Физкультура для всех: для детей и взрослых

Физкультура для всех:
для детей и взрослых


гимнастические упражнения, оздоровительная и лечебная физкультура
Физкультура для всех: для детей и взрослых

Физкультура при острой и повторной пневмонии

Рубрика: При заболеваниях дыхательного аппарата

— Может быть, нам все же дождаться полного выздоров­ления после воспаления легких и уж тогда приобщить Катюшу к физкультуре? Честно говоря, до сих пор я никак не могу привыкнуть к мысли о том, что в острый период заболевания кроме лекарств ребенку могут быть показаны еще и средства физической культуры. Высокая температура, обильная мок­рота, одышка, тахикардия, сильная потливость, плохое са­мочувствие — разве все это не противопоказания для каких бы то ни было физических воздействий? Я сама врач, интересуюсь данной проблемой, но в литературе никаких указаний на этот счет нет, — взволнованно говорила мне мама 8-летней Кати.

— Вы правы, может быть, только в одном: действительно, в настоящий момент девочке нельзя давать физических на­грузок. Но вам их никто и не предлагает. Другое дело — хо­роший массаж лица и грудной клетки, дренаж бронхов с помощью специальных приемов, уход за ребенком.

— Я, пожалуй, приму ваши рекомендации, так как теперь понимаю, что на одних лекарствах далеко не уедешь. Но скажите, были ли в вашей практике подобные случаи?

— Конечно, были. А вот совсем свежий пример. Только вчера другая девочка, Катина сверстница Наташа Карпович, получила консультацию, и ее родители уже провели первую бессонную ночь в уходе за ней. А сегодня Наташе уже много лучше. Думаю, через месяц вы сможете познакомиться с ней на стадионе.

…Вот что произошло с 9-летней Наташей Карпович. Основной ее диагноз — инфекционно-аллергическая бронхиаль­ная астма средней тяжести. С 6 по 16 февраля 1981 года она находилась в больнице по поводу повторной пневмонии. Было проведено интенсивное лечение. 17 февраля ее выписали домой для продолжения курса лечения амбулаторно. Состояние сред­ней тяжести, вялость, сильная бледность, множественные сухие хрипы в легких, скудный дренаж, одышка, субфибрильная температура. А 23 февраля Наташа начала заниматься домашней физкультурой.

В первый день в течение 5 час. применялись растирание тела сухим банным полотенцем, смена нательного и постель­ного белья, массаж, ВЫЖим.лежа_пом. и комфортный душ. Как и предполагалось, уже после 3—4 выжиманий с кашлем стала выделяться обильная мокрота, а после душа во, время отдыха в постели девочка глубоко засыпала. Спустя час, родители повторяли все процедуры. После второго отдыха Наташ захотела бодрствовать одетой. Ей это разрешили. Во время бодрствования применяли ВЫЖим.стоя_пом., чтобы усилить дренаж бронхов, затем массаж лица и массаж грудной клетки, кото­рый провели в исходном положении в упоре стоя согнувшись. Потом опять следовала водная процедура и отдых в постели. После этого девочке предлагали выполнять дыхательные уп­ражнения А, Б, В по 5 раз каждое. Остаток светлого времени суток и ночь также были отданы «физкультурному» уходу за ребенком.

Вторые сутки прошли аналогично. Самочувствие девочки заметно улучшилось. На третьи сутки программу занятий усилили ходьбой с чередованием естественного и диафраг­мального дыхания и хорошим откашливанием мокроты. Еще через несколько дней стал возможен бег трусцой, продолжи­тельностью 1—2 мин. при пульсе до 132 уд/мин. Все после­дующие дни были также насыщены физкультурой. Самочув­ствие — лучше некуда! И сообщения родителей по телефону самые обнадеживающие. Так подошло время для повторного врачебно-педагогического контроля…

1 марта 1981 года. Частота дыхания у Наташи уже 14 вдохов в мин., а не 24, что существенно лучше возрастной нормы здорового ребенка. Измерения окружностей груди (66 см — пауза, 64 см — максимальный выдох, 70 см — максимальный вдох и живота (61 см — пауза, 55 см — максимальный] выдох, 62 см — максимальный вдох) в области диафрагмы показали значительное улучшение подвижности грудной клетки и способность ребенка к выраженному диафрагмальному дыханию. Заметно возросла сила: показатели динамометрии 21 и 18,5 кг. У ребенка хороший цвет лица. Нет хрипов в бронхах, нет мокроты. Настроение радостное. Еще бы — болезнь-то больше не тяготит! И тут мы решили провести дополнительное врачебно-педагогическое обследование Наташи уже под влиянием физических нагрузок. Наташа выполнила 2 серии ВЫЖим.стоя_сам.по 3 раза (по 12 сек.) на правую и левую ногу с откашливанием после каждого вдоха. Вся работа девочкой была выполнена за 3 мин. 10 сек. Пульс на 0, 2 и 3-й мин. восстановления после перенесенной физической нагрузки оказался равным соответственно 60, 72 и 72 уд/мин. Артериальное давление соответственно 110/70, 110/65 и 95/60 мм рт. ст. Частота дыхания соответственно 10, 12, 14 вдохов в мин.

