Физкультура для всех: для детей и взрослых

Физкультура для всех:
для детей и взрослых


гимнастические упражнения, оздоровительная и лечебная физкультура
Физкультура для всех: для детей и взрослых

Физкультура при инфекционно-аллергической бронхиальной астме

Рубрика: При заболеваниях дыхательного аппарата

В этом случае, как показывает многолетний опыт, физ­культура повышает защитные силы организма и помогает восстановить дыхание. К сожалению, не все в это верят. Стремясь получить драгоценный глоток воздуха в самый тяжелый момент приступа, они хватаются за спасительный ингалятор. Но таким образом можно лишь облегчить поло­жение. А средства физической культуры помогут напрочь избавиться от недуга, стать здоровым человеком.

…На второй месяц занятий в группе фигурного катания с известной вам Таней Фолюш произошел, в общем- то, банальный случай. После напряженной тренировки она со своими подружками решила пройтись до дома пешком, благо легкий морозец располагал к такого рода активному отдыху. Во время прогулки Таня почувствовала озноб.

— Уже перед сном мы увидели, что с дочкой творится что- то неладное: не притронулась к еде, отказалась смотреть интересный телефильм, — говорила по телефону мне Танина мама. — Подумали: переутомилась, пусть пораньше ляжет спать — к утру все как рукой снимет. Но через час стало ясно, что у дочери началась простуда. Поползла вверх температура, рубашку хоть выжимай. Затруднилось дыхание. Тут же принялись мы за дело. Однако то ли мастерство свое мы растеряли — давно ничего подобного с ребенком не случалось, — то ли болезнь на этот раз оказалась сильнее, но Тане становилось все хуже. Доктор предполагает обострение хро­нической пневмонии в сочетании с приступом бронхиальной астмы. Неужто все вернется к прежнему?

— Я вас понял. Через час приеду. Ждите.

И вот я уже дома у Тани Фолюш.

— Елена Викторовна, все будете делать своими руками. Мое дело — давать советы и контролировать ваши действия. Сразу же беретесь за полотенце? Правильно. Так, растирание вы­полнено на отлично. Свежее белье, тренировочный костюм — все как надо. Массаж лица выполнен прекрасно. Обратите внимание на то, как свободно задышал нос девочки. Стоп! Массаж грудной клетки нужно прервать: чувствуете, как мокрота запросилась наружу? Да, старая газета годится. Правильно. ВЫЖим.стоя_пом. при Танином самочувствии вполне подходит. А вот и нужный результат: пошла наружу мокрота. Еще, еще потрудитесь! И теперь верно: пусть ребенок от­дохнет от напряжений, а вы в это время займитесь восста­новлением носового дыхания. Хорошо. Теперь проведите массаж грудной клетки. Отлично. Помогите ребенку выжаться лежа.

Да, контрастный душ для Тани сейчас очень нужен. Конечно, вся процедура, как и накануне болезни. Отлично. А теперь пусть девочка понежится в постели.

И опять подъем, все повторить сначала.

А как у нас обстоят дела с температурой? Так, опустилась до 37°. И пульс перестал частить, и дыхание ровное и глубокое. Все прекрасно! Попей чайку, девочка, отдохни, а через час еще потрудишься. Завтра, если улучшится само­чувствие, тебе можно будет погулять, а когда три дня подряд продержится нормальная температура — и тренироваться в легком беге. А еще через неделю можно будет заниматься коньками!

Вспоминается и тот случай, который произошел с Таней в апреле 1981 года,— помните, мы уже говорили о том, как при сборах на новую квартиру у нее на фоне простуды началось обострение аллергии…

Четвертый день простуды и аллергической атаки. Отечная носоглотка, множественные хрипы, мокрота» высокая темпе­ратура. Пульс 108 уд/мин. Артериальное давление 100/55 мм рт. ст. Частота дыхания 28 вдохов в 1 мин. Ок­ружность грудной клетки: 78 см (пауза), 73 см (максимальный выдох, 81 см (максимальный вдох) и живота в области ди­афрагмы: 63 см (пауза), 57 см (максимальный выдох), 65 см (максимальный вдох). Кистевая динамометрия правой руки 22 кг и левой — 17 кг.

