Физкультура для всех: для детей и взрослых

Физкультура для всех:
для детей и взрослых


гимнастические упражнения, оздоровительная и лечебная физкультура
Физкультура для всех: для детей и взрослых

Устают не мышцы, а нервные центры, которые ими управляют

Рубрика: Всем

Устают не мышцы, а нервные центры, которые ими управляютВ лаборатории про­водили опыт: молодой, здоровый студент, до­бровольный помощник экспериментаторов, од­ним пальцем поднимал и опускал привязан­ную к этому пальцу легкую гирьку. Зани­мался он этим делом довольно долго — пока сам не сказал:

— Устал.

— Хорошо, — ответили ему. — Больше не поднимай на­доевшую гирьку. Но пусть она повисит на пальце. Опыт не закончен.

К потрудившемуся пальцу приложили электроды и ста­ли ритмически пропускать слабый электрический ток. Под его влиянием мышцы начали сокращаться и палец вновь заработал — поднимал и опускал гирьку.

А потом выключили ток и попросили студента опять поднимать и опускать гирьку.

—          Тяжело? — спрашивали его.

Ведь палец-то работал как бы в три смены: сначала по приказу самого студента, а потом помимо его воли — по приказу электрического тока, а теперь снова подчиняясь приказам мозга. Казалось бы, дополнительная работа под руководством электричества усугубит усталость, и после нее поднимать грузик будет тяжелее, чем до нее. Но нет, студент отвечает, что сейчас стало вроде бы легче. И дейст­вительно, мышцы сокращаются с полной амплитудой — до отказа вверх, до отказа вниз.

Что же произошло? Почему во время дополнительной нагрузки уставшие мышцы не истратили остатка сил, а, наоборот, вновь обрели работоспособность? Потому что устают не мышцы, а нервные центры, которые ими управ­ляют. Утомление развилось в тех нервных центрах, кото­рые посылают импульсы-приказы в мышцы. Когда же командовал электрический ток, импульсы к мышце шли от него, а нервные центры отдыхали. Отдохнули и потом с новой силой смогли посыпать импульсы к мышцам. Вот откуда взялись резервы работоспособности.

Всем хорошо известно об опытах И. М. Сеченова, поло­живших начало теории активного отдыха, когда он проде­монстрировал, что левая рука отдыхает быстрее, если в это время поработать правой. Но можно достигнуть такого же эффекта, раздражая во время отдыха руки кожу слабым электрическим током. Ведь все дело в том, чтобы вызвать раздражение нервных центров, не участвовавших в работе. А тут годится и попеременная работа, и раздражение кожи электричеством, и такое проверенное бодрящее средство, как обмывание холодной водой. Одни ученый сопровождал активный отдых ударами метронома, а потом оставил один метроном. Эффект остался, потому что воздействие оказы­валось на нервную систему и все происходило в соответ­ствии с утверждением И. М. Сеченова: «Источник ощуще­ния усталости помещают обыкновенно в работающие мыш­цы, я же помещаю его… исключительно в центральную нервную систему».

Другой замечательный русский физиолог — Н. Е. Вве­денский рядом опытов убедительно показал, что меньше всего утомляется нервное волокно, оно проводит импульсы на периферию нашего тела, несколько быстрее возникает утомление в самих мышцах, но еще раньше устают нерв­ные центры. Они нуждаются в охранительном отдыхе быст­рее, чем другие части нашего организма — участники мы­шечной работы.

На IV Всемирном фестивале молодежи венгерский прыгун Фельдеши при первой попытке па предварительных сорев­нованиях показал отличные для себя результаты, при вто­рой попытке он прыгнул еще дальше. Это вызвало бурное ликование и самого спортсмена и его друзей. Его много поздравляли, приветствовали. Все 15 минут, пока длился перерыв перед третьей попыткой, спортсмен находился в крайне возбужденном состоянии. А третий прыжок был неудачным: на 60 сантиметров ближе предыдущих. Все-та­ки Фельдеши попал в финальные соревнования. Первый раз он прыгнул чуть лучше, но ниже своих возможностей. Вторую попытку он пропускает, стараясь выиграть время, чтобы мобилизовать свои силы.

