, построенный в I в. до н. э. при импера­торах Веспасиане и Тите, располагает около 60 тыс. мест. Для защиты от солнца и дождя он частично был покрыт козырьком-техническое достижение, которое в настоящее врея вновь вызывает особый интерес у архитекторов. Сооружение имеет 3 этажа дорических, ионических и коринфских рядов ко­лонн, расположенных один на другом, а также сплошную стену, служащую опорой для защитного покрова.

«Большой цирк» в Риме-вытянутое в длину, прямоугольное здание размером 600 х 110 м, вме­щавшее 200 тысяч зрителей, а также другие рим­ские спортивные сооружения, расположенные во многих частях тогдашней мировой империи, напо­минают о стремлении римских правителей с по­мощью зрелищ, например травли зверей, боев гла­диаторов и состязаний колесниц, привлечь на свою сторону народные массы и затушевать классовые противоречия в римском рабовладельческом обще­стве.

Средневековые народные танцы и состязания крестьян или ремесленников не могли оказать влия­ния на строительное искусство, т.к. они не нужда­лись в каких-либо особых помещениях; для этого были достаточны открытые площадки. Боевые игры и рыцарские турниры, которые уже в XI в. явля­лись составной частью культуры при дворе, прово­дились под открытым небом; при этом лишь со­оружались деревянные препятствия и трибуны для зрителей, которые затем снова сносились.

В XVI в. в некоторых городах-резиденциях и при высших учебных заведениях были построены т.н. «дома игр и танцев». В них имелся одноэтажный зал, часто с встроенными нишами для зрителей или небольшими трибунами. В них играли в мяч и во­дили хороводы. Первыми сооружениями, специаль­но предназначенными для занятий физическими упражнениями, были школы верховой езды и фех­тования при дворах монархов, особенно в XVIII в. Большинство этих школ были построены в стиле барокко. «Дома для игр и танцев» в городах, где горожане и дворянство забавлялись игрой в мяч, стали центром развлечений. В начале XIX в. возникли первые гимнастические залы. Они оставались до начала XIX в. исключительно целевыми по­стройками. Хотя они и были свободными от широ­ко распространенных в то время шатаний строи­тельного стиля, однако почти до начала нового времени не приобрели собственного строительно­художественного облика. В XIX в. в Англии при проведении полевых игр долгое время довольство­вались простыми скамейками, трибунами и дере­вянными строениями. Для проведения междуна­родных спортивных встреч молодежи ведется новое крупное строительство стадионов с подсобными со­оружениями. Особенно следует упомянуть ста­дионы Стокгольма (1912 г.), Амстердама (1928 г.), Берлина (1936 г.), Мельбурна (1956 г.), сооружения в Риме (1960 г.), Токио (1964 г.), Мехико (1969 г.), Мюнхене (1972 г.), Монреале (1976 г.), Москве (1980 г.). Ядром этих творений неизменно является главный стадион, окруженный разного рода соору­жениями особого назначения (например, в Мехико это спортивный дворец на 14200 мест и плавательный бассейн на 15 000 мест) и помещениями для участников соревнований и обслуживающего персонала. В 70-е гг. создаются также сооружения для зимних видов спорта.

Спор­тивные сооружения включаются в центральную си­стему планирования городов и поселков и создадут учащейся молодежи, а также трудящимся всех воз­растных категорий широкие возможности для от­дыха и занятий спортом. Эти спортивные сооруже­ния должны отвечать техническим требованиям, а также требованиям, которые предъявляются к спорту во время отдыха, к школьному спорту и спорту высоких достижений. Их следует разумно комбинировать с бассейнами, игровыми и спор­тивными площадками, чтобы можно было зани­маться физкультурой и спортом круглый год неза­висимо от времени года и погоды. Как правило, эти сооружения не предназначены для какого-либо одного отдельного вида спорта, а дают возможность заниматься различными видами, например легкой атлетикой, гандболом, волейболом, баскетболом, гимнастикой, и одновременно располагают достаточным местом для зрителей. Часто спор­тивные залы строятся как многоцелевые сооруже­ния, которые используются не обязательно только для спортивных целей (например, Зал спорта и кон­грессов в Шверине). При этом высокие требования предъявляются не только к способности таких со­оружений изменять свое назначение, но также и от­вечать современным технико-строительным и архи­тектурным аспектам.