Вот что было предпринято. В 9 час. утра массаж лица, растирание, переодевание, массаж грудной клетки. Затем вновь для улучшения носового дыхания массаж лица, умывание и высмаркивание в воду, повторяя так по нескольку раз (5 мин.). Далее дыхательные упражнения А, Б, В по 10 раз (2 мин.). Затем комфортный душ (5 мин.), а потом 2 холодных обливания ног (по 20 сек). Потом растирание и отдых в постели (15 мин.), во время которого выполнялись упражнения в диафрагмальном дыхании, массаж лица, растирание подошв.

И вновь врачебно-педагогический контроль: пульс 72 уд/ мин, артериальное давление 90/50 мм рт. ст., частота ды­хания 16 вдохов в 1 мин., окружность грудной клетки 75 см (пауза), 72 см (максимальный выдох), 80 см (максимальный вдох), окружность живота в области диафрагмы 63 см (пауза), 58 см (максимальный выдох), 66 см (максимальный вдох), кистевая динамометрия правой руки 22 кг, левой — 16,5 кг.

Невероятно, но факт! Без лекарства, а только средствами физической культуры за какие-то 1,5 час. кризис был преодо­лен. У Тани появился аппетит, она съела 3 столовых ложки манной каши, бутерброд, выпила чашку чая. Затем 40 мин, бодрствовала. В это время массаж лица был повторен 3 раза.

В 11 час. началась зарядка: ВЫЖс-2 (6 раз, по 7—8 сек., с паузами для отдыха — всего 2 мин.); бег трусцой с чередо­ванием диафрагмального и естественного дыхания (3 мин.); спокойная ходьба (2 мин.); бег трусцой (3 мин.); ВЬ1Жст-2 (2 мин.); бег трусцой (3 мин); ВЫЖим.стоя_пом. (2 мин.); Л (15 сек.); спокойная ходьба (2 мин.).

Всего на зарядку было потрачено 21 мин. Затем последо­вали массаж грудной клетки — поглаживание, растирание, по­глаживание (5 мин.), контрастный душ (8 мин.), в ходе ко­торого ноги 4 раза (по 15 сек.) обливались холодной водой, растирание тела и вновь отдых под одеялом (15 мин.), во времй которого повторялись все мероприятия, проведенные в течение предыдущего отдыха.

У девочки появился хороший аппетит, она с удовольствием съела второй завтрак. Температура тела стала субфибрильной (37,0—37,2°), мокрота очень скудной.

После завтрака бодрствовала 30 мин. За это время 2 раза массировалось лицо. Затем вновь контрастный душ и после него отдых в постели. И опять повторение всего цикла вновь. Так в течение четырех суток. Через неделю с начала болезни Таня стала посещать школу, а через две — возобновила лег­коатлетические тренировки в детско-юношеской спортивной школе.

Еще один ваш знакомый Андрюша Шумаков в мае 1981 го­да тоже сделал попытку впасть в астматическое состояние. На этот раз обострение началось с аллергического ринита, который в первые часы его проявления не удалось купировать массажем лица. Здесь бы и забить тревогу Андрюшиной маме, тем более, что ночь впереди. Да как-то отвыкли в семье от невзгод, и, не придав случившемуся должного внимания, все спокойно легли спать. А утром выяснилось, что болезнь готовит солидную атаку на организм ребенка: отек слизистой носоглотки, отек слизистой бронхов, бронхоспазм, затруд­ненный выдох, бочкообразная грудь, частый сухой и повер­хностный кашель. Но все это при нормальной температуре тела.

Срочно были предприняты неотложные меры: массаж лица, в сочетании с умыванием холодной водой, ВЫЖим.лежа_пом., массаж грудной клетки, ВЫЖим.лежа_пом., контрастный душ, 15-минутное пребывание под одеялом, растирание, одевание, бодр­ствование (до 60 мин.). И так цикл за циклом. Вот уже и намеков нет на мокроту. Дыхание чистое и редкое, как у хорошо тренированного человека. Пульс отличный. Аппетит прекрасный. Чего еще желать?

И еще один пример. Юрий Караманенко — 8 лет, инфекци­онно-аллергическая бронхиальная астма средней тяжести. Стаж занятий домашней оздоровительной физкультурой — 2 года. Самочувствие прекрасное, у ребенка сняты прежние диагнозы: хроническая пневмония и хронический тонзиллит.

Но вот в мае 1981 года случилось так, что очередная волна гриппа не обошла Юру стороной и мальчик тяжело заболел. Несчастье дало себя знать вечером температурой тела 37,8° и сильной головной болью. А в 2 час. ночи внезапно развился тяжелый приступ удушья. В этот момент частота дыхания у ребенка достигла 60 вдохов в 1 мин. Грудная клетка стала бочкообразной и потеряла подвижность, ясно прослушивались множественные сухие хрипы в легких. Кашель был частый, поверхностный, без мокроты.

