Физкультура для всех: для детей и взрослых

Физкультура для всех:
для детей и взрослых


гимнастические упражнения, оздоровительная и лечебная физкультура
Физкультура для всех: для детей и взрослых

Средства лечебной физической культуры, используемые в детском возрасте

Рубрика: Методики и упражнения лечебной физкультуры

К этим средствам относятся специально подобранные и организо­ванные движения человека, прежде всего физические упражнения и подвижные игры. Вместе с тем к ним относятся и такие физические факторы, как средства закаливания и массаж, которые при определен­ной системе применения изменяют либо адаптивные реакции организ­ма, либо характер нейрогуморальных процессов, возникающих при мышечной работе.

Физические упражнения. К ним относятся гимнастические упражне­ния, физические упражнения прикладного характера, силовые, скорост­но-силовые, в расслаблении, в сопротивлении, в равновесии и т. д.

Гимнастические упражнения — специальные, расчле­ненные движения, при которых достигается избирательное воздействие на определенные мышцы и физиологически связанные с ними внутрен­ние органы. При выполнении гимнастических упражнений предусма­триваются то или иное исходное положение, направление движения, его амплитуда, скорость, мера мышечного напряжения. Все это обес­печивает точный характер движений и по возможности целенаправлен­ное влияние на соответствующие элементы опорно-двигательного ап­парата. В процессе физического воспитания ребенка так же, как и в процессе лечебного воздействия средств физкультуры с помощью гимнастических упражнений, формируются двигательные навыки, точ­ность движений, развиваются ловкость, сила, выносливость, гибкость.

Наибольшую группу гимнастических упражнений составляют об­щеразвивающие упражнения для определенных мышечных групп, клас­сифицируемые по анатомическому признаку. Упражнения для мышц верхних конечностей выполняются из всех исходных положений: стоя, сидя, лежа на спине и животе, преимущественно же из положения стоя (для ребят старшего возраста из основной стойки), — обеспечивающих устойчивое положение тела. Упражнения для мышц брюшного пресса выполняются из положения лежа на спине, но могут прово­диться и из других положений. Гимнастические упражнения для мышц спины (наклоны вперед, роковые наклоны и вращения туловища) вы­полняются из исходных положений стоя, оптимальным для развития мышц спины является положение лежа на животе. Упражнения для мышц нижних конечностей выполняются из всех исходных положений, в зависимости от требуемой нагрузки. Все общеразвивающие гимна­стические упражнения могут включаться в содержание занятий и дру­гих форм как без предметов, так и с предметами и пособиями: палка­ми, флажками, обручами, лентами, шнурами, шарами, шестами и т. п. Точности выполнения упражнений способствует использование гимна­стических снарядов: стенок, скамеек, бревна. В зависимости от возра­ста ребенка и степени развития двигательных навыков характер гимна­стических упражнений меняется.

У ребят первого года жизни используются гимнастические упраж­нения, в основе которых лежат безусловные двигательные реакции (ре­флекс ползания, разгибания позвоночника и др.) Такие гимнастические упражнения принято называть рефлекторными. Они применяются в том возрастном периоде, когда имеются врожденные двигательные рефлексы, или при патологических состояниях, при которых эти ре­флексы могут быть обнаружены у ребят (гипотрофия, детский цере­бральный паралич). В некоторых случаях в содержание занятий могут включаться и рефлекторные упражнения с использованием патологиче­ских рефлексов На определенном этапе лечения двигательных рас­стройств, при отсутствии активных движений, используются пассивные гимнастические упражнения, проводимые инструктором лечебной физ­культуры за счет собственных усилий, без сопротивления со стороны ребенка Такие пассивные упражнения могут быть включены в содер­жание физиологических комплексов гимнастики; они способствуют возникновению самостоятельных произвольных движений. Подавляю­щее большинство гимнастических упражнений выполняются ребенком самостоятельно при побуждении к движению игрушками, пособиями или речевой инструкцией, командой — это активные гимнастические упражнения У ребят до 2 лет применяются простейшие по своей структуре упражнения, так как в этом возрасте отсутствует умение расчленять движение, а координация недостаточна. В данном периоде оправданы помощь при выполнении упражнений, использование игровых приемов или одновременное выполнение упражнения инструк­тором и ребенком На 3-м году жизни мальчики и девочки в состоянии воспроизво­дить движения после их показа, развивается восприятие объяснений двигательных действий, что позволяет усложнять сами упражнения, а также требовать от ребенка определенной четкости в их выполнении. На 4-м году внимание ребенка становится более устойчивым, по­является интерес к результатам своих действий, возрастает словарный запас. На 6-м году и в более старшем возрасте большой запас двига­тельных навыков, способность к самоконтролю, развитая простран­ственная ориентация и координация движений позволяют разнообра­зить набор гимнастических упражнений, обеспечить точное соответ­ствие их намеченным лечебным задачам, увеличивать физическую нагрузку.

