Физкультура для всех: для детей и взрослых

Физкультура для всех:
для детей и взрослых


гимнастические упражнения, оздоровительная и лечебная физкультура
Физкультура для всех: для детей и взрослых

Фигурное катание на льду

Рубрика: Виды спорта

Фигурное катание — один из наиболее популярных видов спорта, отличающихся высокой эмоциональ­ностью и выразительностью движений. В фигурном катании высокое техническое мастерство сочетается с эстетикой, темпом, элегантностью, ритмом и му­зыкальной гармонией.

В последние годы в этом виде спорта заметно возросли требования: в произвольном катании и в короткой программе сейчас требуются комбина­ции до 4 прыжков, а также прыжки в 2 и 3 оборота. Фигурное катание включает одиночное катание (мужчины и женщины), парное катание и спортивные танцы на льду.

Историческое развитие. По сравнению с коньками для скоростного бега, которые появились как сред­ство передвижения по льду, фигурные коньки были изобретены намного позже. Предполагают, что вы­полнение фигур на льду впервые зародилось в Ве­ликобритании. Впервые в фигурном катании высту­пил американец Б. Вест в 1763 г. в Лондоне. В 1868 г. американец Дж. Хейнес выступил в Евро­пе с показательной программой, причем он исполь­зовал коньки собственного изобретения. К ботин­кам были прикреплены стальные полозья. Старей­ший и самый известный до сих пор клуб фигурного катания был основан в 1742 г. в Эдинбурге. В 60-е гт. XIX в. в Европе и за океаном были со­зданы многочисленные клубы фигурного катания.

Международный Союз фигурного катания (ИСУ) был основан уже в 1892 г.; в настоящее время в не­го входит более 40 национальных федераций. Еже­годно начиная с 1896 г. ИСУ проводит чемпионаты мира среди мужчин, среди женщин~с 1906 г., в парном катании-с 1908 г., в танцах на льду-с 1950 г. Чемпионаты Европы среди мужчин прово­дятся с 1891 г., среди женщин и в парном ката­нии-с 1930 г., в танцах на льду-с 1950 г. Эти чем­пионаты мира и Европы (в отличие от остальных видов спорта) проводятся также в годы проведения зимних Олимпийских игр. Уже в 1896 г. МОК принял решение о включении соревнований по фи­гурному катанию в программу олимпийских игр, однако это решение было утверждено лишь в 1925 г. Соревнования 1924 г. были впоследствии признаны как олимпийские соревнования. Танцы на льду впервые были включены в программу олим­пийских игр в 1976 г.

Фигурное катание на льду

Материальное обеспечение. Каток не должен зави­сеть от погодных условий и должен иметь холо­дильную установку с непосредственным испаре­нием, освещение, не дающее тени и не ослепляю­щее, устройство для воспроизводства магнито­фонных записей, а также санитарные, медицинские и проч. сооружения, раздевалки, спортивные сна­ряды и полуавтоматические машины ;по уходу за льдом. Размеры катка (по международным требо­ваниям) составляют 30 м х 60 м. Олимпийские со­ревнования, чемпионаты мира, Европы и нацио­нальные первенства проводятся только в закрытых помещениях.

Коньки. Специальные фигурные коньки заточены по вогнутой линии на всей длине лезвия, имеют на острие несколько зубцов (пилка), например для вы­полнения прыжков, и если смотреть на конек с бо­ку, то в глаза бросается закругление на обоих кон­цах опорной (скользящей) поверхности, так что конек никогда не касается льда всей поверхностью лезвия. Существуют разновидности коньков: конь­ки для обязательных фигур, произвольного катания и танцев на льду; они крепятся к обуви винтами. Наличие вогнутости обеспечивает два ребра для выполнения движений в правую и левую стороны. Эти ребра придают фигуристу устойчивость и уве­ренность при катании: чем тверже лед, тем острее должны быть ребра. Каждый фигурист подбирает для себя в соответствии со своим телосложением и фигурными способностями нужные ему коньки. Одежда фигуристов должна быть легкой и теплой. Фигуристки при выполнении обязательных фигур одеты в свитера и юбки, в произвольном катании они выступают в платьях и колготах. Мужчины-в костюме с длинными узкими брюками и короткой курткой или же в едином костюме.

