Физкультура для всех: для детей и взрослых

Физкультура для всех:
для детей и взрослых


гимнастические упражнения, оздоровительная и лечебная физкультура
Физкультура для всех: для детей и взрослых

Формы лечебной физкультуры

Рубрика: Основы лечебной физической культуры

Использование различных средств лечебной физкультуры для ре­шения лечебных, лечебно-воспитательных и реабилитационных задач возможно в различных формах, отражающих наиболее целесообразное включение ее в режим дня. В детских лечебно-профилактических учре­ждениях наиболее распространены специальные занятия лечебной физ­культурой, утренняя гигиеническая гимнастика, самостоятельно вы­полняемые индивидуальные назначения и элементы лечебной физкуль­туры, включаемые в другие виды двигательной активности ребенка. При применении всех перечисленных форм в детской больнице и дру­гих учреждениях обеспечивается неразрывное лечебное и воспитатель­ное воздействие на больного ребенка.

Занятие лечебной физкультурой (урок лечебной физкультуры, проце­дура лечебной гимнастики) — основная форма применения лечебной физкультуры в любом детском лечебно-профилактическом учрежде­нии. По своему построению занятие лечебной физкультурой соответ­ствует всем основным принципам построения занятия по физическому воспитанию, а по содержанию — ведущим лечебным задачам для дан­ного периода заболевания. При подготовке к занятиям врач и инструк­тор лечебной физкультуры уточняют состав больных, обсуждают их особенности, устанавливают общие для всех больных и индиви­дуальные задачи. Основным документом, отражающим подготови­тельную к занятию работу и подбор средств лечебной физкультуры, является конспект. Перед занятием лечебной физкультурой инструктор готовит кабинет, необходимые пособия и снаряды, фонограмму или иной вид музыкального сопровождения.

Способы проведения занятий лечебной физкуль­турой. Исходя из лечебных задач и состава больных, занятия можно проводить индивидуально, групповым или малогрупповым способом. Индивидуальное занятие включает в определенном порядке и в соответ­ствии с лечебными целями все показанные данному ребенку средства: массаж, гимнастические упражнения, игры. В зависимости от возмож­ностей лечебного учреждения и характера патологического процесса оно может проводиться в боксе, палате или специально оборудован­ном кабинете. Индивидуальные занятия проводятся со всеми детьми на первом году жизни, а иногда и в более старшем возрасте, когда другие способы проведения занятий неприемлемы. Индивидуально проводятся занятия в остром периоде заболеваний внутренних орга­нов, при параличах и парезах. Выбор индивидуального способа прове­дения занятий определяется, в первую очередь, наличием индиви­дуальных лечебных задач, не совпадающих с задачами лечения других больных, что не позволяет их объединить. Малогрупповые и групповые занятия проводятся с несколькими детьми, находящимися на одинако­вом режиме, в одном периоде заболевания, когда решаются сходные лечебные задачи. В некоторых случаях объединение больных в одной группе возможно, если у близких по возрасту ребят большая часть специальных и общих средств лечебной физкультуры, подобранных для решения задач, аналогична, даже если эти задачи и не совпадают. Так, могут объединяться в группы больные в периоде остаточных явлений пневмонии и в активной фазе ревматизма, переведенные на палатный режим. Конечно, и при занятиях с группой больных не ис­ключается индивидуальный подход, учитывающий особенности физи­ческой нагрузки, подбора некоторых упражнений, распределения ролей в подвижных играх и т. д. Групповые и малогрупповые занятия прово­дятся в специально оборудованном кабинете, на физкультурной пло­щадке, в зале, в некоторых случаях в бассейне для лечебного плавания. Данный способ проведения занятий наиболее эффективен, так как по­зволяет воздействовать сразу на большое количество больных ребят, при этом рационально расходуется рабочее время инструктора и мето­диста, а сами занятия приобретают необходимую в детском возрасте эмоциональную и педагогическую насыщенность. К методическим особенностям занятия относятся физиологические и педагогические принципы его проведения, включающие построение занятия по частям. С точки зрения физиологических особенностей мышечной работы и воспитательных задач, занятие подразделяется на три части.

В первой, вводной части, осуществляются подготовка к повышен­ному уровню нагрузки, необходимая сонастроенность функцио­нальных систем организма, обеспечивающая наилучшее действие средств лечебной физкультуры. С помощью определенных методиче­ских приемов (построение, перестроение, упражнения на внимание и координацию) обеспечиваются организация ребят, сосредоточение их внимания, необходимый психофизиологический настрой. Затем вклю­чаются физические упражнения, способствующие быстрому переходу от уровня сниженной физиологической активности до уровня интен­сивности физической нагрузки, определяемого лечебными задачами. Лучше всего в этом отношении действуют хорошо знакомые ребятам, простые по выполнению, упражнения. При занятиях с детьми до­школьного и школьного возраста используется ходьба и ее варианты, легкий бег, прыжки. У ребят раннего возраста применяются массаж, пассивные и элементарные активные гимнастические упражнения для конечностей. С позиций физиологии мышечной деятельности, во ввод­ной части занятия происходит врабатывание, т. е. мобилизация (раз­вертывание) вегетативных функций, отстающих в начальном периоде работы от двигательного аппарата, создается их сонастроенность. Вводная часть занятия при правильной методике ее проведения уско­ряет процесс врабатывания, устанавливает наилучшие взаимоотноше­ния между нервной системой ребенка, его двигательным аппаратом и вегетативными функциями, обеспечивающими движения.

