Фигурное катание на льду
Рубрика: Виды спортаФигурное катание — один из наиболее популярных видов спорта, отличающихся высокой эмоциональностью и выразительностью движений. В фигурном катании высокое техническое мастерство сочетается с эстетикой, темпом, элегантностью, ритмом и музыкальной гармонией.
В последние годы в этом виде спорта заметно возросли требования: в произвольном катании и в короткой программе сейчас требуются комбинации до 4 прыжков, а также прыжки в 2 и 3 оборота. Фигурное катание включает одиночное катание (мужчины и женщины), парное катание и спортивные танцы на льду.
Историческое развитие. По сравнению с коньками для скоростного бега, которые появились как средство передвижения по льду, фигурные коньки были изобретены намного позже. Предполагают, что выполнение фигур на льду впервые зародилось в Великобритании. Впервые в фигурном катании выступил американец Б. Вест в 1763 г. в Лондоне. В 1868 г. американец Дж. Хейнес выступил в Европе с показательной программой, причем он использовал коньки собственного изобретения. К ботинкам были прикреплены стальные полозья. Старейший и самый известный до сих пор клуб фигурного катания был основан в 1742 г. в Эдинбурге. В 60-е гт. XIX в. в Европе и за океаном были созданы многочисленные клубы фигурного катания.
Международный Союз фигурного катания (ИСУ) был основан уже в 1892 г.; в настоящее время в него входит более 40 национальных федераций. Ежегодно начиная с 1896 г. ИСУ проводит чемпионаты мира среди мужчин, среди женщин~с 1906 г., в парном катании-с 1908 г., в танцах на льду-с 1950 г. Чемпионаты Европы среди мужчин проводятся с 1891 г., среди женщин и в парном катании-с 1930 г., в танцах на льду-с 1950 г. Эти чемпионаты мира и Европы (в отличие от остальных видов спорта) проводятся также в годы проведения зимних Олимпийских игр. Уже в 1896 г. МОК принял решение о включении соревнований по фигурному катанию в программу олимпийских игр, однако это решение было утверждено лишь в 1925 г. Соревнования 1924 г. были впоследствии признаны как олимпийские соревнования. Танцы на льду впервые были включены в программу олимпийских игр в 1976 г.
Материальное обеспечение. Каток не должен зависеть от погодных условий и должен иметь холодильную установку с непосредственным испарением, освещение, не дающее тени и не ослепляющее, устройство для воспроизводства магнитофонных записей, а также санитарные, медицинские и проч. сооружения, раздевалки, спортивные снаряды и полуавтоматические машины ;по уходу за льдом. Размеры катка (по международным требованиям) составляют 30 м х 60 м. Олимпийские соревнования, чемпионаты мира, Европы и национальные первенства проводятся только в закрытых помещениях.
Коньки. Специальные фигурные коньки заточены по вогнутой линии на всей длине лезвия, имеют на острие несколько зубцов (пилка), например для выполнения прыжков, и если смотреть на конек с боку, то в глаза бросается закругление на обоих концах опорной (скользящей) поверхности, так что конек никогда не касается льда всей поверхностью лезвия. Существуют разновидности коньков: коньки для обязательных фигур, произвольного катания и танцев на льду; они крепятся к обуви винтами. Наличие вогнутости обеспечивает два ребра для выполнения движений в правую и левую стороны. Эти ребра придают фигуристу устойчивость и уверенность при катании: чем тверже лед, тем острее должны быть ребра. Каждый фигурист подбирает для себя в соответствии со своим телосложением и фигурными способностями нужные ему коньки. Одежда фигуристов должна быть легкой и теплой. Фигуристки при выполнении обязательных фигур одеты в свитера и юбки, в произвольном катании они выступают в платьях и колготах. Мужчины-в костюме с длинными узкими брюками и короткой курткой или же в едином костюме.