С момента тревоги первые двое суток физкультурная помощь мальчику повторялась его родителями каждые 2 час.:

гигиенические мероприятия, массаж в полном объеме, ВЫЖим.лежа_пом., контрастный душ. В результате этих мер быстр стало нормализоваться внешнее дыхание ребенка: в 4 час, ночи — 40 вдохов в 1 мин., в 6 час. утра — 30, в 8 — 24, а к концу первых суток болезни — 18 вдохов в 1 мин., то ест совершенно нормальное дыхание. Температура тела также- постепенно к концу вторых суток борьбы с недугом пришла к норме. И в это время пошла, наконец, обильная бесцветна мокрота. С третьего дня борьбы с гриппом и удушьем физкультурные мероприятия уже проводились только 3 раза в сутки: утром, днем и вечером. На седьмой день с начала болезни все тревоги были позади, и доктор выписал Юру в школу.

Пояснения упражнений:

ВЫЖим.стоя_пом. (выжимание стоя, с посторонней помощью).

С помощью родителя, которая оказывается начиная с 4—5 сек. самостоятельного выжимания (родитель, стоя со стороны ноги ребенка, сделавшей выпад, захватывает ее бедро рукой. Продолжительность помощи зависит от возможностей ребен­ка. При возвращении ребенка в Исходное положение захват следут «распу­стить». Затем ребенок делает вдох и как следует откашливается):

Исходное положение — выпад правой ногой, левая нога, выпрямленная, сзади, носком наружу, правая рука, согнутая в локте под прямым углом, на уровне подреберья плотно прижата к телу, левая рука прижата к правой и кистью держит локоть правой руки.

1 — резкий наклон вперед, прижимаясь левой рукой к верхушке правого бедра (мощный выдох). 2—7 — продолжить и завер­шить выдох. 8 — вернуться в Исходное положение (вдох и откашли­вание). То же левой ногой.

ВЫЖим.лежа_пом. (выжимание лежа, с посторонней помощью).

На голени давит родитель (с разумной силой):

Исходное положение — лежа на спине. 1 — подтянуть бедра к груди, руками обхва­тить голени (мощный выдох). 2—7 — с силой прижимая руками голени, продолжить и завершить выдох. 8—вернуть­ся в Исходное положение (вдох, максимально выпячивая живот). Затем хорошо откашляться.

При особых трудностях с выделением мокроты следует на предельной глубине выжимания 2—3 раза кашлянуть.

А.

Исходное положение — стоя, ноги на ширине плеч, руки в стороны на уровне плеч и максимально отведены назад, ладони повернуты вперед, пальцы разведены. 1 — руки быстро скрестить перед грудью, так чтобы локти оказались под подбородком, а кисти сильно (до боли!) хлестнули по лопаткам (громкий мощный выдох). 2 — плавно вернуться в Исходное положение (ес­тественный вдох).

Б.

Исходное положение — стоя на носках, прогнувшись, ноги на ширине плеч, руки вверх-в стороны. 1 — опускаясь на стопы, наклон вперед согнувшись, руки через стороны скрестить перед грудью, хлест кистями по лопаткам (громкий мощный выдох). 2—3 — руки плавно развести в стороны и свести скрестно перед грудью, хлест кистями по лопаткам — 2—3 раза (громкий мощный выдох). 4 — вернуться в Исходное положение (естественный вдох).

В.

Исходное положение — стоя на носках, прогнувшись, ноги на ширине плеч, руки вверх-назад, пальцы сплетены, 1 — опускаясь на стопу, наклониться вперед, хлест руками вперед-вниз-назад, как рубка топором (громкий мощный выдох). 2 — плавно вернуться в Исходное положение (естественный вдох).

Л (пляска).

Исходное положение — стоя, левая нога слегка согнута, носок влево, правая впереди, на пятке, носок вправо, голова поднята, руки согнуты в локтях, кисти — как у танцоров. 1 — подпрыгнуть и присесть, пятки вместе, носки врозь (мощ­ный выдох). 2 — подпрыгнуть, меняя положение ног, вернуться в Исходное положение (естественный вдох). Оба движения выпол­нить за 1 сек.


Leave a Reply

You must be logged in to post a comment.