Физкультура для всех: для детей и взрослых

Физкультура для всех:
для детей и взрослых


гимнастические упражнения, оздоровительная и лечебная физкультура
Физкультура для всех: для детей и взрослых

Содержание физических упражнений, входящих в раздел основной гимнастики для детей первых 3-х классов

Рубрика: Упражнения для детей

Рассмотрим подробнее содержание физических упражнений, входящих в раздел основной гимнастики.

Построения и перестроения — применяют как средство организации учеников на уроках физической культуры, способствующее воспитанию правильной осанки, развитию точности движений, чувства ритма и темпа, навыков коллективных действий, концентрации внимания. Кроме раздела основной гимнастики, они входят также в раздел лыжной подготовки.

Основные положения и движения рук, ног, туловища.

Упражнения с большим и малым мячом. Эти упражнения относятся к группе упражнений для общего развития. Они дают детям хорошую школу движений и способствуют укреплению их двигательного аппарата. Обучаясь основным положениям и движениям руками, ногами, туловищем, ученики получают представление об основных компонентах любого движения (направление, амплитуда, напряжение, ритм, темп) и приучаются сознательно управлять своими движениями. Овладев основным механизмом каждого элементарного движения, а также научившись объединять их, продолжают совершенствовать навыки мигательного действия до полной согласованности всех то компонентов: движения становятся точными, свободными, экономными. Упражнения для общего развития воспитывают у ребенка навыки правильного дыхания.

Упражнения для формирования правильной осанки и профилактики плоскостопия. Они необходимы для детей младшего школьного возраста и применяются почти а каждом уроке.

Акробатические упражнения всесторонне влияют на организм ребенка, особенно на вестибулярный аппарат. При помощи этих упражнений наиболее эффективно развивается ориентировка в пространстве и чувство равновесия.

Танцевальные упражнения положительно влияют на формирование правильной осанки, легкой и непринужденной походки. Дети, прислушиваясь к музыке, привыкают согласовывать свои движения с музыкальным сопровождением.

Лазанье и перелезание. Упражнения на гимнастической стенке. Эти упражнения развивают силу мышц (особенно рук и плечевого пояса), ловкость, гибкость, координацию движений, выносливость, имеют большое прикладное значение, положительно сказываются на формировании правильной осанки.

Равновесие. Умение сохранять равновесие имеет важное значение для жизни и деятельности каждого человека, вот почему этот навык формируют с детства, используя для этого специальные упражнения. Они развивают координацию движений, ориентировку в пространстве, самообладание, смелость и решительность

Ходьба и бег относятся к естественным видам движений, способствуют развитию опорно-двигательного аппарата и занимают в физическом воспитании школьников одно из ведущих мест. Основная учебная задача в начальных классах — воспитать у детей навык правильной, рациональной, красивой ходьбы с соблюдением заданного темпа и изменения его при различных условиях.

Бег на различные дистанции — одно из распространенных упражнений, входящих составной частью во многие другие движения (прыжки, метания, игры). Основным в обучении бегу в младших классах является воспитание навыка свободного, прямолинейного бега на носках с соблюдением правильной осанки, с высоким подниманием бедра, параллельной постановкой ступней. В первом классе основное внимание обращают на свободный, непринужденный бег с сохранением правильной осанки. Во втором детей обучают ставить ногу с передней части стопы, бегать равномерно, а также с изменением темпа. В третьем — обучают быстрому бегу и преодолению различных препятствий во время бега.

Прыжки — естественный вид двигательной деятельности. Они характеризуются кратковременными, но значительными мышечными усилиями, развивают умение концентрировать свои усилия и быстро ориентироваться в пространстве, координацию движений, глазомер, способствуют развитию быстроты, ловкости, силы, смелости, положительно влияют на деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем организма.

В начальной школе прежде всего обучают важнейшим элементам прыжка: правильному разбегу и сильному отталкиванию, координации движений в полете и мягкому приземлению. С этой целью сначала выполняют упражнения со скакалкой, потом, научившись мягко приземляться во время прыжков с различных предметов, овладевают прыжками в длину и высоту с разбега.

Прыжки со скакалкой значительно улучшают деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, развивают общую выносливость, координацию движений, ориентировку в пространстве, чувство темпа, ловкость, прыгучесть, укрепляют связки, суставы, мышцы туловища.

Прыжки с высоты (в глубину) входят в программу начальной школы как обязательные. Они способствуют выработке навыков мягкого и стойкого приземления, что необходимо при соскоках с гимнастических снарядов. Прыжки в длину с места и разбега проводятся во всех классах начальной школы. Основным в обучении прыжкам в длину с разбега является умение сочетать бег с отталкиванием.