Упражнения в расслаблении — гимнастические активно выпол­няемые упражнения с максимально возможным снижением тоническо­го напряжения мускулатуры. Расслабление сложно для ребенка, так как требует и определенного двигательного опыта, и умения про­извольно управлять тонусом мышц. Обязательным физиологическим условием для произвольного расслабления является удобное исходное положение. Ощущение расслабления может быть получено у ребенка по контрасту с предшествующим напряжением, а также путем использования доступных образных сравнений: «рука отдыхает», «нога спит», «живот чужой» и т. д. При выполнении упражнений в рассла­блении, как правило, достигается снижение тонуса и гладкой мускула­туры внутренних органов в зоне сегментарной иннервации, а также развиваются тормозные реакции. Поэтому упражнения в расслаблении используются для снижения общей физической нагрузки в занятиях, восстановления нарушенной координации движений, нормализации мышечного тонуса, в том числе и гладкой мускулатуры.

Упражнения в растягивании — разновидность активных гимнасти­ческих упражнений с преимущественным воздействием на патологиче­ски измененную эластичность Тканей. У ребят такие упражнения при­меняются при плевритах, плевропневмониях, артритах, контрактурах различного генеза. К растягивающим упражнениям относятся ак­тивные движения грудной клетки и верхних конечностей в сочетании с дыханием при плевритах, маховые движения, движения по большой амплитуде с булавами, палками и другими пособиями.

Упражнения дыхательные — гимнастические упражнения с про­извольным видоизменением характера или продолжительности фаз дыхательного цикла как в сочетании с движениями туловища и конеч­ностей, так и без этих движений. У ребят с помощью дыхательных упражнений воспитывается и закрепляется навык полного рациональ­ного дыхания и сочетания дыхания и движений.

К статическим дыхательным упражнениям относятся дыхательные движения, выполняемые с изменением ритма и глубины дыхания, пауз между вдохом и выдохом, преимущественным усилением экскурсий грудной клетки или диафрагмы. Разновидностью статических дыха­тельных упражнений являются упражнения с сопротивлением дыханию, с произнесением звуков, с удлиненным и ступенчато удлиненным выдохом и т. д. К динамическим дыхательным упражнениям относят­ся различные сочетания дыхательных движений с движениями других сегментов тела. При этом движения подбираются таким образом, чтобы облегчить или усилить дыхание. Например, наклон туловища вперед сочетается с выдохом, выпрямление туловища — со вдохом. Динамические дыхательные упражнения могут быть подобраны и та­ким образом, чтобы обеспечить преимущественное участие в дыха­тельном акте того или иного отдела легких.

Упражнения силовые, скоростно-силовые, в статическом напряже­нии — гимнастические упражнения с произвольно изменяемой величи­ной мышечного напряжения. К силовым относятся такие, при которых величина мышечного напряжения достигает 70% от максимально воз­можного. При скоростных упражнениях мышечное напряжение не пре­вышает 20% максимального, но зато проводится в быстром темпе. Ре­же у ребят используются статические силовые упражнения, однако они весьма эффективны при необходимости быстрого нарастания мышеч­ной силы, например при сколиотической болезни, юношеском кифозе, компрессионных переломах позвоночника и т. д.

Упражнения корригирующие — специальные гимнастические, спо­собствующие устранению деформаций опорно-двигательного аппарата различной этиологии. Коррекция достигается подбором исходных по­ложений, при которых распределение мышечного тонуса, сохраняюще­го принятую позу, способствует выравниванию имеющейся деформа­ции. Коррекция обеспечивается также строго ограниченным при соответствующем упражнении воздействием мышечной тяги на пато­логически измененный участок опорно-двигательного аппарата.

