Физкультура для всех: для детей и взрослых

Физкультура для всех:
для детей и взрослых


гимнастические упражнения, оздоровительная и лечебная физкультура
Физкультура для всех: для детей и взрослых

Что такое физическое воспитание. Органическая часть воспитания

Рубрика: Родителям и детям

Правильно руководить нравственным, умственным и физическим развитием детей в семье родители сумеют лишь в том случае, если хорошо уяснят себе суть физического воспитания и поймут, что оно является неотъемлемой частью воспитания подрастающего поколения.

Органическая часть воспитания

Что такое воспитание вообще? Чем оно отличается от обучения? Это важный вопрос, так как между воспитанием и обучением имеется много общего. Мать, например, учит ребенка говорить, умываться, ходить, самостоятельно одеваться и т. д. и в то же время воспитывает его. Поэтому родители, не уяснив себе сути воспитания, могут упустить многие его стороны, имеющие большое значение для подготовки ребенка к практической деятельности.

В результате обучения ребенок приобретает умение, навыки и знания; под воздействием воспитания у него формируются нравственные взгляды, убеждения, черты характера и воли, полезные привычки и вкусы.

Научить — это еще не значит воспитать. Можно, например, научить ребенка мыть руки, но до тех пор, пока не будет воспитана привычка систематически производить это полезное действие, ребенок не станет его выполнять без побуждений со стороны взрослых.

Воспитание подготавливает детей к практической деятельности в обществе. Отсюда вывод: каково общество, таково и воспитание.

Широкое поле разносторонней деятельности открывается перед молодежью, и именно эта деятельность требует всестороннего развития всех сил и способностей подрастающего поколения.

Физическое воспитание необходимо детям прежде всего потому, что оно укрепляет здоровье. Хорошее здоровье повышает работоспособность, помогает школьнику отлично учиться, взрослому — работать по-стахановски.

Правильно организованное физическое воспитание, обеспечивает полное развитие организма, физических сил и способностей человека, дает ему возможность овладеть двигательными навыками и умениями, необходимыми в жизни. Особенно важно воспитать в ребенке привычки, полезные для его здоровья и физического развития. Одни из этих привычек не требуют от ребенка большой активности и физических напряжений, например привычки соблюдать определенный режим жизни, мыть руки перед едой и т. п. Другие привычки требуют большой активности ребенка, все возрастающих физических усилий, например привычки к интенсивным физическим напряжениям во время подвижных игр, бега, прыжков и т. д. Но как раз в семье обычно недооценивают значения для физического развития ребенка именно привычек второго рода. А между тем, заботиться о их воспитании необходимо не меньше, чем о приучении детей к соблюдению правил личной гигиены.

Чтобы дети приобрели полезные привычки, необходимо научить их правильно выполнять соответствующие действия (например, умываться, делать утреннюю гимнастику, бегать, прыгать и т. п.), а затем систематически упражняться в этих действиях. Следовательно, обучение двигательным действиям и воспитание привычек, полезных для здоровья и развития физических способностей, соединяются, сочетаются друг с другом.

Когда ребенок моет руки, бегает, играет и т. д., то он производит эти действия с определенными целями, у него имеются мотивы действовать именно так, а не иначе. Семья и школа, воздействуя на психологию детей, внушают им эти мотивы деятельности, и именно в этом заключается нравственное воспитание.

Нравственное воспитание всегда органически соединяется с умственным и физическим. Оно является высшим, в нем заключается сущность воспитательной работы.

Когда в ребенке пробудится интерес к спорту (обычно это бывает в 10—12 лет), надо рассказывать ему о победах спортсменов на международных соревнованиях.

Нравственные взгляды должны руководить действиями ребенка во время его игр, занятий гимнастикой, спортом. Пусть он будет смел, настойчив в борьбе с трудностями во время загородных прогулок, в игре и на спортивном соревновании.

Надо убеждением и личным примером укрепить в ребенке мысль, что, занимаясь гимнастикой, соблюдая режим, он укрепляет свое здоровье и физические силы для того, чтобы хорошо и отлично учиться в школе. Приучать ребенка к физическому, а затем и умственному труду — обязанность каждой семьи. Недопустимо выращивать белоручек, брезгающих «черной работой». Пусть ребенок научится проявлять инициативу и творчество в физическом труде, пусть полюбит его, как академик И. П. Павлов, который писал: «Всю мою жизнь я любил и люблю умственный труд и физический и, пожалуй, даже больше второй. А особенно чувствовал себя удовлетворенным, когда в последний вносил какую-нибудь хорошую догадку, т. е. соединял голову с руками» Вот это-то умение «соединять голову с руками» и надо развивать в ребенке в первую очередь, когда он занят физическим трудом. В таком творческом, умном физическом труде, а также в содержательной игре развивается в ребенке способность к упорному и пытливому умственному труду, подготавливаются будущие успехи в школьной учебе.

Если в ребенке с ранних лет воспитывают творческую инициативу в труде, учат доводить до конца раз начатое дело, преодолевать трудности, то, став взрослым, он будет трудиться с увлечением, творчески, по-стахановски. Он достигнет больших результатов в избранной трудовой деятельности и вместе с тем личного материального благополучия. Общественные и личные интересы не противостоят друг другу: кто лучше работает, кто больше дает обществу, тот не только хорошо обеспечен материально, но и пользуется всенародным почетом и уважением.

