Физкультура для всех: для детей и взрослых

Физкультура для всех:
для детей и взрослых


гимнастические упражнения, оздоровительная и лечебная физкультура
Физкультура для всех: для детей и взрослых

Синхронное плавание

Рубрика: Виды спорта

Характер этого красивого вида спорта и возмож­ность проводить соревнования, не требующие мак­симальных показателей скорости и выносливости, привлекают к нему пока только женщин.

Этот вид плавания заключается в совершенном по форме осуществлении плавательных движений и безупречном выполнении фигур большей или меньшей сложности. Так же как фигуристка на льду, спортсменка в синхронном плавании стремит­ся к эстетическому выполнению труднейших эле­ментов движения. Ритмичность движений должна быть синхронна с ритмом музыкального сопрово­ждения. Каждое выступление имеет определенную тему, выражаемую музыкой и движением. В боль­шинстве случаев исходным моментом в оформле­нии выступления является музыка, содержание ко­торой определяет необходимые позы, элементы движений и жесты. Кроме того, суть синхронного плавания заключается в неподвижном изображении на воде определенных рисунков группой спортсме­нок. Музыка служит для большей выразительности изображаемого. Переход от одного рисунка к дру­гому выполняется в определенных местах музы­кального произведения. Спортсменки изображают на поверхности воды рисунки, сменяющиеся по принципу калейдоскопа. Переход от одного рисун­ка к другому спортсменки выполняют в положении на спине или под водой.

Историческое развитие. Хороводы с цветами, фона­риками и флажками, радовавшие глаз зрителя во время праздников на воде яркостью и игрой кра­сок, послужили прототипом фигурного, а затем синхронного плавания.

Синхронное плавание было распространено в Америке до второй мировой войны. Его исполь­зовали в качестве доходных «шоу». Как вид спорта синхронное плавание развилось после 1945 г., сна­чала в США, затем во Франции и Голландии. Се­годня оно входит в программу спортивных сорев­нований примерно в 50 странах, в том числе двенадцати европейских. Благодаря многообразию форм и перспектив развития эта спортивная дис­циплина до сегодняшнего дня постоянно изменяет­ся, расширяется и совершенствуется.

Полное признание на международном уровне как официальный соревновательный вид спорта синх­ронное плавание получило лишь в 1956 г. с образо­ванием Международной комиссии синхронного плавания. Решение конгресса Международной феде­рации плавания, принятое в Мехико в 1968 г., об организации с 1971 г. чемпионатов мира по синх­ронному плаванию явилось новым этапом в разви­тии этого вида спорта. В июле 1980 г. МОК принял решение включить синхронное плавание в програм­му Игр XXIII Олимпиады.

Материальное обеспечение. Плавательный бассейн.

Минимальная длина бассейна для соревнований по синхронному плаванию составляет 12 м, шири­на -6 м, минимальная глубина-2 м. Дно бассейна должно хорошо просматриваться. Электроакустическое воспроизводящее устройство. Для проведения соревнований необходимо наличие установки для воспроизведения музыкальных запи­сей. Участницы должны предоставить в распоряже­ние организаторов магнитофонные ленты или пла­стинки для передачи музыкального сопровождения. Форма одежды. В комплект одежды для пловчих входят купальный костюм из темного материала, отвечающий требованиям правил, и белая шапочка для исполнения обязательной программы, а также костюм, соответствующий теме произвольной про­граммы.

Техника. К технике фигурного плавания относятся различные способы плавания, «паддельн», отработ­ка обязательных фигур и образование рисунков. Стили плавания. Спортсменки должны владеть сле­дующими стилями плавания: кролем, на спине, брассом, баттерфляем, на боку, а также варианта­ми этих способов. Владение этими стилями являет­ся необходимой предпосылкой для того, чтобы за­ниматься фигурным плаванием. Однако техниче­ский принцип их воспроизведения в фигурном плавании изменяется. Лицо постоянно находится над водой, чтобы спортсменка могла следовать му­зыкальному ритму, сохранять ориентацию в про­странстве и координировать свои движения с дви­жениями партнерш; энергичная работа ногами происходит глубоко под водой, чтобы на поверхно­сти не появились брызги; движения рук стилизо­ваны, их темп, направление, форма и акцент зави­сят от музыки, темы и уровня подготовленности команды.

