Физкультура для всех: для детей и взрослых

Физкультура для всех:
для детей и взрослых


гимнастические упражнения, оздоровительная и лечебная физкультура
Физкультура для всех: для детей и взрослых

Физические качества младшего школьника

Рубрика: Родителям и детям

В условиях современного общества во многих профессиях предъявляются все новые и постоянно растущие требования к физической подготовке людей. Именно поэтому важное значение в гармоническом развитии детей младшего школьного возраста приобретает воспитание жизненно необходимых физических качеств: ловкости, силы, быстроты, выносливости, гибкости, а также умения произвольно расслаблять мышцы.

Ловкость — это способность ребенка быстро овладевать новыми движениями и двигательной координацией и перестраивать двигательную деятельность в зависимости от изменяющихся условий. Ловкость самым тесным образом связана с двигательными навыками и обладает наиболее комплексным характером.

В возрасте от 7 до 12—13 лет происходят наибольшие сдвиги в развитии координации движений, что связано с развитием и совершенствованием функций головного мозга. По своей структуре мозг 7—8-летнего ребенка уже приближается к структуре мозга взрослого человека. С 7 до 12 лет быстро развивается двигательный анализатор, улучшается дифференцировочная способность зрительного анализатора. В 8—12 лет подвижность нервно- мышечной системы достигает нормы взрослого человека. Следовательно, детям можно и нужно давать как можно больше упражнений на координацию движений, совершенствуя мышечное чувство темпа и амплитуды движений, степень напряжения и расслабления мышц, а также развивая чувство времени и пространства.

Для этого используйте сочетания простых движений рук и ног, постепенно усложняя их, танцевальные движения, ритмичную ходьбу и бег в разных сочетаниях, прыжки через различные препятствия, прыжки со скакалкой с дополнительными движениями рук, упражнения с большим и малым мячами — передачи, перебрасывания с ловлей и тому подобное.

У детей 7—8 лет быстро совершенствуется способность к выполнению различных точных движений. Этому во многом помогает метание в цель различных предметов, упражнения с малым мячом — удары о пол и броски в стенку с последующей ловлей, подбрасывание и ловля мяча с дополнительными движениями; сложные упражнения палочками, кольцами, кубиками и т. д. Эти упражнения способствуют лучшему овладению техникой письма и рисования.

Одним из проявлений ловкости является умение сохранять равновесие в статическом положении и во время движения. Основными упражнениями для формирования равновесия являются ходьба по скамейке и бревну разами способами, с дополнительными заданиями, усложняющими выполнение упражнения, а также гимнастические упражнения и игры.

В этом возрасте начинают развивать у детей силу мышц как необходимое условие для воспитания быстроты выносливости. У первоклассников лучше развиты мышц туловища, чем конечностей. Сила разгибателей туловища с 8 до 9 лет увеличивается медленно. Под влиянием физических упражнений она начинает быстро расти лишь возрасте 9 лет. В период с 8 до 9 лет наиболее выражен зет сгибателей кисти и предплечья, разгибателей предплечья и икроножных мышц. С 9 до 11 лет прирост группы этих мышц постепенно уменьшается, а в дальнейшем снова начинает увеличиваться.

Силу развивают главным образом динамическими движениями. Следите, чтобы нагрузки не были предельными, максимальные напряжения связаны с большими энергическими затратами, а это может привести к общей задержке роста. Упражнения для развития силы не должны вызывать длительного натуживания, поскольку это повышает внутригрудное давление, что ведет к сжатию злых вен и затрудняет доступ крови к сердцу. Вследствие повышения внутрилегочного давления происходит сжатие легочных капилляров, ухудшается легочное кровообращение, что может привести к анемии мозга и потере сознания. Поэтому для развития силы лучше применять игры, требующие от детей кратковременных скоростно-силовых напряжений и умеренных нагрузок.

В период с 6—7 до 9—11 лет быстрее увеличивается относительная сила мышц (в пересчете на 1 кг массы тела). Показатели относительной силы в этом возрасте находятся ближе к показателям 20—30-летних людей. Поэтому дети легко могут выполнять различные упражнения в лазании в различных направлениях по скамейке, гимнастической стенке, канату с помощью рук и ног.

В младшем школьном возрасте быстро увеличивается выносливость к статическим усилиям. Темпы ее роста больше, чем в среднем и старшем школьном возрасте. В то же время дети этого возраста не могут поддерживать усилия на строго постоянном уровне. Даже во время кратковременной нагрузки (1 —1,5 мин) они неумышленно отвлекаются. Это объясняется легкой иррадиацией процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга, а также неумением точно дифференцировать степень мышечного напряжения.

В период с 8 до 11 лет наибольшей выносливости достигают разгибатели туловища (на 84,8%), икроножные мышцы (на 76,5%) и сгибатели кистей (на 75,5%). Выносливость сгибателей предплечья увеличивается на 50,3%, разгибателей — на 40,8%.