Для ощущения полной свободы в движениях стопы не рекомендуется надевать слишком толстые шерстяные носки. Для фигурного катания предус­мотрены специальные ботинки. Они должны очень плотно охватывать голеностопный сустав, в про­тивном случае появляется опасность перелома лодыжки или ее растяжения. Для предотвращения этой опасности, если нет ботинок по размеру, голе­ностопный сустав обматывается бинтом. Пальцы ног не должны быть стеснены, чтобы избежать обморожения.

Правила. Классификация. Разряды. В соответствии с международными правилами в фигурном катании существуют две категории: юниоры и сениоры. Для юниоров проводится так называемое катание по классам («возрастные классы»): в одиночном ката­нии до 16 лет, в парном катании и в танцах на льду до 18 лет. В программу соревнований различных норм входят обязательные фигуры, элементы про­извольного катания, а также спортивные танцы на льду.

Возрастных классов, как в других видах спорта, в фигурном катании нет.

Одиночное катание. Обязательная программа. Суще­ствует 41 обязательная фигура. Но т.к. некоторые из них начинаются с правой и левой ноги, то фак­тически насчитывается 69 обязательных фигур в программе соревнований, которые должен ос­воить фигурист. Каждая фигура имеет определен­ную степень трудности, которая выражается по­средством оценки. Самые легкие фигуры имеют оценку 1, самые сложные оценку 6. В соответствии с их трудностью эти фигуры делятся на опреде­ленные группы. Самые легкие группы предназна­чены для соревнований новичков и юниоров, самые трудные-для мастеров. В день перед соревнования­ми по жеребьевке определяется группа. Также по жеребьевке определяется, в какую сторону (вправо или влево) начинаются фигуры. Каждая группа со­стоит из 3 обязательных фигур.

Выставление оценок. По международным правилам соревнований при оценивании обязательных фигур учитываются следующие факторы: правильная по­садка фигуриста, замах, движение, скорость, техни­ка и артистичность исполнения. За каждую выпол­ненную фигуру каждый судья дает оценку от 0 до 6 баллов. Расположение десятых позволяет осуще­ствить дальнейшее дифференцирование. Это озна­чает : оценка 0 — не катался; оценка 1 — очень плохо; оценка 2-плохо; оценка 3-посредственно; оценка 4-хорошо; оценка 5-очень хорошо; оценка 6-бе­зупречно. Обязательная программа в общей оценке одиночного катания составляет 30%. Поэтому по­лученное количество баллов следует умножить на 0.4. Пример: все 9 судей выставляют за первую фи­гуру оценку 4,0 = 36 баллов, за вторую фигу­ру-3,5 =31,5 балла, за третью-3,8 = 34,2 балла. Общее количество баллов 101,7 умноженное на 0,4, дает 40,68 балла, которые идут в общую оценку. Рисунок. Круги при выполнении фигуристом обяза­тельной фигуры должны быть одинаково больши­ми и симметрично расположенными, причем сле­дует учитывать продольные и поперечные оси. Очень важно, чтобы части, которые дают название фигуре, как «тройка», «скобка», «крюк», «выкрюк», «петля», выполнялись в установленном месте и в правильной форме. Результат контролируется судьями на льду. При этом очень важно соблюдать точность ребра. Все эти моменты учитываются при выполнении рисунка.

Покрытие следа. Поскольку каждая фигура должна быть выполнена на соревновании от 3 до 6 раз, то на льду остаются соответственно от 3 до 6 следов. Они должны по возможности располагаться один над другим. Это называется покрытием следа. Посадка фигуриста. Требуется прямая посадка го­ловы и верхней части тела фигуриста, а также не­принужденное положение рук (на высоте бедер, пальцы рук сведены вместе). Свободная нога (нога, которая не находится на льду) должна быть выпря­млена вниз-наружу. Если свободная нога находится за опорной ногой, то ее следует поворачивать, на­чиная с бедер, наружу. Если же она находится спе­реди, то ее вместе с оттянутым вниз носком сле­дует удерживать в направлении следа. Конек нахо­дится приблизительно 5-10 см надо льдом. Хоро­шая работа колена опорной ноги и плавные переходы из одной позиции в другую имеют важ­ное значение для замаха и движения.

