Формы лечебной физкультуры
Рубрика: Основы лечебной физической культурыИспользование различных средств лечебной физкультуры для решения лечебных, лечебно-воспитательных и реабилитационных задач возможно в различных формах, отражающих наиболее целесообразное включение ее в режим дня. В детских лечебно-профилактических учреждениях наиболее распространены специальные занятия лечебной физкультурой, утренняя гигиеническая гимнастика, самостоятельно выполняемые индивидуальные назначения и элементы лечебной физкультуры, включаемые в другие виды двигательной активности ребенка. При применении всех перечисленных форм в детской больнице и других учреждениях обеспечивается неразрывное лечебное и воспитательное воздействие на больного ребенка.
Занятие лечебной физкультурой (урок лечебной физкультуры, процедура лечебной гимнастики) — основная форма применения лечебной физкультуры в любом детском лечебно-профилактическом учреждении. По своему построению занятие лечебной физкультурой соответствует всем основным принципам построения занятия по физическому воспитанию, а по содержанию — ведущим лечебным задачам для данного периода заболевания. При подготовке к занятиям врач и инструктор лечебной физкультуры уточняют состав больных, обсуждают их особенности, устанавливают общие для всех больных и индивидуальные задачи. Основным документом, отражающим подготовительную к занятию работу и подбор средств лечебной физкультуры, является конспект. Перед занятием лечебной физкультурой инструктор готовит кабинет, необходимые пособия и снаряды, фонограмму или иной вид музыкального сопровождения.
Способы проведения занятий лечебной физкультурой. Исходя из лечебных задач и состава больных, занятия можно проводить индивидуально, групповым или малогрупповым способом. Индивидуальное занятие включает в определенном порядке и в соответствии с лечебными целями все показанные данному ребенку средства: массаж, гимнастические упражнения, игры. В зависимости от возможностей лечебного учреждения и характера патологического процесса оно может проводиться в боксе, палате или специально оборудованном кабинете. Индивидуальные занятия проводятся со всеми детьми на первом году жизни, а иногда и в более старшем возрасте, когда другие способы проведения занятий неприемлемы. Индивидуально проводятся занятия в остром периоде заболеваний внутренних органов, при параличах и парезах. Выбор индивидуального способа проведения занятий определяется, в первую очередь, наличием индивидуальных лечебных задач, не совпадающих с задачами лечения других больных, что не позволяет их объединить. Малогрупповые и групповые занятия проводятся с несколькими детьми, находящимися на одинаковом режиме, в одном периоде заболевания, когда решаются сходные лечебные задачи. В некоторых случаях объединение больных в одной группе возможно, если у близких по возрасту ребят большая часть специальных и общих средств лечебной физкультуры, подобранных для решения задач, аналогична, даже если эти задачи и не совпадают. Так, могут объединяться в группы больные в периоде остаточных явлений пневмонии и в активной фазе ревматизма, переведенные на палатный режим. Конечно, и при занятиях с группой больных не исключается индивидуальный подход, учитывающий особенности физической нагрузки, подбора некоторых упражнений, распределения ролей в подвижных играх и т. д. Групповые и малогрупповые занятия проводятся в специально оборудованном кабинете, на физкультурной площадке, в зале, в некоторых случаях в бассейне для лечебного плавания. Данный способ проведения занятий наиболее эффективен, так как позволяет воздействовать сразу на большое количество больных ребят, при этом рационально расходуется рабочее время инструктора и методиста, а сами занятия приобретают необходимую в детском возрасте эмоциональную и педагогическую насыщенность. К методическим особенностям занятия относятся физиологические и педагогические принципы его проведения, включающие построение занятия по частям. С точки зрения физиологических особенностей мышечной работы и воспитательных задач, занятие подразделяется на три части.
В первой, вводной части, осуществляются подготовка к повышенному уровню нагрузки, необходимая сонастроенность функциональных систем организма, обеспечивающая наилучшее действие средств лечебной физкультуры. С помощью определенных методических приемов (построение, перестроение, упражнения на внимание и координацию) обеспечиваются организация ребят, сосредоточение их внимания, необходимый психофизиологический настрой. Затем включаются физические упражнения, способствующие быстрому переходу от уровня сниженной физиологической активности до уровня интенсивности физической нагрузки, определяемого лечебными задачами. Лучше всего в этом отношении действуют хорошо знакомые ребятам, простые по выполнению, упражнения. При занятиях с детьми дошкольного и школьного возраста используется ходьба и ее варианты, легкий бег, прыжки. У ребят раннего возраста применяются массаж, пассивные и элементарные активные гимнастические упражнения для конечностей. С позиций физиологии мышечной деятельности, во вводной части занятия происходит врабатывание, т. е. мобилизация (развертывание) вегетативных функций, отстающих в начальном периоде работы от двигательного аппарата, создается их сонастроенность. Вводная часть занятия при правильной методике ее проведения ускоряет процесс врабатывания, устанавливает наилучшие взаимоотношения между нервной системой ребенка, его двигательным аппаратом и вегетативными функциями, обеспечивающими движения.