Однако и решающая, третья, попытка не только не оказалась рекордной, но и свидетельствовала о том, что спортсмен не в форме.

3. И. Бирюкова, анализируя причины этого явления, в своей брошюре «Учение И. П. Павлова и вопросы спортив­ной тренировки» пишет, что это — яркий пример влияния перевозбуждения центральной нервной системы на мышеч­ную деятельность спортсмена.

Неоднократный чемпион СССР по байдарочной гребле Краснопевцов поражал врачей, обследовавших его орга­низм, удивительным постоянством такого важного показа­теля физической работоспособности, как уровень сахара в крови. У Красыопевцева при любых нагрузках в любимом им виде спорта обнаруживали почти неизмененные цифры этого очень чуткого критерия. Но стоило Краснопевцеву всего лишь час поработать в лаборатории на аппарате, при­чем в весьма умеренном темпе, как у него почти всякий раз уровень сахара в крови понижался. Монотонная, совершен­но неинтересная для него работа оказывалась и более тя­желой.

Настроение, подъем, возбуждение или, наоборот, апа­тия, упадок духа самым резким образом сказываются на физических и умственных возможностях человека. «Встал с левой ноги» — и все из рук валится. А когда на душе ра­достно, будто какая-то неведомая сила тебя на крыльях носит, и спорится, удастся любое дело.

Проводили и специальные научные эксперименты. За­гипнотизированному внушали чувство грусти или страха, и он с трудом поднимал не особенно тяжелый груз, а когда ему внушили чувство радости, поднял тяжесть, которую прежде не мог сдвинуть с места. Правда, такое возбужде­ние полезно в известных пределах. Чрезмерное возбужде­ние по законам физиологии вызывает торможение нервных процессов, что, кстати, и произошло у венгерского прыгуна.

Эмоции отражаются на протекании глубоких внутрен­них процессов в организме. Человеку, подвергнутому гип­нозу, внушили страх («к вам подползает змея»), и у него вдвое увеличилось в крови количество лейкоцитов — защит­ных телец. У другого гипнотизируемого под влиянием вну­шенного гнева конвульсивно опускался и поднимался же­лудок, спазмы то сокращали, то расслабляли его. Известно, что страх вызывает мышечный спазм желудка. Во время второй мировой войны, когда немцы методически бомбили Лондон, там вспыхнула «эпидемия» язвенной болезни же­лудка и двенадцатиперстной кишки. После того как налеты прекратились, заметно меньше стало новых случаев этого заболевания.

Как-то в электрокардиографическом кабинете произо­шла любопытная история, невольно был поставлен своеоб­разный эксперимент. Делали электрокардиограмму больному стенокардией. Показатели были хорошие. Но вдруг кто-то из присутствующих заговорил о конфликте в квар­тире, который задевал и этого больного. Буквально тут же у него изменилась электрокардиограмма, возник, как гово­рят врачи, патологический рисунок зубцов, участился пульс. Неприятный разговор сразу же отразился на дея­тельности сердца.

В пятидесятые годы на Амуре случилось наводнение. Деревни на низком берегу были под прямой угрозой затоп­ления. Местные власти организовали спасательные работы, опасность быстро устранили, но волнений было, конечно, много. И в это тревожное время группа научных работ­ников провела массовое измерение кровяного давления у школьников. На затопленном берегу оно было почти пого­ловно у всех повышенным, а на высоком повысилось лишь у тех ребят, у кого под угрозой оказались родствен­ники, близкие.

Бывает, и, к сожалению, нередко, что реакция нервной системы приводит к большой беде. По мнению действитель­ного члена Академии медицинских наук СССР профессора И. В. Давыдовского, причина таких «чисто человеческих» болезней, как гипертоническая, атеросклероз, инфаркт мио­карда, — расплата с природой за высокоорганизованную нервную систему, за совершенный мозг, который вырабо­тался в процессе исполинской борьбы за существование, возвысив человека над всем остальным животным миром.

Иногда реакции нервной системы оказываются совер­шенно неожиданными. Вот несколько эпизодов из врачеб­ной практики.