Спортивные сооружения открывают архитектору и работнику изобразительного искусства широкое поле творческого сотрудничества и возможность создавать произведения строительного искусства, которые соответствуют нашему историческому раз­витию и отражают облик социалистической дейст­вительности.

Строительство и оборудование пригородных центров отдыха в живописной местности, вблизи крупных населенных пунктов выдвигают перед ар­хитекторами новые задачи. При этом необходимо, чтобы сочетались различные области физического и духовного отдыха.

Физическая культура и литература

Художественное изображение физических упраж­нений и состязаний встречается уже в греческой и римской литературе. Так, древнегреческий лирик Пиндар сочинял по заказу аристократов хвалебные гимны для победителей общегреческих спортивных состязаний. Бакхимид и Симонид также писали хвалебные гимны для победителей национальных спортивных фестивалей. Боевые спортивные игры изображаются и в произведениях Гомера, прежде всего в «Одиссее» и «Илиаде». В X в. у арабов и персов предметом литературного изображения стала игра в шахматы.

В современной социалистической литературе от­ражение общественного феномена «спорт» приобре­тает все большее значение. Однако в ней недоста­точно показана роль физкультуры и спорта в образовании и развитии личности.

И. Р. Бехер, который в своем известном романе «Прощание» (1940 г.) изобразил спорт как общест­венный феномен, в своих теоретических статьях «Защита поэзии» и «Сила поэзии» (1952 г.) обратил внимание молодых поэтов на большие культурные достижения и призвал их к таким же достижениям в области спорта.

Если попытаться исторически проследить отно­шение физкультуры и спорта к литературе на не­скольких значительных и характерных примерах, взятых из немецкой и иностранной литературы, вы­яснится, что физкультура и спорт в их литератур­ном отображении зависят от общественных усло­вий и определяются ими. Вследствие этого новый принцип изображения спорта в современной социа­листической литературе проявляется особенно рель­ефно.

Написанный, по-видимому, баварским монахом роман в стихах «Руодлиб» (ок. 1050 г.) считается одним из первых культурно-исторических свиде­тельств игр и физических упражнений при дворах феодалов. Позднее в многочисленных средне- и се­верогерманских эпосах, например в «Парсирвале» Вольфрама фон Эшенбаха и «Песне о Нибелунгах», изображаются охота, конные турниры, состязания в метании копья, камней и в прыжках. Тогда же в литературе стала изображаться игра в шахматы («Руодлиб»). Средневековые шахматные книги на­деляют шахматные фигуры характерными и со­словными чертами.

Литература бюргерства (XIX в.) редко упоминает о физических упражнениях и народных играх. М. Лютер говорил о том, что ему особенно нравят­ся «музыка и рыцарские игры с фехтованием и борьбой», т.к. «первое прогоняет меланхоличе­ские мысли, второе придает ловкость членам и со­храняет здоровье».

