Физкультура для всех: для детей и взрослых

Физкультура для всех:
для детей и взрослых


гимнастические упражнения, оздоровительная и лечебная физкультура
Физкультура для всех: для детей и взрослых

Спортивные игры

Рубрика: Упражнения и игры для детей

Спортивные игры-виды игровых состязаний, ос­новой которых являются различные технические и тактические приемы поражения определенной це­ли спортивным снарядом в процессе противобор­ства. Существуют 4 основные группы спортивных игр: 1) игры на попадание в ворота, отметку или корзину; 2) игры с ответными ударами; 3) игры на метание и удары по мячу; 4) игры на попадание в цель (игры с шарами и цельными мячами).

По своему характеру спортивные игры являются  играми с достижением результата в борьбе, в ко­торых команды или отдельные игроки действуют по определенным правилам. Они имеют офи­циальные правила соревнований, в которых обяза­тельно утверждаются на национальном или между­народном уровне продолжительность игры, число игроков, размеры игрового поля и игровых снаря­дов, судейская коллегия и правила игры. Систематика. 1-ю группу образуют игры на попада­ние в ворота, отметку или корзину, которые носят командный характер. Они разделяются на игры, где имеет место непосредственная борьба с сопер­ником (с касанием соперника), например баскетбол, футбол и др., и на игры без касания соперника (ве­лобол, конное поло и др.). 2-я группа охватывает игры с ответными ударами, которые выполняются на дистанции через сетку или веревку (бадминтон, теннис и др.). 3-я группа состоит из игр на метание и удары по мячу (бейсбол, крикет и др.). 4-ю груп­пу игр, по своим игровым действиям отличающих­ся от спортивных игр, образуют игры на попадание в цель (игры с шарами и цельными мячами), напри­мер бильярд, городки, крокет и др., которые в об­щем по движениям беднее, чем первые группы. Пригодность для активного отдыха. В современном физическом воспитании игры нашли полное при­знание, и среди физических упражнений они в це­лом занимают самое значительное место.

Малые игры на досуге и спортивные игры могут вызвать у многих людей интерес к спорту, вооду­шевить и побудить их к активному участию. Это объясняется сущностью игр: они создают радость и хорошее настроение, привлекают к себе благода­ря различным, постоянно меняющимся ситуациям и неизвестностью своего исхода. Они носят сорев­новательный характер, даже малые игры и игры на досуге содержат соревновательную идею и побу­ждают к наибольшей отдаче сил. Игры предоста­вляют множество двигательных возможностей и в рамках правил игры требуют собственного само­стоятельного действия. Многими играми можно за­ниматься без особых финансовых затрат и мате­риального обеспечения.

Изучение многих игр относительно легкое. Бла­годаря этому очень быстро приходят к чувству ус­пеха, что положительно сказывается на уверенности в себе и вместе с этим на формировании личности.

При организации досуга и перерывов в работе, в домах отдыха и летних лагерях молодежи игры составляют значительную часть активного отдыха. Разнообразие форм позволяет организовывать игры в соответствии с целями воспитания и образо­вания и отводить им определенное место в учебных планах школ и образовательных институтов для взрослых.

Воспитательное значение. Подвижные игры разви­вают фантазию, требуют решительности и вызы­вают необходимость мыслить. Возникают коллек­тивные интересы, так что относительно легко достигается в игре сознательное и дисциплиниро­ванное подчинение интересам коллектива. Правила игры и их воспитательное использование судьями наряду с мерами, предпринимаемыми учителями, тренерами, а также воспитательное воздействие игроков команды развивают умение владеть собой, уважение, честность и чувство ответственности. Возможности воспитания мужества в отдельных играх различны, но все вместе они могут велико­лепно воспитывать характер.