Шофера мучили головные боли. Жалобы его заставляли подозревать гипертоническую болезнь. Все симптомы схо­дились, за исключением одного, главного. Неоднократные измерения артериального давления крови не выявляли ни­каких существенных отклонений от нормы. Значит, не ги­пертоническая болезнь. А что же?

Видимо, долго еще врач бился бы в поисках диагноза, если бы не помог случай. Однажды под окном врачебного кабинета, когда там готовились — в который уже раз! — измерить кровяное давление этому трудному больному, с грохотом проехал тяжелый грузовик. Именно в ту самую минуту, когда врач нажимал на грушу аппарата для изме­рения давления крови. Никто не обратил особого внимания на шум под окном, но у шофера цифры кровяного давле­ния резко подскочили.

Это подсказало врачу верное направление, и выясни­лось, что с шофером некоторое время назад произошла авария. Он тяжело пережил случившееся, и в нервной системе остался след. Теперь всякий раз, когда внешние раздражители «напоминали» обстоятельства аварии, у шофера повышалось давление крови. От этого и происхо­дили мучительные головные боли.

Другой пример — из области хирургии. Вольной — на операционном столе, сейчас дадут наркоз. Конечно, человек напряжен, охвачен тревогой, страхом, весь как натянутая нить. И в это-то время хирург, нарушив обычные предпи­сания, произносит: «Разрез сделаем здесь!» — и слегка до­трагивается до обнаженного тела больного. У того немед­ленно развивается шок. Почему? Ведь ему не было больно… Не выдержала, пала жертвой самообмана нервная система. Страх, напряженное ожидание, что будет больно, изврати­ли ее реакции. Поэтому легкое прикосновение вызвало на­стоящий болевой шок.

Но нервная система способна и подавлять чувство боли. И, может быть, самый яркий пример тому — психопрофи­лактика болей при родах. Кажется, какая психологическая подготовка может унять неизбежную боль, если остается ее причина. Ведь младенец должен пройти по узким путям, и женщина своими потугами должна помочь ему «пробить себе дорогу в жизнь». Больно? Что ж, так появляется на свет каждый человек. И беременная с трепетом, со страхом ждет приближения решающего часа.

Однако, рассказав ей о приспособительных механизмах, существующих в организме женщины для облегчения акта родов, научив ее некоторым несложным приемам, можно освободить женщину-роженицу от боли. Не случайно уче­ные называют этот метод, получивший всеобщее призна­ние, психопрофилактическим. Он. связан с воздействием на нервную систему.

Тренеры отлично знают, что для подготовки спортсмена к ответственному выступлению не меньшее значение, чем прочное овладение техникой, имеет и состояние нервной системы, психологическая настроенность. Часто на трени­ровках некоторые спортсмены показывают лучшие техни­ческие результаты, чем в решительный момент соревнова­ния. Почему? Мешает неуравновешенность, неустойчивость нервной системы.

Примечателен в этом отношении рассказ одного футбо­листа, члена прославленной команды. Футболисты заметили, что в родном городе они часто играют хуже, чем в других местах. Казалось, все в родном городе, где «и стены помогают», должно было бы способствовать лучшим ре­зультатам, а на практике получалось обратное. И футбо­листы сами проанализировали причины. В родном городе накануне игры к команде обязательно приезжало все руко­водство и, не жалея времени и слов, снова и снова говорило об ответственности матча, необходимости победить и т. п. Эта «накачка» вызывала чрезвычайно тревожное настрое­ние у футболистов и оказывала отрицательное действие на их нервную систему.

Особенно заметна роль нервной системы в видах спорта, требующих максимальной собранности, сосредоточенности. Вот один из таких примеров. Мастер спорта стрелок С. Ладыженская успешно заканчивала соревнования, когда в публике кто-то громко сказал: «Сейчас сделает шестерку, и конец». Умом она понимала, что из-за этих слов волно­ваться нечего, — как они могут повлиять на стрельбу? — но какое-то беспокойство проникло в душу. Она прицели­лась, но уверенности не было. Прицелилась еще раз. Время истекало, пришлось торопиться, и выстрел не был метким. Нервная система оказалась слишком реактивной.


Leave a Reply

You must be logged in to post a comment.