Метание является естественным видом двигательной деятельности. Упражнения в метании предметов положительно влияют на развитие нервно-мышечного и костно-позвоночного аппарата не только верхних конечностей и плечевого пояса, но и всего организма в целом. Метание вырабатывает точные согласованные движения кисти, предплечья, плеча, плечевого пояса, ног, туловища, совершенствует глазомер и умение рассчитывать свои усилия.

Игры. В этот раздел программы входят различные подвижные игры с элементами бега, прыжков, метаний, упражнения для общего развития, лазанья и перелезания. Известно, что элементарные умения и навыки, приобретенные детьми в игровых условиях, не только сравнительно легко перестраиваются впоследствии при более углубленном изучении техники движений, но даже облегчают дальнейшее овладение соответствующими техническими приемами, что очень важно для дальнейших занятий спортом.

Эмоциональный подъем учеников во время игр способствует лучшему усвоению учебного материала, совершенствованию навыков и развитию физических способностей.

Лыжная подготовка. В начальной школе дети знакомятся с простейшими правилами обращения с лыжным инвентарем, обучаются основным строевым приемам с лыжами, видам построений и перестроений в строю, а также элементам лыжной подготовки: попеременному двухшажному ходу, подъемам ступающим шагом и «лесенкой», повороту переступанием вокруг пяток и вокруг носков лыж. Занятия лыжным спортом разносторонне действуют на организм ребенка, укрепляют его здоровье.

Плавание имеет большое прикладное значение и поэтому входит в программу физической культуры начальной школы. Плавание — одно из действенных средств оздоровления и физического развития ребенка. В начальной школе детей приучают к воде и обучают плавать способом кроль на груди. Учебная программа предусматривает также домашние задания. Выполнение физических упражнений дома является активным отдыхом во время подготовки уроков по другим предметам, а также средством внедрения физической культуры в повседневный быт школьника. При помощи домашних заданий совершенствуют технику выполнения упражнений, изучаемых на уроках. Кроме этого, они способствуют самостоятельному изучению тех упражнений, с которыми ученики знакомились на уроке, а также развитию ловкости, быстроты, силы, выносливости, гибкости.

Родителям необходимо знать требования школы, предъявляемые к выполнению детьми домашних заданий по физической культуре. Найдите время для проверки выполнения вашим ребенком этих заданий и поупражняйтесь вместе с ним в играх и других физических упражнениях.

Занятия физической культурой не должны ограничиваться выполнением домашних заданий. Предоставьте ребенку возможность позаниматься теми видами спортивных упражнений, которые не входят в школьную программу, например катание на санках и коньках, езда на велосипеде и др. Они очень полезны для здоровья ребенка и способствуют развитию его физических способностей.

Таблица 6.

imag70

Помните, что только сочетание занятий на уроках физической культуры и во внеурочное время принесет результаты и сделает вашего ребенка физически развитым, крепким и здоровым, потому что занятия два раза в неделю, проводимые в школе, сделать этого не могут.

Выше приведена таблица учебных нормативов по финской культуре для учеников 1—3-х классов (табл. 6). Кроме обязательных уроков физической культуры, дети имеют возможность посещать различные спортивные секции как в своей школе, так и в детско-юношеских спортивных школах, в кружках и секциях при Дворцах молодежи.

Систематические тренировки по разным видам спорта можно начинать с определенного возраста (табл. 7).

Под влиянием систематических занятий спортом совершенствуются такие физические качества, как ловкость, быстрота, сила и выносливость. В живой, интересной обстановке подготовительных (тренировочных) занятий и во время соревнований дети легче и быстрее овладевают многими жизненно важными двигательными навыками, спортивно-техническими приемами, чем во время занятий физическими упражнениями, где нет спортивной борьбы.

Таблица 7. Возрастные группы приема

Плавание                                                        7—8

Настольный теннис и теннис                   7—10

фигурное катание                                         8—9

Гимнастика спортивная:

девочки                                                      8—9

мальчики                                                9—10

Прыжки в воду                                             9—10

Лыжный спорт:

гонки                                                       9—12

слалом, слалом-гигант                          9—10

скоростной спуск                                   9—10

прыжки с трамплина                             10

двоеборье                                                10—12

Гимнастика художественная                     10-11

Бадминтон                                                 10—14

Конькобежный спорт                               10—12

Легкая атлетика                                          10—12

футбол                                                           10-12

Волейбол, баскетбол, ручной мяч          10—12

Акробатика                                                11—12

Хоккей с шайбой и мячом                       11—12

Бокс                                                            12—14

фехтование                                                   12—13

Гребля:

академическая                                       12—13

на байдарке и каноэ                               13—14

Парусный спорт                                        10—12

Водное поло                                               10—12

Стрельба из лука                                       11—12

Борьба классическая, вольная, самбо      12—13


Leave a Reply

You must be logged in to post a comment.