Короткая программа с предписанными произвольны­ми элементами. Короткая программа для одиночно­го катания включает 3 группы, каждая с 7 элемен­тами; группа, выпавшая по жребию, должна откататься фигуристами. Соединительные шаги разрешаются, дополнительные элементы нет. По­следовательность выполнения элементов в корот­кой программе предоставлена самому фигуристу, максимальное время катания-2 мин.

Фигурное катание на льду

Выставление оценок. Здесь, как и в одиночном про­извольном катании, имеются оценка «А» и оценка «Б». Короткая программа в общей оценке одиноч­ного катания составляет 20%. Полученные баллы нужно умножить на 0,4. Пример: все 9 судей выста­вляют соответственно оценку «А» 5,1=45,9 балла и оценку «Б» 5,4=48,6 балла. Общее количество баллов 94,5, умноженное на 0,4, дает в итоге 37,8 балла, которые идут в зачет общей оценки. Одиночное произвольное катание. Произвольная программа-свободное катание, которое характери­зуется свободным выбором музыки, интерпрета­цией шагов, арабесок, пируэтов, фигур, циркулей, прыжков и богатых по содержанию соедини­тельных шагов. Продолжительность произвольного катания составляет для мужчин 5 мин, для женщин 4 мин, для юниоров 4 мин, для юниорок 3 мин. Фигурист может закончить произвольную програм­му за 10 сек или спустя 10 сек положенного времени.

Выставление оценок. Произвольная программа оце­нивается двумя оценками. Оценка «А» дается за техническое мастерство (трудность, разнообразие, чистота и уверенность исполнения), оценка «Б»-за художественную выразительность (гармоничное по­строение программы, оригинальность, использова­ние всей площади катка, плавность движений и со­гласованность движений и музыки, а также осанка фигуриста).

Выставление оценок происходит так же, как и в обязательной программе, от 0 до 6 баллов с уче­том десятых долей балла. Произвольное катание в общей оценке составляет 50%. Пример: все 9 су­дей выставляют соответственно оценку «А»-5,5 = 49,5 балла и оценку«Б»-5,6 = 50,4 балла. Общее количество баллов (99,9) полностью идет в общую оценку.

Общая оценка. Оценка по баллам. Каждый судья может выставить фигуристу максимально 24 балла, которые складываются из 7,2 балла за исполнение обязательной программы (30% от общей оценки), 4,8 балла за короткую программу (20% от общей оценки) и 12 баллов за произвольную программу (50% от общей оценки). Пример: суммирование вышеназванных в примерах 40,68 балла за обяза­тельные фигуры, 37,80 балла за короткую программу и 99,9 балла за произвольную программу состав­ляет 178,38 балла.

Общая сумма мест и большинство голосов. Это обычный метод, который применяется в фигурном катании на всех национальных и международных соревнованиях. Каждый судья дает фигуристу опре­деленное количество баллов за обязательную, ко­роткую и произвольную программы. Одновремен­но каждый судья выводит фигуриста на определен­ное место. Фигурист с максимальным количеством баллов получает сумму мест 1. Идеальная сумма мест у 9 судей составляет 9. Метод определения суммы мест помогает компенсировать завышенные и заниженные оценки фигуристам со стороны от­дельного судьи. Однако ни общая сумма баллов, ни сумма мест не являются решающим при опреде­лении окончательного места, завоеванного фигури­стом, т.к. в соответствии с правилами соревнова­ний побеждает тот фигурист, который получает большинством голосов лучшее место. Может слу­читься так, что побеждает фигурист с меньшим ко­личеством баллов и большей суммой мест. Таким образом, фигурист, получивший несправедливо низ­кие оценки, но имевший лучшую сумму мест, мо­жет рассчитывать на хорошее место.

Парное катание. Выполняемые фигуры должны де­монстрировать согласованность в движениях обоих партнеров. Фигуристы могут разъезжаться и вы­полнять различные фигуры, но при этом впечатле­ние единства и общности не теряется и гармонич­ность программы от этого не страдает. Парное катание состоит из программы, которая соста­вляется под музыку, выбранную самими фигуриста­ми, и катается определенный период времени. В не­го входят элементы одиночного катания, которые исполняются синхронно (пируэты, прыжки и под­держки) и связываются посредством разнообразных комбинаций шагов.