Для развития статической выносливости целесообразно применять упражнения с достаточно продолжительным удержанием определенных поз: смешанные висы и упоры, стойки на носках, упражнения в равновесии на одной ноге и тому подобные.

К упражнениям, развивающим выносливость динамического характера, относятся многократные сгибания и разгибания рук в положении смешанных висов и упоров, приседания на одной и обеих ногах.

Применяя физические нагрузки, учитывайте индивидуальные возможности ребенка. Например, у 8-летних детей выносливость сгибателей предплечья варьирует от 35 до 110, разгибателей туловища — от 26 до 76, икроножных мышц — от 35 до 97 с.

Особое внимание обращайте на совершенствование остроты движений. Быстрота — способность выполнять Максимальное количество движений за минимальное время. Она зависит от быстроты отдельных движений и частоты движений, выполняющихся за одну секунду.

Основные направления развития быстроты: увеличение быстроты одиночных простых движений и частоты движений в локомоторных действиях, связанных с перемещением тела в пространстве.

Простые двигательные реакции — это соответствующие движения на внезапно появляющиеся известные сигналы, жизни они имеют важное значение, например, во время действий в трудных условиях местности, при управлении механизмами. Существует довольно быстрый переход от выработанных двигательных реакций к новым: люди, быстро реагирующие в одних условиях, быстро реагируют в других.

Быстрота реакции ребенка в значительной степени зависит от типа его нервной системы и является врожденной способностью, однако ее можно развивать определенными упражнениями.

Не менее важны для жизни человека и сложные двигательные реакции. Основные из них — реакция на движущийся объект и реакция выбора. С целью совершенствования у детей способности быстро улавливать глазами движущийся предмет применяют подвижные игры большим и малыми мячами, воланами для бадминтона, упражнения можно усложнять, увеличивая быстроту, неожиданными бросками или укорачивая дистанцию между игроками. Постепенно у детей вырабатывается умение предусматривать направление и скорость движения предмета. Одновременно развиваются быстрота и скорость соответствующего движения.

Реакция выбора — это умение найти наилучший ответ (из нескольких вариантов). Ее начинают развивать в раннем детстве. Большинство движений с целью тренировки реакции выбора целесообразно включать в подвижные игры.

Частоту движений во время ходьбы, бега и плавания, передвижения на лыжах вырабатывают двумя способами: выполняя с максимальной быстротой движение в целом и совершенствуя быстроту отдельных его элементов (отталкивание, мах ногой). Для этого широко используйте игры-упражнения с внезапными остановками, с преодолением небольших расстояний за кратчайшее время и т. п.

Выносливость развивают с помощью упражнений, оказывающих на организм ребенка физические нагрузки немного больше тех, которые он привык переносить. Постепенно организм адаптируется к большому объему работы, приобретает способность выполнять те или иные движения (бег, серии прыжков и т. д.) более продолжительное время и быстро восстанавливать силы после физических нагрузок. Выносливость прежде всего приобретается во время бега, прыжков, передвижения на лыжах. Это так называемая специальная выносливость, имеющая свойство переходить на другие виды деятельности такого же характера, интенсивности и продолжительности. Так происходит повышение общей выносливости ребенка.

Наилучшим средством развития выносливости младших школьников являются игры с кратким повторением действий и непрерывным движением, связанным со значительной затратой сил и энергии. Однако общее количество повторных действий не должно быть большим. Их следует чередовать с небольшими перерывами для отдыха. Включайте в занятия упражнения, формирующие у ребенка способность выполнять продолжительную быструю работу. Это развивает у детей скоростную выносливость.

Среди физических качеств человека важную роль играет подвижность в суставах, или гибкость, под которой понимают способность выполнять движения с большой амплитудой. Гибкость может быть активной, которая проявляется под влиянием собственных усилий, и пассивной, под влиянием внешних сил — силы тяжести, усилий партнера и т. д.

Если взять показатели сгибания позвоночника и проанализировать их возрастные изменения, то можно увидеть, что они имеют существенные различия. Увеличение общей подвижности позвоночника при сгибательных движениях у детей и подростков в возрасте 7—17 лет про- сходит неравномерно. У мальчиков она довольно значительна с 7 до 10 лет, когда средний годовой прирост актив- ой его подвижности достигает 5,7 градуса. В И —13 лет прирост подвижности замедляется, а с 14 лет снова возрастает, достигая наибольшей величины к 15 годам.

В развитии подвижности позвоночника у девочек наблюдается такая же закономерность. В возрасте с 7 до 10 лет прирост показателей относительно небольшой и оставляет всего 24 градуса, а с 10 до 14 лет отмечено наибольшее увеличение подвижности, составляющее 34 градуса. Затем с 14 до 17 лет эти показатели уменьшаются становятся меньшими, чем у 11-летних.

