Физическая культура как общественное явление
Рубрика: Физкультура в обществеНа развитие физической культуры, как и на развитие других общественных явлений, огромное воздействие всегда оказывали характер производительных сил и производственные отношения. Цели и содержание, средства и формы, распространение и эффективность физической культуры в рамках той или иной общественной формации всегда зависели от того, какие классы господствовали в данном обществе, какие производственные отношения были для него характерны.
Физическая культура является составной частью социальных отношений между людьми, складывающихся на той или иной социально-экономической основе. Характер физической культуры определяется ее связями с идеологией и политикой, культурой, моралью и искусством, с образованием и воспитанием членов общества, а также связями с производством, наукой, техникой.
Физическая культура и спорт представляют собой субъективный и объективный аспект жизни людей и поэтому являются составной частью формирования условий труда и жизни человека. Физическая культура и спорт помогают сохранению и укреплению здоровья и работоспособности людей, дают им возможность подниматься к вершинам физического, духовного и культурного совершенства. Тем самым они обогащают творческие способности людей, культуру, образование, воспитание, вселяют в них жизнерадостность, повышают трудовую активность, являются существенным фактором формирования образа жизни каждого человека в отдельности и всего общества в целом.
Вследствие глубоких социально-экономических и политических изменений, имевших место в первую очередь в 20 столетии, физическая культура и спорт превратились в глобальный культурно-социальный феномен.
О масштабах этого развития свидетельствуют образование национальных и региональных союзов и объединений, международных спортивных федераций, проведение национальных и региональных международных чемпионатов, регистрация рекордов по различным видам спорта и дисциплинам, проведение Олимпийских игр, а также массовое распространение физической культуры и спорта в различных социальных системах и связанное с этим воздействие на экономику, политику и культуру.
Социальное, политическое, культурное и воспитательное значение физической культуры и спорта возрастает в процессе развития современных производительных сил. Одновременно усиливается роль физической культуры и спорта в борьбе прогрессивных сил за сохранение и укрепление мира, за расширение на основе принципов мирного сосуществования сотрудничества между народами, предусматривающего взаимное уважение и понимание.
Трактовка основных понятий. По мере изменений, происходивших в обществе, менялись цели и задачи физической культуры, а вместе с ними изменялись также понятия, термины и их содержание. Следует обратить внимание на то, что понятия «культура» и «физическая культура» имеют двоякий смысл: во-первых, они обозначают достигнутый в том или ином обществе уровень развития, результат, культурное богатство, культурное наследие нации, а во- вторых, обозначают процесс возникновения культуры, ее создания и сохранения. Как конкретное индивидуальное и коллективное выражение культуры и сферы деятельности физическая культура выступает в многообразных формах исторически сложившихся и постоянно возникающих новых физических упражнений и вариантов их исполнения. В целом же под физической культурой понимают совокупность всех присущих данному общественному строю целей, задач, средств, форм и мероприятий, способствующих физическому развитию и совершенствованию людей. Сюда входят физические упражнения, физическое воспитание, спорт и т.д.
Если определенные физические занятия подчиняются какой-либо конкретной цели воспитания и образования, если общество организует их с такой целью, в обязательном порядке проводит их с помощью тех или иных организаций на основе утвержденных программ (учебных планов), то процесс физического воспитания (в особенности для молодежи) приобретает черты обязательности, планомерности и систематичности. Он становится частью общего воспитания; поэтому данный раздел физической культуры принято называть физическим воспитанием, обозначая этим термином процесс планомерного воздействия на физическое становление человека с целью, которая заранее определяется данным обществом. Физические упражнения являются главным средством физического воспитания, обучения и физической культуры.
Слово «спорт» происходит от старофранцузского и английского слова «de sporte», что означает: развлечение, увеселение, забава. Ныне содержание понятия «спорт» лишь отчасти соответствует первоначальному смыслу, доминирует же другое-результат и сравнение результатов в соревновании. Понятие «спорт» получило широкое толкование и распространение, поскольку оно отражает существенные стороны стремления к достижению физических результатов в соревнованиях и состязаниях самого различного вида. Понятие «гимнастика», которое в свое время было равнозначно понятию «спорт», ныне обозначает один из видов спорта, а также сумму отдельных упражнений (основная или производственная гимнастика).
Понятие «физическая культура и спорт» означает совокупность общественных целей, задач, форм, мероприятий, достижений и факторов, существенных для физического совершенствования человека. Физическая культура — понятие более общее, отражающее самое существенное. Спорт-домини- рующая форма проявления физической культуры, это слово постоянно употребляют также в качестве синонима понятия «физическая культура»; спорт может также рассматриваться как система результатов физической культуры, поскольку этот термин обозначает стремление к физическим достижениям на основе норм и правил тренировок и соревнований.
Спортивный принцип занятий и тренировочной работы применяется в широком смысле при использовании различных средств физической культуры. Поэтому когда говорят о занятиях спортом, то понимают под этим термином использование различных физических упражнений и игр для того, чтобы в стремлении к личному или коллективному успеху почерпнуть радость оптимистического настроения, а также укрепить здоровье и работоспособность.
Здесь слово «успех» употребляется в самом широком смысле-от победы на массовых соревнованиях в различных возрастных группах и до завоевания звания чемпиона мира. Стремление к победе- неотъемлемая составная часть спорта. Для того чтобы обеспечить необходимое взаимопонимание в области спортивной терминологии и дифференцированно определить содержание тех или иных понятий, не все физические упражнения, не все многообразные возможности физических занятий и их использование относят к видам спорта или спортивным дисциплинам.
То или иное физическое упражнение может быть отнесено к категории «вид спорта» или при дальнейшей дифференциации к категории «спортивная дисциплина» (к примеру, легкая атлетика — вид спорта, бег на 100 м — спортивная дисциплина) в том случае, если национальные или международные спортивные федерации проводят соревнования и оценивают результаты по данному физическому упражнению, используя при этом определенные нормативы и правила.
Термин «спорт» употребляется применительно к различным областям в зависимости от того, какие цели ставят перед собой занимающиеся или кто участвует в тех или иных спортивных занятиях. Это детский и юношеский спорт, массовый спорт (спортивные занятия во время отдыха, в свободное от работы время), а также спорт высоких достижений (юниоры и взрослые спортсмены).
Говоря о массовом спорте, мы, с одной стороны, подчеркиваем широкое идейное содержание спортивных занятий, в которых участвуют самые широкие массы населения, а с другой-показываем, что это не только спорт высоких достижений. Одним из важнейших терминов из области физической культуры является понятие «физическое воспитание». Временами этот термин употребляли как синоним понятия «физическая культура» и даже как более широкое понятие. Сейчас этим термином обозначают планомерный процесс физической подготовки юного поколения и взрослых, неотъемлемую часть общего процесса обучения и воспитания. Однако в последнее время все шире употребляют термины «спортивные занятия», «школьный спорт», «спорт высшей школы» и другие.
Краткая историческая ретроспектива поможет, по нашему мнению, показать место физической культуры и спорта как общественного явления в историческом процессе.
Ниже рассматриваются основные этапы истории физической культуры и спорта. Из-за ограниченности места предполагается в сжатой форме рассказать о развитии физической культуры при первобытнообщинном, рабовладельческом (на примере Древнего Востока, Древней Греции и Рима) и феодальном строе, капитализме, а также о возникновении и развитии социалистической физической культуры и спорта.