Общеоздоровительное значение. Спортивные игры влияют на здоровье человека, способствуя укреплению органов, формированию тела и улучшению самочувствия. Игры на свежем воздухе положи­тельно влияют на сосудистую систему и дыхание. Благодаря постоянной смене напряжения и рассла­бления игры имеют характер активного отдыха. В процессе игры учатся ловкости и находчивости, реакции и координации, а также развитию комби­национной моторики (способности к связкам дви­жений). Сгибания, разгибания, вращения, пово­роты, прыжки, метания, толчки положительно влияют на развитие мышц и осанку тела.

С другой стороны, во всех спортивных играх мо­гут иметь место травмы из-за перенапряжения, а также из-за чрезвычайно жесткого и против пра­вил способа игры, как, например, «теннисная рука», травмы мениска, повреждения связок, деформация прыжковых суставов. Поэтому важное значение придается общей физической подготовке. Материальное обеспечение. Сооружения для игр имеются почти на всех типах спортивных площадок и на всех современных стадионах. Кроме того, строятся специальные стадионы для игр, особенно для игр на малых полях (баскетбол, волейбол, тен­нис, хоккей с шайбой).

Виды площадок. Игры с мячом проводятся на тра­вяных площадках и площадках с твердым покры­тием. Однако оба вида имеют свои преимущества и недостатки.

Травяные площадки. Состоящий из крупнозернисто­го материала (гравий, шлак, щебень) нижний слой имеет толщину от 10 до 25 см и служит дренажу поверхности. Верхний слой (корневая земля тра­вяных растений) состоит из пахотной земли толщи­ной в 30 см. Отбор трав должен проводить специа­лист. Игровой газон нужно поддерживать корот­ким (до 6 см), с тем чтобы добиться густого травяного ковра. Возникающие преимущественно перед воротами повреждения газона устраняются с помощью введения травяного дерна (из дополни­тельной газонной площадки). После таяния или за­тяжных дождей с размокшими травяными площад­ками необходимо сначала обращаться осторожно. Площадки с твердым покрытием. На нижний слой, такой же как в травяных площадках, накатывается промежуточный слой толщиной от 5 до 8 см. Он служит упругости и эластичности площадки и со­стоит из шлака, в который добавляют до 30% глины. Покров толщиной от 4 до 6 см обеспечи­вает прочность площадки. В качестве материала сюда особенно пригоден остроугольный гравий (максимальная величина зерен 5 мм) из твердого естественного камня (гранит, сиенит и др.). Состав глины, действующий в качестве связующего эле­мента, составляет до 40% общего объема.

После использования площадки по ней необходи­мо пройти тягачом с метлами, балками или же­лезным брусом соответствующей формы, для того чтобы сгладить неровности. Закрепление расша­танных частей покрова достигается с помощью лег­кого катка.

Особые формы. Здесь следует назвать битумные, ас­фальтовые и синтетические покрытия. Битумная площадка имеет покров толщиной лишь в 2 см, укрепление которого достигается за счет битумной эмульсии (горный воск, асфальт). Преимущества таких покрытий в том, что такие площадки тре­буют нижние слои меньшей толщины, на них рас­ходуется меньше материала, на площадке можно играть и после затяжных дождей, а при высыхании не возникает пыли, и они требуют чрезвычайно не­значительного ухода. Еще большие преимущества имеют стойкие, легкие в уходе, эластичные покры­тия из искусственных материалов (тартан, рекор­тан, спринтан).