В основной части занятия решаются ведущие лечебные и лечебновоспитательные задачи, заключающиеся в воздействии как на пораженные органы и системы, так и на весь организм ребенка. Для их реализации включаются как специальные, так и общеразвивающие физические упражнения, подвижные игры, реже — приемы массажа. На протяжении всей основной части поддерживается оптимальный уровень деятельности физиологических систем.
В заключительной части занятия физическая нагрузка постепенно снижается до уровня, соответствующего двигательному режиму, на котором находится больной. Упражнения, приемы массажа, используемые в заключительной части, должны способствовать ускорению процессов восстановления. Кроме того, в заключительной части используются упражнения, закрепляющие лечебный эффект, достигнутый ранее.
Построение занятия лечебной физкультурой в целом обеспечивает в детском возрасте не только решение специальных, частных задач терапии заболеваний и травм, но и общефизиологическое воздействие на детский организм. Это особенно важно при заболеваниях ребят раннего и дошкольного возраста, у которых общефизиологическое действие физических упражнений и двигательной активности обеспечивает реализацию энергетического правила скелетных мышц, т. е. стимуляцию обмена веществ, восстановление и закрепление двигательных навыков, необходимый уровень энергетических требований к физиологическим системам, их тренировку, обеспечивающую нормализацию функции роста и развития. Общефизиологический эффект занятия лечебной физкультурой имеет важное значение и для больных ребят старшего возраста, предупреждения гиподинамии, недостача двигательной активности, к сожалению, встречающегося в условиях госпитализации.
Утренняя гимнастика (утренняя гигиеническая гимнастика, утренняя зарядка) — форма применения лечебной физкультуры, обеспечивающая плавный переход от сна к бодрствованию, организующее и стимулирующее воздействие на детский организм. Она проводится в соответствии с режимом дня детского отделения больницы, санатория или реабилитационного центра в специально отведенные часы. Во время утренней гимнастики обычно объединяются мальчики и девочки близких возрастных групп, находящиеся на одинаковом лечебно-охранительном режиме, так как частные лечебные задачи в обычной зарядке не решаются, что позволяет одновременно заниматься с детьми, переносящими различные заболевания. Лишь в специализированных стационарах (кардиологических, нефрологических, пульмонологических) во время утренней гимнастики можно решать и некоторые частные задачи. Утренняя гимнастика включает гимнастические упражнения, физические упражнения прикладного характера. Для ребят раннего возраста, с которыми проведение гимнастики возможно начиная со 2-го года жизни, в утреннюю зарядку включается от 4 до 6 упражнений, хорошо изученных всеми детьми. Разучивание их производится во время индивидуальных или малогрупповых занятий, кроме того, учитывается предшествующий двигательный опыт. Активное внимание и интерес у ребят поддерживается игровым оформлением зарядки в виде рассказов, доступных для понимания детьми раннего возраста, и иллюстрирующих рассказ движений. Для ребят дошкольного возраста утренняя гимнастика включает построение в шеренгу или колонну, затем ходьбу и ее варианты, общеразвивающие упражнения с охватом всех основных мышечных групп. Обычно после ходьбы назначаются динамические дыхательные упражнения с потягиванием, затем упражнения для мышц верхних конечностей, туловища — в виде поворотов, наклонов и т. п., упражнения для нижних конечностей. Заканчивается гимнастика упражнениями на координацию движений и ходьбой. Общее количество упражнений, включаемых в гигиеническую утреннюю гимнастику, не превышает 6 для ребят дошкольного возраста и 8 — 10 для ребят школьного возраста. Исходное положение для большинства упражнений — стоя. В некоторых случаях, особенно при проведении гимнастики в зале, целесообразно использование исходного положения лежа. Некоторые особенности отличают утреннюю гимнастику, проводимую с детьми, находящимися на постельном режиме в однопрофильных стационарах и травматологических отделениях. В этом случае она решает и частные лечебные задачи с включением соответствующих средств. Начинают гимнастику с такими детьми дисциплинирующей командой, сосредоточивая их внимание. В первой части проводятся «ходьба» на месте в исходном положении лежа, потягивание, дыхательные упражнения, затем последовательно включаются упражнения для рук, грудной клетки, брюшного пресса, боковых мышц туловища, нижних конечностей (повороты туловища, приподнимание таза, переходы в положение сидя и т. д.), в заключительной части — дыхательные упражнения, упражнения в расслаблении, игра на внимание. Специальные упражнения включаются в среднюю часть, в которой проводятся и общеразвивающие (для большинства мышечных групп).
