Физкультура для всех: для детей и взрослых

Физкультура для всех:
для детей и взрослых


гимнастические упражнения, оздоровительная и лечебная физкультура
Физкультура для всех: для детей и взрослых

Формирование правильной осанки и профилактика плоскостопия

Рубрика: Родителям и детям

Обращали ли вы когда-нибудь внимание на то, как держится — стоит, ходит или сидит — ваш ребенок? Понаблюдайте за детьми, и вы увидите, что у одних голова поднята, плечи и грудь развернуты, живот подтянут; они ходят легко и свободно, производя приятное впечатление. Другие напоминают «вопросительные знаки», ходят согнувшись, как старики: плечи и голова у них опущены, ноги полусогнуты, живот свисает, во время ходьбы они загребают носками землю.

Родители всегда мечтают видеть ребенка здоровым, стройным, сильным. Однако не все дети вырастают такими. А это в основном зависит от правильного воспитания в семье.

Если вы хотите, чтобы ребенок нормально развивался не только умственно, но и физически, вы обязаны создать ему правильный режим, воспитать у него полезные привычки, способствовать выработке правильной осанки. Правильная осанка не возникает сама по себе. Ее необходимо формировать, как и любой другой двигательный навык, с самого раннего детства.

Осанка формируется во время роста организма ребенка в тесном взаимодействии с развитием всех двигательных функций. Она зависит от гармоничной работы мышц, правильного положения позвоночника, головы, теневого пояса, таза и ног. В формировании осанки значительную роль играет не только сила мышц, но и ее равномерное развитие, распределение мышечной тяги гармоничная работа всех мышц.

Формирование правильной осанки школьника зависит прежде всего от рационального режима: правильного чередования труда и отдыха, сна, разумного распорядка дня, полноценного питания, использования физических упражнений и средств закаливания. В регламентированном режиме необходимо также предусмотреть занятия корректирующими упражнениями.

Формирование правильной осанки является одним из важнейших средств укрепления здоровья и гармоничного физического развития ребенка. Только хорошая осанка может полностью обеспечить нормальную жизненную деятельность детского организма.

Под осанкой понимают привычное положение тела во время стояния, сидения, ходьбы и другой деятельности. Травильная осанка создает благоприятные условия для работы двигательного аппарата, мышцы, удерживающие ело в состоянии равновесия, находятся в наименьшем напряжении, их тонус равномерный, что обеспечивает готовность мышц к любым движениям.

Осанка определяется положением головы, формой позвоночника и грудной клетки, положением костей плечевого пояса, наклоном таза, формой брюшной стенки, положением костей нижних конечностей и формой ступней.

Главным признаком осанки является форма позвоночника, составляющая основу скелета туловища человека. Профиль позвоночника образует волнообразную линию с равномерными возвышенностями и углублениями. Представление о нормальной осанке дает положение человека, стоящего возле ростомера. Осанка зависит от физических данных ребенка: особенностей скелета; на поверхности стола (парты), книжку лучше положить на стол под углом 15°. Ученик опирается локтями на поверхность стола, кистями поддерживает подбородок. Это самая удобная поза для чтения.

Не каждая семья может приобрести специальную детскую мебель. В этом случае рабочее место ребенка можно оборудовать за обычным обеденным столом. Если сидение стула длиннее бедер ребенка, положите специально сделанный ящик из фанеры, сделайте подставку под ноги.

Кроме вышеуказанных причин, на осанку отрицательно влияет привычка при стоянии делать упор на одну ногу, чтение лежа на боку, ношение груза в одной руке (портфель, ведро с водой).

Дети носят в школу книги, учебные принадлежности, сменную обувь, спортивную форму. Эти вещи весят 3—5 кг. Следовательно, за месяц ребенок переносит приблизительно 156—260 кг. Если ученик держит портфель в одной руке, то все его тело отклоняется в сторону, одно плечо ниже другого, позвоночник искривляется, лопатки смещаются. Может ли это пройти бесследно? Конечно же нет.. Какой же выход из создавшегося положения? Посмотрите на ученика с ранцем за спиной: ранец плотно прижимает лопатки к спине, никаких смещений частей тела нет; он равномерно давит сверху вниз на плечи. Руки ученика свободны, он может идти, слегка размахивая ими. Дыхание свободное, осанка не нарушена.

Преимущество школьного ранца над портфелем очевидно, и поэтому его надо носить всем ученикам младшего школьного возраста.

Отрицательно влияет на формирование осанки держание рук в карманах. При этом наступает асимметрия плечевого пояса, смещаются лопатки со своих мест, спина становится сутулой.

В формировании правильной осанки большую роль играет равномерность тонуса мышц передней и задней поверхности бедер, туловища, плечевого пояса, а также точное восприятие положения тела. Последнее достигается при помощи упражнений возле вертикальной стенки (развитие мышечно-суставного ощущения), упражнений с удержанием груза на голове и упражнений в равновесии.

Ниже приведены комплексы упражнений с предметами, способствующие формированию правильной осанки, а также упражнения для профилактики плоскостопия.

Каждый комплекс рассчитан на 2—3 недели самостоятельных занятий. Отдельные упражнения можно выполнять в течение дня во время прогулок, физкультурных минут и пауз. Сделайте вместе с ребенком или приобретите необходимый инвентарь для выполнения упражнения с предметами (гимнастическую палку, скакалку, мешочек с песком массой 150—200 г и др.). Для выполнения упражнений с грузом на голове надо иметь кольцо, сделанное из войлока или туго свернутой ткани. Его крепят на макушке головы лентой, проходящей под подбородком, на него кладут мешочек с песком, мяч или кубик.

Если у ребенка стойкое нарушение осанки, исправление которого потребует вмешательства врача-ортопеда, немедленно обратитесь в поликлинику.


Leave a Reply

You must be logged in to post a comment.