Для ощущения полной свободы в движениях стопы не рекомендуется надевать слишком толстые шерстяные носки. Для фигурного катания предусмотрены специальные ботинки. Они должны очень плотно охватывать голеностопный сустав, в противном случае появляется опасность перелома лодыжки или ее растяжения. Для предотвращения этой опасности, если нет ботинок по размеру, голеностопный сустав обматывается бинтом. Пальцы ног не должны быть стеснены, чтобы избежать обморожения.
Правила. Классификация. Разряды. В соответствии с международными правилами в фигурном катании существуют две категории: юниоры и сениоры. Для юниоров проводится так называемое катание по классам («возрастные классы»): в одиночном катании до 16 лет, в парном катании и в танцах на льду до 18 лет. В программу соревнований различных норм входят обязательные фигуры, элементы произвольного катания, а также спортивные танцы на льду.
Возрастных классов, как в других видах спорта, в фигурном катании нет.
Одиночное катание. Обязательная программа. Существует 41 обязательная фигура. Но т.к. некоторые из них начинаются с правой и левой ноги, то фактически насчитывается 69 обязательных фигур в программе соревнований, которые должен освоить фигурист. Каждая фигура имеет определенную степень трудности, которая выражается посредством оценки. Самые легкие фигуры имеют оценку 1, самые сложные оценку 6. В соответствии с их трудностью эти фигуры делятся на определенные группы. Самые легкие группы предназначены для соревнований новичков и юниоров, самые трудные-для мастеров. В день перед соревнованиями по жеребьевке определяется группа. Также по жеребьевке определяется, в какую сторону (вправо или влево) начинаются фигуры. Каждая группа состоит из 3 обязательных фигур.
Выставление оценок. По международным правилам соревнований при оценивании обязательных фигур учитываются следующие факторы: правильная посадка фигуриста, замах, движение, скорость, техника и артистичность исполнения. За каждую выполненную фигуру каждый судья дает оценку от 0 до 6 баллов. Расположение десятых позволяет осуществить дальнейшее дифференцирование. Это означает : оценка 0 — не катался; оценка 1 — очень плохо; оценка 2-плохо; оценка 3-посредственно; оценка 4-хорошо; оценка 5-очень хорошо; оценка 6-безупречно. Обязательная программа в общей оценке одиночного катания составляет 30%. Поэтому полученное количество баллов следует умножить на 0.4. Пример: все 9 судей выставляют за первую фигуру оценку 4,0 = 36 баллов, за вторую фигуру-3,5 =31,5 балла, за третью-3,8 = 34,2 балла. Общее количество баллов 101,7 умноженное на 0,4, дает 40,68 балла, которые идут в общую оценку. Рисунок. Круги при выполнении фигуристом обязательной фигуры должны быть одинаково большими и симметрично расположенными, причем следует учитывать продольные и поперечные оси. Очень важно, чтобы части, которые дают название фигуре, как «тройка», «скобка», «крюк», «выкрюк», «петля», выполнялись в установленном месте и в правильной форме. Результат контролируется судьями на льду. При этом очень важно соблюдать точность ребра. Все эти моменты учитываются при выполнении рисунка.
Покрытие следа. Поскольку каждая фигура должна быть выполнена на соревновании от 3 до 6 раз, то на льду остаются соответственно от 3 до 6 следов. Они должны по возможности располагаться один над другим. Это называется покрытием следа. Посадка фигуриста. Требуется прямая посадка головы и верхней части тела фигуриста, а также непринужденное положение рук (на высоте бедер, пальцы рук сведены вместе). Свободная нога (нога, которая не находится на льду) должна быть выпрямлена вниз-наружу. Если свободная нога находится за опорной ногой, то ее следует поворачивать, начиная с бедер, наружу. Если же она находится спереди, то ее вместе с оттянутым вниз носком следует удерживать в направлении следа. Конек находится приблизительно 5-10 см надо льдом. Хорошая работа колена опорной ноги и плавные переходы из одной позиции в другую имеют важное значение для замаха и движения.
