Формы работы по развитию движений с детьми третьего года жизни
Рубрика: Упражнения и игры для детейМетодкабинетом отдела детских дошкольных учреждений Норильского горно-металлургического комбината разработана методика проведения физкультурных занятий с детьми первой младшей группы, которая дает возможность обеспечить выполнение программных задач по развитию движений у детей этого возраста и вместе с тем повысить их двигательную активность.
В режиме дня рекомендуемые занятия распределяются следующим образом.
Первое занятие проводится после завтрака, но окончании занятия, проводимого по плану (по развитию речи, рисованию И т. д.). В летнее время это занятие по развитию движений может проводиться на прогулке. Длительность занятия 12—14 мин, Оно проводится с половиной группы детей (10—12 человек) через день. Второе занятие проводится ежедневно после дневного сна, до полдника, со всей группой детей одновременно. Длительность его от 10 до 12 мин. Третье занятие — после полдника, по окончании планового занятия, также проводится со всей группой детей одновременно длительностью 6—8 мин.
Таким образом, в среднем каждый ребенок ежедневно занимается 23—27 мин. Это почти в 3 раза превышает время на физкультурных занятиях в группах, работающих по общепринятой методике, где средняя длительность занятия одного ребенка составляет 9—10 мин в день.
Содержание всех трех занятий составляют разнообразные упражнения по всем видам движений в соответствии с требованиями программы — ходьба, бег, бросание, лазанье, ползание, подползание, упражнения в равновесии, подпрыгивание, построения, общеразвивающие упражнения, подвижные игры.
В первое занятие включаются следующие упражнения. Во вводной части занятия дается бег или прыжки, переходящие в спокойную ходьбу, чередующуюся с ходьбой на носках, на пятках либо с ходьбой по ограниченной поверхности, по ребристой доске (если дети занимаются без обуви), с ходьбой с перешагиванием предметов. Длительность вводной части до 1 мин. После этого дети выполняют 1—2 новых или сложных общеразвивающих упражнения (повторяются они 5—8 раз), затем 2 основных движения. Вторым заданием всегда даются либо упражнения подготовительные к бросанию, либо бросание (повторяется 2—5 раз).
В заключение с детьми проводится подвижная игра, заканчивающаяся спокойной ходьбой.
Данное занятие, как упоминалось, проводится через день. Небольшое количество упражнений в занятии, участие в нем всего 10—12 детей позволяют полнее осуществлять процесс обучении. В связи с этим на это занятие планируются наиболее трудоемкие при обучении упражнения. Пока воспитатель обучает отдельных детей, остальные самостоятельно упражняются в движениях на аналогичных или других безопасных пособиях. Это обеспечивает двигательную активность детей в течение всего занятия. Разучивание с детьми на данном занятии всего лишь двух основных движений, небольшое количество (1—2) обще-развивающих упражнений, двигательная активность и заинтересованность всех детей, не ожидающих своей очереди, позволяют воспитателю проводить обучение каждого ребенка не спеша, тщательно, с достаточным повторением упражнений на каждом занятии. Все это способствует более быстрой отработке двигательных умений детей. Правильные навыки выполнения того или иного упражнения обычно появляются у детей третьего года жизни к концу второй недели занятий (через 6 занятий). Дальнейшее закрепление навыков происходит в последующие две недели на двух ежедневных занятиях, проводимых во второй половине дня со всеми детьми (см, табл. 1).
Содержание второго занятия составляют наиболее трудные упражнения первого занятия предыдущих двух недель, кроме упражнения на стремянке и гимнастической стенке. Она требуют особо тщательной страховки и потому на занятии со всей группой неудобны. Второе занятие проводится ежедневно со всеми детьми одновременно до полдника после дневного сна. Содержание вводной части полностью соответствует аналогичной части первого занятия.
Далее проводятся 2—3 знакомых детям или несложных общеразвивающих упражнения (каждое повторяется 4—8 раз). Затем дети выполняют знакомое или несложное основное движение (например, катание, бросание мячей, хождение по скамье, подлезание, перешагивание через предметы и т. п.), которое каждый повторяет 2—4 раза.
В заключение проводятся ходьба, бег и постепенно замедляющаяся ходьба или аналогичного содержания подвижная игра.
По своему содержанию это занятие менее трудное, чем первое, но сложнее, чем последующее, третье занятие. В этом занятии большее место, чем в первом, отводится игровым ситуациям, образности выполняемых упражнений, имитационным движениям. Как на втором, так и на третьем занятии с целью увеличения его моторной плотности упражнения на физкультурных пособиях рекомендуется проводить потоком.
Содержание третьего занятия: вначале проводится ходьба, затем бег, потом опять ходьба (30—40 с). Затем следуют 1—2 несложных или знакомых детям общеразвивающих упражнения. После них предлагается поупражняться в одном несложном основном движении и, наконец, проводится подвижная игра или бег (30—40 с), завершающаяся спокойной ходьбой.
В третье, как и во второе занятие, включаются упражнения, с которыми дети познакомились на первом занятии предыдущих двух недель или ранее. Поскольку для третьего занятия подбираются еще более легкие упражнения, чем для второго, им придается ярко выраженный игровой, образный характер. Обычно что занятие отличается большей плотностью, проходит очень живо и воспринимается детьми как увлекательная игра, но с определенными правилами. Иногда третье занятие заменяется подвижной игрой, содержание которой соответствует цели занятия. При этом подбирается игра, которая наилучшим образом способствует решению поставленной задачи. С целью поддержания положительного эмоционального настроя детей подвижная игра может включаться в содержание не только третьего, но и второго занятия.
Проводимые по предложенной здесь методике занятия позволяют поупражнять детей в течение месяца во всех основных видах движений, а также включить в план занятий на каждый день 4—7 общеразвивающих упражнений, поиграть с детьми в подвижные игры. Эта методика обеспечивает более полное удовлетворение потребности детей в движении, позволяет осуществлять более равномерную физическую нагрузку в течение всего дня и на каждом занятии.
Сравнительно малая продолжительность всех трех занятий, небольшое количество упражнений на каждом из них, а в связи с этим и используемых пособий, порядок их проведения намного облегчают труд воспитателя, что дает ему возможность бодро, на хорошем эмоциональном уровне провести в течение дня все три занятия. Вместе с тем частое проведение подвижных игр увеличивает педагогическую ценность занятий, способствует поддержанию у детей положительных форм общения и хорошего эмоционального тонуса.