Утренняя гимнастика, имеющая, кроме оздоровительной и лечебной, еще и большую воспитательную ценность, проводится в строго закрепленные в режиме дня больничного или санаторного учреждения часы с соблюдением следующих правил. Ее обязательно проводят со всеми больными детьми, находящимися на данном режиме, если им назначена Лечебная физическая культура (ЛФК). Кроме того, она может назначаться и ребятам при заболеваниях, при которых Лечебная физическая культура (ЛФК) решает задачи только неспецифической стимулирующей терапии. Утренняя гимнастика проводится в соответствующих гигиенических условиях, хорошо проветренной палате или рекреационном помещении, на специально оборудованной площадке. Персонал отделения и учреждения не должен отвлекать больных ребят разговорами, шумом, а тем более выполнением других назначений и манипуляций. Содержание утренней гимнастики должно меняться с определенной периодичностью, зависящей от состава больных, их возраста и вида лечебно-профилактического учреждения. Эффективность лечебно-воспитательного воздействия утренней гимнастики повышается при музыкальном сопровождении, использовании физкультурной формы или иной специальной одежды.
Самостоятельно выполняемые индивидуальные назначения по Лечебной физической культуре (ЛФК) используются в тех случаях, когда для достижения эффекта необходимо массивное и длительное применение средств с активным участием самого больного или его родителей. Для полноценного использования самостоятельно выполняемых назначений необходимо достаточная сознательность больного, понимание им целей и задач проводимого лечения, наличие воли и желания скорейшего выздоровления. Такое отношение к самостоятельным занятиям должен поддерживать весь персонал детского отделения или санатория. Ребятам предоставляется место в палате или кабинете лечебной физкультуры, как правило, во второй половине дня. В режиме дня отводятся специальные часы самостоятельных занятий (в том числе и по Лечебной физической культуре (ЛФК)). Дежурный персонал контролирует выполнение ребенком самостоятельного задания. Содержание самостоятельно выполняемых индивидуальных назначений определяется лечебными задачами, возрастом больного и условиями проведения этой формы лечебной физкультуры. С детьми старшего возраста лечащий врач (и врач по Лечебной физической культуре (ЛФК)) проводит индивидуальные беседы, убеждающие ребенка в необходимости и значении самостоятельных занятий. Вместе с инструктором разрабатывается подробное описание упражнений, включаемых в самостоятельно выполняемое задание, и составляется конспект. Построение его аналогично занятию по Лечебной физической культуре (ЛФК). Содержание разработанного конспекта или комплекса упражнений разъясняется ребенку и каждое из упражнений выполняется в присутствии инструктора, чтобы убедиться в достаточном освоении задания. В дальнейшем инструктор периодически проверяет систематичность и полноту выполнения самостоятельно проводимых назначений. Для самостоятельного выполнения ребятам раннего возраста назначаются упражнения в стимуляции и восстановлении отстающих двигательных навыков. Разумеется, эти упражнения и приемы массажа проводят с ребенком родители или медицинские сестры, иногда воспитатели под руководством инструктора. Предварительно разучивается техника выполнения каждого упражнения и приема стимуляции или массажа, входящих в комплекс для самостоятельного выполнения. Само задание включает вводный массаж, 2 — 3 гимнастических упражнения, прием стимуляции одного из отстающих движений, затем заключительный массаж.
Особой формой применения лечебной физкультуры в детских лечебно-профилактических учреждениях является использование элементов лечебной физкультуры в режиме дня. Сюда относятся специально подобранные подвижные игры во время прогулок, упражнения для закрепления двигательных навыков, выполняемые в периоды бодрствования вне других форм лечебной физкультуры, спортивные виды физических упражнений, ходьба пешком определенной продолжительности по времени и расстоянию, проведение экскурсий и т. д. Дозирование по общему объему физической нагрузки врачом лечебной физкультуры, элементы последней в режиме дня позволяют значительно расширить объем двигательной активности больного ребенка. Особенно велика роль данной формы в учреждениях санаторного типа. В них организаторами регламентированных игр, специально подобранных по виду заболевания, катания на санках, лыжных прогулок, плавания, пешеходных или комбинированных пешеходно-автобусных походов являются сотрудники отделения или кабинета лечебной физкультуры. Благодаря рациональному сочетанию всех форм лечебной физкультуры достигается успешное решение лечебных задач, эффективно используются кадры специалистов кабинетов и отделений, производственные площадки и оборудование.