Однако даже в эпоху Возрождения не могло воз­никнуть собственно физической культуры, этому препятствовали общественные отношения, эксплуа­тация народа после Крестьянских войн, Контрре­формации и Тридцатилетней войны. Лишь в от­дельных литературных произведениях упоминается о народных играх и упражнениях. Так, И. Викрам в своих выразительно рассказанных народных шут­ках, которые были необычными для привычной в то время феодально-рыцарской тематики и были объединены автором в сборнике «Книжица в теле­ге» (1555 г.), говорил морализирующим тоном о «мальчонке», который мастерски умел играть в кегли, но был слишком мал, чтобы учить «мо­литвы», а И. Фишарт в своей «Фальсификации ис­тории» (1575 г.), считающейся вершиной немецкой прозаической литературы XVI в., выразил страст­ное желание прогрессивного бюргерства «также из­рядно тренировать свое тело, как рассудок и ду­шу». Он заставляет своего героя Гаргантюа учить­ся игре в мяч, «по-кошачьи прыгая туда и сюда», а также таким упражнениям, как бег наперегонки, фехтование, турнирная верховая езда, метание мо­лота, борьба, прыжки в длину, прыжки через забор, стрельба, лазание по канату, танцы, плавание и ныряние.

И. Фишарт писал о том, что при строительстве воспитательного учреждения следует заботиться об оборудовании соответствующих спортивных соору­жений.

В Англии в 1653 г. появилась знаменитая книга И. Уолтона «Образцовый рыболов», в которой этот вид спорта изображается с большой поэтиче­ской силой и вокруг него развивается целая фило­софия. Это произведение побудило американского поэта И. Вашингтона написать в 1819-1820 гг. иро­ническую рыбацкую историю. В XVII в. возникло, очевидно, самое раннее литературное свидетельство об игре в футбол, стихотворение китайского поэта Ли Ю.

Только в XVIII в., во времена Просвещения и буржуазных устремлений к эмансипации, среди средних слоев бюргерства усилилась тяга к физиче­ским упражнениям. Г. Э. Лессинг сообщал, что он «учится танцевать, фехтовать, вольтижировать»: книги могут его научить, но «никогда не смогут сделать из него человека». Ф. Г. Клопшток в ряде своих од превозносил занятия спортом, особенно бег на коньках. Филантрописты (Базедов, Гутс- Мутс и др.) требовали всестороннего воспитания человека, включая физическую тренировку; призыв Руссо «Назад к природе» питал это стремление. Гё­те и его друзья тренировались в дальних походах («Песнь странника в бурю»), купались в бурных горных ручьях Швейцарии. Гёте воспел спорт во многих своих сочинениях («Четыре времени года», «Тассо», «Фауст»),

Писатели XVIII в. вновь обратились к теме шах­мат, например К. В. Рамлер («Шахматная игра», 1753 г.). Остроумные шахматные анекдоты К. М. Виланда обнаруживают явно антифеодаль­ную направленность.

После запуска первого воздушного шара в 1783 г. воздухоплавание также стало любимой те­мой писателей, например «Путешествие в Браунг- вейг» А. фон Книгге (1792 г.).

Буржуазная литература XIX и XX вв. Вместе с капи­талистическим способом производства возникли ус­ловия для развития современного спорта. Он быст­ро превратился в интернациональное явление.

Английская литература впервые «открыла» спор­тивную тематику и проблематику в качестве непос­редственного предмета художественного воплоще­ния: роман Г. В. Шоу «Профессия Кашеля Бирона», «Зеленый флаг» А. К. Дойля, некоторые рас­сказы Д. Р. Киплинга.

В Германии в это время развивается, особенно в рамках буржуазного молодежного движения, стремление к путешествиям. Д. Г. Макей, немец, родившийся в Шотландии, написал в 1901 г. «Исто­рию одной страсти», роман «Пловец», который И. Р. Бехер позднее назвал «единственным более или менее значительным литературным докумен­том, посвященным спорту». Макей, сам анархист, изображает жизнь рабочего паренька на рубеже столетия, который становится в буржуазном спорт­клубе чемпионом по плаванию и в конце концов, будучи изолирован от своего класса, терпит круше­ние при столкновении с существующими общест­венными условиями.

Многие буржуазные писатели не считали спорт фактором, влияющим на формирование личности, или вообще отрицали его, как это делает, напри­мер, Р. М. Рильке в рассказе «На уроке гимнасти­ки».

