Физкультура для всех: для детей и взрослых

Физкультура для всех:
для детей и взрослых


гимнастические упражнения, оздоровительная и лечебная физкультура
Физкультура для всех: для детей и взрослых

В спорте нужны крепкие нервы

Рубрика: Всем

В спорте нужны крепкие нервыСпортсмены друг за другом бегут по дорожке стадиона. Крут, второй, деся­тый, двадцатый сли­ваются в бесконеч­ную петлю. Едва хватает сил, чтобы закончить эту при­вычную дистанцию.

Но вот трениров­ка проводится на приморском шоссе. Бегут те же люди. Километр, второй, де­сятый, двадцатый. Финиш. Отмеренная дистанция прой­дена, но усталости будто и нет. Ноги готовы стремительно нести тело вперед и вперед.

Все одинаково на этих двух дистанциях: силы участни­ков бега, расстояние, время. Разнится только обстановка, вид местности: монотонное однообразие кругов на стадио­не и сменяющаяся красота живописного шоссе. Неужели только от этого по-разному чувствуют себя спортсмены? Может быть, усталость на стадионе и ощущение легкости после кросса на шоссе — самообман, мираж воображения?

Биохимические опыты подтверждают, что у спортсме­нов, бегущих на стадионе, падает по сравнению со спорт­сменами, бегущими по шоссе, содержание сахара в крови и повышается уровень молочной кислоты. Это свидетель­ствует о том, что организм хуже мобилизует источники энергии, необходимой для мышечной работы, и хуже справ­ляется с удалением ненужных продуктов повышенного об­мена веществ. Накопление молочной кислоты — один из симптомов, сопутствующих усталости.

Следовательно, это кажущееся невероятным прибавле­ние и убавление выносливости не миф, а реальность, науч­но проверенный факт.

…Иван Петрович Павлов, великий физиолог, создатель материалистической теории высшей нервной деятельности человека, перенес в 1931 году операцию. Ученому было тогда уже 79 лет, он очень ослаб. Однажды профессор Л. Н. Федоров зашел в палату и увидел около постели больного на стуле таз с водой. Иван Петрович, опустив в него кисть руки, быстрыми движениями плескал воду.

— Делаю заем. Подумайте сами, я страшно истощен, кора мозга ослабла… где взять силы? Вот я и подумал… Я с раннего детства люблю воду, купание, плавание, все это доставляло мне исключительную радость. Вот сейчас плещусь в воде, радуюсь, чувствую, как прибывают силы.

Я заряжаюсь и подкрепляю кору мозга с нижних от­делов.

Великий физиолог, знаток скрытых и явных процессов, протекающих в человеческом организме, «добывал» себе дополнительные силы.

…Группу маленьких ребятишек — от четырех до семи лет — закаливали, их ежедневно обливали сначала про­хладной, а потом и холодной водой и всякий раз пригова­ривали: «Сейчас будем обливаться». А однажды, в привыч­ный час сказав: «Сейчас будем обливаться» — обливание отменили. Простейшее исследование в это утро показало, что газообмен — начало сложной цепи обмена веществ в организме — остался таким же повышенным, как и тогда, когда ребятишки действительно принимали закаливающую процедуру.

В другой раз, когда дети по заведенному порядку гото­вились к этой процедуре, им сказали: «Сегодня обливаться не будем» — и снова измерили уровень газообмена. Он по­низился. Так психический раздражитель вмешался в ин­тимные процессы, протекающие в нашем теле.

Какая сила, невидимая, словно лишенная плоти и кро­ви, вливала энергию в уставших спортсменов, ускоряла выздоровление больного, обращала слова воспитателей в химическую формулу насыщения крови кислородом и угле­кислотой? Эта сила — нервная система, распорядительни­ца, диспетчер, настройщик жизнедеятельности нашего ор­ганизма. Ее роль и влияние трудно переоценить во всем, что ежеминутно, ежесекундно совершается в организме.

Сила воли, выносливость, выдержка и решительность, умение не теряться в трудных обстоятельствах… Фунда­мент этих необходимых черт характера — хорошая нервная система.