Возрастные изменения происходят также в подвижности тазобедренных и плечевых суставов. Сравнение подвижности суставов у мальчиков и девочек в возрасте — 10 лет показало, что она значительно выше у тех, кто активно занимается физической культурой и спортом имеет хорошее физическое развитие. Чтобы правильно воспитывать и развивать своего ребенка, необходимо хорошо знать его физические качества помнить, что их формирование носит скачкообразный характер. Поэтому, развивая все двигательные качества в комплексе, преимущество следует давать развитию ловкости, координации и точности движения, а также скоростно-силовых качеств. Оценить развитие двигательных качеств можно при помощи специальных тестов (контрольных проб). Тестами для проверки оценки развития физических качеств младших школьников могут быть естественные движения, не требующие специального обучения — бег, прыжки, метание с места, а также некоторые изолированные движения: разгибание тела из положения стоя, наклонившись вперед, сжатие кистей рук и многие другие. Измерения производят простейшими приспособлениями— измерительной лентой, секундомером, становым и ручным динамометрами. Результаты, показанные ребенком, сравнивают с условными нормативами (стандартами) и делают выводы о развитии его физических качеств.

Оценка ориентирования в пространстве может быть произведена при помощи таких тестов, как ходьба по прямой линии или по кругу без зрительного анализатора. Для ходьбы с закрытыми глазами по прямой чертят линию длиною 7—8 м. На старте очерчивают место, где находится ребенок. По команде «Внимание!» ребенок становится в исходное положение — лицом к финишу, руки в стороны, на его глазах плотная повязка. После команды «Марш!» включается секундомер, и ребенок начинает движение вперед. Ему дают сделать три попытки, но фиксируется лучший результат. Отклонение от прямой на 25—50 см — удовлетворительная оценка, более 50 см — неудовлетворительная. Тот, кто не сбился с курса, получает отличную отметку, которая свидетельствует о хорошем развитии способности ориентирования в пространстве.

Для определения быстроты реакции применяется тест под названием «падающий предмет». В качестве такого предмета можно использовать палку длиною 75 см, сделав на ней отметки через один сантиметр (чернилами, тушью и т. д.). Перед выполнением этого теста необходимо принять исходное положение — ноги врозь, руки согнуты в локтевых суставах и прижаты к туловищу, пальцы стиснуты в кулаки. Берут палку за верхний конец и располагают ее в центре между сжатыми в кулаки пальцами так, чтобы нулевое обозначение было на уровне нижнего края ладоней. Ребенок смотрит на нулевое деление, а в это время без команды палку выпускают. Ребенок должен быстро разжать ладони и зажать палку между ними Чем быстрее он это сделает, тем меньше будет расстояние от нулевого деления до нижнего края ладоней, что будет свидетельствовать о хорошо развитой быстроте реакции

К наиболее распространенным тестам для оценки развития физических качеств относятся прыжок в длит с места, прыжок вверх с места, бег на 30 м, мотание набивного мяча массой 1 кг, сжатие кисти, определение становой силы.

Прыжок в длину с места показывает развитие силы ног и быстроты движений. Для его выполнения становятся перед линией, не переступая ее носками, ноги на ширине плеч. Во время взмаха руками пятки от пола не отрывать. Из трех попыток оценивается лучшая.

Прыжок вверх с места дополняет предыдущий, для оценки результатов на определенной высоте крепят линейку или сантиметровую ленту. Ребенок становится с поднятой вверх рукой под это приспособление. Запомните, какого деления касаются его пальцы. Потом он делает взмах руками и прыгает вверх, касаясь пальцами ленты или линейки. Фиксируют результат прыжка, а потом отнимают от него предыдущее измерение — это и будет результат теста.

При помощи бега на 30 м оценивают скоростно-силовые качества ребенка. Его можно проводить в помещении ли на спортивной площадке в резиновых тапочках с высокого старта. Ребенок пробегает дистанцию дважды с перерывом 10—15 мин. Оценивают лучший результат.

Метание набивного мяча используют для оценки скоростно-силовых качеств мышц и туловища. Метают мяч 5-за головы обеими руками, сидя на полу. Из трех попыток засчитывают лучшую.

Силу сжатия кисти измеряют ручным детским динамометром дважды каждой рукой поочередно. Динамометр держат в вытянутой в сторону руке. Из двух попыток тишают лучшую.

Таблица 1. Показатели физической подготовленности учеников младших классов школ по отдельным видам физических упражнений, входящих в школьную программу

imag76

Для измерения силы мышц спины ребенок становится на подставку станового динамометра так, чтобы она находилась под серединой стопы. Ручка динамометра — на уровне колен. Из двух попыток оценивают лучшую.

В табл. 1 приведены средние показатели физической подготовленности детей 7—11 лет и отклонения (±) от них в пределах нормы. Если отклонение составляет больше или меньше одной сигмы, то физическая подготовленность ребенка отклоняется от нормы.


Leave a Reply

You must be logged in to post a comment.