Писатели, настроенные гуманистически, а позд­нее и социалистические писатели все чаще обра­щаются к изображению национального народного спорта. Т. Шторм описывает игры на льду, а Э. Э. Киш — американский футбол. Все большее место занимают литературные репортажи о переживаниях самих спортсменов. Но лишь немногие литераторы поднимались до подлинного изображения спорт­смена и спорта. К ним относятся Д. Лондон, С. Льюис, Э. Хемингуэй, В. Ларднер, Ж. Жироду и Ж. Кокто. Все они дали миру выдающиеся про­изведения на спортивные темы.

Буржуазно-декадентская литература начала XX в. часто использовала спорт, чтобы выделить своих героев из повседневности. Г. Кайзер критиковал это направление в своей пьесе «С утра до полуно­чи» (1916 г.). Критически настроенные буржуазные и социалистические писатели выступают против де­кадентской литературы, обращаясь к истинным про­блемам спорта, критикуя такие явления, как про­фессиональный спорт, делячество, погоня за «звез­дами», жажда сенсаций, потребительское отноше­ние к спорту.

Пример смелого выступления против злоупотреб­ления спортом нацистами показали Г. Манн, Л. Фейхтвангер и другие писатели, объединенные в «Союз защиты немецких писателей». Они подпи­сали обращение против проведения Олимпийских игр 1936 г. в Германии. До сих пор остается непре­взойденным в литературе написанный В. Радетцем портрет борца-антифашиста спортсмена В. Зеелен- биндера («Сильнейший», 1961 г.).

Спортивная тема все чаще встречается и в дет­ской литературе, что свидетельствует о возросшей роли спорта в жизни детей и подростков.

Физическая культура и музыка. Содержание и форма отношений физкультуры и музыки в ходе историче­ского развития постоянно менялись.

В период расцвета греческой музыки и в предшествующие этому столетия музыкальное ис­кусство было неразрывно связано с различными ви­дами умственной и физической деятельности лю­дей, например в Греции-с поэзией и танцем, с физическими упражнениями в виде гимнастики. Понятие «гимнастика» включало в себя сумму зна­ний, которыми тогда располагали преподаватели физических упражнений, гимнасты: политику, мо­раль, воспитание, искусство, врачевание и религию. Гимнастика занимала привилегированное положе­ние. В воспитании молодежи использовались про­стые песенные формы древнегреческой музыки для сопровождения физических упражнений. Во второй половине XIX в. рабочие спортивно-гимнастические союзы продолжали песенные традиции прогрессив­ного гимнастического движения. Так, например, песня гимнастов рабочего спортивно-гимнастиче­ского союза «Фихте»-«Братья, вперед, вы слышите звуки музыки!» принадлежит рабочим-спортсме- нам, которые в 1849 г. под руководством А. Фертнера принимали участие в народном восстании. Пе­сенное творчество рабочего спортивно-гимнастиче­ского движения обогащалось песнями революцион­ного немецкого и международного рабочего движе­ния и отражало классовую борьбу.

Музыка самодеятельных народных оркестров, простая по своему ритму и мелодии, пользовалась большим успехом в рабочем спортивном движении. Благодаря своему мобилизующему воздействию и организующей роли она имеет и сегодня большое значение при проведении спортивных праздников и спортивных мероприятий. В оркестре исполь­зуются поперечная флейта, сигнальный рожок, ма­ленький и большой. барабаны, ударные тарелки и лира.

Физическая культура и средства массовой информации

Печать. Соревнования и праздники физкультуры и спорта вызывают сегодня интерес широких кру­гов населения; газеты, радио, телевидение и кино ежедневно сообщают о большинстве спортивных событий, происходящих во всех странах мира. Многие спортивные журналисты ежедневно нахо­дятся в пути, чтобы собрать и подготовить мате­риал для своих репортажей.

Благодаря передачам спортивных известий и ре­портажам миллионы людей находятся в курсе важ­нейших спортивных событий. Спортивная пресса фиксирует и комментирует рекордные и наивысшие достижения, показанные во время соревнований. Важным средством информации является спортив­ная статистика.