«Паддельн» (плавание «по-собачьи»). Несмотря на то что «паддельн», в общем, не признается как стиль плавания, в фигурном плавании он имеет чрезвычайно важное значение. «Паддельн» — это мелкие движения руками и кистями рук, которые повышают плавучесть и позволяют выполнять в воде самые различные движения. «Паддельн» в положении лежа на спине на месте (кисти рук движутся по бокам на уровне несколько ниже бе­дер) часто является исходной и заключительной по­зицией при выполнении фигур в синхронном плава­нии. «Паддельн» служит для продвижения тела вперед при смене рисунка, если только переход не осуществляется под водой.

Синхронное плавание

Фигуры. Согласно международной классификации, фигуры в синхронном плавании подразделяются на пять групп («балетная позиция», «дельфин», «кон- традельфин», «сальти» и «диверсе») и обозначаются цифрами. Для фигур группы «балетная позиция» характерна поднятая вертикально над поверх­ностью воды нога с оттянутым носком. В исходной позиции спортсменка лежит на спине на поверхно­сти воды при абсолютно вытянутом положении те­ла. Отдельные фигуры выполняются путем враще­ния вокруг продольной и поперечной оси, а также различной формы погружений и всплываний.

Для групп «дельфин» и «контрадельфин» харак­терно проплывание круга, которое начинается по­гружением в положении на спине и заканчивается всплыванием в том же положении. В фигурах группы «дельфин» круг проплывается головой впе­ред, группы «контрадельфин»-ногами вперед. Лег­кое сгибание одной ноги в колене, оттягивание но­сков, вращение вокруг продольной оси, непрерыв­ное проплывание двух кругов для выполнения фигуры горизонтально лежащей восьмерки, одно­временное проплывание круга двумя или несколь­кими участницами-все это существенные возмож­ности варьирования фигур этих групп.

В то время как в других видах спорта для выпол­нения сальто необходимо сделать по меньшей мере один полный оборот, в фигурном плавании как сальто расценивается четверть оборота. Так, напри­мер, первая в группе «сальти» фигура «барракуда» состоит из погружения головой вперед в положении лежа на спине с последующим вынесением над по­верхностью воды согнутых в тазобедренных суста­вах ног. В эту группу, кроме того, включены вра­щения, выполняемые с согнутыми в коленях и тазобедренных суставах ногами (в положении «группировки») или только в тазобедренных суста­вах. К вращениям непосредственно примыкает дви­жение, обеспечивающее вынос ног вертикально над поверхностью воды. Однако ноги не должны «зас­тывать» в этом положении над водой.

В группу «диверсе» входят все прочие формы движения, которые состоят из выполнения стойки на руках, переворотов, вращений на поверхности воды и фигур.

Синхронное плавание

Образование рисунков. Техника образования рисун­ков в синхронном плавании не предполагает владе­ния большим числом форм движения. Тело спорт­сменки в положении лежа на спине плоско вытяну­то на поверхности воды. Она должна уметь находиться в таком положении в течение длитель­ного времени, не двигая руками и ногами. Руки мо­гут быть при этом прижаты к корпусу, полуопу­щены по отношению к корпусу, раскинуты в разные стороны, полуприподняты или подняты вертикально над головой. Мышцы таза напряжены. Вытянутые ноги с оттянутыми носками могут быть сомкнуты или раздвинуты.

Основу рисунков составляют треугольники, четы­рехугольники и круги, которые могут быть пре­образованы в кресты, звезды и другие рисунки. Спортсменки держатся друг за друга (способы со­единения: рука к руке, нога к ноге, нога к голове, нога к руке и т.д.). Смыкая и раздвигая руки и но­ги, спортсменки могут как бы заставить рисунки двигаться. Можно добиться повышения эффекта путем образования кругов. Очень эффектным и трудным упражнением синхронного плавания (группового) является «колесо». Это упражнение за­ключается не в создании рисунка на поверхности воды, а представляет собой находящуюся в по­стоянном движении фигуру. Все спортсменки одной группы лежат на спине в один ряд, касаясь ногами головы партнерши. Первая ныряет головой вперед, как при выполнении упражнений группы «дель­фин», и проплывает под всем рядом. Она находит­ся под водой до тех пор, пока, вынырнув, не кос­нется головой ног последней участницы ряда. По­скольку движение всей группы непрерывно и соеди­нение «голова к ноге» не нарушается, пловчихи изо­бражают вращающееся колесо «дельфин».