Игровые залы. Современный спортивный зал с самого начала предусматривает необходимые для игр игровые площадки и нужное снаряжение. В старых гимнастических залах или при рекон­струкции пригодных помещений можно заниматься по крайней мере играми малых полей, однако необ­ходимо предпринять определенные гарантийные меры. Стены должны быть по возможности гладки­ми и без выступов; закрепляющие крючки следует монтировать в углубления стен, чтобы избежать не­счастных случаев. Баскетбольные щиты можно под­вешивать с потолка или закреплять с помощью опорных брусков на стене. Стойки для сетки в во­лейболе, теннисе в зале и др. устанавливаются в плотно закрывающиеся металлические гильзы в полу. Окна состоят или из специального стекла, или закрываются сетками из химических волокон или решетками. Идеальными являются игровые за­лы с полностью открывающейся внешней стеной. Осветительные приборы должны быть защищены от ударов мяча. Пол, по возможности упругий, со­стоит из паркетной системы, пробкового линолеу­ма или битумного покрытия. Разметка на игровом поле наносится с помощью красок. Если зал ис­пользуется для различных игр, можно применять различные краски. В случае необходимости можно использовать для разметки игрового поля легко снимающиеся скотчи. Игровые залы, в которых проводятся первенства, крупные национальные и международные соревнования, должны соответ­ствовать правилам соревнований соответствующей спортивной игры, а также предоставлять место воз­можно большему числу зрителей.

Правила являются основой игры и содержат точные предписания для соревнований. Они опреде­ляют необходимые сооружения и снаряды, объяс­няют порядок составления команды, время игры и победу по голам или очкам. Определены также допустимые и недопустимые игровые действия, а также штрафы за нарушение или пренебрежение правилами. Правила должны воспитывать игроков в плане спортивного мышления или действий. Именно в этом смысле судейская коллегия должна руководить игрой, толковать и применять правила. Порядок проведения соревнований содержит общие положения правил игры, права участия, порядок подачи заявок, виды игры, возрастную классифика­цию, права команды и ее членов, начисление очков в игре, прием и исключение из команды, серии и круги, игровой план, обязанности и права судьи, прекращение игры, потерю очков, а также особен­ности проведения чемпионатов, дружеских встреч, отборочных игр и турниров.

Правопорядки отдельных игр содержат предписания о    правовых средствах (протест, апелляция, метод проверки, жалоба) и правовых инстанциях, а также о   взносах и путях действия, возможностях штрафо­вания (замечаниях, денежных штрафах, недопуске к игре, запрет игры, места проведения и лишении функций).

Игры различной длительности. Игры чемпионата (игры по очкам). Игры за территориальный титул чемпиона проводятся по системе очков.

Игры на кубок. Существует множество видов куб­ковых игр: от игр внутри спортивного коллектива предприятия до международных соревнований (куб­ковые игры чемпионов страны, победитель Кубка страны и др.). Они могут проходить по кубковому кругу (проигравший выбывает) или в турнире. Разыгрываемый кубок может учреждаться раз­личными организациями или выдающимися лично­стями. После выигрыша кубок либо остается во владении победителя, либо многократно разыгры­вается как переходящий приз в установленные про­межутки времени.

Квалификационные игры определяют переход ко­манды в высшую или низшую лигу, право участия команды за попадание в вышестоящий класс. Ква­лификационные игры проводятся также для того, чтобы попасть в более узкий круг участников (финальный круг) чемпионатов Европы, мира или олимпийского турнира.

Товарищеские игры. Это соревнования между спор­тивными обществами, спортклубами или городски­ми командами и т.д., которые тоже дают возмож­ность представителям более низкого игрового класса помериться силами с более сильными сопер­никами. Часто они проходят как дополнительные соревнования при больших мероприятиях. Матчевые игры наряду с играми чемпионатов Европы и мира и олимпийскими соревнованиями являются наивысшей формой международных со­ревнований. Команды, участвующие в матчевых встречах, являются по преимуществу сборными ко­мандами, состоящими из лучших игроков страны. Формы турниров. В целом различают: олимпийские турниры, турниры чемпионатов, Кубков, а также турниры по приглашению. Последние носят харак­тер товарищеских встреч (игр). В зависимости от их значения, числа участников и предоставленного времени применяются различные формы турниров: «Каждый против каждого». Эта форма турнира, проводящаяся по системе очков, может продол­жаться очень долго при большом числе участников и полном игровом времени. Поэтому часто в тур­нирах с приглашением игровое время сокращается.

Число необходимых игр легко определяется по формуле. Если в турнире принимают участие 8 ко­манд, то необходимо 28 игр.