Упражнения на координацию проводятся при сложных сочетаниях движений и регламентируемой их последовательности. Они исполь­зуются для тренировки и восстановления двигательных навыков, вос­становления нарушенной регуляции движений.

Упражнения в равновесии — гимнастические упражнения, направ­ленные на тренировку вестибулярного аппарата и позных реакций. Они выполняются при уменьшенной площади опоры, изменениях по­ложения головы и туловища, в стойке на одной ноге и т. д. Эти упражнения также способствуют улучшению координации движений, воспитанию и закреплению навыка правильной осанки.

Физические упражнения прикладного характера. К ним относится большая группа упражнений в основных жизненно необходимых двигательных действиях естественного типа. Основные движения включают способы передвижения (ползание, ходьба, бег), прыжки, метание, лазание, используемые в естественных условиях. В Лечебной физической культуре (ЛФК) формирование навыков основных движений осуществляется при необходимости ликвидации задержки в развитии, ряде заболеваний нервной системы и опорно-двигательного аппарата. Включение основных движений в содержание различных форм лечеб­ной физкультуры способствует развитию внимания, восприятия пред­ставлений, воображения, волевых качеств, а также способствует повы­шению эмоционального тонуса. Неоценима роль прикладных упражне­ний для развития пространственных ориентировок, глазомера, умения действовать в коллективе.

Ходьба — основной, естественный вид движения циклического ти­па, способ перемещения тела в пространстве. Правильная ходьба ха­рактеризуется свободным, естественным положением тела с симме­тричным расположением его частей относительно позвоночника, пере­крестной координацией ног и рук, постановкой шагающей ноги на пятку с последующим перекатом на носок, прямолинейностью и рав­номерностью длины шага. Начальные элементы ходьбы как двига­тельного навыка возникают у ребенка в конце 1-го — начале 2-го года жизни. Затем, в раннем и дошкольном возрасте, ходьба совершен­ствуется, появляется координация в движениях ног и рук, увеличивает­ся длина одиночного и двойного шага, уменьшаются разброс ног в стороны и раскачивание туловища при ходьбе, устанавливается ее ритмичность. Особенности развития ходьбы учитываются при заня­тиях лечебной физкультурой. Мальчики и девочки 2-го года жизни во время ходьбы должны сохранять прямое направление. Различные приемы ходьбы способствуют развитию этого важного навыка. С указанной целью ис­пользуются ходьба по начерченной дорожке, широкой доске, переша­гивания. На 3-м и 4-м году жизни вводятся упражнения в ходьбе с рав­номерным шагом, по узкой дорожке, гимнастической скамейке, с содружественными движениями ног и рук, с изменением темпа.

В старшем дошкольном и школьном возрасте во время занятий лечебной физкультурой ходьбу включают во все части занятий, пре­имущественно во вводную и заключительную. Упражнения услож­няются за счет соблюдения правильной осанки, сочетания ходьбы с дыханием, включения различных вариантов передвижения: на но­сках, пятках, внутреннем и наружном краях стопы, с перекатом с пят­ки на носок, с высоким подниманием бедра, в полуприседе, скрестным и приставным шагом, с выполнением дополнительных заданий и т. д. Как лечебное упражнение в ортопедической, травматологической и не­врологической клиниках ходьба проводится с приемами облегчения и разгрузки: ходьба в подвесной дороге, параллельных брусьях, на костылях, в ходилках и т. д. Для восстановления равномерности и длины шага используются следовые дорожки и другие пособия. При восстановлении двигательного навыка в результате лечебных и лечеб­но-воспитательных мероприятий ходьба ребенка характеризуется вер­тикальным положением туловища, хорошей осанкой с симметричным расположением рук, развернутыми плечами, подтянутым животом, равномерной длиной шага и ритмичными, координированными движе­ниями ног и рук.