Короткая программа с предписанными произвольными элементами. Короткая программа для одиночного катания включает 3 группы, каждая с 7 элементами; группа, выпавшая по жребию, должна откататься фигуристами. Соединительные шаги разрешаются, дополнительные элементы нет. Последовательность выполнения элементов в короткой программе предоставлена самому фигуристу, максимальное время катания-2 мин.
Выставление оценок. Здесь, как и в одиночном произвольном катании, имеются оценка «А» и оценка «Б». Короткая программа в общей оценке одиночного катания составляет 20%. Полученные баллы нужно умножить на 0,4. Пример: все 9 судей выставляют соответственно оценку «А» 5,1=45,9 балла и оценку «Б» 5,4=48,6 балла. Общее количество баллов 94,5, умноженное на 0,4, дает в итоге 37,8 балла, которые идут в зачет общей оценки. Одиночное произвольное катание. Произвольная программа-свободное катание, которое характеризуется свободным выбором музыки, интерпретацией шагов, арабесок, пируэтов, фигур, циркулей, прыжков и богатых по содержанию соединительных шагов. Продолжительность произвольного катания составляет для мужчин 5 мин, для женщин 4 мин, для юниоров 4 мин, для юниорок 3 мин. Фигурист может закончить произвольную программу за 10 сек или спустя 10 сек положенного времени.
Выставление оценок. Произвольная программа оценивается двумя оценками. Оценка «А» дается за техническое мастерство (трудность, разнообразие, чистота и уверенность исполнения), оценка «Б»-за художественную выразительность (гармоничное построение программы, оригинальность, использование всей площади катка, плавность движений и согласованность движений и музыки, а также осанка фигуриста).
Выставление оценок происходит так же, как и в обязательной программе, от 0 до 6 баллов с учетом десятых долей балла. Произвольное катание в общей оценке составляет 50%. Пример: все 9 судей выставляют соответственно оценку «А»-5,5 = 49,5 балла и оценку«Б»-5,6 = 50,4 балла. Общее количество баллов (99,9) полностью идет в общую оценку.
Общая оценка. Оценка по баллам. Каждый судья может выставить фигуристу максимально 24 балла, которые складываются из 7,2 балла за исполнение обязательной программы (30% от общей оценки), 4,8 балла за короткую программу (20% от общей оценки) и 12 баллов за произвольную программу (50% от общей оценки). Пример: суммирование вышеназванных в примерах 40,68 балла за обязательные фигуры, 37,80 балла за короткую программу и 99,9 балла за произвольную программу составляет 178,38 балла.
Общая сумма мест и большинство голосов. Это обычный метод, который применяется в фигурном катании на всех национальных и международных соревнованиях. Каждый судья дает фигуристу определенное количество баллов за обязательную, короткую и произвольную программы. Одновременно каждый судья выводит фигуриста на определенное место. Фигурист с максимальным количеством баллов получает сумму мест 1. Идеальная сумма мест у 9 судей составляет 9. Метод определения суммы мест помогает компенсировать завышенные и заниженные оценки фигуристам со стороны отдельного судьи. Однако ни общая сумма баллов, ни сумма мест не являются решающим при определении окончательного места, завоеванного фигуристом, т.к. в соответствии с правилами соревнований побеждает тот фигурист, который получает большинством голосов лучшее место. Может случиться так, что побеждает фигурист с меньшим количеством баллов и большей суммой мест. Таким образом, фигурист, получивший несправедливо низкие оценки, но имевший лучшую сумму мест, может рассчитывать на хорошее место.
Парное катание. Выполняемые фигуры должны демонстрировать согласованность в движениях обоих партнеров. Фигуристы могут разъезжаться и выполнять различные фигуры, но при этом впечатление единства и общности не теряется и гармоничность программы от этого не страдает. Парное катание состоит из программы, которая составляется под музыку, выбранную самими фигуристами, и катается определенный период времени. В него входят элементы одиночного катания, которые исполняются синхронно (пируэты, прыжки и поддержки) и связываются посредством разнообразных комбинаций шагов.
