Физкультура для всех: для детей и взрослых

Физкультура для всех:
для детей и взрослых


гимнастические упражнения, оздоровительная и лечебная физкультура
Физкультура для всех: для детей и взрослых

Формы работы по развитию движений с детьми третьего года жизни

Рубрика: Упражнения и игры для детей

Методкабинетом отдела детских дошкольных учреждений Норильского горно-металлургического комбината разработана методика проведения физкультурных занятий с детьми первой младшей группы, которая дает возможность обеспечить выпол­нение программных задач по развитию движений у детей это­го возраста и вместе с тем повысить их двигательную актив­ность.

В режиме дня рекомендуемые занятия распределяются сле­дующим образом.

Первое занятие проводится после завтрака, но окончании занятия, проводимого по плану (по развитию речи, рисованию И т. д.). В летнее время это занятие по развитию движений мо­жет проводиться на прогулке. Длительность занятия 12—14 мин, Оно проводится с половиной группы детей (10—12 человек) че­рез день. Второе занятие проводится ежедневно после дневного сна, до полдника, со всей группой детей одновременно. Длитель­ность его от 10 до 12 мин. Третье занятие — после полдника, по окончании планового занятия, также проводится со всей груп­пой детей одновременно длительностью 6—8 мин.

Таким образом, в среднем каждый ребенок ежедневно зани­мается 23—27 мин. Это почти в 3 раза превышает время на физ­культурных занятиях в группах, работающих по общепринятой методике, где средняя длительность занятия одного ребенка со­ставляет 9—10 мин в день.

Содержание всех трех занятий составляют разнообразные упражнения по всем видам движений в соответствии с требова­ниями программы — ходьба, бег, бросание, лазанье, ползание, подползание, упражнения в равновесии, подпрыгивание, по­строения, общеразвивающие упражнения, подвижные игры.

В первое занятие включаются следующие упражнения. Во вводной части занятия дается бег или прыжки, переходящие в спокойную ходьбу, чередующуюся с ходьбой на носках, на пятках либо с ходьбой по ограниченной поверхности, по ребри­стой доске (если дети занимаются без обуви), с ходьбой с перешагиванием предметов. Длительность вводной части до 1 мин. После этого дети выполняют 1—2 новых или сложных общеразвивающих упражнения (повторяются они 5—8 раз), затем 2 ос­новных движения. Вторым заданием всегда даются либо упраж­нения подготовительные к бросанию, либо бросание (повторяет­ся 2—5 раз).

В заключение с детьми проводится подвижная игра, закан­чивающаяся спокойной ходьбой.

Данное занятие, как упоминалось, проводится через день. Небольшое количество упражнений в занятии, участие в нем всего 10—12 детей позволяют полнее осуществлять процесс обу­чении. В связи с этим на это занятие планируются наиболее трудоемкие при обучении упражнения. Пока воспитатель обуча­ет отдельных детей, остальные самостоятельно упражняются в движениях на аналогичных или других безопасных пособиях. Это обеспечивает двигательную активность детей в течение все­го занятия. Разучивание с детьми на данном занятии всего лишь двух основных движений, небольшое количество (1—2) обще-развивающих упражнений, двигательная активность и заинтере­сованность всех детей, не ожидающих своей очереди, позволяют воспитателю проводить обучение каждого ребенка не спеша, тщательно, с достаточным повторением упражнений на каждом занятии. Все это способствует более быстрой отработке двига­тельных умений детей. Правильные навыки выполнения того или иного упражнения обычно появляются у детей третьего года жиз­ни к концу второй недели занятий (через 6 занятий). Дальней­шее закрепление навыков происходит в последующие две не­дели на двух ежедневных занятиях, проводимых во второй по­ловине дня со всеми детьми (см, табл. 1).

Содержание второго занятия составляют наиболее трудные упражнения первого занятия предыдущих двух недель, кроме упражнения на стремянке и гимнастической стенке. Она требуют особо тщательной страховки и потому на занятии со всей группой неудобны. Второе занятие проводится ежедневно со всеми детьми одновременно до полдника после дневного сна. Содержание вводной части полностью соответствует аналогич­ной части первого занятия.

Далее проводятся 2—3 знакомых детям или несложных об­щеразвивающих упражнения (каждое повторяется 4—8 раз). Затем дети выполняют знакомое или несложное основное дви­жение (например, катание, бросание мячей, хождение по скамье, подлезание, перешагивание через предметы и т. п.), ко­торое каждый повторяет 2—4 раза.

В заключение проводятся ходьба, бег и постепенно замедля­ющаяся ходьба или аналогичного содержания подвижная игра.

По своему содержанию это занятие менее трудное, чем пер­вое, но сложнее, чем последующее, третье занятие. В этом заня­тии большее место, чем в первом, отводится игровым ситуациям, образности выполняемых упражнений, имитационным движени­ям. Как на втором, так и на третьем занятии с целью увеличе­ния его моторной плотности упражнения на физкультурных по­собиях рекомендуется проводить потоком.

Содержание третьего занятия: вначале проводится ходьба, затем бег, потом опять ходьба (30—40 с). Затем следу­ют 1—2 несложных или знакомых детям общеразвивающих уп­ражнения. После них предлагается поупражняться в одном несложном основном движении и, наконец, проводится подвиж­ная игра или бег (30—40 с), завершающаяся спокойной ходьбой.

В третье, как и во второе занятие, включаются упражнения, с которыми дети познакомились на первом занятии предыдущих двух недель или ранее. Поскольку для третьего занятия подби­раются еще более легкие упражнения, чем для второго, им при­дается ярко выраженный игровой, образный характер. Обычно что занятие отличается большей плотностью, проходит очень живо и воспринимается детьми как увлекательная игра, но с определенными правилами. Иногда третье занятие заменяется подвижной игрой, содержание которой соответствует цели заня­тия. При этом подбирается игра, которая наилучшим образом способствует решению поставленной задачи. С целью поддержа­ния положительного эмоционального настроя детей подвижная игра может включаться в содержание не только третьего, но и второго занятия.

Проводимые по предложенной здесь методике занятия по­зволяют поупражнять детей в течение месяца во всех основных видах движений, а также включить в план занятий на каждый день 4—7 общеразвивающих упражнений, поиграть с детьми в подвижные игры. Эта методика обеспечивает более полное удов­летворение потребности детей в движении, позволяет осуще­ствлять более равномерную физическую нагрузку в течение все­го дня и на каждом занятии.

Сравнительно малая продолжительность всех трех заня­тий, небольшое количество упражнений на каждом из них, а в связи с этим и используемых пособий, порядок их проведения намного облегчают труд воспитателя, что дает ему возможность бодро, на хорошем эмоциональном уровне провести в течение дня все три занятия. Вместе с тем частое проведение подвижных игр увеличивает педагогическую ценность занятий, способст­вует поддержанию у детей положительных форм общения и хо­рошего эмоционального тонуса.

child_health_21


Leave a Reply

You must be logged in to post a comment.