Затем Наташе сделали массаж грудной клетки (9мин.). Потом она выполнила дыхательные упражнения А, Б, В по 10 раз. Вслед за тем 2 раза «плясала вприсядку» по 30 сек, с перерывом на отдых (30 сек.). Установили, что пульс на 0, 2 и 5-й мин. восстановления составил соответственно 120, 78, 78 уд/мин. Артериальное давление было соответственно 135/60, 110/60, 100/60 мм рт. ст. Частота дыхания соот­ветственно 24, 16, 12 вдохов в мин.

Расшифровка полученных показателей убедила Наташиных родителей в том, что физкультура в острый период воспаления легких является важным компонентом комплексного лечения ребенка.

На двенадцатый день с момента приобщения к физкультуре девочка была выписана врачами в школу. В настоящее время Наташа вполне здорова. Активно занимается спортом. Не так давно она выиграла соревнования по плаванию у одноклассниц своей школы!

Наблюдая детей, страдающих хронической пневмонией, я часто сталкиваюсь с такой проблемой: непроизвольным заглатыванием ребенком мокроты. Этот рефлекс подчас очень трудно ликвидировать. Отвары лекарственных трав, патен­тованные средства, уговоры, гипноз — что только не пытаются использовать родители, чтобы ребенок стал сплевывать па­тологическое содержимое бронхов и легких. И ничего не помогает. Но не торопитесь безнадежно опускать руки. Есть у физкультуры средство и на этот случай.

Как-то при очередной встрече Боря Черток сказал мне:

— В классе со мной за партой сидит Наташа Зубарева. Только часто мне приходится быть одному. Наташу совсем астма замучила. Прошу вас, помогите ей, пожалуйста!

— Что ж, конечно, помогу.

…Наташа Зубарева, 8,5 лет. Основной диагноз: хрониче­ская пневмония (7 последних лет), инфекционно-аллергическая бронхиальная астма средней тяжести (3 последних года). Родители жалуются, что при всем их старании дочь ни разу за все годы болезни не сплюнула мокроту.

К моменту консультации шел 3-й день обострения хро­нической пневмонии…

— Татьяна Николаевна, предупреждаю вас: через час моей работы вы увидите у ребенка настоящее извержение «легоч­ного вулкана». Но пока Наташа ничего об этом знать не должна: подвижка мокроты, застав ее врасплох, поставит неподдающуюся больную перед случившимся фактом. С этого момента все трудности с дренажем бронхов останутся позади. Постарайтесь только скрыть свои эмоции. Наблюдайте и записывайте все, что я буду делать, — это вам пригодится в будущем. И еще одно поручение: по моему сигналу незаметно положите на пол у изголовья постели ребенка старую газету.

— Наташа, ты нам нужна, иди-ка сюда. Ты не скучала, пока мы с мамой беседовали? Книжку читала? Вот умница! Ты, конечно, знаешь, что твой друг Боря Черток с помощью физкультуры стал молодцом? А ты не хотела бы тоже стать здоровой? Так в чем же дело? Мы с мамой тоже не сомне­ваемся в том, что физкультура пойдет тебе на пользу.

Пока длился наш разговор, в рабочем журнале появились записи данных врачебно-педагогического контроля ребенка: рост 134 см, вес 28 кг, пульс 108 уд/мин, артериальное дав­ление 110/75 мм рт. ст., частота дыхания 36 вдохов в мин., окружность груди — 60 см (пауза), 59 см (максимальный вы­дох), 61 см (максимальный вдох) и живота в области диаф­рагмы — 54 см (пауза), 53 см (максимальный выдох), 54 см (максимальный вдох), кистевая динамометрия правой руки 7 кг, левой — 9 кг. Серое личико, чернота под глазами, общая слабость.

-Ну что ж, а теперь подставляй-ка мне свой нос для массажа.