Короткая программа включает 4 группы, каждая состоит из 6 предписанных элементов. На очередной сезон путем жребия определяется соответствующая группа, которая исполняется фигуристом в течение 2 мин, причем выбор музыки свободный. Каждой паре предоставляется возможность свободного выбора последовательности элементов и переходов. Короткая программа должна исполняться на всех чемпионатах Европы и мира, зимних Олимпийских играх, а также на международных соревнованиях среди юниоров и сениоров.
Выставление оценок. Как и в произвольной программе, выставляется две оценки: оценка «А» и оценка «Б». Короткая программа в общей оценке парного катания составляет 25%. Полученное количество баллов следует умножить на 3. Произвольное катание. Произвольная программа длится 5 мин (юниоры 4 мин). Композицию, содержание, музыкальное сопровождение каждая пара выбирает по-своему. Элементы произвольного катания соответствуют частично элементам одиночного катания.
Выставление оценок. Оценка, как и в одиночном катании, осуществляется посредством оценок «А» и «Б». Каждый судья может выставить каждой паре максимально 16 баллов, которые складываются из 4 баллов за короткую программу (25% общей оценки) и 12 баллов за произвольную программу. Танцы на льду-самый молодой вид фигурного катания. В отличие от парного катания в танцах на льду шаги выполняются исключительно под музыку. Для некоторых специальных фигур, как арабески, волчки, пируэты, точно определены продолжительность и способ их выполнения. Положения составлены таким образом, чтобы эти фигуры не затушевывали характер танца. Соревнования по танцам на льду проводятся в течение 3 дней в такой последовательности: обязательные танцы, оригинальный танец и произвольный танец. Обязательные танцы. Существует 15 международных обязательных танцев: фокстрот, европейский вадьс, американский вальс, вальс «Вестминстер», венский вальс, звездный вальс, равенсбург- ский вальс, квикстеп, пасодобль, румба, серебряная самба, танго, аргентинское танго, танго «Романтика», блюз. Эти танцы поделены по группам. В день перед соревнованиями проводится жеребьевка и определяется одна из 4 групп. Нужно выполнить 3 танца по жеребьевке и оригинальный танец.
Для всех обязательных танцев имеются предписанные рисунки. Ритм ганца, который используется при исполнении оригинального танца, определяется Комиссией по танцам ИСУ каждые 2 года. Музыка, темп и шаги предписываются для каждого обязательного танца.
Выставление оценок. Каждый обязательный танец оценивается от 0 до 6 баллов. За исполнение оригинального танца выставляются две оценки: оценка «А» (за композицию) и оценка «Б» (за исполнение). Обязательные танцы и оригинальные танцы в общей оценке составляют 30% 4-20% = 50%. Полученное количество баллов должно умножаться на 2,5. Произвольный танец. В произвольном танце оцениваются общие танцевальные познания фигуристов, их танцевальные способности, а также оригинальность идей и решений. Произвольный танец должен быть составлен так, чтобы на первом плане стоял спортивно-танцевальный элемент и при этом он не носил характер произвольного парного катания. Сениоры катаются 4 мин, юниоры-3 мин.
Каждая пара сама выбирает музыку, которая должна соответствовать темпу, ритму и характеру танца, имея при этом такт и счет. Каждый произвольный танец должен включать не более трех смен мелодий.
Выставление оценок. Как и в одиночном катании, судейство осуществляется двумя оценками: оценкой «А» и оценкой «Б». Произвольный танец в общей оценке танцев на льду составляет 50%.
Общая оценка. Каждый судья может выставить паре максимально 24 балла, которые складываются из максимальных 7,2 балла за 3 обязательных танца (30%), 4,8 балла за оригинальный танец (20%) и 12 баллов за произвольный танец.
Чествование победителя на международных чемпионатах. Победители в обязательной программе, произвольной программе, включая и короткую программу, получают малые золотые, серебряные и бронзовые медали. Медали чемпионатов ИСУ и титулы чемпионов Европы и мира получают лишь победители-многоборцы.