Короткая программа включает 4 группы, каждая со­стоит из 6 предписанных элементов. На очередной сезон путем жребия определяется соответствующая группа, которая исполняется фигуристом в течение 2 мин, причем выбор музыки свободный. Каждой паре предоставляется возможность свободного вы­бора последовательности элементов и переходов. Короткая программа должна исполняться на всех чемпионатах Европы и мира, зимних Олимпийских играх, а также на международных соревнованиях среди юниоров и сениоров.

Выставление оценок. Как и в произвольной про­грамме, выставляется две оценки: оценка «А» и оценка «Б». Короткая программа в общей оценке парного катания составляет 25%. Полученное коли­чество баллов следует умножить на 3. Произвольное катание. Произвольная программа длится 5 мин (юниоры 4 мин). Композицию, содер­жание, музыкальное сопровождение каждая пара выбирает по-своему. Элементы произвольного ка­тания соответствуют частично элементам одиноч­ного катания.

Выставление оценок. Оценка, как и в одиночном ка­тании, осуществляется посредством оценок «А» и «Б». Каждый судья может выставить каждой паре максимально 16 баллов, которые складываются из 4 баллов за короткую программу (25% общей оцен­ки) и 12 баллов за произвольную программу. Танцы на льду-самый молодой вид фигурного ка­тания. В отличие от парного катания в танцах на льду шаги выполняются исключительно под музы­ку. Для некоторых специальных фигур, как арабе­ски, волчки, пируэты, точно определены продолжи­тельность и способ их выполнения. Положения составлены таким образом, чтобы эти фигуры не затушевывали характер танца. Соревнования по танцам на льду проводятся в течение 3 дней в та­кой последовательности: обязательные танцы, оригинальный танец и произвольный танец. Обязательные танцы. Существует 15 междуна­родных обязательных танцев: фокстрот, европейский вадьс, американский вальс, вальс «Вестмин­стер», венский вальс, звездный вальс, равенсбург- ский вальс, квикстеп, пасодобль, румба, серебряная самба, танго, аргентинское танго, танго «Романти­ка», блюз. Эти танцы поделены по группам. В день перед соревнованиями проводится жеребьевка и определяется одна из 4 групп. Нужно выполнить 3 танца по жеребьевке и оригинальный танец.

Для всех обязательных танцев имеются предпи­санные рисунки. Ритм ганца, который используется при исполнении оригинального танца, определяется Комиссией по танцам ИСУ каждые 2 года. Музы­ка, темп и шаги предписываются для каждого обя­зательного танца.

Выставление оценок. Каждый обязательный танец оценивается от 0 до 6 баллов. За исполнение ориги­нального танца выставляются две оценки: оценка «А» (за композицию) и оценка «Б» (за исполнение). Обязательные танцы и оригинальные танцы в об­щей оценке составляют 30% 4-20% = 50%. Получен­ное количество баллов должно умножаться на 2,5. Произвольный танец. В произвольном танце оцени­ваются общие танцевальные познания фигуристов, их танцевальные способности, а также оригиналь­ность идей и решений. Произвольный танец должен быть составлен так, чтобы на первом плане стоял спортивно-танцевальный элемент и при этом он не носил характер произвольного парного катания. Сениоры катаются 4 мин, юниоры-3 мин.

Каждая пара сама выбирает музыку, которая должна соответствовать темпу, ритму и характеру танца, имея при этом такт и счет. Каждый про­извольный танец должен включать не более трех смен мелодий.

Выставление оценок. Как и в одиночном катании, судейство осуществляется двумя оценками: оценкой «А» и оценкой «Б». Произвольный танец в общей оценке танцев на льду составляет 50%.

Общая оценка. Каждый судья может выставить па­ре максимально 24 балла, которые складываются из максимальных 7,2 балла за 3 обязательных тан­ца (30%), 4,8 балла за оригинальный танец (20%) и 12 баллов за произвольный танец.

Чествование победителя на международных чемпио­натах. Победители в обязательной программе, про­извольной программе, включая и короткую про­грамму, получают малые золотые, серебряные и бронзовые медали. Медали чемпионатов ИСУ и титулы чемпионов Европы и мира получают лишь победители-многоборцы.