К.-о.-система. Здесь противники «назначаются» (в большинстве случаев это сильнейшие участники, которые не должны встречаться уже в начале сорев­нования) или определяются по жеребьевке. Кто проигрывает, выбывает из турнира. Недостаток К.- о.-системы состоит в том, что хорошие игроки или команды, которые не сразу приходят в форму, должны неожиданно освободить место.

Двойная К.-о.-система. В противоположность К.-о- системе здесь проигравший имеет второй шанс, когда проигравшие играют между собой. Лишь после своего второго поражения участник оконча­тельно выбывает из турнира. Таким образом, побе­дитель среди проигравших еще может встретиться в финальной встрече с победителем среди победив­ших.

Смешанная система объединяет в себе К.-о.-систему и систему по очкам «каждый против каждого». Первые круги проводятся, например, по К.-о.-си­стеме. Оставшиеся игроки или команды, число ко­торых определено правилами, затем продолжают играть по системе очков.

Перекрестное состязание-это способ разыграть 1-4-е места среди двух потоков. После того как определены места внутри обеих эстафет, оба первых номера каждой группы играют «перекрест­но» друг с другом. Затем проигравшие в этих играх борются за 3-е и 4-е места, а выигравшие-за 1-е и 2-е места.

Основа игрового результата. Спортивное и игровое осуществление игровой идеи требует от игроков определенных физических качеств, движений, дей­ствий и волевых усилий, которые в теории спор­тивных игр связаны с понятиями кондиция (атлети­ческая подготовка), техника и тактика. В соревнова­нии и в тренировке эти основные элементы находятся в тесной связи с успехом игрового дей­ствия и одновременно находятся во взаимосвязи друг с другом. Чем лучше, например, игрок подго­товлен технически и физически, тем богаче его так­тические возможности и тем успешнее он может играть.

Атлетическая подготовка. Достигнутое в ходе тре­нировки физическое и психологическое состояние спортсмена или команды, уровень физической под­готовленности обозначаются как соответствующая кондиция. Эта атлетическая подготовка при совре­менных требованиях большого спорта во всех спор­тивных играх имеет особое значение. Она преобра­зуется от общих упражнений для развития силы, скоростной силы, скорости, выносливости и ловко­сти в специфические для данного вида спорта упражнения, по возможности в условиях, близких к соревновательным.

Техника. Понятием «техника» обозначают ход дви­жений игроков, которые в рамках возможностей, установленных правилами игры, выполняются в каждой ситуации соревнования тактически целесо­образно. Техника в движениях с мячом или без не­го подразделяется различно.

К технике без мяча можно причислить: собствен­но игровые основные позы, специфический для дан­ной игры бег и оборонительную игру телом.

К технике с мячом причисляют: формы приема мяча (ловля, остановка, захват), отдача мяча или передача (пас поперек, наискось, навесной, обратный), удары по воротам, броски по воротам и в корзину (в играх с ответными ударами соответ­ственно нападающие удары), ведение мяча (дри­блинг) и обманные действия (финты), которые об­наруживают особенно тесную связь с индивидуаль­ной тактикой.

Тактика в спортивной игре состоит из обуслов­ленных ситуациями, целесообразных индиви­дуальных и коллективных действий при нападении и защите с целью достижения наилучшего резуль­тата. В коллективной тактике различают группо­вую и командную тактику. Индивидуальная такти­ка проявляется в выборе и применении технических элементов. Атакующие действия-за некоторым ис­ключением-это все те меры, которые принимает команда, когда она владеет мячом; защитные дей­ствия-это меры, предпринимаемые в случае, если мячом владеет противник. Выбор тактики зависит от технического уровня игроков, от их физических качеств и тренированности, от тактики противника, т. е. от мер противника и уровня подготовленности его игроков, а также от внешних обстоятельств (ус­ловия погоды, положение в игре и др.). В каждой спортивной игре коллективная тактика выражается в значительной степени через применение системы игры. Под этим следует понимать определенное расположение и распределение задач команды на поле, т. е. основную форму ведения игры. В со­ответствии с расположением определяются функ­ции игроков, при этом необходимо учитывать каче­ства собственных игроков и особенности противни­ка. Существуют системы нападения и защиты. В баскетболе и гандболе можно назвать в качестве примера быстрое нападение (при малом количестве передач) и медленную или позиционную атаку. В качестве защитных систем почти во всех спор­тивных играх применяются прикрытие простран­ства (зонная защита) и прикрытие игрока. Призна­ками системы должны быть: простота, равновесие (между атакой и обороной), гибкость, правильное распределение сил и возможность быстрого перехо­да от обороны к атаке, и наоборот.