Бег. Это движение циклического типа, отличающееся от ходьбы наличием фазы полета, т. е. одновременного отрыва обеих ног от опоры. Положение стоп при беге по сравнению с ходьбой менее раз­вернутое, более выражена перекрестная координация движений ног и рук. Бегать начинают в конце 2-го года жизни, а большинство ребят на 3-м году, когда может быть зафиксирована фаза полета На первом этапе формирования двигательного навыка 6ei отличается мелкими семенящими шагами, неритмичностью, опорой на всю ступню, поте рей равновесия. В дальнейшем, под влиянием обучения и условий, спо­собствующих формированию указанного вида движений, развиваются полетность, сохранение правильной осанки во время бега, координиро­ванные движения ног и рук, соблюдение направления. Физиологические особенности бега позволяют использован» его в качестве упраж­нения, резко повышающего физическую нагрузку при благоприятных сдвигах в состоянии вегетативных систем. Фаза полета усиливает быстроту передвижения за счет инерции, позволяя мышцам расслабиться и способствуя восстановлению энергетических ресурсов. Попеременное сокращение и расслабление большого количества мышц вовлекают в работу большинство систем организма (кровообращение, дыхание обмен веществ и т д.), деятельность которых проходит на устойчивом уровне адаптации, способствуя увеличению физиологических резервов детского организма.

Как физическое упражнение бег может включаться в занятия лечебной физкультурой по мере формирования, начиная с 3-го года жиз­ни. Обучение бегу проводится во время специальных упражнений в подвижных играх. На 3-м и 4-м году жизни основными требования­ми к ребенку во время бега должны быть соблюдение направление движения, затем координация работы ног и рук На 5-м и 6-м году со­вершенствование техники бега происходит зе счет увеличения скорости передвижения, ритмичности, сохранения осанки. У ребят старшего до­школьного и школьного возраста бег в Лечебной физической культуре (ЛФК) исполь­зуется весьма широко, при этом применяется бег на месте, с пере­менным темпом, на носках, с высоким подниманием бедра, широким шагом, наперегонки, с увертыванием и ловлей, с препятствиями, с заданиями на ориентировку, врассыпную.

Лазание, так же как ходьба и бег, относится к основным движе­ниям циклического типа с широким вовлечением в работу многих мы­шечных групп. В связи с этим лазание, ползание и их разновидности (подлезание, перелезание, влезание, пролезание) способствуют разви­тию мышц туловища и конечностей при наименьшей статической нагрузке на позвоночный столб. Двигательный навык ползания начинает развиваться на 5-м месяце жизни, когда появляется ползание на живо­те. Развитию навыка способствуют условия воспитания и упражнения выкладывание на живот на твердой опоре, стимуляция передвижения яркими игрушками и т. д. На 6 —7-м месяце жизни ребенок при полза­нии на животе может менять направление передвижения, отмечается перекрестная координация ног и рук. На 7-м месяце мальчики и девочки начинают ползать на четвереньках, с опорой на кисти и колени, в дальнейшем развивается ходьба на четвереньках. Лазание как дальнейшая форма развития передвижения на четырех конечностях формируется на 2-м году жизни. При этом вырабатываются и совершенствуются циклич­ность движений ног и рук. точность направления, чередование от­дельных фаз и т. д.

Как физическое упражнение ползание вводится в занятия лечебной физкультурой очень рано, с 5-го месяца (при отсутствии задержки в развитии); оно способствует созданию оптимальных условий для возникновения навыка. В конце I-го года жизни и, особенно, на 2-м включаются упражнения в лазании (сначала по дорожке ограниченной ширины, затем по гимнастической скамейке), различного рода подползания и перелезания. Лазание в вертикальном направлении (по гимна­стической стенке, наклонной плоскости и др.) проводится у ребят до­школьного возраста, при этом исключают висы и длительное статическое напряжение мышц; у ребят школьного возраста его ис­пользуют в любых вариантах с учетом состояния опорно-двигательного аппарата и лечебных задач. Ползание создает наилучшие условия для формирования правильной осанки и мышц, обеспечивающих анти­гравитационные реакции в вертикальном положении тела, поэтому оно широко используется в методиках лечебной физкультуры при мно­гих ортопедических заболеваниях, а также при травмах позвоночника.