Всего лишь 10 сек. привычных воздействий на крылья носа, и вот уже зеленые накопления гайморовых пазух так и запросились наружу. Пустили в ход салфетку, и опять за работу. 5 мин. прошло, и вдруг зазвучал радостный голос ребенка:

— Мама, мне так тепло! Мой нос дышит!

-Отлично! А теперь этот массаж сделай себе сама, ты должна быть самостоятельной. Так. Молодчина! А зачем нам носовой платок нужен, помнишь? О, как всего много! Про­должай, продолжай!.. Теперь достаточно. Дыхание свободное, и салфетка чиста. Теперь очередь за растиранием махровым полотенцем. Держись крепче! Тебе нехолодно? Ах, жарко! Ну, надевай тренировочный костюм, тапочки и присаживайся. Отдохнем минуту-другую и примемся за массаж грудной клетки.

Еще 15 мин. работы, кожа ребенка из белой стала мали­новой. Где-то к концу процедуры глотательные движения у Наташи пошли одно за другим. Но наше дело пока молчать и ждать. Время торжества уже не за горами!

-Надевай майку и рубашку и опять принимайся за массаж лица. Чувствуешь, ведь твой нос опять отказал? А я понаб­людаю за тобой и поговорю с мамой.

-Татьяна Николаевна, скажите, как Наташа реагировала температурой тела на эту болезнь?

-В последние два года дочка не дает высокой температуры на частые обострения бронхиальной астмы и на респираторные инфекции. Знаю, что хорошего в этом мало. Мы всегда проводили полный лекарственный курс, но градусник по нескольку декад подряд показывал 37,1—37,3°, поэтому по­стельный режим и пребывание дома без свежего воздуха затягивались на многие недели.

— Скажите, не начались ли нынешние неприятности у Наташи с аллергического отека слизистой носа?

— А ведь верно, в воскресенье мы гуляли с ней в Тими­рязевском парке. Было очень холодно и ветрено. Дочь, правда, была одета тепло, но нос ее сразу же оказался заложенным. На следующий день грудь стала бочонком, появилась одышка, доктор прослушала в легких хрипы.

— Да, грудь была бочонком, но смотрите, как благотворно подействовал на нее массаж! Расслаблена мускулатура, глубже стало дыхание. А это и есть непременное условие для дренажа бронхов. И теперь к этому мероприятию мы уже готовы. Итак, продолжим.

Условный знак Татьяне Николаевне, и газета оказалась на месте.

— Наташа, а сейчас ты научишься кашлять. Нет, нет не так часто и слабо, как раньше, а сильно и как бы из глубины легких от самого живота. Это очень полезно. Иди сюда, ляг на кровать на спину. Теперь слушай внимательно: в момент, когда будет пауза между вдохом и выдохом, ты крепко прижмешь бедра к груди, обхватишь голени руками и одновременно сильно выдохнешь. Но этого мало — все время, пока бедра давят на грудь, твоя задача продолжать выдох. Знаешь, Боря может так выдыхать четверть минуты! Но этого он достиг тренировкой. А пока ты еще слаба, чтобы выпол­нить это упражнение, и тебе понадобится моя помощь. Я буду руками давить на твои голени. Как только я отпущу твои ноги, ты сразу вытяни ноги и быстро вдохни так глубоко, чтобы твой живот раздулся как шар. И вот только тогда кашляни что есть силы. Все понятно? Умница! Сейчас начнем. Расслабься, и…

Начала девочка упражнение самостоятельно, на 3-й сек. выжимания подключился я, и, таким образом, был достигнут 6-секундный выдох. А потом был вдох и славный кашель, в результате которого мокроты оказалось во рту так много, что о проглатывании ее уже не могло быть и речи!

— Наташа, скорее сплюнь все на газету. Отлично! Еще делаем выжимание.

Опять кашель, да лучше прежнего! И уже без напоминания последовал огромный сгусток мокроты. И еще! И еще! От напряжения на лице девочки проступили бисеринки пота. Попросил ее отдохнуть, полежать спокойно, но куда там: кашель за кашлем следует непроизвольно, и спустя 10 мин. результат упражнения нельзя было видеть без содрогания. Затем девочку отправили принимать комфортный душ.

Быстро пробежали минуты приятной процедуры, и вот Наташа уже лежит в постели. Лицо розовое, глаза веселые. Предложил ей немного подремать, но где там: откашливание не прекращается, и вот уже пора третью газету в ход пускать! И Наташа уже не пытается проглотить мокроту. Что и требовалось долгие 7 лет болезни.

