Физкультура для всех: для детей и взрослых

Физкультура для всех:
для детей и взрослых


гимнастические упражнения, оздоровительная и лечебная физкультура
Физкультура для всех: для детей и взрослых

Труд и физическое воспитание детей

Рубрика: Родителям и детям

—        Ну, Володя, — сказал Егор Иванович, умываясь после работы, — сегодня сколотим скворечник. Скворцы скоро прилетят.

Шестилетний Володя стоит около умывальника. Он поглядывает то на кошелку, поставленную отцом рядом с кухонной дверью, то на отца. Из кошелки торчат гладко обструганные дощечки. Мальчику хочется взять их в руки, погладить. Чтобы побороть искушение, он отворачивается и смотрит, как белая мыльная пена пузырится на темных от машинного масла пальцах отца, как под кожей вздуваются мышцы, когда Егор Иванович, согнув руки в локтях, намыливает шею.

После обеда отец читает газету и Володя знает, что нельзя мешать. Он тихо говорит матери:

—        Я приготовлю дощечки и инструмент. Можно?

—        Готовь, работничек, — серьезно отвечает мать, — только не шуми.

Володя приносит из кухни кошелку и вынимает из нее шесть дощечек разного размера. Он кладет их рядком на пол, а потом по одной перекладывает на низенький некрашеный стол с толстыми ножками, стоящий у окна. В одной из дощечек прорезана круглая дырочка. «В нее будет лазать скворчиная мама, — думает мальчик и осторожно просовывает в отверстие руку. — Какая ровная дырочка, какие круглые, гладкие у нее края».

Потом Володя прикладывает одну дощечку к другой, соображая, как надо их соединить, чтобы получился скворечник. Этим делом он занимается долго и упорно. Чтобы дощечки не падали, мальчик принес и поставил на стол две деревянные шкатулки. Положив между ними самую длинную дощечку, он приспосабливает остальные. «Вот на этой, самой маленькой, скворушка устроит Гнездо, — думает он. — Скворчата будут пищать — пи-пи-пи!»

—        Ты что это пищишь, как птенец, — слышит он и, подняв голову, видит склонившееся лицо отца. — Я газету прочитал, а ты инструмент не успел приготовить.

Володя бежит в угол комнаты, где около комода стоит сундучок с инструментами. «Вот гвозди, молоток, кажется, все».

Принеси еще линейку и карандаш, — говорит отец, — разметам, куда вбивать гвозди.

Работа аккуратность любит, — поясняет он сыну, быстро проводя черные линии на желтовато-белой поверхности дощечек и намечая черные кружочки, — шляпки должны красоваться, как солдаты в строю.

Одним точным ударом Егор Иванович забивает гвоздь наполовину. Потом он передает молоток сыну и, придерживая дощечки сильными пальцами, говорит:

— Твой черед.

Шей гвоздем, — приговаривает Володя, постукивая молотком по шляпке. Гвоздь медленно оседает, и мальчик, ударив в последний раз, вопросительно смотрит на отца.

Шляпка села как надо, — говорит Егор Иванович, — но если так работать, то норму не выполним. Ты двенадцать раз тюкнул, чтобы забить полгвоздя.

Егор Иванович стахановец, и Володя хорошо знает, что значит норма на заводе.

— А какая норма для маленьких? — спрашивает он у отца.

—        На первый раз, — говорит Егор Иванович, налаживая следующий гвоздь, — назначим тебе только восемь ударов.

Мальчик, стараясь посильнее стукнуть, вскользь попадает по шляпке, и молоток слегка задевает руку. Ушибленный палец белеет, и сейчас же на ссадине проступают алые точечки и, быстро набухая, сливаются в капельку крови. Володя удивленно смотрит на свою руку и прерывисто вздыхает.

—        Крепись, солдат, генералом будешь, — говорит отец спокойно, — пойди к матери, пусть перевяжет, — и, глядя вслед мальчику, он добавляет: — Хорошо, что у меня сын, а не дочь — не заплачет.

Володя вытирает рукавом рубашки глаза и протягивает ушибленную руку матери.

—        Ты уж больше не путай палец с гвоздем, — говорит она, заканчивая перевязку.

Когда Володя снова берет молоток, Егор Иванович учит его:

—        Не очень-то замахивайся. Сначала стукни легонько, потом сильнее — дело и пойдет. Да левую руку клади на доску подальше от гвоздя: он стоит крепко, держать не надо.

Через полчаса скворечник готов.