Прыжки — основное движение ациклического типа. При прыжках отсутствует повторение одинаковых действий, а весь процесс его вы­полнения составляет единое движение, в котором можно различить три фазы; подготовительную в виде размаха, приседания или разбега, основную — отталкивание и полет, заключительную — приземление. Во всех фазах требуются сложная координация движений, сочетание сильных, но кратковременных мышечных усилий с последующим сни­жением нагрузки. Во время прыжков физиологическая нагрузка связа­на не только с мышечной работой, но и со значительным воздей­ствием на суставы и связки, нервную систему. Развитие двигательного навыка начинается с конца 1-го года жизни, с ритмичных приседаний без отрыва ног от опоры, затем возникают ритмичные подпрыгива­ния, которые на 2-м году переходят в подпрыгивания на месте, спрыгивание в глубину и прыжки в длину с места. К 3 годам этот навык отмечается у большинства ребят. Дальнейшее развитие прыжка сво­дится к совершенствованию координации, появлению энергичного толчка, приседания перед прыжком, мягкого приземления. В Лечебной физической культуре (ЛФК) прыжки используются не ранее 3-го года жизни. При этом учитываются этапы формирования навыка, в упражнениях основ­ное внимание сначала обращается на технику приземления. Подгота­вливающими к прыжкам являются упражнения в приседаниях с парал­лельной постановкой стопы, отведением назад рук, их взмахом и т. д.

Метание — движение ациклического типа, прикладной, скоростно­силовой вид физических упражнений. Метание, бросание и ловля пред­метов способствуют развитию и укреплению мышц верхних конечно­стей и грудной клетки, развитию ловкости и координации движений. Подготовительными к развитию двигательного навыка метания дви­жениями являются бросание, катание мяча или других предметов. Раз­витие навыка начинается со 2-го полугодия жизни, когда ребенок вы­пускает из рук и отталкивает игрушки. К концу года он уже бросает предметы как обеими, так и одной рукой. К концу 2-го года появляет­ся замах при броске. Метание на дальность дается ребятам легче, чем метание в цель, которое требует координации силы, направления бро­ска и учета расстояния до цели. Поэтому метание в цель осущест­вляется при достаточно развитой точности зрительного восприятия и высокой координации движений, в то же время являясь прекрасным упражнением для восстановления и развития этих качеств. У ребят ме­тание включают в содержание различных форм лечебной физкультуры для решения таких лечебных задач, как восстановление координации движений, тренировка мышц верхних конечностей, грудной клетки, растяжение плевральных спаек, повышение эмоционального уровня проводимых занятий, а также повышение физической работоспособно­сти в связи с благоприятными возможностями при помощи метания широко менять уровень физической нагрузки. Для метания исполь­зуют мячи, мешочки с песком, набивные мячики разной массы, кольца и другие пособия. Разнообразные упражнения в метании обеспечивают выработку его техники, развитие глазомера, координацию движений и ловкости.

Строевые упражнения — физические упражнения, способствующие организации действий ребят в коллективе при проведении различных форм лечебной физкультуры и физического воспитания. Построения, перестроения, размыкания, смыкания, повороты используются для ор­ганизованного и быстрого размещения ребят в кабинете лечебной физ­культуры, приучают их к определенному порядку и согласованию дей­ствий с действиями других ребят. Строевые упражнения способствуют формированию правильной осанки и сохранению положительного эмоционального тонуса. В занятиях применяют построение в колонну по одному, в шеренгу, в круг или полукругом. Перестроение прово­дится из шеренги в колонну и наоборот, в круг и т. д. Размыкание и смыкание используют при подготовке к выполнению упражнений и после их окончания.

Спортивные виды физических упражнений объеди­няют большую группу упражнений, связанных с различными спор­тивными занятиями, но с воспитательной и лечебной целью преиму­щественно использующих технику спортивных движений. При этом сохраняются эмоциональная их окраска, воздействие на психику ребен­ка красоты спортивных упражнений. При их выборе учитывается воз­можность дозировки физической нагрузки, исключающая свой­ственные спорту максимальные и предельные напряжения.