Опять сделал девочке растирание, массаж лица и грудной клетки, предложил выполнить дыхательные упражнения А, Б, В по 6 раз, ВЫЖим.стоя_сам.и ВЫЖим.стоя_пом.. Наконец-то пошла бесцветная слизь, значит, старые накопления мокроты в основном ушли. Еще массаж лица и грудной клетки, еще растирание и переодевание. И вдоволь питья.

Перед прошанием — повторный контроль. Пульс 90 уд/мин. Артериальное давление 100/65 мм рт. ст. Частота дыхания 24 вдоха в мин. Разность в окружностях груди и живота в области диафрагмы между максимальным выдо­хом и вдохом по 4 см в обоих случаях. Кистевая динамометрия 10 и 11 кг.

— Когда к вам придет доктор? — спросил я Наташину маму.

— Завтра.

— Обязательно расскажите ему обо всем, что мы сегодня сделали.

На следующий день светлая мокрота и обилие хрипов в легких. На четвертый день — лишь скудная мокрота и остаточные хрипы в верхушке левого легкого. На десятый день — здравствуй, школа! Здравствуй, Борис!

Короткая справка: в год, предшествовавший началу заня­тий домашней физкультурой, Наташа болела 128 дней; в первый год систематических тренировок — 34 дня и за весь второй год — только 27 дней!

Пояснения упражнений:

ВЫЖим.лежа_пом. (выжимание лежа, с посторонней помощью).

На голени давит родитель (с разумной силой):

Исходное положение — лежа на спине. 1 — подтянуть бедра к груди, руками обхва­тить голени (мощный выдох). 2—7 — с силой прижимая руками голени, продолжить и завершить выдох. 8—вернуть­ся в Исходное положение (вдох, максимально выпячивая живот). Затем хорошо откашляться.

При особых трудностях с выделением мокроты следует на предельной глубине выжимания 2—3 раза кашлянуть.

ВЫЖим.стоя_сам.(выжимание стоя, самостоятельно).

Исходное положение — выпад правой ногой, левая нога, выпрямленная, сзади, носком наружу, правая рука, согнутая в локте под прямым углом, на уровне подреберья плотно прижата к телу, левая рука прижата к правой и кистью держит локоть правой руки.

1 — резкий наклон вперед, прижимаясь левой рукой к верхушке правого бедра (мощный выдох). 2—7 — продолжить и завер­шить выдох. 8 — вернуться в Исходное положение (вдох и откашли­вание). То же левой ногой.

ВЫЖим.стоя_пом. (выжимание стоя, с посторонней помощью).

С помощью родителя, которая оказывается начиная с 4—5 сек. самостоятельного выжимания (родитель, стоя со стороны ноги ребенка, сделавшей выпад, захватывает ее бедро рукой. Продолжительность помощи зависит от возможностей ребен­ка. При возвращении ребенка в Исходное положение захват следут «распу­стить». Затем ребенок делает вдох и как следует откашливается):

Исходное положение — выпад правой ногой, левая нога, выпрямленная, сзади, носком наружу, правая рука, согнутая в локте под прямым углом, на уровне подреберья плотно прижата к телу, левая рука прижата к правой и кистью держит локоть правой руки.

1 — резкий наклон вперед, прижимаясь левой рукой к верхушке правого бедра (мощный выдох). 2—7 — продолжить и завер­шить выдох. 8 — вернуться в Исходное положение (вдох и откашли­вание). То же левой ногой.

А.

Исходное положение — стоя, ноги на ширине плеч, руки в стороны на уровне плеч и максимально отведены назад, ладони повернуты вперед, пальцы разведены. 1 — руки быстро скрестить перед грудью, так чтобы локти оказались под подбородком, а кисти сильно (до боли!) хлестнули по лопаткам (громкий мощный выдох). 2 — плавно вернуться в Исходное положение (ес­тественный вдох).

Б.

Исходное положение — стоя на носках, прогнувшись, ноги на ширине плеч, руки вверх-в стороны. 1 — опускаясь на стопы, наклон вперед согнувшись, руки через стороны скрестить перед грудью, хлест кистями по лопаткам (громкий мощный выдох). 2—3 — руки плавно развести в стороны и свести скрестно перед грудью, хлест кистями по лопаткам — 2—3 раза (громкий мощный выдох). 4 — вернуться в Исходное положение (естественный вдох).

В.

Исходное положение — стоя на носках, прогнувшись, ноги на ширине плеч, руки вверх-назад, пальцы сплетены, 1 — опускаясь на стопу, наклониться вперед, хлест руками вперед-вниз-назад, как рубка топором (громкий мощный выдох). 2 — плавно вернуться в Исходное положение (естественный вдох).


Leave a Reply

You must be logged in to post a comment.