Любители спорта всегда восторженно приветствуют победителей соревнований — самых быстрых, сильных, лов­ких. Но случалось вам видеть, как встают трибуны, апло­дируя последнему в беге на длинные дистанции? Он пере­сек финиш позже лидеров, но разница в том, что они уже пожинают лавры победителей, а ему надо бежать послед­ний, самый трудный, самый долгий круг. Бежать одному, ни на что хорошее в этом соревновании не надеясь. Но он не разрешает себе сойти с дистанции, сдаться. И люди ап­лодируют этому проявлению стойкости, умению пересилить себя.

В спорте нужны крепкие нервы, чтобы выиграть, чтобы никакие случайности не могли выбить из хорошей спортив­ной формы. Но крепкие нервы нужны и в повседневной жизни, в самых различных ситуациях.

Вспыхнула ссора. На работе или дома — неважно. При­чина столь незначительна, что, когда еще не затихла боль от досады, обиды, порожденных ссорой, мы уже не помним того единственного слова, которое, словно выпавший блок в плотине, открыло дорогу вспененному, мутному потоку. Нервы подвели? Да.

Бывает, конечно, что человек не терзается от собствен­ной вспыльчивости, не стремится подавить ее, а пользует­ся ссылкой на нервы, как отговоркой. Когда не хватает усидчивости, настойчивости в труде, когда не научились подавлять мелочные претензии, когда все, что не удается в жизни, решительно все болезни и недомогания объясня­ют: «На нервной почве…» — тогда нервная система по­падает в положение невинно обвиняемого, которого хотят запутать, «втянуть в дело» истинные преступники.

Но иногда, действительно, особенности нервной систе­мы обусловливают то, что одни люди переполнены неиссякающим возбуждением, а другие инертны, вялы, у одних, как говорится, непробиваемая, слоновая кожа, а другие обостренно чувствительны, как мимоза. Вредна и та и дру­гая крайность. Плохо, когда человек, не успев собраться с мыслями, не взвесив все «за» и «против», кидается дей­ствовать, потому что такая молниеносность далеко не все­гда бывает целесообразной, результативной. И столь же плохо, если в критическую минуту, когда на решение от­ведены мгновения, пусковые механизмы где-то внутри не срабатывают, человек безвольно стоит, а лавина событий мчится, захватывая и его собственную судьбу и судьбу тех, решать за кого ему было доверено.

«Жизнь наша, — говорил И. П. Павлов, — к тому и сводится, что мы в определен­ной обстановке и в опре­деленный момент должны проявить известную дея­тельность, а в другой за­держать ее».

XXI век — век больших скоростей. Стремительный темп нашей жизни пре­дъявляет повышенные требования к нервной сис­теме. Кучеру, взмахиваю­щему кнутом над врунами гнедых рысаков, не требовалась та быстрота реакций, которую осваивает новичок, выехав­ший на учебном автомобиле на улицы оживленного города.
Точность и быстрота — залог успехов станочника-скорост­ника, ткачихи, обслуживающей много машин, ученого-экспериментатора. Быстрота и точность реакций нужны пешеходу, чтобы пересечь улицу в большом городе, спорт­ смену, штурмующему рекорды, шахматисту и педагогу, монтажнику-высотнику и сталевару.

Умение правильно, причем порой бессознательно, реа­гировать на изменение физических и психологических об­стоятельств — великое благо для человека. Оно облегчает жизнь, помогает устанавливать хорошие взаимоотношения с окружающими, способствует расцвету духа коллективиз­ма. Правильные реакции нервной системы — большое бла­го для самого человека и для всех, с кем он встречается на жизненном пути.

Обладание уравновешенными реакциями зависит не только от врожденного дара. В не меньшей степени это и искусство, которое можно постигнуть. Нервной системе чужды необъяснимые, сверхъестественные порывы. В ней все происходит закономерно, все обусловлено объективны­ми причинами.

О том, как совершенствовать реакции, как воспитывать свою нервную систему, и написана эта книжка. В ней рас­сказывается о процессах, которые регулируют функции нервной системы, о том, что идет ей на пользу, а что во вред, как смирять ее бури и подхлестывать активность, о сложных и тонких взаимосвязях между нервной системой и опорно-двигательным костяком нашего тела и, конечно, о физической культуре, потому что нет у нашей нервной системы лучшего наставника, чем физическая нагрузка.


Leave a Reply

You must be logged in to post a comment.