Физкультура для всех: для детей и взрослых

Физкультура для всех:
для детей и взрослых


гимнастические упражнения, оздоровительная и лечебная физкультура
Физкультура для всех: для детей и взрослых

Физическая культура как общественное явление

Рубрика: Физкультура в обществе

На развитие физической культуры, как и на раз­витие других общественных явлений, огромное воз­действие всегда оказывали характер производи­тельных сил и производственные отношения. Цели и содержание, средства и формы, распространение и эффективность физической культуры в рамках той или иной общественной формации всегда зави­сели от того, какие классы господствовали в дан­ном обществе, какие производственные отношения были для него характерны.

Физическая культура является составной частью социальных отношений между людьми, складываю­щихся на той или иной социально-экономической основе. Характер физической культуры определяет­ся ее связями с идеологией и политикой, культурой, моралью и искусством, с образованием и воспита­нием членов общества, а также связями с производ­ством, наукой, техникой.

Физическая культура и спорт представляют со­бой субъективный и объективный аспект жизни лю­дей и поэтому являются составной частью форми­рования условий труда и жизни человека. Физичес­кая культура и спорт помогают сохранению и укре­плению здоровья и работоспособности людей, дают им возможность подниматься к вершинам физического, духовного и культурного совершен­ства. Тем самым они обогащают творческие спо­собности людей, культуру, образование, воспита­ние, вселяют в них жизнерадостность, повышают трудовую активность, являются существенным фак­тором формирования образа жизни каждого чело­века в отдельности и всего общества в целом.

Вследствие глубоких социально-экономических и политических изменений, имевших место в пер­вую очередь в 20 столетии, физическая культура и спорт превратились в глобальный куль­турно-социальный феномен.

О масштабах этого развития свидетельствуют образование национальных и региональных союзов и объединений, международных спортивных феде­раций, проведение национальных и региональных международных чемпионатов, регистрация рекор­дов по различным видам спорта и дисциплинам, проведение Олимпийских игр, а также массовое распространение физической культуры и спорта в различных социальных системах и связанное с этим воздействие на экономику, политику и культуру.

Социальное, политическое, культурное и воспита­тельное значение физической культуры и спорта возрастает в процессе развития современных про­изводительных сил. Одновременно усиливается роль физической культуры и спорта в борьбе про­грессивных сил за сохранение и укрепление мира, за расширение на основе принципов мирного сосу­ществования сотрудничества между народами, пре­дусматривающего взаимное уважение и понимание.

Трактовка основных понятий. По мере изменений, происходивших в обществе, менялись цели и задачи физической культуры, а вместе с ними изменялись также понятия, термины и их содержание. Следует обратить внимание на то, что понятия «культура» и «физическая культура» имеют двоякий смысл: во-первых, они обозначают достигнутый в том или ином обществе уровень развития, результат, куль­турное богатство, культурное наследие нации, а во- вторых, обозначают процесс возникновения куль­туры, ее создания и сохранения. Как конкретное индивидуальное и коллективное выражение куль­туры и сферы деятельности физическая культура выступает в многообразных формах исторически сложившихся и постоянно возникающих новых фи­зических упражнений и вариантов их исполнения. В целом же под физической культурой понимают совокупность всех присущих данному общественно­му строю целей, задач, средств, форм и мероприя­тий, способствующих физическому развитию и со­вершенствованию людей. Сюда входят физические упражнения, физическое воспитание, спорт и т.д.

Если определенные физические занятия подчи­няются какой-либо конкретной цели воспитания и образования, если общество организует их с та­кой целью, в обязательном порядке проводит их с помощью тех или иных организаций на основе утвержденных программ (учебных планов), то про­цесс физического воспитания (в особенности для молодежи) приобретает черты обязательности, пла­номерности и систематичности. Он становится частью общего воспитания; поэтому данный раздел физической культуры принято называть физическим воспитанием, обозначая этим термином процесс планомерного воздействия на физическое становле­ние человека с целью, которая заранее определяет­ся данным обществом. Физические упражнения являются главным средством физического воспита­ния, обучения и физической культуры.