Я его повешу завтра на заборе, — радуется Володя.

Так, брат, не годится, — говорит отец, — работали вдвоем, а вешать ты хочешь один, да еще на заборе. В воскресенье вместе водрузим скворечник на тополь, а завтра надо его еще выкрасить.

Уже лежа в постели, Володя слышит, как отец вполголоса говорит матери:

— Проморгал я сегодня. Чуть сыну палец не испортил!

— Ты осторожнее с ним, — тихо отвечает мать, — ведь маленький еще.

Голоса родителей становятся глуше, куда-то уплывают. Но смутная мысль тревожит мальчика. Наконец, он вспоминает: «Солдат Кравцов, такой белобрысый, веснушчатый, спит в казарме на койке и храпит. А гимнастерку бросил на табурет как попало, рукав висит до полу. Старшина увидел, страшно рассердился и думает про себя: «Какой же это солдат доблестной Советской Армии? Не солдат, а горе! Надо его проучить». И старшина разбудил солдата Кравцова и говорит ему: «Одевайся!» А потом говорит: «Раздевайся и сложи гимнастерку как надо, по форме».

Володя быстро садится на постель и, широко открыв глаза, смотрит на табурет, где лежат его аккуратно сложенные штанишки и рубашка.

—        Спи, работничек, — слышит он ласковый голос матери. — Я все сложила по форме. Ты у нас сегодня вроде раненого.

Она подходит к постели, и ее теплая рука, погладив коротко остриженную голову сына, мягко ложится ему на лоб. Сразу исчезает солдат Кравцов, о котором рассказывал Егор Иванович, приучая сына аккуратно складывать одежду перед сном. Лежа с закрытыми глазами, Володя видит яркоголубой, как небо, скворечник и в нем маленьких желтых птенчиков. Потом появляется огромная желтая тыква, которую он вырастит, когда летом поедет к бабушке в колхоз. Тыква расползается, заслоняет все поле зрения своей бледной желтизной; желтизна темнеет, и Володя засыпает.

* * *

Есть два вида физического труда, имеющие огромное значение в воспитании ребенка: самообслуживание, помощь родителям в домашних делах (уборка помещения, двора, мытье посуды и т. п.) и производительный труд, когда ребенок своими руками мастерит различные предметы, выращивает растения, ухаживает за домашними животными.

Самообслуживание и помощь родителям в домашних делах не привлекают ребят. Эта работа однообразна, в ней мало творчества. Многие отцы и матери полностью освобождают своих детей от этих скучных обязанностей. «Пусть играют, вырастут — научатся», — говорит обычно мать. Это неправильно. В таких семьях нередко вырастают белоручки и эгоисты, старающиеся свалить на других «скучное» дело и оказывающиеся совершенно беспомощными в домашнем быту, когда кончается родительская опека.

Но дело не только в этом. Домашняя работа важна потому, что, занимаясь ею, ребенок приучается поддерживать порядок, чистоту, быть аккуратным. Это сказывается на укреплении его здоровья и имеет прямое отношение к воспитанию эстетического чувства (чувства красоты). Человек, привыкший с детских лет носить немятую и безукоризненно вычищенную одежду, жить в хорошо и красиво убранном помещении, где каждой вещи отведено свое место, чувствует себя не по себе, если в комнате не убрано или у него на ноге надет рваный носок. Это некрасиво: воспитанное в нем с детства эстетическое чувство не дает ему покоя, и он не станет отдыхать до тех пор, пока не наведет порядок.

Привычка к порядку, чистоте, аккуратности скажется и на качестве школьного учения, и в работе на производстве или в учреждении, когда ребенок станет взрослым. Кто с детских лет не научился аккуратности в домашних делах, тому трудно соблюдать порядок и на работе. В письменном столе такого работника обычно царит хаос, у станка — беспорядок и грязь. То, что не было усвоено ребенком в домашнем быту, ему приходится усваивать, уже будучи взрослым.

Уже с трехлетнего возраста надо понемногу приучать детей к самообслуживанию, помощи родителям. Сначала ребенку дают небольшие, легкие задания, которые он мог бы выполнять ежедневно в течение длительного срока. Если задания, даваемые родителями, случайны и меняются каждый день, то ребенок ничему не научится и у него не будет воспитано чувство ответственности за порученное дело.

Чем младше возраст ребенка, тем проще должна быть работа, тем меньше времени потребуется на ее выполнение.

