Указания по организации режима для детей, больных сколиозами (по А. А. Подъяпольской)
Рубрика: При травмах и заболеваниях аппарата движенияКроме проведения систематического лечения в поликлинике, больным детям необходимо создать дома условия, способствующие благоприятному ходу лечения.
В течение суток дети как можно больше времени должны проводить на воздухе. Сон (ночной) должен быть достаточно продолжительным. Следует приучить детей рано ложиться и рано вставать.
Постель должна быть ровной и относительно жесткой; спать на перине, пружинном матраце не рекомендуется; можно пользоваться тонким тюфячком или тонкой ватной подстилкой. Подушка должна быть небольшой и относительно плоской. Засыпать дети должны лежа на спине, при перемене положения во время сна будить их не следует.
Кроме ночного, необходим и дневной сон (один час после обеда). Днем спать или лежать следует обязательно на спине, руки вдоль туловища; ложиться с книжкой в руках или какой-нибудь игрушкой не рекомендуется.
Питание детей, страдающих сколиозом, должно быть своевременным, желательно в одни и те же часы дня. Пища по возможности должна быть разнообразной, с достаточным количеством белков и витаминов, особенно витаминов С и D.
Домашнюю корригирующую гимнастику следует проводить 2 раза в день — утром через час после завтрака (с упитанными детьми — натощак) и во вторую половину дня (через 2 часа после еды). .Петом заниматься гимнастикой следует на воздухе в тени. Рекомендуются игры с мячом, особенно перебрасывание мяча обеими руками через голову назад, детям старшего возраста — волейбол без участия в соревнованиях.
Из спортивных упражнений нужно заниматься плаванием стилем «брасс» и греблей двумя веслами без участия в соревнованиях. Детям младшего возраста рекомендуют подвижные игры без резких поворотов и прыжков. Зимой следует ходить на лыжах прогулочным шагом и кататься на коньках.
Не рекомендуются игры в песок на низкой песочнице (на папу, земле). Игры в песок и куклы необходимо рационализировать путем устройства высокой песочницы и столика для игры в куклы.
Малоподвижными занятиями (рисование, лепка и др.) следует разрешать заниматься сидя за столиком, высота которого должна быть примерно на 3 см выше локтя опущенной руки.
Летом ограничивают малоподвижные занятия детей. Такого рода занятия следует чередовать с подвижными или физкультминутками, т. е. ,первые 20 минут проделывают 2—3 упражнения корригирующего характера; то же делают во время приготовления уроков.
Запрещают переноску тяжестей, прыжки, катание на велосипеде. Из трудовых процессов допустимы те, которые не связаны с длительным пребыванием в согнутом положении или переноской более или менее значительных тяжестей.
Летом дети должны возможно больше времени проводить на воздухе; пребывание на солнце чередуют с пребыванием в тени. В зависимости от возраста детей и назначений врача купаться летом разрешают не более 2 раз в день по 5, 10, 15 минут.
Настольных игр следует избегать.
Лечение сколиозов III степени проводя г в специальных ортопедических учреждениях. В настоящее время при прогрессирующих формах сколиоза II и III степени применяют хирургические методы лечения. Широкое применение в ортопедической практике имеет остеопластическая фиксация позвоночника с помощью ауто- или гомотрансплантата с систематическим комплексным лечением как до, так и после операции.
После операции фиксации позвоночника обычно назначают ношение корсета. Положительная роль пользования ортопедическими корсетами при сколиозах проявляется лишь при условии сочетания ношения корсета с одновременным применением активной лечебной гимнастики.
Учет эффективности лечебной физкультуры проводят следующим путем:
а) тщательный наружный осмотр:
— форма и уровень стояния плеч (при сколиозе одно плечо опущено и более плоское);
— уровень и углы лопаток (при сколиозе одна, из лопаток опущена и углы выступают неодинаково);
— форма «треугольников талии» (пространство, образуемое линией талии и внутренней стороной опущенной руки) при сколиозе треугольники с обеих сторон разные (рис. 115)
— выступание с одной стороны тазовой области и нссим метричность складок талии (при поясничных искривлениях)
— рельеф мышц спины (при сколиозе продольные мышцы спины на выпуклой стороне выступают сильнее и более упруги);
б) пальпация позвоночника: в положении стоя и при согнутом позвоночнике тщательно ощупывают все остистые отростки; учитывают направление позвоночника, болезненность
позвонков;
в) рентгенография позвоночника: делают повторные снимки в сагиттальной и фронтальной плоскостях;
г) фотографирование: обычно фотографирование со стороны спины и в профиль при привычной осанке (на фоне измерительной сетки—способ Микулича);
д) определение степени искривления позвоночника: для этого используют свинцовую пластинку, которую накладывают и прижимают к позвоночнику; после снятия с позвоночника пластинку укладывают на лист бумаги и обводят карандашом; полученная кривая соответствует натуральным изгибам позвоночника.
При методе Билли-Кирхгофера применяют изобретенный им прибор, состоящий из кожаного ремешка, надеваемого на шею, и прикрепленной к нему сантиметровой сетки с грузом; по сантиметровой ленте, спускающейся по спине вдоль позвоночника, можно судить об отклонениях его от нормы.
Из различного рода сколиозометров наибольшее распространение имеет кифосколиозометр А. А. Подъяпольской.
В обычного типа ростомере параллельно его шкале проделывают ряд сквозных отверстий, в которые вставляют измерительную палочку, смоченную синькой, до соприкосновения с остистыми отростками позвонков (фиксируют самую выдающуюся точку затылочного бугра, V шейный, VII грудной, IV поясничный и V крестцовый позвонки). Затем ребенок поворачивается спиной к врачу и синькой у него отмечают действительное положение позвонков. Таким образом, получают два ряда точек, окрашенных синькой. С помощью скользящего циркуля измеряют расстояния между ними.
Кифосколиозометр А. А. Подъяпольской позволяет измерять отклонения позвоночника в передне-заднем и боковом направлениях.
Помимо специальных методов исследования позвоночника, проводят осмотр детей по органам и определяют их физическое развитие путем антропометрических измерений.