Техника. Фигурное катание- один из технически сложных и красивейших видов спорта. Из-за боль­шого многообразия упражнений во всех 4 видах фигурного катания можно назвать лишь важнейшие принципы техники катания.

Техника выполнения обязательных фигур. Обяза­тельное катание-это выполнение предписанных дуг (от 4 до 6 м в диаметре, за исключением малой петли). Кроме того, обязательно также выполнение этих дуг наружу или вовнутрь, вперед или назад.

Для того чтобы суметь выполнить дугу, фигу­рист должен принять наклонное положение, но не сгибая тазобедренные суставы и колени, т. е. он должен переместить центр тяжести тела в круг. Для этого фигурист должен стоять на внутреннем или на наружном ребре, чтобы выполнить круг.

Наряду с простыми дугами имеются сложные ду­ги (параграфы, восьмерки на одной ноге и др.). При этом меняется направление хода и ребро, но не меняется позиция (положение).

Очень важно, чтобы смена ребер происходила по возможности очень быстро, во избежание возник­новения между обоими кругами прямой линии бо­лее одной длины конька. Этого можно достичь лишь посредством перемещения центра тяжести те­ла из одного круга в другой. Перемещение осу­ществляется соответствующим ведением маховой ноги и сгибательным движением колена опорной ноги. Опорная нога перед переходом сгибается, за­тем постепенно выпрямляется и затем вновь сги­бается.

Еще сложнее — правильно выполненные повороты. Повороты-это изменение фронтального направле­ния. «Тройка»-это повороты, при которых ме­няются как фронтальное направление, так и ребро. Поворот при этом выполняется по направлению хода, так что очерченная (нарисованная) вершина показывает в центр круга.

Фигурист рисует след на льду, который имеет форму тройки (поэтому эта фигура получила назва­ние «тройки»).

«Скобка»-это повороты, при которых меняются позиция и ребро. В противоположность «тройке» фигурист выполняет поворот в обратном направле­нии к кругу, который нужно ему нарисовать, так что вершина показывает наружу.

«Крюки»-это повороты, при которых меняется позиция, но не ребро. Фигурист меняет при этом направление хода, т. е. он переходит от дуги одного направления к дуге другого направления. Поворот выполняется в направлении к первой дуге.

«Выкрюки» — это повороты, при которых ме­няется позиция, но не ребро. От «крюков» они от­личаются тем, что здесь фигурист поворачивается в обратном направлении к первой дуге.

Фигурное катание на льду

Все эти дуги можно выполнить технически безу­пречно лишь в том случае, если спортсмен их тща­тельно готовит. Подготовительная поза заключает­ся в том, что фигурист постепенно увеличивает вращение верхней части туловища в направлении, в котором должен выполняться поворот. До вы­полнения самого поворота возникает все усиливаю­щееся скручивание между верхней частью тулови­ща, подготавливающей новую часть фигуры, и нижней половиной туловища (начиная с бедер), олицетворяющей предшествующую часть фигуры. Этот противоречивый процесс движения позволяет выполнить поворот, при котором нижняя часть ту­ловища (начиная с бедер) посредством небольшого вращения освобождается от напряжения, вызванно­го вращением верхней части туловища, создавая тем самым соответствие между верхней и нижней частью туловища.

Весь процесс движения основывается на сгибании опорной ноги перед поворотом, на ее нерезком вы­прямлении во время поворота с последующим ее сгибанием после поворота. Чтобы избежать лишне­го вращения (вовремя затормозить), фигурист дол­жен выполнить легкое встречное движение плечами (противоположное направлению поворота).

Техника выполнения петли-такая же, но при этом фигурист по ходу дуги выполняет поворот на 180°. Развязка происходит где-то в кульмина­ционный момент, однако не так неожиданно, как при поворотах.

Техника произвольного катания. И здесь вследствие многообразия упражнений возможны лишь неко­торые принципиальные замечания по технике дви­жения. В основе всех шагов, пируэтов, вращений, поворотов и прыжков лежат обязательные эле­менты.