Детям трех-четырех лет можно давать примерно следующие задания по самообслуживанию и помощи родителям: содержать в порядке свои игрушки, укладывать их после игры в определенном месте (в коробку, корзину и т. п.); самому одеваться и раздеваться и аккуратно класть свою одежду на стул или табурет, ставить ботинки рядом (а не бросать); следить за тем, чтобы почта (газеты, журналы, получаемые семьей) лежала на своем месте, и после обеда приносить отцу или матери газету; вытирать тряпочкой пыль со своего детского стола и стула, с игрушек.

В пять-шесть лет ребенок может выполнять уже более сложные задания: вытряхивать и чистить щеткой свою одежду, аккуратно складывать ее при отходе ко сну, чистить свою обувь; содержать в полном порядке свои детские книжки, тетради для рисования, карандаши, краски, санки, лыжи; вытирать полотенцем чайную посуду, вымытую матерью; поливать из маленькой лейки два-три домашних растения; подбирать щепочки и подметать сор в дровяном сарае, когда отец колет дрова.

В семь-восемь лет дети должны уметь: пришить пуговицу, убрать свою постель; в полном порядке содержать свое рабочее место, аккуратно убирать книги и тетради после приготовления уроков; вытирать пыль на письменном столе, полках; мыть чайную посуду (один раз в день); расчищать во дворе небольшой участок от снега (например, дорожку к сараю) и т. п.

К четырнадцатилетнему возрасту как мальчики, так и девочки должны уметь: штопать чулки и носки, наложить заплату на одежде, убрать комнату, вымыть пол, приготовить пищу, наколоть дрова, починить штепсель и т. п.

Самообслуживание и помощь родителям в домашних делах не должны отнимать у детей много времени. Задания распределяются таким образом, чтобы ребенок понемногу научился делать все то, что ему понадобится, если бы он жил совершенно самостоятельно.

Каждое новое дело ребенок выполняет сначала с помощью родителей, которые учат его действовать наиболее экономно, не расходуя попусту сил и времени. Такое обучение и проверка исполнения ребенком задания осуществляются ежедневно в течение длительного срока. Только тогда, когда приемы работы будут хорошо усвоены ребенком, когда у него образуется привычка ежедневно и аккуратно выполнять ее, можно снизить контроль.

Основную работу по самообслуживанию (одевание и раздевание, вытряхивание и складывание одежды, чистка обуви, поддержание в порядке своего рабочего места и т. п.) ребенок выполняет всегда сам. Задания по работе в помощь родителям время от времени заменяются новыми.

Очень большое значение в обучении домашним работам имеет пример родителей, их разъяснения и рассказы о том, какую роль играет в жизни людей умение хорошо выполнять то или иное дело. Благодаря таким рассказам скучное задание получает романтическую окраску, пробуждает интерес у ребенка, если родители умело обращают внимание ребенка на то, как растет качество его работы и уменьшается затрачиваемое на нее время. Например, складывать одежду перед сном в определенном порядке — мало интересное занятие. И тем не менее, это «скучное» дело живейшим образом заинтересовало в одной школе всех школьников, даже старших классов. Однажды преподаватель физкультуры рассказал им о порядке уборки одежды перед отходом ко сну солдатами армии и показал, как двумя быстрыми движениями рук можно в одно мгновение аккуратно сложить и положить на стул верхнюю рубашку. Первое время ребята, придя в раздевалку перед уроком, настойчиво упражнялись, стараясь овладеть показанным приемом, и соревновались между собой в том, у кого он получается лучше и быстрее. В дальнейшем большинство учащихся стало пользоваться этим приемом не только в школе, но и дома.

Еще большее значение в воспитании ребенка имеет производительный физический труд. Чтобы изготовить своими руками полочку, шкатулку, скворечник, починить треснувшую лыжу, переплести книгу и т. п., нужно обладать точными и ловкими движениями, глазомером, быть аккуратным. Такой труд развивает творческие способности. Вначале, овладевая его техникой, ребенок копирует виденные им Вещи. Но скоро он переходит от копирования к творчеству, придумывая сам формы изготавливаемых предметов, украшая их орнаментами, окрашивая в разные цвета.

Простейшие работы такого типа доступны ребенку примерно с четырех лет. Он может плести коврики из полосок разноцветной бумаги, корзиночки из бересты и стружек, сшивать или склеивать домики и коробочки из плотной бумаги и т. п. В пяти-шестилетнем возрасте мальчики и девочки с удовольствием вышивают по канве «крестиками», вырезают ножницами узорные бумажные салфеточки и коврики, клеют фонарики и абажуры, плетут корзиночки из тонких ивовых прутиков, изготовляют бумажные модели планеров, склеивают из заготовленных и пригнанных одна к другой дощечек полочки, шкатулочки.