Методика тренировки. Способ обучения и организа­ция тренировки определяются целями подготовки и уровнем подготовленности участников.

Целесообразное включение малых спортивных игр в школьное физическое воспитание является су­щественной предпосылкой для подготовки к боль­шим спортивным играм. Определенные навыки, та­кие, как ловля мяча, точная и быстрая передача, смена положения, броски в цель, можно развить в игре, если этим заниматься целенаправленно, с акцентом на результат и со спортивным игровым характером. В качестве примера такого построения можно назвать следующую методическую последо­вательность: простая передача и ловля мяча между двумя партнерами; передача и ловля мяча как со­стязание между парами, гонка мяча или «переходя­щий мяч» в состязании; «охотничий мяч» как игра партий; корббаль; баскетбол. Подготовленный та­ким образом процесс обучения специальной техни­ке и тактике отдельных спортивных игр может быть сокращен.

Для обучения технике и тактике спортивных игр существует единый методический процесс: 1-я сту­пень: формы упражнений, в которых требуется точ­ность технического, а позже и тактического выпол­нения при облегченных условиях (упражнения стоя, затем в беге). 2-я ступень: формы упражнений, в ко­торых точность связывается со скоростью выполне­ния. Продолжительность упражнения зависит от трудности отдельных технических элементов. 3-я ступень: формы упражнений с лишь обозначенным противником, например с прочно установленной разметкой. 4-я ступень: формы упражнений с отно­сительно пассивно действующим противником. Не­значительные оборонные движения осложняют ата­ку. Игрокам, играющим против, дается указание технически и тактически отвечать на способ игры занимающихся и поддерживать ход движений, не­смотря на помехи. 5-я ступень: формы игры с ак­тивным противником, которые полностью соответ­ствуют игровой ситуации. 6-я ступень: пробные игры, в которых изученная техника и тактика про­веряются в условиях действий противника, близких к соревновательным.

Из опыта известно, что на 5-й ступени легко на­ступает ломка в техническом развитии. Поэтому к обучению технике при активно действующем про­тивнике можно переходить только тогда, когда игроки ознакомятся со многими возможностями игровой ситуации 4-й ступени, их поймут и много­кратно успешно исполнят. На 5-й ступени уже нет узкоограниченных указаний тренера. Выбор техни­ческих и тактических средств предоставляется те­перь самим занимающимся.

Основные формы упражнений. Изучение многочис­ленных технических элементов происходит вначале в основных формах. Здесь речь идет о стандартизо­ванном, позже варьирующемся повторении игровых навыков при относительно постоянном расположении игроков. При этом преподаватель может хорошо следить и поправлять занимающих­ся. Правда, это первоначальное изучение отдельных движений не должно слишком затягиваться и как можно быстрее должно уступать игровым связкам.

Известными формами упражнений являются: упражнения в парах, в тройках, в четверках, в кру­гу, в лобовых рядах и во фланговых рядах, а также в свободном расположении внутри ограниченного пространства. Выбор зависит от задач упражнения, количества и уровня подготовленности участников, числа снарядов для занятий, т.е. мячей, маятников с мячом, сооружений для цели и пр. Формы упраж­нений варьируются с помощью изменения направ­ления броска или толчка, различного удаления от цели или других игроков, изменения порядка ча­стичных действий, как, например, прием мяча, удар по воротам или отдача мяча, финт для удара по во­ротам, ведение мяча, удар по воротам через не­сколько учебных снарядов. В дальнейшем можно поставить дополнительные задачи, например «пере­дача мяча не сходя с места», «выполнить смену мест» или «побежать за мячом».