В комментариях дается анализ спортивных и спортивно-политических событий. Это помогает читателю более глубоко понять суть происходяще­го и новые проблемы, а также получить правиль­ную ориентировку. Спортивный журналист оказы­вает влияние на формирование мнения читатель­ской массы.

Знания читателей расширяются путем регулярной популяризации малоизвестных видов спорта, усло­вий соревнований, новых методов тренировки и важных специальных проблем. Рассказы очевид­цев и репортажи о зарубежных поездках спортсме­нов способствуют оживлению спортивной инфор­мации. Спортивная печать информирует общест­венность также об успехах спортивного движения стран и помещает сообщения о выдающихся спортсменах.

В целях пропаганды спортивная печать помещает отчеты, репортажи, интервью и т.д. Она исполь­зует все имеющиеся в ее распоряжении средства, чтобы привлечь сотни тысяч любителей спорта, за­полняющих в конце недели спортплощадки, к ак­тивной спортивной деятельности и социалистиче­скому спортивному движению.

Фотография и кино за последнее время в значитель­ной степени содействовали быстрому распростране­нию спорта. Темп, жесткость, элегантность и кра­сота спортивного соревнования, которые до сих пор только описывались, получили наглядное изо­бражение с помощью фото и кино. Спортивные фо­тографии и спортивные кинофильмы стали состав­ной частью ежедневной печати и кинопродукции.

Возможности кино позволяют втиснуть съемки крупных спортивных мероприятий в рамки, напри­мер, двухчасового фильма. Схваченные камерой ха­рактерные моменты события, искусно смонтиро­ванные, могут передать и особую атмосферу соревнования. Хотя это требует участия многих людей и сложной технической аппаратуры, однако результат оправдывает себя и имеет большую исто­рическую и воспитательную ценность. Научно-популярный фильм и учебный фильм широко распространены. Узкопленочная камера стала се­годня инструментом тренера, который с помощью кинофильмов работает над улучшением достиже­ний своих спортсменов. Учебные фильмы дают представление о технических возможностях спор­тивных упражнений, анализируют каждое отдель­ное движение с помощью замедленной съемки, не­подвижных кадров и трюков; они дают методиче­ские указания к обучению и в значительной степени содействуют повышению спортивных результатов. Художественный фильм. Спортивные фильмы капи­талистических продюсеров используют спорт в сво­их целях. Спортсмены и их мастерство ставятся на службу погоне за наживой.

Интервью и беседы являются хорошим дополне­нием к комментариям и репортажам. Они воспро­изводят мнение спортсменов, тренеров, спортивных работников и т.д., дают слушателю «живой мате­риал» и разъясняют взаимосвязь отдельных спор­тивных событий.

Прямая передача о гребной регате на канале Дортмунд-Эмс в 1925 г, положила начало спортив­ному радиорепортажу. Улучшившиеся технические условия обеспечили спортивному репортажу сегод­ня большую популярность. Он почти неизменно присутствует в радиопрограммах, как и передачи спортивных известий.

Телевидение. Современные телевизионные спор­тивные передачи требуют большого технического обеспечения. Передающий телевизионный автофур­гон или специально оборудованный режиссерский центр образуют «сердце» прямых передач. От теле­камер изображение по линиям радиорелейной связи поступает на режиссерский пульт и возвращается оттуда вновь через мобильные линии в накопи­тельный пункт сети стационарных радиорелейных станций. Режиссер находится в передающем авто­фургоне или на режиссерском пункте и дает опера­торам указания относительно качества изображе­ния или выбора видеоряда. Он решает, какой сюжет передать в эфир. Перед монитором, конт­рольным телеэкраном, сидит репортер, который комментирует передачу.