Также с детских лет надо воспитывать бережное отношение к плодам человеческого труда: сначала к игрушкам, детским книжкам, к личному имуществу, к труду членов семьи, затрачиваемому на поддержание порядка и чистоты в комнате. Проводя физическое воспитание, надо использовать каждый представившийся повод для внушения детям бережного отношения к общественному добру. Во время загородных прогулок ребята нередко ломают ветки на деревьях, не прочь выдернуть морковку на огороде и т. п. Родители иногда проходят мимо таких поступков, думая: «Это мелочь! Он еще маленький, не понимает». Неверно! В воспитании нет мелочей. Надо с самого начала пресекать такие поступки детей и разъяснять, почему они недопустимы. Надо рассказать о грандиозных работах по лесонасаждению, познакомить с трудом аграриев, сравнить его с трудом, выполняемым членами семьи. Играя во дворе, дети, стреляя из рогаток, бросая камешки и мячи, иногда разбивают оконные стекла. Надо рассказать об огромном строительстве в нашей стране, о том, что чем дольше прослужит каждое оконное стекло, тем больше можно будет остеклить новых домов, фабрик, пассажирских вагонов. Любое нарушение ребенком общественной собственности не должно оставаться незамеченным и безнаказанным.

В ходе физического воспитания представляются самые благоприятные условия для укрепления в детях чувства коллективизма. Участвуя совместно с другими детьми в подвижных играх, занимаясь гимнастикой, спортом, туризмом, подросток на личном опыте убеждается, что коллективные дружные действия всегда приносят лучшие результаты, что в коллективе и работать веселее, и работа спорится.

Особенно большое значение в воспитании коллективизма имеют подвижные игры. Игра является тем видом деятельности, участвуя в которой ребенок дошкольного возраста впервые объединяется с другими детьми общими интересами и действиями.

Многие дети младшего дошкольного возраста (3— 4 года) с большим удовольствием играют в одиночку, чем со сверстниками. Этому не следует препятствовать. Не нужно бояться, что, играя один, ребенок вырастет эгоистом… Можно прямо утверждать: чем лучше ребенок играет в младшем возрасте в одиночку, тем лучшим товарищем он будет в дальнейшем» Если ребенок с увлечением играет один, то успешно развиваются его способности, нервная система не отягощается сильными раздражениями, возникающими при ссорах между детьми.

Но нельзя задерживать развитие ребенка. Надо, чтобы от индивидуальных занятий и игр он перешел к коллективным. Стремление к деятельности в детском коллективе у одних ребят появляется раньше, у других позже. Следует умело руководить ребенком, когда он играет со сверстниками. Вначале лучше всего объединять малышей посредством игрушки, требующей коллективных действий. Например, играя в «лошадки», когда один или двое ребят изображают «резвых коней», а третий — «кучера», правящего вожжами, дети приучаются действовать согласованно. Каждому из них не придет в голову играть с вожжами в одиночку, так как это неинтересно.

Также заботливо надо выбирать и предлагать детям младшего возраста совместные игры с предметами и игрушками, представляющими интерес для индивидуальных развлечений. Например, большинство малышей неохотно отдает свой мяч другим. Если же родители покажут и научат детей катать мяч друг другу по полу, то владелец мяча, увлекшись игрой, забудет свою «жадность».

Чем старше становится ребенок, тем более увеличивается его опыт в коллективных играх и занятиях, тем больше тянется он к сверстникам, к дружбе, к товариществу. Родители должны укреплять в ребенке эти взгляды. Если ребенок проявляет жадность, нетоварищеское отношение к другим детям во время игр, недобросовестно работает, когда другие трудятся (например, расчищая место для спортивной площадки), то необходимо разъяснить ему неблаговидность таких поступков, рассказать, какое огромное значение имеет товарищество в жизни людей, привести убедительные примеры.

Основной метод нравственного воспитания — это метод убеждения. Чтобы действовать в соответствии с требованиями морали, ребенок прежде всего должен понять, почему он обязан действовать именно так, а не иначе. Поэтому форма и содержание словесных убеждений должны соответствовать возрасту ребенка. Убеждать — это не значит произносить длинные нравоучения. Такие словесные упражнения, как говорится, «повиснут в воздухе», не дойдут до сознания ребенка. Яркий пример, живой рассказ, краткое замечание оказывают неизмеримо большее воздействие на психологию детей. Словесные убеждения всегда должны сочетаться с личным примером родителей и учителей. Если воспитатель учит ребенка одному, а сам действует совсем по-другому, то это содействует развитию в детях лицемерия, эгоизма, лживости, бездушного отношения к людям, труду, своим обязанностям.

Осуществляя физическое воспитание, надо с особой бережностью относиться к центральной нервной системе ребенка. Центральная нервная система объединяет все части нашего организма в единое целое и регулирует его деятельность в соответствии с раздражениями, поступающими из внешней среды. Огромное значение центральной нервной системы в деятельности организма установил великий русский физиолог академик И. П. Павлов, разработавший в результате многолетних научных исследований учение о высшей нервной деятельности. Это учение является естественно-научной основой воспитания.


Leave a Reply

You must be logged in to post a comment.