Физкультура для всех: для детей и взрослых

Физкультура для всех:
для детей и взрослых


гимнастические упражнения, оздоровительная и лечебная физкультура
Физкультура для всех: для детей и взрослых

Формы проведения занятий по лечебной физкультуре. Урок лечебной физической культуры

Рубрика: Основы лечебной физической культуры

Наиболее распространенными и принятыми формами организации лечебной физкультуры, осуществляющими определенные задачи в лечебно-профилактических учреждениях, являются уроки лечебной физкультуры, гигиеническая гимнастика, сеансы лечебной гимнастики, индивидуальные задания, прогулки, экскурсии и туризм.

Формы проведения лечебной физкультуры среди больных находятся в прямой зависимости от тех врачебно-педагогических задач, которые встают перед методистом в каждом конкретном случае. Каждая из вышеуказанных форм проведения лечебной физкультуры отличается от другой методическими и целевыми особенностями, которые и определяют подбор упражнений, плотность урока или сеанса, характер нагрузки и пр.

Все перечисленные формы проведения занятий направлены на ликвидацию существующего патологического процесса и возможных осложнений со стороны заболевших органов и систем, восстановление утраченных или нарушенных функций.

Урок лечебной физической культуры

Урок является основной формой организации лечебной физкультуры среди больных различных категорий и носит групповой характер. От других форм проведения лечебной физкультуры урок отличается большей продолжительностью, большим разнообразием упражнений. Урочный метод работы с больными дает возможность в определенной последовательности и систематичности использовать различные формы движений, обеспечивающие необходимый лечебный или профилактический эффект при различных заболеваниях.

В практике лечебной физкультуры уже давно отказались от стандартных схем построения урока. Характер проведения уроков, качественный и количественный подбор упражнений должны изменяться и зависеть от состава и состояния больных, их трудовой направленности, возрастных и половых особенностей, от климатофизиологических факторов и пр.

Отказавшись от неизменных и догматических позиций в вопросах построения уроков, лечебная физкультура предоставила полную возможность опытному методисту проявлять собственную инициативу там, где в соответствии с изменившимися обстоятельствами от него потребовалось даже в процессе проводимых занятий вносить изменения в урок лечебной физкультуры.

Кривая урока. В основу построения урока лечебной физкультуры должны быть положены кривая физиологической нагрузки и кривая эмоционального состояния.

Под «кривой» урока понимается графическое (чертежное) изображение степени напряжения организма в каждой отдельной части урока и всего урока в целом. За основу берется обычно физиологическая кривая, определяемая по пульсу. На абсциссе отмечается в минутах длительность отдельных частей урока, на ординате — число ударов пульса в минуту. Отметив по этим данным в соответствующих местах точками частоту пульса для каждой части урока и соединив эти точки между собой, получают общую кривую урока.

Для определения физиологической кривой можно брать и другие данные, например кровяное давление.

Упражнения, входящие в урок, должны быть таковы, чтобы максимальный подъем пульса у больных не превышал больше чем на 50—60 % исходные данные. У больных перед выпиской из лечебного учреждения степень нагрузки может быть значительно больше. Наивысшую точку подъема физиологической нагрузки у таких больных устанавливают обычно на грани между средней и последней третью урока.

В отношении многочисленных категорий больных с их разнообразной реакцией на физические упражнения, часто поставленных в зависимость не только от состояния динамических способностей сердца и легких, но и нервно-психического статуса, влияющего в свою очередь на процессы утомления, на процессы мышечной деятельности, следует сказать, что было бы неправильно распределять степень максимальной нагрузки только в начале, середине или конце кривой. Наши наблюдения над нервно-психическими больными, наблюдения Плюснина над больными с функциональными заболеваниями нервной системы в Феодосийском институте физиотерапии и др. показывают, что в лечебной физкультуре успех терапевтического воздействия часто обусловливает не кривая физиологической нагрузки, а кривая эмоционального возбуждения.

Методист, намечая план урока лечебной физкультуры, должен исходить не только из учета физиологического воздействия упражнений на своих больных, но и из учета реактивного ответа на эмоциональную насыщенность движений. Кривая урока обычно довольно быстро повышается во вводной части, равномерно — в подготовительной, достигает наибольшей высоты в основной и резко падает в заключительной части урока. В лечебной физкультуре кривая урока зависит от формы заболевания, задач урока и методики работы.

Типовая структура урока лечебной физкультуры. Структура урока лечебной физкультуры строится на основе целесообразного использования движений, расцениваемых как организованный врачебно-педагогический процесс. Построение и проведение урока лечебной физкультуры должно основываться на учении И. П. Павлова о высшей нервной деятельности, данных психологии и педагогики, на опыте практической работы с различными категориями больных. Современная методика физического воспитания предусматривает составление урока из 4 или 3-х взаимосвязанных частей или разделов.

В уроке лечебной физкультуры необходимо различать следующие части: 1) вводную, 2) подготовительную, 3) основную (специальную) и 4) заключительную. Урок лечебной физкультуры может состоять и из трех частей: вводной, основной, заключительной.

Вводная часть имеет задачей организацию больных для дальнейшего выполнения упражнений: поясняется цель занятий, производится подсчет пульса, построение, расчет, ходьба, ходьба ускоренным шагом с дополнительными движениями рук и ног, дыхательные упражнения. Все-движения, проводимые в этой части, должны способствовать умеренному оживлению сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем, привести возбудимость корковых клеток к оптимальному уровню, создать бодрое настроение, научить больного правильному дыханию, правильному выполнению упражнений, создать благоприятные предпосылки для выполнения специальных (лечебных) задач урока. Все упражнения этого раздела должны быть просты и легко усваиваться больными. Длительность вводной части ‘при 40—60-минутном уроке от 5 до 10 мин.