Синхронное плавание

Правила. В синхронном плавании проводятся личные соревнования («солисты», соревнования между «дуэтами») и командные, в которых уча­ствуют группы из 4-8 и более спортсменок. Оценка производится семью судьями, присуждаю­щими очки от 0 до 10 (может быть присуждено и пол-очка). В синхронном плавании для обязатель­ной программы из 100 возможных фигур изби­раются пять. Это делается путем жеребьевки перед началом соревнований, причем 3 упражнения не должны превышать степень сложности 1,7 (1-я се­рия) и 2 упражнения должны превышать степень сложности 1,7 (2-я серия). Каждые четыре года фи­гуры 1-й и 2-й серий заново утверждаются Между­народной комиссией фигурного плавания при Меж­дународной федерации плавания. Каждое упражне­ние выполняется отдельно, без музыкального со­провождения. За него выставляется оценка, которая выводится следующим образом: минимальная и максимальная оценки из семи выставляемых ис­ключаются, затем из оставшихся пяти выводится среднее арифметическое, которое сопоставляется со степенью трудности выполненного упражнения.

Значительно труднее оценивать произвольную программу, которая выполняется с музыкальным сопровождением. Каждый из семи судей должен в одной оценке учесть степень синхронности, сте­пень сложности фигур и движений, выразитель­ность, композиционное воплощение программы, отработанность движений в воде, согласованность действий между участницами, глубину раскрытия темы, подбор костюмов, вид и оригинальность программы.

Продолжительность произвольной программы не должна превышать 5 мин. Включенные в програм­му вступительные движения на суше не должны вы­полняться дольше 20 сек.

В соревнованиях по синхронному плаванию оцен­ка выставляется за выполнение программы, состоя­щей из 8 рисунков, пролога и эпилога. Рисунки подбираются и составляются с помощью каталога рисунков, причем в соревнованиях групп, состоя­щих из восьми человек, степень сложности всех упражнений не должна превышать 16,5 очка, а в со­ревнованиях групп, состоящих из двенадцати спортсменок,-20 очков.

Подготовка и тренировка. Сильно развитое чувство воды и хорошая пространственная и временная ориентация являются основными предпосылками, позволяющими выполнять сложные движения в за­данном ритме над и под водой и на поверхности воды.

Тренировка в воде. С самого начала большое вни­мание уделяется коллективной тренировке по воз­можности с ритмическим выполнением упражне­ний. К общей подготовке в воде относятся плава­ние кролем и кролем на спине (вначале для сопровождения особенно рекомендуется ритм валь­са), «паддельн», ныряние и плавание в различных группах и с выполнением фигур.

К специальной подготовке относится отработка фигур и рисунков, а также целых программ. Тренировка на суше. Этот вид подготовки крайне необходим в синхронном плавании. Элементы ба­лета и спортивной гимнастики служат выработке правильной осанки и красивых движений. Ритм му­зыкального произведения улавливается путем его многократного проигрывания и одновременного выполнения многочисленных упражнений на суше. Стереотип движений, необходимый диапазон и энергичность лучше вырабатывать вне воды. Составление программы (произвольной) требует большой предварительной работы. Прежде всего производится анализ музыкального сопровождения и подбор движений, причем решающим фактором для этого подбора является тема и своеобразие му­зыкального произведения. Необходимо подгото­вить соответствующие костюмы. При составлении программы необходимо учитывать преимущества и недостатки того бассейна, где данная программа будет выполняться.

Велика роль синхронного плавания в организа­ции досуга, поскольку им могут заниматься также ранее активно выступавшие пловчихи более стар­шего возраста.

Разнообразные возможности творчества придают синхронному плаванию особую ценность и привле­кательность.


Leave a Reply

You must be logged in to post a comment.