Пируэты-это вращение вокруг продольной оси те­ла. Закругление конька позволяет выполнять эти вращения и облегчает их выполнение. Если нагру­жается передняя половина конька, то задняя часть конька отрывается от льда примерно на дюйм. Тем самым фигурист имеет относительно маленькую опорную поверхность, которая еще уменьшается из-за того, что он вращается на одном или другом ребре. Это облегчает выполнение малых кругов на льду.

Очень важно выполнить начало пируэта так, чтобы ось тела, которая ведет через центр тяжести, совпадала с осью вращения. Поэтому вращение происходит на одном месте. Чем ближе к оси вра­щения находятся различные части тела (руки и но­ги), тем быстрее происходит вращение. Пируэты требуют ярко выраженного чувства равновесия. Прыжки. Из разнообразного количества прыжков здесь следует остановиться на технике только тех прыжков, в которых фигурист выполняет одно или несколько вращений вокруг своей оси. Двойные и тройные прыжки подобного типа являются вер­шиной любой произвольной программы (например, двойной аксель, тройной лутц или тройной ритт­бергер и др.). Фигурист к тому же должен обладать отличной физической подготовкой, отработанным вестибулярным аппаратом (равновесие, ориенти­ровка в пространстве), динамичной прыгучестью (сгибание и взрывное выпрямление толчковой но­ги), отличной способностью быстрого сжатия и расслабления рук и маховой ноги.

При отталкивании очень важно, чтобы центр тя­жести тела находился точно над толчковой ногой. В воздухе тело должно быть полностью выпрям­ленным. Небольшое сгибание в талии (вперед или в сторону) ведет к штопору и к торможению вра­щательного движения (уменьшение угловой скоро­сти), т. е. прыжок не удается, и фигурист зачастую падает при подскоке. Чем выше прыжок и чем больше скорость катания и угловая скорость, тем больше вращений можно выполнить в воздухе.

Несмотря на эту нагрузку, фигурист не имеет права потерять ориентирование. В нужный момент он должен раскрыть руки и остановить вращение. Фигурист должен владеть матовой ногой и плеча­ми, чтобы не перекрутить прыжок и не упасть при подскоке.

Подготовка и тренировка. Выполнение требований спорта высоких достижений, изложенных в разде­лах «Техника» и «Правила», влечет за собой ран­нюю подготовку в фигурном катании. Начинать следует с детского возраста. При этом очень важно учитывать чередование тренировок по обязатель­ной и произвольной программам. Ранняя специали­зация требует всесторонней физической подготовки, которая должна проходить параллельно со спе­циальной подготовкой и учитываться в трениро­вочных планах. Регулярные контрольные соревно­вания служат систематическому росту фигуриста. Они являются наряду со спортивной классифика­цией, которая основывается на достигнутых на чем­пионатах результатах, важным стимулом роста спортивного мастерства.

Специальные виды и формы использования. Задачей спортивных занятий в свободное от работы время и на досуге в области фигурного катания является привлечение людей любого возраста к этому пре­красному виду спорта и вообще к спорту.

Предпосылки для этого-катки в большинстве своем с музыкальными и световыми установками, теплая одежда, подходящая обувь и хорошо отточенные коньки. Стопы ног следует бинтовать, для того чтобы лодыжка имела прочную опору. Нужно обратить внимание на то, чтобы бинт был завязан не очень туго, т.к. это может помешать кровоснаб­жению стопы.

Каждое тренировочное занятие должно быть раз­нообразным и оживленным, т.к. радость от ката­ния-самое важное.

Первые упражнения-это простое катание вперед; переставление ног вперед (при повороте), при кото­ром нога, находящаяся снаружи от дуги (т.е. при левом круге-правая нога), переставляется над «внутренней» к дуге ногой; переставление назад и простая дуга, которую часто называют «голланд­ской».

Кроме того, следует изучить остановки. Затем для разнообразия отрабатываются более легкие фи­гуры. И наконец, имея определенную уверенность, можно заняться катанием вперед и назад с прыжка­ми.

В программу общеоздоровительных занятий по фигурному катанию в свободное время следует включить также простой пируэт.

Для спортивных занятий на досуге особенно ре­комендуются танцы на льду. Стремление двигаться в танце попарно, да еще под музыку, облегчает ра­боту в этой области спорта на досуге. Остается лишь правильно и своевременно включить в трени­ровочную программу танцы на льду.


Leave a Reply

You must be logged in to post a comment.