В основной части занятия решаются ведущие лечебные и лечебно­воспитательные задачи, заключающиеся в воздействии как на пора­женные органы и системы, так и на весь организм ребенка. Для их ре­ализации включаются как специальные, так и общеразвивающие физические упражнения, подвижные игры, реже — приемы массажа. На протяжении всей основной части поддерживается оптимальный уро­вень деятельности физиологических систем.

В заключительной части занятия физическая нагрузка постепенно снижается до уровня, соответствующего двигательному режиму, на ко­тором находится больной. Упражнения, приемы массажа, исполь­зуемые в заключительной части, должны способствовать ускорению процессов восстановления. Кроме того, в заключительной части ис­пользуются упражнения, закрепляющие лечебный эффект, достигнутый ранее.

Построение занятия лечебной физкультурой в целом обеспечивает в детском возрасте не только решение специальных, частных задач те­рапии заболеваний и травм, но и общефизиологическое воздействие на детский организм. Это особенно важно при заболеваниях ребят ранне­го и дошкольного возраста, у которых общефизиологическое действие физических упражнений и двигательной активности обеспечивает ре­ализацию энергетического правила скелетных мышц, т. е. стимуляцию обмена веществ, восстановление и закрепление двигательных навыков, необходимый уровень энергетических требований к физиологическим системам, их тренировку, обеспечивающую нормализацию функции роста и развития. Общефизиологический эффект занятия лечебной физкультурой имеет важное значение и для больных ребят старшего возраста, предупреждения гиподинамии, недостача двигательной ак­тивности, к сожалению, встречающегося в условиях госпитализации.

Утренняя гимнастика (утренняя гигиеническая гимнастика, утренняя зарядка) — форма применения лечебной физкультуры, обеспе­чивающая плавный переход от сна к бодрствованию, организующее и стимулирующее воздействие на детский организм. Она проводится в соответствии с режимом дня детского отделения больницы, санатория или реабилитационного центра в специально отведенные часы. Во время утренней гимнастики обычно объединяются мальчики и девочки близких воз­растных групп, находящиеся на одинаковом лечебно-охранительном режиме, так как частные лечебные задачи в обычной зарядке не ре­шаются, что позволяет одновременно заниматься с детьми, перенося­щими различные заболевания. Лишь в специализированных стационарах (кардиологических, нефрологических, пульмонологических) во время утренней гимнастики можно решать и некоторые частные зада­чи. Утренняя гимнастика включает гимнастические упражнения, физи­ческие упражнения прикладного характера. Для ребят раннего возра­ста, с которыми проведение гимнастики возможно начиная со 2-го года жизни, в утреннюю зарядку включается от 4 до 6 упражнений, хорошо изученных всеми детьми. Разучивание их производится во вре­мя индивидуальных или малогрупповых занятий, кроме того, учиты­вается предшествующий двигательный опыт. Активное внимание и ин­терес у ребят поддерживается игровым оформлением зарядки в виде рассказов, доступных для понимания детьми раннего возраста, и ил­люстрирующих рассказ движений. Для ребят дошкольного возраста утренняя гимнастика включает построение в шеренгу или колонну, за­тем ходьбу и ее варианты, общеразвивающие упражнения с охватом всех основных мышечных групп. Обычно после ходьбы назначаются динамические дыхательные упражнения с потягиванием, затем упраж­нения для мышц верхних конечностей, туловища — в виде поворотов, наклонов и т. п., упражнения для нижних конечностей. Заканчивается гимнастика упражнениями на координацию движений и ходьбой. Об­щее количество упражнений, включаемых в гигиеническую утреннюю гимнастику, не превышает 6 для ребят дошкольного возраста и 8 — 10 для ребят школьного возраста. Исходное положение для большинства упражнений — стоя. В некоторых случаях, особенно при проведении гимнастики в зале, целесообразно использование исходного положения лежа. Некоторые особенности отличают утреннюю гимнастику, прово­димую с детьми, находящимися на постельном режиме в однопро­фильных стационарах и травматологических отделениях. В этом слу­чае она решает и частные лечебные задачи с включением соответ­ствующих средств. Начинают гимнастику с такими детьми дисципли­нирующей командой, сосредоточивая их внимание. В первой части проводятся «ходьба» на месте в исходном положении лежа, потягива­ние, дыхательные упражнения, затем последовательно включаются упражнения для рук, грудной клетки, брюшного пресса, боковых мышц туловища, нижних конечностей (повороты туловища, приподни­мание таза, переходы в положение сидя и т. д.), в заключительной ча­сти — дыхательные упражнения, упражнения в расслаблении, игра на внимание. Специальные упражнения включаются в среднюю часть, в которой проводятся и общеразвивающие (для большинства мы­шечных групп).