Слово «спорт» происходит от старофранцузского и английского слова «de sporte», что означает: раз­влечение, увеселение, забава. Ныне содержание по­нятия «спорт» лишь отчасти соответствует первона­чальному смыслу, доминирует же другое-резуль­тат и сравнение результатов в соревновании. Понятие «спорт» получило широкое толкование и распространение, поскольку оно отражает суще­ственные стороны стремления к достижению физи­ческих результатов в соревнованиях и состязаниях самого различного вида. Понятие «гимнастика», которое в свое время было равнозначно понятию «спорт», ныне обозначает один из видов спорта, а также сумму отдельных упражнений (основная или производственная гимнастика).

Понятие «физическая культура и спорт» означает совокупность общественных целей, задач, форм, мероприятий, достижений и факторов, суще­ственных для физического совершенствования чело­века. Физическая культура — понятие более общее, отражающее самое существенное. Спорт-домини- рующая форма проявления физической культуры, это слово постоянно употребляют также в качестве синонима понятия «физическая культура»; спорт может также рассматриваться как система результатов физической культуры, поскольку этот термин обозначает стремление к физическим достижениям на основе норм и правил тренировок и соревнова­ний.

Спортивный принцип занятий и тренировочной работы применяется в широком смысле при ис­пользовании различных средств физической куль­туры. Поэтому когда говорят о занятиях спортом, то понимают под этим термином использование различных физических упражнений и игр для того, чтобы в стремлении к личному или коллективному успеху почерпнуть радость оптимистического на­строения, а также укрепить здоровье и работоспо­собность.

Здесь слово «успех» употребляется в самом ши­роком смысле-от победы на массовых соревнова­ниях в различных возрастных группах и до завоева­ния звания чемпиона мира. Стремление к победе- неотъемлемая составная часть спорта. Для того чтобы обеспечить необходимое взаимопонимание в области спортивной терминологии и дифференци­рованно определить содержание тех или иных поня­тий, не все физические упражнения, не все много­образные возможности физических занятий и их использование относят к видам спорта или спор­тивным дисциплинам.

То или иное физическое упражнение может быть отнесено к категории «вид спорта» или при даль­нейшей дифференциации к категории «спортивная дисциплина» (к примеру, легкая атлетика — вид спор­та, бег на 100 м — спортивная дисциплина) в том случае, если национальные или международные спортивные федерации проводят соревнования и оценивают результаты по данному физическому упражнению, используя при этом определенные нормативы и правила.

Термин «спорт» употребляется применительно к различным областям в зависимости от того, ка­кие цели ставят перед собой занимающиеся или кто участвует в тех или иных спортивных занятиях. Это детский и юношеский спорт, массовый спорт (спор­тивные занятия во время отдыха, в свободное от работы время), а также спорт высоких достижений (юниоры и взрослые спортсмены).

Говоря о массовом спорте, мы, с одной стороны, подчеркиваем широкое идейное содержание спор­тивных занятий, в которых участвуют самые широ­кие массы населения, а с другой-показываем, что это не только спорт высоких достижений. Одним из важнейших терминов из области физической куль­туры является понятие «физическое воспитание». Временами этот термин употребляли как синоним понятия «физическая культура» и даже как более широкое понятие. Сейчас этим термином обозна­чают планомерный процесс физической подготовки юного поколения и взрослых, неотъемлемую часть общего процесса обучения и воспитания. Однако в последнее время все шире употребляют термины «спортивные занятия», «школьный спорт», «спорт высшей школы» и другие.

Краткая историческая ретроспектива поможет, по нашему мнению, показать место физической куль­туры и спорта как общественного явления в исто­рическом процессе.

Ниже рассматриваются основные этапы истории физической культуры и спорта. Из-за ограниченно­сти места предполагается в сжатой форме расска­зать о развитии физической культуры при перво­бытнообщинном, рабовладельческом (на примере Древнего Востока, Древней Греции и Рима) и феодальном строе, капитализме, а также о возник­новении и развитии социалистической физической культуры и спорта.


Leave a Reply

You must be logged in to post a comment.