Новые перспективы открылись перед телевиде­нием при наличии возможностей создать с по­мощью искусственных спутников Земли межконти­нентальную телевизионную сеть. Если, например, во время первенства мира по футболу в 1962 г. в Чили еще не представлялось возможным, чтобы зрители в Европе приняли участие в этом событии с помощью прямых передач, если тогда они были вынуждены довольствоваться отчетами, поступав­шими с двухдневным опозданием, то в 1964 г., во время Олимпийских игр в Токио, благодаря ис­пользованию искусственного спутника «Синком 3» над Тихим океаном удалось добиться значительно­го улучшения с точки зрения выигрыша времени. Крупным телевизионным техническим достижением явились передачи с Олимпийских игр 1968 г. в Ме­хико; на расстоянии в 9000 км изображение и звук могли приниматься в Европе непосредственно в момент события.

Во время проведения Игр XXII Олимпиады в Москве находилось много крупнейших знатоков мирового класса в области олимпийского телевиде­ния. Среди них был программный директор Евро­пейского вещательного союза Хорст Зайфарт, ко­торый участвовал в освещении десяти летних и зимних олимпиад.

— В Москве впервые на олимпиадах не было ни­каких сколько-нибудь серьезных претензий по каче­ству показа,-сказал Зайфарт,-Развитие спутнико­вой связи помогло расширить рамки олимпийских трансляций из Москвы. Если Монреаль имел лишь одну внешнюю линию связи со спутником, то в Москве — три канала.

Несомненным достоинством было и то, что на Играх с помощью электронных камер были пока­заны такие как будто не «телегеничные» виды спор­та, как пулевая стрельба и стрельба из лука.

Я обратил внимание на интересную попытку по­казать психологию спортсмена на телеэкране, рас­крыть его внутреннее состояние путем показа крупным планом.

Немало нового появилось в расположении теле­камер, например, над баскетбольным кольцом. Ин­тершум-фантастика! Я слышал в эфире даже ды­хание лошадей, плеск воды о борт лодки. Все, что могло звучать,-звучало и дышало в кадре.

Физическая культура в исследованиях и обучении

Посколь­ку физическое воспитание является организованным педагогическим процессом, то при проведении на­учных исследований пользуются прежде всего педа­гогическими методами. Кроме того, целесообразно использовать методы и других научных дисциплин, а также методы коллективных экспериментальных исследований планового характера, как и в других науках, изучающих общественное мнение.

Методы измерения и регистрации при научно- экспериментальных исследованиях обладают отно­сительной самостоятельностью. В случае их приме­нения в области физкультуры и спорта целесо­образно подразделить их на 3 большие группы:

1. методы регистрации внешних видимых компо­нентов движения (измерения углов, времени, си­ловые и иные измерения, фиксирование движения с помощью фотографии, кино и циклографии);

2. методы реконструкции внутренних реакций (мор­фологические и функциональные измерения реакций систем кровообращения и дыхания, энергообмена и физиологической экономии труда);

3. методы ре­гистрации способности к реакции (измерения спо­собности к реакции, точность движения и общего поведения). Наряду с кинематографическими в по­следнее время получили особое распространение те­леметрические методы измерения.

Столь же важной, как и получение объективных данных при эмпирических исследованиях, является их обработка с помощью математических и стати­стических методов и приемов. Сравнительно-стати­стические методы позволяют сопоставление резуль­татов различных опытных рядов, корреляционно­статистические и факторно-аналитические методы исследуют взаимосвязь между результатами и обусловливающими их факторами, контрольно­статистические методы позволяют обеспечить вы­разительность и надежность полученных результа­тов.

Ученые, спортивные работники, тренеры и спортивные педагоги, а также спортсмены обме­ниваются опытом, принимают участие в сов­местных мероприятиях и исследовательских проек­тах, спорторганизации помогают друг другу путем обмена специальной литературой и результатами исследований, учебными планами и программами, лекторами и студенческими делегациями.


Leave a Reply

You must be logged in to post a comment.