Комплексные упражнения. Обучение типичным игровым двигательным комбинациям происходит с помощью комплексных упражнений. Под этим понимаются такие упражнения, в которых несколь­ко элементов техники, а также тактики связаны друг с другом так, как это соответствует игровой ситуации (например: ловля мяча в беге-ведение мяча — обыгрывание противника-бросок по воро­там).

Игровые формы. Способность к технически пра­вильному выполнению движений при тактически целесообразном применении особенно хорошо раз­вивается с помощью игровых форм. Они являются практически частями соревновательной игры. Игровые формы могут проводиться без разметки цели (например, игры с мячом в партии), но также и с заключительными бросками по воротам или корзине или ударами по воротам, т.е. как в нор­мальных соревнованиях. Они преобразуются от участия игроков 1:1, 2:1, 2:2, 3:2, 3:3 до 4:3 в зави­симости от технических задач игры и соответствую­щей спортивной игры. Участвующие должны сами решить, какие технические и тактические варианты они выберут с тем, чтобы ответить на нападающие и оборонные действия противника. В игровых фор­мах тренируется прежде всего групповая тактика. Пробные игры. В соответствии с поставленной целью различают пробные игры, учебные игры и схожие с соревнованием тренировочные игры. Они являются основным средством тактической подготовки и служат применению изученного. Пробные игры могут проводиться в упрощенных условиях, по измененным правилам, с опреде­ленными задачами, на измененных игровых полях или в нормальной форме.

Учебные игры-это игры, которые служат демон­страции или даже рекламе и могут быть приостановлены для показа ошибок или для повто­рения определенных игровых действий. Схожие с соревновательными тренировочные игры должны в большинстве случаев готовить к определенной це­ли. Команда тоже должна соответствующим обра­зом быть настроенной. Все детали и внешние усло­вия должны по возможности соответствовать ос­новным соревнованиям. Дружеские и другие пуб­лично проводимые соревнования могут носить характер тренировочных игр.

Методы и формы тренировки, оправдавшие себя для общей физической подготовки, пригодны также и для спортивных игр. Правда, при применении ме­тода повторения, интервального метода, круговой тренировки и др. следует отбирать специфические для игр тренировочные средства (снаряды, отрезки для бега, прыжковые упражнения, упражнения на ловкость и др.). Хороший опыт дали игры с про­граммной тренировкой. Спортсмены при этом вы­полняют программу определенных заранее упраж­нений и норм нагрузки, переходя поодиночке или в малых группах от станции к станции. Это упраж­нение как для кондиции, так и из области техники соответствующей игры.

В формах тренировки различают индивидуаль­ную, групповую и командную тренировки. Это не только организационные формы тренировки, но они отличаются также и содержанием.

С помощью индивидуальной тренировки устра­няются физические и технические недостатки игро­ка, развиваются особые способности и склонности игрока, а также специальные требования каждого поста в команде. При групповой тренировке соз­даются игровые группы с равными слабыми и сильными сторонами в техническом и тактиче­ском отношении и с одинаковыми задачами. Здесь наряду с формами упражнений для закрепления техники и проведения игр на малых полях суще­ствуют уже и тактические цели. Тренируются стан­дартные технико-тактические приемы и развивается необходимое взаимодействие отдельных частей ко­манды.

Командная тренировка служит гармонии команд­ной структуры. На первом плане стоит построение коллективной игры в нападении или организация обороны; игровая система ярко выражена, игровые формы, пробные и тренировочные игры преоб­ладают.


Leave a Reply

You must be logged in to post a comment.