Плавание. Этот вид спортивных упражнений сочетает закаливаю­щее действие водной процедуры с движениями в воде. Благодаря раз­грузке позвоночника в воде плавание эффективно используется в Лечебной физической культуре (ЛФК) при атрофических процессах в мышцах, при параличах, парезах, заболеваниях опорно-двигательного аппарата, су­ставов и т. п. Анатомо-физиологические особенности детского орга­низма позволяют освоить навык плавания еще в раннем возрасте, с первых недель жизни. Как в физическом воспитании, так и в Лечебной физической культуре (ЛФК) ребенка вначале приучают к нахождению в водной среде, затем умению удерживаться в воде, а затем уже к координиро­ванным движениям. В дошкольном возрасте возможно овладение раз­личными способами плавания: кроль на груди и на спине, брасс. В старшем дошкольном и школьном возрасте осваивается и такой сложный стиль, как дельфин. В процессе обучения плаванию и во вре­мя занятий могут использоваться разного рода поддержки и вспомо­гательные средства, увеличивающие плавучесть. Применение плавания в Лечебной физической культуре (ЛФК) требует специальных условий. Для ребят ран­него возраста применяются индивидуальные ванны, в дошкольном возрасте и для ребят школьного возраста — бассейны для лечебного плавания. Упражнения в воде могут проводиться в специальных ван­нах. В учреждениях санаторного типа занятия по лечебному плаванию могут проводиться и в открытых водоемах после их предварительной подготовки и только в летний период при благоприятных метеороло­гических условиях.

Коньки. Катание на коньках — циклический вид спортивного дви­жения, при котором в работу вовлекаются преимущественно мышцы нижних конечностей. Коньки обычно используются в лечебно-профилактических учреждениях санаторного типа, их применение способ­ствует улучшению координации движений, закаливанию, повышению физической работоспособности, а также воспитанию двигательных ка­честв и воли ребенка. Упражнения в передвижении на коньках исполь­зуют при наличии соответствующих гигиенических условий; точно пригнанной по размеру ног обуви, одежды, оборудованного катка или ледяной дорожки. В летний период применяется катание на роликовых коньках по асфальту.

Лыжи. Ходьба на лыжах — циклическое движение спортивного ти­па, при котором скольжение обеспечивается интенсивной работой мышц. Ходьба на лыжах способствует развитию выносливости, увели­чению физической работоспособности, развитию силы, ловкости, бы­строты, равновесия, повышению неспецифической сопротивляемости, положительно сказывается на деятельности сердечно-сосудистой, ды­хательной, нервной систем. Передвижение на лыжах стимулирует об­менные процессы, развивает пространственные ориентировки и коорди­нацию движений. В Лечебной физической культуре (ЛФК) лыжи находят применение на различных этапах реабилитации начиная с дошкольного возра­ста, как прекрасное средство адекватной тренировки организма к по­вышающимся нагрузкам. При использовании ходьбы на лыжах как одной из форм лечебной физкультуры подготавливаются инвентарь, одежда ребят, разрабатывается и оборудуется лыжная трасса. Ин­структор лечебной физкультуры, проводящий занятия, уточняет дози­ровку нагрузки, общую длительность ходьбы, ее темп, затем объяс­няет ребятам правила поведения, проверяет одежду, состояние лыж, ботинок, креплений палок. Целесообразно в занятия в зале включать подготовительные к ходьбе на лыжах упражнения.

Санки. Катание на санках относится также к спортивным видам физических упражнений. Во время этого движения сочетаются закали­вание, ходьба, бег и другие движения, вовлекающие в работу все мы­шцы ребенка. Включая катание на санках в режим дня как одно из упражнений лечебной физкультуры, следует обеспечить дозировку фи­зической нагрузки (число подъемов и спусков, расстояние при катании, направление движения, положение при катании, сочетание с ходьбой или бегом и т. д.), закаливающее воздействие температурных факто­ров. Катание на санках, как и другие виды спортивных упражнений, требует тщательного соблюдения санитарно-гигиенических требований к одежде, трассе, инвентарю.

Велосипед. Езда на велосипеде представляет собой скоростно-сило­вое упражнение, оказывающее сильное воздействие на детский орга­низм в связи со значительной физической нагрузкой. При соответ­ствующем возможностям больного соотношении скорости вращения педалей и расстояния циклическая мышечная работа во время езды со­провождается устойчивой деятельностью физиологических систем, по­зволяя использовать велосипед для увеличения физической работоспо­собности. Катание на велосипеде может включаться в режим для больных как элемент лечебной физкультуры начиная с 3-летнего (трех­колесный) и с 6 — 7-летнего возраста (двухколесный — для ребят, овла­девших этим навыком ранее).


Leave a Reply

You must be logged in to post a comment.