Утренняя гимнастика, имеющая, кроме оздоровительной и лечеб­ной, еще и большую воспитательную ценность, проводится в строго закрепленные в режиме дня больничного или санаторного учреждения часы с соблюдением следующих правил. Ее обязательно проводят со всеми больными детьми, находящимися на данном режиме, если им назначена Лечебная физическая культура (ЛФК). Кроме того, она может назначаться и ребятам при заболеваниях, при которых Лечебная физическая культура (ЛФК) решает задачи только неспецифической стимулирующей терапии. Утренняя гимнастика проводится в соответствующих гигиенических условиях, хорошо проветренной палате или рекреационном помещении, на спе­циально оборудованной площадке. Персонал отделения и учреждения не должен отвлекать больных ребят разговорами, шумом, а тем более выполнением других назначений и манипуляций. Содержание утренней гимнастики должно меняться с определенной периодичностью, завися­щей от состава больных, их возраста и вида лечебно-профилактического учреждения. Эффективность лечебно-воспитательного воздействия утренней гимнастики повышается при музыкальном сопровождении, использовании физкультурной формы или иной специальной одежды.

Самостоятельно выполняемые индивидуальные назначения по Лечебной физической культуре (ЛФК) используются в тех случаях, когда для достижения эффекта необходимо массивное и длительное применение средств с ак­тивным участием самого больного или его родителей. Для полноцен­ного использования самостоятельно выполняемых назначений необхо­димо достаточная сознательность больного, понимание им целей и задач проводимого лечения, наличие воли и желания скорейшего вы­здоровления. Такое отношение к самостоятельным занятиям должен поддерживать весь персонал детского отделения или санатория. Ребятам предоставляется место в палате или кабинете лечебной физкультуры, как правило, во второй половине дня. В режиме дня отводятся спе­циальные часы самостоятельных занятий (в том числе и по Лечебной физической культуре (ЛФК)). Дежурный персонал контролирует выполнение ребенком самостоятельного задания. Содержание самостоятельно выпол­няемых индивидуальных назначений определяется лечебными задача­ми, возрастом больного и условиями проведения этой формы лечеб­ной физкультуры. С детьми старшего возраста лечащий врач (и врач по Лечебной физической культуре (ЛФК)) проводит индивидуальные беседы, убеждаю­щие ребенка в необходимости и значении самостоятельных занятий. Вместе с инструктором разрабатывается подробное описание упражне­ний, включаемых в самостоятельно выполняемое задание, и соста­вляется конспект. Построение его аналогично занятию по Лечебной физической культуре (ЛФК). Содержание разработанного конспекта или комплекса упражнений разъясняется ребенку и каждое из упражнений выполняет­ся в присутствии инструктора, чтобы убедиться в достаточном освое­нии задания. В дальнейшем инструктор периодически проверяет систе­матичность и полноту выполнения самостоятельно проводимых назначений. Для самостоятельного выполнения ребятам раннего возра­ста назначаются упражнения в стимуляции и восстановлении отстаю­щих двигательных навыков. Разумеется, эти упражнения и приемы массажа проводят с ребенком родители или медицинские сестры, иног­да воспитатели под руководством инструктора. Предварительно раз­учивается техника выполнения каждого упражнения и приема стимуля­ции или массажа, входящих в комплекс для самостоятельного выполнения. Само задание включает вводный массаж, 2 — 3 гимнасти­ческих упражнения, прием стимуляции одного из отстающих движе­ний, затем заключительный массаж.

Особой формой применения лечебной физкультуры в детских ле­чебно-профилактических учреждениях является использование элемен­тов лечебной физкультуры в режиме дня. Сюда относятся специально подобранные подвижные игры во время прогулок, упражнения для за­крепления двигательных навыков, выполняемые в периоды бодрство­вания вне других форм лечебной физкультуры, спортивные виды физи­ческих упражнений, ходьба пешком определенной продолжительности по времени и расстоянию, проведение экскурсий и т. д. Дозирование по общему объему физической нагрузки врачом лечебной физкультуры, элементы последней в режиме дня позволяют значительно расширить объем двигательной активности больного ребенка. Особенно велика роль данной формы в учреждениях санаторного типа. В них организа­торами регламентированных игр, специально подобранных по виду за­болевания, катания на санках, лыжных прогулок, плавания, пеше­ходных или комбинированных пешеходно-автобусных походов являются сотрудники отделения или кабинета лечебной физкультуры. Благодаря рациональному сочетанию всех форм лечебной физкуль­туры достигается успешное решение лечебных задач, эффективно ис­пользуются кадры специалистов кабинетов и отделений, производ­ственные площадки и оборудование.


Leave a Reply

You must be logged in to post a comment.