Ребенок семи-восьми лет с большим интересом учится выпиливать лобзиком, пилить одноручной пилой, строгать маленьким рубанком, забивать гвозди молотком. Он может изготовлять резные рамки, полочки, шкатулки, деревянные кораблики, плести сетки для сачков и домашних сумок. Девочки, кроме того, могут шить платья куклам, заниматься вышиванием.

С девяти лет полезно знакомить ребенка с тем, как починить электрический выключатель, штепсель, как соединить электрический провод и пользоваться изоляционной лентой. В этом возрасте дети могут выполнять довольно сложную столярную работу (изготовить самокат, санки, игрушечную мебель и т. п.).

С одиннадцати-двенадцати лет ребята с удовольствием занимаются резьбой по дереву, многие увлекаются радиотехникой, авиамоделизмом.

Летом, если ребенок живет за городом, надо отвести ему место, где можно будет разбить одну-две небольших грядки и посадить овощи или цветы. Пусть он сам вырастит и соберет свой урожай, пусть выпалывает сорную траву, взрыхляет и удобряет землю, ежедневно поливает грядки. Особенно интересна такая работа, если ребенок экспериментирует, делает опыты. Например, посадив три-четыре куста картофеля, применяет различные удобрения и различные приемы окучивания, а затем выясняет, какой куст дал больший урожай. Чтобы руководить такими опытами ребенка, родители должны ознакомиться с соответствующей литературой.

В городских условиях дети имеют меньше возможностей заниматься садоводством и огородничеством. Но и здесь, если имеется двор, можно найти место, где ребята сами разбили бы цветник и выращивали цветы.

Для физического развития ребенка особенно полезен труд на свежем воздухе, дающий значительную работу всем мышцам тела. В зимнее время это будет: уборка снега во дворе, оборудование ледяной горки для катания на санках, заливка ледяных дорожек для скольжения и катания на коньках, а в относительно теплую погоду (— 2°, + 2° Ц) — изготовление снежных «крепостей», «домов», макетов различных зверей и т. п. Летом не менее полезен труд на огороде, в саду (работа лопатой, садовыми граблями, мотыгой, поливка растений, перевозка на тачке и переноска на носилках песка для посыпания дорожек, удобрений и т. п.) и в поле (работа граблями, копнение сена, сбор колосьев, оставшихся на поле, и т. п.).

К труду, дающему относительно большую физическую нагрузку, следует приучать детей с пяти-шести лет. Условия работы должны быть приспособлены к силам ребенка.

Рабочий инвентарь ребенка пяти-шести лет имеет «игрушечные» размеры: ведро и лейка для поливки растений вместимостью 1—2 литра, маленькая тачка для перевозки песка и земли весом до 2 кг; размеры граблей, лопатки, носилок, мотыги также приспосабливают к росту и силам ребенка. В семь лет и старше ребенок пользуется уже настоящим рабочим инвентарем, но уменьшенного размера.

Особенно надо следить за тем, чтобы ребята не перенапрягались при переноске различных грузов на носилках, например земли, песка или удобрений, воды в ведрах и лейках. У мальчиков в возрасте девяти лет и старше нередко появляется наклонность похвастать своей силой, и они поднимают и переносят непосильные тяжести. До пятнадцати лет ребенок не должен носить полные ведра воды, тяжело нагруженные носилки, мешки. Лишь в пятнадцать-шестнадцать лет можно разрешить подросткам, если они хорошо физически развиты, относительно тяжелый физический труд.

Занятия физическим трудом в летнее время лучше проводить в утренние или вечерние часы, когда не слишком жарко. Продолжительность непрерывного физического труда не должна превышать: для детей пяти-шести лет — 15—20 минут; семи-восьми лет — 20—30 минут; девяти-десяти лет — 25—35 минут; одиннадцати-двенадцати лет — 25—40 минут; тринадцати-четырнадцати лет — 45 минут. После указанного времени работы необходим перерыв для отдыха (5—10 минут). Затем работа может быть возобновлена на такой же срок.

Учитывая возраст и силы ребенка, надо давать ему такие рабочие задания, которые он мог бы полностью выполнить в предусмотренное время.


Leave a Reply

You must be logged in to post a comment.