Техника. Фигурное катание- один из технически сложных и красивейших видов спорта. Из-за большого многообразия упражнений во всех 4 видах фигурного катания можно назвать лишь важнейшие принципы техники катания.
Техника выполнения обязательных фигур. Обязательное катание-это выполнение предписанных дуг (от 4 до 6 м в диаметре, за исключением малой петли). Кроме того, обязательно также выполнение этих дуг наружу или вовнутрь, вперед или назад.
Для того чтобы суметь выполнить дугу, фигурист должен принять наклонное положение, но не сгибая тазобедренные суставы и колени, т. е. он должен переместить центр тяжести тела в круг. Для этого фигурист должен стоять на внутреннем или на наружном ребре, чтобы выполнить круг.
Наряду с простыми дугами имеются сложные дуги (параграфы, восьмерки на одной ноге и др.). При этом меняется направление хода и ребро, но не меняется позиция (положение).
Очень важно, чтобы смена ребер происходила по возможности очень быстро, во избежание возникновения между обоими кругами прямой линии более одной длины конька. Этого можно достичь лишь посредством перемещения центра тяжести тела из одного круга в другой. Перемещение осуществляется соответствующим ведением маховой ноги и сгибательным движением колена опорной ноги. Опорная нога перед переходом сгибается, затем постепенно выпрямляется и затем вновь сгибается.
Еще сложнее — правильно выполненные повороты. Повороты-это изменение фронтального направления. «Тройка»-это повороты, при которых меняются как фронтальное направление, так и ребро. Поворот при этом выполняется по направлению хода, так что очерченная (нарисованная) вершина показывает в центр круга.
Фигурист рисует след на льду, который имеет форму тройки (поэтому эта фигура получила название «тройки»).
«Скобка»-это повороты, при которых меняются позиция и ребро. В противоположность «тройке» фигурист выполняет поворот в обратном направлении к кругу, который нужно ему нарисовать, так что вершина показывает наружу.
«Крюки»-это повороты, при которых меняется позиция, но не ребро. Фигурист меняет при этом направление хода, т. е. он переходит от дуги одного направления к дуге другого направления. Поворот выполняется в направлении к первой дуге.
«Выкрюки» — это повороты, при которых меняется позиция, но не ребро. От «крюков» они отличаются тем, что здесь фигурист поворачивается в обратном направлении к первой дуге.
Все эти дуги можно выполнить технически безупречно лишь в том случае, если спортсмен их тщательно готовит. Подготовительная поза заключается в том, что фигурист постепенно увеличивает вращение верхней части туловища в направлении, в котором должен выполняться поворот. До выполнения самого поворота возникает все усиливающееся скручивание между верхней частью туловища, подготавливающей новую часть фигуры, и нижней половиной туловища (начиная с бедер), олицетворяющей предшествующую часть фигуры. Этот противоречивый процесс движения позволяет выполнить поворот, при котором нижняя часть туловища (начиная с бедер) посредством небольшого вращения освобождается от напряжения, вызванного вращением верхней части туловища, создавая тем самым соответствие между верхней и нижней частью туловища.
Весь процесс движения основывается на сгибании опорной ноги перед поворотом, на ее нерезком выпрямлении во время поворота с последующим ее сгибанием после поворота. Чтобы избежать лишнего вращения (вовремя затормозить), фигурист должен выполнить легкое встречное движение плечами (противоположное направлению поворота).
Техника выполнения петли-такая же, но при этом фигурист по ходу дуги выполняет поворот на 180°. Развязка происходит где-то в кульминационный момент, однако не так неожиданно, как при поворотах.
Техника произвольного катания. И здесь вследствие многообразия упражнений возможны лишь некоторые принципиальные замечания по технике движения. В основе всех шагов, пируэтов, вращений, поворотов и прыжков лежат обязательные элементы.
Пируэты-это вращение вокруг продольной оси тела. Закругление конька позволяет выполнять эти вращения и облегчает их выполнение. Если нагружается передняя половина конька, то задняя часть конька отрывается от льда примерно на дюйм. Тем самым фигурист имеет относительно маленькую опорную поверхность, которая еще уменьшается из-за того, что он вращается на одном или другом ребре. Это облегчает выполнение малых кругов на льду.