Содержание подготовительной части находится в прямой зависимости от задач и содержания основной части урока. Цель упражнений, входящих в эту часть, состоит в том, чтобы подготовить больных к успешному выполнению упражнений основной части занятий. В эту часть входят общеразвивающие и подготовительные упражнения. Наиболее характерными упражнениями этой части являются упражнения с охватом больших мышечных групп, выполняемые в медленном или среднем темпе при небольшой нагрузке. Назначаются упражнения, прямо или косвенно влияющие на функцию заболевшего органа. Для повышения эмоционального состояния включаются простейшие игры или имитационные упражнения. Нагрузка не должна переходить за пределы средней интенсивности. Продолжительность подготовительной части при 40—60-минутном уроке 10—20 мин.

Основная (специальная) часть включает упражнения, непосредственно воздействующие на причины болезненного состояния, на сопутствующие ему нарушения или осложнения со стороны других органов. Поэтому упражнения этой части носят самый разнообразный характер и оказывают общее и специальное воздействие на организм больного и выздоравливающего. Основными из этих задач надо считать овладение двигательными навыками и закрепление их в обычной трудовой практике у травмированных больных; восстановление нарушенных функций органов и систем и борьба с их ослабленной деятельностью; коррекция деформаций; повышение общей физической подготовленности путем развития силы, ловкости, выносливости, быстроты. В этот раздел включаются: ходьба, бег, прыжки, метания, лазания и перелезания. Используются также упражнения на растягивание и расслабление, корригирующие, дыхательные, гимнастические упражнения без отягощения и с отягощением, на улучшение координации. Продолжительность основной части урока зависит от состояния патологического процесса. При 40—60-минутном уроке основному разделу уделяется 20—25 мин.

Заключительная часть — последняя часть урока должна обеспечить постепенное снижение возбудимости сердечнососудистой и дыхательной систем, уменьшение эмоционального возбуждения, если оно наблюдалось в основной части, т. е. создание благоприятных условий для процессов восстановления и отдыха. Для этой цели служат самые разнообразные физические упражнения: медленная ходьба, спокойные игры, дыхательные упражнения и др. Длительность этой части незначительна — 5 мин.

План урока. На каждый урок лечебной физкультуры методист составляет план. При составлении плана необходимо учитывать конкретные задачи, которые должны быть осуществлены на уроке, клинические особенности больных, общие принципы построения занятия, средства лечебной физкультуры, методику и технику их применения и пр. В то время, как структура урока остается типовой, план урока должен быть мобильным и определенным для каждого урока лечебной физкультуры. План урока не только дает возможность проводить врачебно-педагогический процесс, согласно намеченным задачам, но и строить весь процесс занятий с больными в соответствии с принципами обучения.

При составлении плана урока методист учитывает следующие показатели:

  1. Задачи урока. Необходимо иметь точное и конкретное представление о том, как будут влиять на больного и его заболевание проводимые упражнения. Следует различать основную, или общую, задачу воздействия средств лечебной физкультуры на организм больного и задачи местного воздействия. При травмах, артритах движения применяются с целью общего влияния на организм и местного — на травмированный орган. В абсолютном же большинстве других заболеваний, например при болезнях сердца, сосудов, легких, органов пищеварения, болезнях обмена веществ, при функциональных расстройствах нервной системы, при выздоровлении и пр., применяются упражнения, оказывающие общее воздействие на организм. Основной задаче подчинены частные задачи, которые и решаются во время урока.
  2. Контингент занимающихся. Методисту необходимо подробно знать клиническую характеристику (диагноз) больных, их возраст, пол, занятия физической культурой в прошлом, группу, в которую зачислен больной врачом, согласно делению на периоды.
  3. Места для занятий и инвентарь. Оборудование площадки или зала лечебной физкультуры гимнастическими снарядами позволяет включать в уроки дополнительные упражнения.
  4. Климатические факторы. Места занятий, открытые для солнечных лучей или для дующих в данной местности ветров, изменяют реакцию больных на упражнения. Вследствие этого для многих категорий больных часто приходится применять специальные упражнения в соответствии с интенсивностью возникшего движения воздуха.
  5. Характеристику упражнений. При составлении плана характеристика динамики включаемых в урок упражнений и их физиологическое влияние на организм больных приобретает важное значение. При подборе упражнений учитывается их общее воздействие на организм и воздействие на больные органы и системы.

Методист принимает во внимание качественные особенности упражнений: их характер, сложность, способность воздействовать на развитие тех или иных жизненно необходимых навыков. Учитывает возможность получения большей эффективности при смене упражняющихся частей тела.

  1. Правильное расположение упражнений в уроке. При расположении материала в уроке необходимо руководствоваться основными принципами обучения и соблюдать требование систематичности, доступности и пр.
  2. Продолжительность урока. Продолжительность урока зависит от характера заболевания и состава больных. При составлении плана урока методист не должен забывать о необходимости постепенного нарастания нагрузки на уроке, он обязан учесть связь данного урока с предыдущими и последующими уроками, принять во внимание схему урока лечебной физкультуры.

План урока должен составляться в виде конспекта. В нем записываются : конкретные задачи данного урока лечебной физкультуры, конкретные упражнения, распределенные по частям урока, время, отводимое на каждую часть и весь урок. Конспект может служить контрольным материалом для проверки работы методиста.


Leave a Reply

You must be logged in to post a comment.