Очень важно выполнить начало пируэта так, чтобы ось тела, которая ведет через центр тяжести, совпадала с осью вращения. Поэтому вращение происходит на одном месте. Чем ближе к оси вращения находятся различные части тела (руки и ноги), тем быстрее происходит вращение. Пируэты требуют ярко выраженного чувства равновесия. Прыжки. Из разнообразного количества прыжков здесь следует остановиться на технике только тех прыжков, в которых фигурист выполняет одно или несколько вращений вокруг своей оси. Двойные и тройные прыжки подобного типа являются вершиной любой произвольной программы (например, двойной аксель, тройной лутц или тройной риттбергер и др.). Фигурист к тому же должен обладать отличной физической подготовкой, отработанным вестибулярным аппаратом (равновесие, ориентировка в пространстве), динамичной прыгучестью (сгибание и взрывное выпрямление толчковой ноги), отличной способностью быстрого сжатия и расслабления рук и маховой ноги.
При отталкивании очень важно, чтобы центр тяжести тела находился точно над толчковой ногой. В воздухе тело должно быть полностью выпрямленным. Небольшое сгибание в талии (вперед или в сторону) ведет к штопору и к торможению вращательного движения (уменьшение угловой скорости), т. е. прыжок не удается, и фигурист зачастую падает при подскоке. Чем выше прыжок и чем больше скорость катания и угловая скорость, тем больше вращений можно выполнить в воздухе.
Несмотря на эту нагрузку, фигурист не имеет права потерять ориентирование. В нужный момент он должен раскрыть руки и остановить вращение. Фигурист должен владеть матовой ногой и плечами, чтобы не перекрутить прыжок и не упасть при подскоке.
Подготовка и тренировка. Выполнение требований спорта высоких достижений, изложенных в разделах «Техника» и «Правила», влечет за собой раннюю подготовку в фигурном катании. Начинать следует с детского возраста. При этом очень важно учитывать чередование тренировок по обязательной и произвольной программам. Ранняя специализация требует всесторонней физической подготовки, которая должна проходить параллельно со специальной подготовкой и учитываться в тренировочных планах. Регулярные контрольные соревнования служат систематическому росту фигуриста. Они являются наряду со спортивной классификацией, которая основывается на достигнутых на чемпионатах результатах, важным стимулом роста спортивного мастерства.
Специальные виды и формы использования. Задачей спортивных занятий в свободное от работы время и на досуге в области фигурного катания является привлечение людей любого возраста к этому прекрасному виду спорта и вообще к спорту.
Предпосылки для этого-катки в большинстве своем с музыкальными и световыми установками, теплая одежда, подходящая обувь и хорошо отточенные коньки. Стопы ног следует бинтовать, для того чтобы лодыжка имела прочную опору. Нужно обратить внимание на то, чтобы бинт был завязан не очень туго, т.к. это может помешать кровоснабжению стопы.
Каждое тренировочное занятие должно быть разнообразным и оживленным, т.к. радость от катания-самое важное.
Первые упражнения-это простое катание вперед; переставление ног вперед (при повороте), при котором нога, находящаяся снаружи от дуги (т.е. при левом круге-правая нога), переставляется над «внутренней» к дуге ногой; переставление назад и простая дуга, которую часто называют «голландской».
Кроме того, следует изучить остановки. Затем для разнообразия отрабатываются более легкие фигуры. И наконец, имея определенную уверенность, можно заняться катанием вперед и назад с прыжками.
В программу общеоздоровительных занятий по фигурному катанию в свободное время следует включить также простой пируэт.
Для спортивных занятий на досуге особенно рекомендуются танцы на льду. Стремление двигаться в танце попарно, да еще под музыку, облегчает работу в этой области спорта на досуге. Остается лишь правильно и своевременно включить в тренировочную программу танцы на льду.